Правовое регулирование и особенности перехода права пользования недрами

(Мельгунов В. Д.) ("Экологическое право", 2010, N 3) Текст документа

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ <*>

В. Д. МЕЛЬГУНОВ

Мельгунов В. Д., доцент кафедры горного права РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, кандидат юридических наук.

Изучение правового регулирования и особенностей перехода права пользования недрами является весьма актуальным, учитывая определяющее значение для развития российской экономики использование недр. На основе проведенного анализа нормативных актов автор делает ряд выводов, которые могут быть использованы в правотворческой деятельности.

Ключевые слова: недра, лицензия, право пользования, Закон о недрах, участки недр.

The study of legal regulation and peculiarities of right to use subsoil is topical taking into consideration its determining significance for development of Russian economy. On the basis of analysis of normative acts the author makes a number of conclusions which may be used in law-making activity.

Key words: subsoil, license, right to use, Law on subsoil, subsoil plots.

В современном правовом регулировании, формирующем институт перехода права пользования недрами, законодателем применен широкий спектр правовых средств. К примеру, при переоформлении и регистрации лицензий на пользование недрами использованы публично-правовые элементы, а частноправовые основания закреплены в Законе РФ "О недрах" <1> (далее - Закон о недрах) как влекущие переход этого права. -------------------------------- <1> См.: Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах". С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ, от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ, от 2 января 2000 г. N 20-ФЗ, от 14 мая 2001 г. N 52-ФЗ, от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ, от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ, от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 15 апреля 2006 г. N 49-ФЗ, от 25 октября 2006 г. N 173-ФЗ, от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ, от 1 декабря 2007 г. N 295-ФЗ, от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ, от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ, от 18 июля 2008 г. N 120-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ, от 17 июля 2009 г. N 164-ФЗ и от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 834; СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823; 1999. N 7. Ст. 879; 2000. N 2. Ст. 141; 2001. N 33. Ст. 3429; 2002. N 22. Ст. 2026; 2003. N 23. Ст. 2174; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1778; 2006. N 44. Ст. 4538; 2007. N 27. Ст. 3213; 2007. N 49. Ст. 6056; 2008. N 18. Ст. 1941; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3420; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; 2009. N 29. Ст. 3601; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6450.

В правовой науке данной теме были посвящены диссертационные исследования и научные публикации <2>, однако она и сегодня не утратила своей актуальности, в первую очередь из-за отсутствия единообразия в судебно-арбитражной практике. Кроме того, авторский подход к оценке современной правовой природы права пользования недрами позволяет несколько иначе взглянуть и на институт перехода этого права <3>. -------------------------------- <2> См.: Сапожников А. В. Правовой режим перехода прав на пользование участками недр в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. <3> См.: Мельгунов В. Д. О понятии, содержании и правовой природе права пользования недрами // Государство и право. 2008. N 9.

Прежде всего следует отметить, что этот правовой институт имеет тесную связь с гражданско-правовым регулированием. Достаточно взглянуть на причины, которые влекут переход прав недропользования от одного лица к другому. Переход прав может быть связан: а) с реорганизацией юридического лица; б) с учреждением пользователем недр нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр; в) передачей права между дочерним и основным обществами; г) приобретением субъектом предпринимательской деятельности имущества (имущественного комплекса) пользователя недр, отвечающего признакам несостоятельности (банкротства). Каждая из этих причин - юридический факт, относящийся к сфере действия в большей степени частного (или гражданского) права. В подтверждение признаков частноправовой природы института перехода права пользования недрами говорит и формулировка первого абзаца ст. 17.1 Закона о недрах, предусматривающая переход права пользования недрами уже при наличии перечисленных в данной статье оснований. Дословно положения абзаца первого ст. 17.1 сформулированы следующим образом: "Право пользования недрами переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в следующих случаях..." Вышесказанное позволяет рассмотреть этот вопрос с позиции самостоятельности (разделения) перехода права пользования недрами и переоформления лицензий на пользование участками недр. В этом случае переход права пользования недрами к новому лицу будет считаться завершенным сразу же после появления основания и условий перехода права, предусмотренных ст. 17.1 Закона о недрах. Вместе с тем это только поверхностный взгляд на вопрос перехода права, поскольку все указанные выше аргументы и частноправовые юридические факты в реальности (по действующему законодательству) не влекут за собой перехода права пользования недрами от одного лица к другому. Обусловлено это следующим. Как известно, предоставление недр в пользование оформляется "специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами". В соответствии с абзацем 9 ст. 17.1 при переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. Порядок переоформления лицензий на пользование участками недр, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов России от 19 ноября 2003 г. N 1026 <4>, является обязательным для всех юридических и физических лиц, претендующих на переоформление лицензий на пользование участками недр, и определяет правила рассмотрения материалов и принятия решений, связанных с переоформлением лицензий на пользование недрами. Для переоформления лицензии на пользование недрами в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган подается заявление от лица, претендующего на получение лицензии на пользование участком недр, в котором содержится просьба о переоформлении лицензии с указанием основания ее переоформления, а также выражается согласие принять в полном объеме на себя выполнение условий пользования недрами, предусмотренных лицензией. Кроме заявления при переоформлении лицензии на пользование участком недр это лицо в зависимости от конкретного основания перехода права пользования недрами должно представить соответствующие документы, предусмотренные Порядком. Если на момент подачи заявления владелец лицензии сохраняет статус юридического лица (а в некоторых случаях, к примеру при реорганизации, юридическое лицо прекращает свое существование), лицо, претендующее на переоформление лицензии, представляет также документ, подтверждающий согласие владельца лицензии на переоформление лицензии с указанием основания ее переоформления. -------------------------------- <4> См.: Приказ Министерства природных ресурсов России от 19 ноября 2003 г. N 1026 "Об утверждении Порядка переоформления лицензий на пользование участками недр" // БНА ФОИВ. 2004. N 5.

Заявление лица, претендующего на получение лицензии, проходит экспертизу (проверку). На его основании при соблюдении всех перечисленных условий принимается решение соответствующего органа государственной власти о переоформлении лицензии на указанное в заявке лицо. На основании этого решения прежняя лицензия изымается, и новому юридическому лицу выдается новая лицензии на тех же условиях, что и прежняя. В соответствии с указанными положениями Закона о недрах право пользования недрами возникает у нового лица только после переоформления старой лицензии на пользование недрами на новую лицензию. При этом приступать к пользованию недрами без получения лицензии запрещено и даже наказуемо <5>. В этой связи ссылки на положения абзаца первого ст. 17.1, предусматривающего положение о том, что "право пользования недрами переходит в установленных законом случаях", не позволят избежать административной или уголовной ответственности в случае начала пользования недрами до переоформления (получения) новым лицом лицензии на пользование недрами. -------------------------------- <5> Ответственность за пользование недрами без разрешения (лицензии) предусмотрена ст. 7.3 КоАП РФ, а также ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии)).

Однако и переоформления лицензии на право пользования недрами недостаточно для перехода к претендующему лицу этого права, поскольку в соответствии с общими условиями возникновения прав и обязанностей пользователей недр, предусмотренными в ст. 9 Закона о недрах, права и обязанности пользователя недр возникнут только с момента государственной регистрации переоформленной лицензии на пользование недрами. Таким образом, все предусмотренные Законом о недрах (по сути, частноправовые) причины (основания), побудившие недропользователя передать свое право пользования недрами другому лицу, не могут сами по себе влечь переход права. Для того чтобы переход прав состоялся, необходимо еще и соблюдение других публично-правовых условий. К тому же, что особенно важно, при переходе права пользования участком недр от одного лица к другому лицензия на пользование участком недр должна быть переоформлена на новое лицо. Следовательно, отношения по передаче прав от одного недропользователя к другому осуществляются с соблюдением порядка и условий, предусмотренных публичным законодательством. От воли недропользователя зависят только его действия, направленные на возбуждение управленческого процесса (в науке административного права - административной процедуры) <6> по переоформлению лицензии в установленном порядке. Все остальное зависит от соответствующего органа, принимающего решение о переоформлении лицензии, который может отказать в переоформлении, если не соблюдены вышеперечисленные условия и установленный порядок. Очевидно, что при отказе в переоформлении лицензии право пользования недрами не перейдет от недропользователя к новому лицу <7>. -------------------------------- <6> Об административных процедурах см.: Лазарев И. М. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004. С. 118. <7> Отказ в переоформлении лицензии может быть обжалован в суд.

По существу, общим выводом из приведенного обоснования является следующее: гражданско-правовые основания, послужившие поводом к постановке вопроса о переходе прав от одного недропользователя к другому, являются основаниями для перехода прав недропользования, но ipso iure (по закону, автоматически) не влекут перехода права. Этот переход возможен только при соблюдении специальной процедуры проверки соответствия претендента требованиям законодательства о недрах. О различиях перехода прав пользования недрами и частноправовых причин, являющихся основаниями такого перехода, говорит то, что по общему правилу реорганизация юридического лица в соответствии с гражданским законодательством должна влечь за собой правопреемство всех или части гражданских прав реорганизуемого юридического лица к тому юридическому лицу, которое создается в результате реорганизации. Однако право пользования недрами к числу прав, переходящих в порядке правопреемства, гражданским законодательством не отнесено (что, впрочем, дополнительно подтверждает аргументы автора о самостоятельности его правовой природы, приведенные в указанной выше публикации) <8>. Переход прав пользования недрами зависит главным образом от соблюдения условий, предусмотренных Законом о недрах, т. е. отраслевым законом, имеющим сегодня ярко выраженный публично-правовой характер. При этом в случае реорганизации путем присоединения пользователя недр к другому юридическому лицу право пользования недрами переходит, если другое юридическое лицо будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также будет иметь квалифицированных специалистов и необходимые финансовые и технические средства для безопасного проведения работ. -------------------------------- <8> См.: Мельгунов В. Д. О правовой природе права пользования недрами по действующему законодательству РФ // Нефть. Газ. Право. 2008. N 3.

Иные случаи, предусмотренные ст. 17.1 Закона о недрах, такие, как: создание нового юридического лица для продолжения деятельности на участке недр, приобретение имущественного комплекса пользователя недр, отвечающего признакам несостоятельности (банкротства), передача права между дочерним и основным обществами в соответствии с гражданским законодательством, не влекут правопреемства и перехода каких-либо гражданских прав. Однако по Закону о недрах эти случаи влекут переход права пользования недрами. Следует обратить внимание и на формулировку ст. 1.2 Закона о недрах, в соответствии с которой права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами и ст. 17.1 Закона: "Право пользования участком или участками недр, приобретенное юридическим лицом в установленном порядке, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, установленной гражданским законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом или иными федеральными законами". При этом исчерпывающий перечень оснований для перехода права пользования недрами от одного лица к другому и требований, предъявляемых к юридическим лицам в этих случаях, предусмотрен ст. 17.1 Закона о недрах. Вышеприведенный анализ положений законодательства, регулирующего институт перехода права пользования недрами, вряд ли был бы полон без ссылки на положения ст. 10.1 Закона о недрах, предусматривающей в качестве "основания возникновения" права пользования недрами "случаи перехода права пользования участками недр". Иными словами, если буквально понимать эту норму, то переход права пользования недрами от прежнего недропользователя по Закону о недрах влечет для нового лица возникновение у него права пользования недрами. Существование этого положения в Законе о недрах, безусловно, усиливает специфичность института перехода права пользования недрами. Однако следует иметь в виду и то, что Закон о недрах с точки зрения законодательной техники - закон неидеальный <9>. -------------------------------- <9> К аналогичному выводу приходит проф. А. И. Перчик. См.: Перчик А. И. Критическое прочтение Закона "О недрах": понятия, институты, терминология // Нефть. Газ. Право. 2007. N 2 - 3.

Следует также обратить внимание читателя и на тот факт, что при переходе права пользования недрами гражданские права не возникают из административного акта, а, наоборот, гражданско-правовые причины являются необходимой основой для осуществления административной процедуры - переоформления лицензии на пользование недрами. Совместно же по законодательству о недрах возникновение одного из этих гражданско-правовых оснований и реализация административно-правовой процедуры переоформления лицензии влекут переход права пользования недрами, по своей правовой природе относящегося к сфере действия горного законодательства. Учитывая изложенное выше, возможно сделать вывод о том, что переход права пользования недрами можно рассматривать как самостоятельный институт горного законодательства, в регулировании которого используются как частноправовые, так и публично-правовые инструменты. Наиболее интересным в этом институте видится взаимодействие трех отраслей законодательства РФ: гражданского, административного и горного <10>. При этом горное законодательство представляет собой ту особую сферу, где происходит стыковка норм, имеющих частноправовой и публично-правовой характер, формирующих в совокупности институт перехода права пользования недрами. -------------------------------- <10> Такое наименование отрасли (горное право) имеет глубокие исторические корни и широко используется в отечественной и зарубежной юридической литературе. См., напр.: Яновский А. Е. Основные начала горного законодательства и пересмотр его в России. СПб., 1900; Штофъ А. Горное право. Сравнительное изложение горных законов, действующих в России и главнейших горнопромышленных государствах Западной Европы. СПб., 1896; Струкговъ В. Г. Курс горного права. СПб., 1907; Клеандров М. И. Нефтегазовое законодательство в системе российского права. Новосибирск, 1999; Клюкин Б. Д. Горные отношения в странах Западной Европы и Америки (Англия, Канада, США, Франция, ФРГ). М., 2000; Перчик А. И. Горное право: Учебник. М., 2002; Горное право: В 2 ч. Ч. 1. Анненкова Ю. Н., Салиева Р. Н., Салиева Р. Н., Шмелева Д. Н. Казань, 2006; Перчик А. И. Горное право: Учебник. М., 2008.

Далее рассмотрим подробнее каждый из случаев, влекущих переход права пользования недрами, и особенности процедуры переоформления лицензий. К первому основанию перехода права пользования недрами Закон относит реорганизацию пользователя недр (абз. 2 - 5 ст. 17.1): - реорганизация юридического лица - пользователя недр путем присоединения к нему другого юридического лица или слияния его с другим юридическим лицом в соответствии с законодательством Российской Федерации; - прекращение деятельности юридического лица - пользователя недр вследствие его присоединения к другому юридическому лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации при условии, если другое юридическое лицо отвечает требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также обладает квалифицированными специалистами, финансовыми и техническими средствами, необходимыми для безопасного ведения работ; - реорганизация юридического лица - пользователя недр путем его разделения или выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр. Из приведенных выше положений Закона очевидно, что реорганизация юридического лица путем присоединения к другому юридическому лицу не повлечет перехода права пользования недрами, если другое юридическое лицо не будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, а также не будет иметь квалифицированных специалистов, необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ. Здесь уместно будет заметить следующее. Несмотря на достаточно частое использование в Законе о недрах формулировки "требования, предъявляемые к пользователям недр", перечень таких требований до настоящего времени не определен. Последними изменениями, внесенными в Закон о недрах, определены только минимальные требования, предъявляемые к пользователям недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф. Таковыми могут быть "юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа Российской Федерации не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем пятьдесят процентов и (или) в отношении которых Российская Федерация имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц" <11>. -------------------------------- <11> Статья 9 Закона Российской Федерации "О недрах", в ред. Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечении обороны страны и безопасности государства" // СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 1941.

В отношении других участков недр можно сделать вывод, что законодатель имеет в виду как минимум наличие у претендента на переоформление лицензии на пользование недрами специальных лицензий (разрешений) на осуществление видов деятельности, необходимых для пользования недрами (ст. 9 Закона о недрах). Аналогичная, по существу, норма содержится в ст. 22 Закона и предусматривает в качестве общего требования ко всем пользователям недр наличие "специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дипломом) на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, других видов пользования недрами". Логичным представляется и вывод о том, что в число "требований, предъявляемых к пользователям недр" должны включаться требования о наличии у пользователя недр (или претендента на переоформление лицензии) квалифицированных специалистов, необходимых финансовых и технических средств для безопасного проведения работ. Учитывая то, что в разных видах пользования недрами к недропользователям могут предъявляться различные требования, в качестве предложения по изменению законодательства о недрах можно сформулировать следующее. Целесообразно внести в Закон о недрах норму, в которой предоставить федеральному органу управления государственным фондом недр (в этом случае - Министерству природных ресурсов и экологии) право принимать нормативные правовые акты, определяющие перечень требований, предъявляемых к пользователям недр, применительно к разным видам пользования недрами (в том числе требования, предъявляемые для целей геологического изучения недр, разведки и добычи отдельных видов полезных ископаемых, строительства различных типов подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и др.). При реорганизации путем разделения или выделения право пользования недрами может перейти только при условии, что новое юридическое лицо, появившееся в результате реорганизации, намерено продолжать деятельность в соответствии с лицензией на пользование участком недр. Такое намерение, очевидно, должно быть выражено письменно при подаче заявки на переоформление лицензии. Во всех вышеперечисленных случаях Закон о недрах требует, чтобы реорганизация пользователя недр была осуществлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, т. е. без нарушений положений нормативных правовых актов. Если такие нарушения были допущены, в переоформлении лицензии должно быть отказано. Второе основание для перехода права пользования недрами - учреждение пользователем недр нового юридического лица, созданного для продолжения деятельности на предоставленном участке недр в соответствии с лицензией на пользование участком недр. При этом само по себе учреждение нового юридического лица не является основанием для перехода к новому лицу прав учредителя-недропользователя. В данном случае для перехода права пользования недрами Законом предъявляется целый ряд обязательных условий. 1. Новое юридическое лицо должно быть образовано в соответствии с законодательством Российской Федерации. По существу, в этой норме Закона закреплено два требования. Первое из них: новое юридическое лицо должно быть зарегистрировано как российское юридическое лицо, т. е. переход права пользования недрами к иностранному юридическому лицу невозможен (даже если пользователь сам является иностранным лицом). Второе: при создании нового лица не должно быть допущено нарушений законодательства РФ. К примеру, при учреждении нового юридического лица акционерным обществом необходимо решение совета директоров этого акционерного общества. Создания компании только на основании решения генерального директора в этом случае недостаточно, следовательно, юридическое лицо будет создано с нарушением законодательства РФ (ст. 65 Федерального закона "Об акционерных обществах" <12>). -------------------------------- <12> См.: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 13 июня 1996 г. N 65-ФЗ, от 24 мая 1999 г. N 101-ФЗ, от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ, от 31 октября 2002 г. N 134-ФЗ, от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ, от 24 февраля 2004 г. N 5-ФЗ, от 6 апреля 2004 г. N 17-ФЗ, от 2 декабря 2004 г. N 153-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 192-ФЗ, от 27 декабря 2005 г. N 194-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 208-ФЗ, от 5 января 2006 г. N 7-ФЗ, от 27 июля 2006 г. N 138-ФЗ, от 27 июля 2006 г. N 146-ФЗ, от 27 июля 2006 г. N 155-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ, от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ, от 24 июля 2007 г. N 220-ФЗ, от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ, от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ, от 13 октября 2008 г. N 173-ФЗ, от 27 октября 2008 г. N 175-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 315-ФЗ, от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ, от 3 июня 2009 г. N 115-ФЗ, от 18 июля 2009 г. N 181-ФЗ, от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ и от 27 декабря 2009 г. N 352-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; 1996. N 25. Ст. 2956; 1999. N 22. Ст. 2672; 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3423; 2002. N 12. Ст. 1093; 2002. N 45. Ст. 4436; 2003. N 9. Ст. 805; 2004. N 11. Ст. 913; 2004. N 15. Ст. 1343; 2004. N 49. Ст. 4852; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18; 2006. N 1. Ст. 5; 2006. N 1. Ст. 19; 2006. N 2. Ст. 172; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3437; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3445; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5497; 2007. N 7. Ст. 834; 2007. N 31. Ст. 4016; 2007. N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1941; 2008. N 42. Ст. 4698; 2008. N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 14; 2009. N 1. Ст. 23; 2009. N 19. Ст. 2279; 2009. N 23. Ст. 2770; 2009. N 29. Ст. 3618; 2009. N 29. Ст. 3642; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6428.

2. Новому юридическому лицу должно быть передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка. Требования ст. 17.1 Закона о недрах об обязательной передаче новому юридическому лицу имущества, необходимого для осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами (до перехода права), прямо вытекают не только из положений действующего законодательства РФ о недрах, но и из положений законодательства о промышленной безопасности и обусловлены следующим. Во-первых, в соответствии с Законом о недрах новое юридическое лицо должно осуществлять пользование недрами с соблюдением обязанностей, установленных ст. 22 для пользователей недр: по безопасному ведению горных работ соблюдению требований утвержденных стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, и при первичной переработке минерального сырья и др. Во-вторых, новое юридическое лицо обязано обеспечить в соответствии со ст. 23 Закона о недрах соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, в частности требований: технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых. В-третьих, деятельность, связанная с пользованием недрами для целей добычи многих видов полезных ископаемых, в соответствии с положениями ст. 2 и приложений к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <13> связана с эксплуатацией опасного производственного объекта. В этой связи в соответствии с положениями ст. 7, 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и ст. 24 Закона РФ "О недрах" в рассматриваемом случае для пользователей недр предусматриваются специальные и обязательные требования по обеспечению безопасного ведения горных работ в части: а) применения машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарным нормам; б) правильного использования взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащего учета, хранения и расходования; в) проведения комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций, своевременного определения и нанесение на планы горных работ опасных зон; г) управления деформационными процессами горного массива, обеспечивающего безопасное нахождение людей в горных выработках, и др. -------------------------------- <13> См.: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". С изм. и доп., внесенными Федеральными законами от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ, от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ, от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ и от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3588; 2000. N 33. Ст. 3348; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; 2006. N 52 (ч. 1). Ст. 5498; 2009. N 1. Ст. 17; 2009. N 1. Ст. 21; 2009. N 52 (ч. 1). Ст. 6450.

3. Доля прежнего юридического лица - пользователя недр в уставном капитале нового юридического лица на момент перехода права пользования участком недр должна составлять не менее половины уставного капитала нового юридического лица. Здесь необходимо напомнить о позиции, высказанной выше, о "моменте перехода права пользования недрами", точнее, обязанности регистрации переоформленной лицензии на пользование недрами. Следовательно, требование о наличии у прежнего недропользователя не менее половины уставного капитала нового юридического лица должно выполняться, по крайней мере пока новая лицензия на пользование недрами не будет зарегистрирована в установленном порядке. 4. У нового юридического лица должны быть необходимые разрешения (лицензии) на осуществление видов деятельности, связанных с недропользованием. Небесполезно отметить, что ст. 9 Закона о недрах в ранее действовавшей редакции предусматривала необходимость получения самим недропользователем лицензий на отдельные виды деятельности либо возможность заключения договоров с другими организациями для проведения работ, требующих наличия специальных лицензий или разрешений. Вместе с тем, как указывалось выше, для перехода права пользования недрами к вновь созданному лицу возможность заключения такого договора с другой организацией Законом не предусматривалась. Однако Федеральным агентством по недропользованию на практике эта норма не всегда соблюдалась. Вывод о необходимости наличия именно у вновь созданного юридического лица соответствующих лицензий логичен и обусловлен тем, что переход права пользования недрами осуществляется к лицу, которое только что создано, не имеет ни опыта добычи полезных ископаемых, ни налаженных связей с контрагентами, ни квалифицированных кадров, ни специального оборудования и техники. В частности, для нового юридического лица может потребоваться получение лицензий на следующие виды деятельности: хранение взрывчатых материалов промышленного назначения; применение взрывчатых материалов промышленного назначения; производство маркшейдерских работ; эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов и пр. Полагаем, что такой подход законодателя обоснован и объективно необходим для исключения перехода права к юридическому лицу, неспособному обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению горных работ. В настоящее время в ст. 9 Закона о недрах внесены изменения, и возможность заключения недропользователем договоров с другими организациями для проведения отдельных работ, требующих наличия специальных лицензий или разрешений, исключена <14>. В этой связи исключена и возможность иного, чем приведенное выше, толкования нормы ст. 17.1 Закона о недрах при переходе права к вновь созданному юридическому лицу. -------------------------------- <14> См.: Закон Российской Федерации "О недрах", в ред. Федерального закона от 29 апреля 2008 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечении обороны страны и безопасности государства" // СЗ РФ. 2008. N 8. Ст. 1941.

Вместе с тем распространение данной обязанности на всех без исключения пользователей недр, т. е. не только на вновь созданные юридические лица для целей перехода к ним права пользования недрами, вызывает обоснованные сомнения. По мнению автора, законодателю не следовало изменять эту норму таким образом. Более правильным было бы предоставить в Законе право федеральному органу управления государственным фондом недр (в рассматриваемом случае - Министерству природных ресурсов и экологии) принимать нормативные правовые акты, в которых предусматривать обязательные перечни лицензий, которыми должны обладать недропользователи, применительно к различным видам пользования недрами (в том числе при геологическом изучении, разведке и добыче отдельных видов полезных ископаемых, захоронении опасных отходов и пр.). Третье основание или группа оснований для перехода права пользования недрами: - передача права организацией, являющейся основным обществом, юридическому лицу, являющемуся для него дочерним обществом; - передача права пользования участком недр организацией, являющейся дочерним обществом, юридическому лицу, являющемуся для него основным обществом; - передача права пользования участком недр организацией, являющейся дочерним обществом основного общества, юридическому лицу, являющемуся дочерним обществом того же основного общества, по его указанию. Переход права пользования недрами в этой группе оснований может состояться при соблюдении следующих установленных Законом условий: 1) юридическое лицо, которому передается право пользования недрами, должно быть создано в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) юридическое лицо должно соответствовать требованиям, предъявляемым к пользователям недр законодательством Российской Федерации, условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком недр, условиям лицензии на пользование данным участком недр; 3) такому юридическому лицу передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование недрами, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка. Требования о создании юридического лица в соответствии с законодательством РФ, наличии у претендента на переоформление лицензии имущества, необходимого для осуществления указанной в лицензии на пользование недрами деятельности, созвучны с рассмотренными выше в предыдущих основаниях перехода права. Специально в этой группе оснований перехода права следует выделить требование о соответствии претендента условиям проведения конкурса или аукциона на право пользования данным участком недр, а также условиям лицензии на пользование данным участком недр. Данные требования, на наш взгляд, необходимы для того, чтобы материнские компании, имеющие достаточный потенциал для участия в конкурсах и аукционах, не злоупотребляли своими возможностями. В противном случае они могли бы успешно побеждать в конкурсах или аукционах и впоследствии передавать право пользования недрами дочерним компаниям, которые к конкурсу или аукциону не были бы допущены или не смогли бы одержать в них победу. Представляется, что соответствие материнской или дочерней компании условиям лицензии на пользование участком недр в целом схоже с рассмотренным выше положением Закона о соответствии претендента на переоформление лицензии "требованиям, предъявляемых к пользователям недр", однако в отдельных случаях лицензии могут иметь специфические условия, что отразится на соответствующих требованиях к претенденту на переоформление лицензии на пользование недрами. Последнее из оснований перехода права, предусмотренных Законом, - это приобретение субъектом предпринимательской деятельности в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" <15>, имущества (имущественного комплекса) несостоятельного предприятия, являющегося недропользователем. -------------------------------- <15> См.: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Право недропользователя может перейти к приобретателю при условии, что он является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также отвечает квалификационным требованиям, предъявляемым к пользователям недр законодательством о недрах Российской Федерации. Из анализа ст. 17.1 Закона о недрах, предусматривающей возможность перехода права пользования недрами в случае приобретения имущества прежнего пользователя недр, отвечающего признакам несостоятельности, следует, что для перехода права пользования недрами необходимо: 1) приобретение в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", имущества (имущественного комплекса) пользователя недр; 2) соответствие претендента квалификационным требованиям, предъявляемым Законом к недропользователям с учетом особенностей добычи соответствующих полезных ископаемых (к примеру, нефть - бурение скважин, добыча известняков - проведение буро-взрывных, маркшейдерских, строительных работ и пр.). Следует обратить внимание, что в Законе о недрах не раскрывается также и понятие порядка, предусмотренного ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для приобретения имущества пользователя недр. В этой связи возникает вопрос о том, на всех ли стадиях процедуры банкротства возможно приобретение имущества (имущественного комплекса) пользователя недр, которое повлечет за собой переход права. Возможно ли такое приобретение только при конкурсном производстве, т. е. после признания пользователя недр банкротом, или также на стадиях наблюдения и внешнего управления, т. е. до признания банкротом пользователя недр? По нашему мнению, основание для перехода права пользования недрами возникнет при приобретении имущества (имущественного комплекса) на любой стадии процедуры банкротства. В противном случае возможно возникновение ситуации, при которой имущественный комплекс пользователя недр, необходимый для выполнения работ при пользовании недрами, будет продан, а право пользования недрами не перейдет к приобретателю. В этом случае приобретатель не сможет использовать имущество по назначению (к примеру, скважины на нефтяном или газовом месторождении), а прежний пользователь недр уже не будет отвечать требованиям, предъявляемым к пользователям недр, следовательно, его право пользования недрами должно быть прекращено. Кроме того, возникает вопрос: что такое "имущество" или "имущественный комплекс", приобретение которого влечет переход права пользования недрами к его покупателю; каков минимальный перечень этого имущества? Очевидно, что для каждого вида добычи полезных ископаемых, а порой и каждого участка недр он может быть индивидуален. В заключение хотелось бы сказать следующее. Пользование недрами для целей добычи полезных ископаемых в подавляющем большинстве случаев связано с общественно опасной, требующей специальных знаний, применения сложной техники и достаточных финансовых возможностей деятельностью. Достаточно сказать, что во многих случаях работы проводятся с применением опасных буро-взрывных работ, связаны с высоким давлением или хранением взрывопожароопасных материалов или добытого минерального сырья. Неквалифицированная деятельность по добыче полезных ископаемых способна поставить под угрозу не только возможность дальнейшего использования разрабатываемого месторождения, но и безопасность жизни и здоровья работников горного предприятия, а также населения поселков, прилегающих к месторождению. В указанной связи соответствие претендента всем требованиям, предъявляемым Законом о недрах, в каждом случае возникновения основания перехода права пользования недрами, влекущего переоформление лицензии, должно надлежащим образом проверяться специально уполномоченным органом по управлению государственным фондом недр - Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом. Предметом проверки должны являться представленные претендентом на переоформление лицензии документы. Такие документы должны доказывать техническую (наличие необходимого комплекса имущества), финансовую и квалификационную состоятельность этого лица, возможность выполнения им требований по безопасному ведению горных работ, требований по рациональному использованию участка недр, а в предусмотренных законодательством случаях наличие у него лицензий и разрешений на опасные виды деятельности, выданные Ростехнадзором, МЧС РФ, ФСБ. Кроме того, было бы целесообразным предоставить в Законе право федеральному органу управления государственным фондом недр (в рассматриваемом случае - Министерству природных ресурсов и экологии) либо принимать нормативные правовые акты, предусматривающие перечни лицензий, которыми должны обладать недропользователи, применительно к различным видам пользования недрами (в том числе при геологическом изучении, разведке и добыче отдельных видов полезных ископаемых, захоронении опасных отходов и пр.), либо вообще исключить из Закона о недрах нормы о необходимости получения пользователями недр лицензий на отдельные виды деятельности, включив обязанность получения лицензий на виды деятельности в перечень обязательных требований, предъявляемых к пользователям недр (о порядке установления этих требований уже упоминалось выше). В этом случае в Закон о недрах необходимо внести норму (ст. 22 дополнить соответствующей частью), предоставляющую федеральному органу управления государственным фондом недр (Министерству природных ресурсов и экологии) право принимать нормативные правовые акты, определяющие перечень требований, предъявляемых к пользователям недр, применительно к разным видам пользования недрами (в том числе требования, предъявляемые для целей геологического изучения недр, разведки и добычи отдельных видов полезных ископаемых, строительства различных типов подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, и др.). Закрепление и реализация данной правовой конструкции (дополнение Закона указанной нормой, а также принятие на этой основе соответствующих подзаконных актов) будут полезными не только для случаев перехода права пользования недрами. Установление четкого перечня требований, предъявляемых к пользователям недр, позволит минимизировать существующий сегодня субъективизм при проведении Федеральным агентством по недропользованию экспертизы заявок претендентов на получение права пользования недрами и принятии решений о допуске к участию в аукционах, конкурсах, предоставлении права в бесконкурсном порядке.

Название документа