Российское экологическое право в свете социологии права Эмиля Дюркгейма
(Гиряева В. Н.) ("Журнал российского права", 2010, N 6) Текст документаРОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО В СВЕТЕ СОЦИОЛОГИИ ПРАВА ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА <*>
В. Н. ГИРЯЕВА
Гиряева Вера Николаевна - научный сотрудник ИНИОН РАН.
Согласно социологии права Э. Дюркгейма появление новой сферы законодательства - экологического права должно рассматриваться как свидетельство общественного признания идеи охраны окружающей среды. Быстро растущее число законов и других нормативных актов по охране окружающей среды в 1990-е гг., противоречия между этими актами, изменяющаяся сфера полномочий государственных органов, экономическая нестабильность и другие факторы оказали воздействие на экологическое право и правоприменение. Согласно концепции Э. Дюркгейма такая ситуация может быть охарактеризована как "состояние аномии". В праве это состояние нельзя полностью искоренить, поскольку оно отражает потребность в реформировании соответствующих правовых норм.
Ключевые слова: российское экологическое право, социология права, теория аномии Дюркгейма.
According to the concept of E. Durkheimian sociology of law, the emergence of the new field of legislation - environmental law should be considered as an evidence of public acceptance of the idea of environmental protection. The fast growing number of legal and normative acts in the field of environmental protection in 1990-es, contradictions between different acts in question, changing competence of governmental agencies, economic instability etc. affected both environmental law and law enforcement. This situation in the field may be qualified as a "state of anomie" in sense of E. Durkheim. It is not possible to fully eliminate "the state of anomie" in law, because such a state reflects necessity of reformation of appropriate legal norms.
Key words: russian environmental law, sociology of law, anomic theory of E. Durkheim.
Рассматривая экологическое право как комплекс правовых норм, регулирующих отношения человека с окружающей средой, мы попытаемся ответить на вопросы: как урегулировано то или иное правоотношение; какие нормативные акты закрепляют регулирование; нет ли противоречий между нормативными актами? Социология права рассматривает право как одну из нормативных систем общества, причем рассматривает ее в развитии и взаимодействии с другими нормативными системами (религиозными нормами, обычаями, нормами морали). Многие известные социологи разрабатывали собственные правовые теории, которые можно с успехом использовать для объяснения изменений, происходящих в международном праве, в правовых семьях, в национальном праве в целом и в отдельных отраслях. Из-за того что Э. Дюркгейм разработал теорию "нормальности преступлений", ставшую основой современной криминологии, обычно дюркгеймовскую социологию права используют для анализа уголовного права. Мы же рассмотрим возможность использования теории Э. Дюркгейма для анализа экологического права России. Э. Дюркгейм не был правоведом, и это повлияло на его теорию права, "неюридичность" которой проявляется: 1) в отсутствии однозначных дефиниций. Например, между понятиями "право" и "мораль" четкая граница отсутствует. Право для Э. Дюркгейма - это одна из действующих в обществе нормативных систем, причем нормы права развиваются обычно из моральных норм <1>; -------------------------------- <1> См.: Durkheim E. Physik der Sitten und des Rechts. Frankfurt a. M., 1999. S. 9.
2) в разделении всех правовых норм на две группы: нормы с реститутивными (восстановительными) санкциями (гражданское право) и нормы с репрессивными санкциями (уголовно-правовые) <2>. Такая классификация совершенно неприменима к нормам конституционного права и процессуальных отраслей и в целом к нормам, состоящим из гипотезы и диспозиции, но не содержащим санкции. -------------------------------- <2> См.: Durkheim E. Uber soziale Arbeitsteilung. Frankfurt a. M., 1992. S. 160.
Однако отсутствие четкой грани между моралью и правом не может являться препятствием применения этой теории к экологическому праву, наоборот, такой взгляд прольет свет на потенциальную эффективность правового регулирования. Деление норм только на реститутивные и репрессивные также не может помешать социологическому анализу, так как социология права не занимается анализом юридической структуры правовых норм. Представления Э. Дюркгейма о процессе возникновения и изменения правовых норм связаны с его определением коллективного сознания, под которым понимается "совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, образующая определенную систему, имеющую свою собственную жизнь" <3>. Важное значение имеет интенсивность коллективных чувств. Именно интенсивные коллективные чувства протеста против преступлений против жизни и здоровья, а не простое закрепление этих составов в УК обеспечивают исполнение этих норм. Запрет убийства намного старше соответствующего состава преступления. Этот запрет так прочно укоренился в коллективном сознании, что его нарушение вызывает сильный всплеск коллективного негодования, поэтому соответствующие нормы УК не теряют актуальности. -------------------------------- <3> Цит. по: Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. 8-е изд. М., 2006. С. 201.
Несколько иначе обстоят дела с нормами экологического права. Э. Дюркгейм отмечал, что ничто в его сознании не противится рыбной ловле или охоте в запрещенные для охоты периоды <4>. При этом он имел в виду отсутствие сильных коллективных чувств, связанных с нарушением норм охраны природы. Сам Э. Дюркгейм приводил этот пример, чтобы продемонстрировать правовую норму, не опирающуюся на коллективные чувства. Изменения в коллективных чувствах по отношению к охоте можно рассмотреть на примере запрета охоты на лис в Великобритании. Если судить по статьям в прессе, этот запрет, вступивший в силу 18 февраля 2005 г., разделил английское общество на два лагеря. С одной стороны, сторонники запрета охоты на лис празднуют победу, с другой - значительная часть населения игнорирует запрет или ищет юридические лазейки для его неприменения <5>. Введение запрета охоты на лис и неоднозначная реакция на него общественности наглядно демонстрируют нам подверженность коллективного сознания изменениям. Причем необязательно, что именно изменения в коллективном сознании приводят к изменению права. Бывает и наоборот: изменения правовых норм меняют коллективное сознание, и именно экологическое право как отрасль - наглядный пример такого воздействия права на коллективное сознание. Сто лет назад такой отрасли права просто не существовало, хотя и были отдельные нормативные акты, регулирующие природопользование и охрану природы. В СССР истоки экологического права относятся к концу 50 - началу 60-х гг. XX в. (Закон "Об охране природы в РСФСР" был принят 27 октября 1960 г., в ряде республик принятие соответствующих законов состоялось примерно в это же время). Опираясь на историю охраны природы в СССР и России <6>, можно утверждать, что в середине прошлого века понимание необходимости охраны окружающей среды было не частью коллективного сознания, а скорее частью профессиональной морали активистов природоохранного движения. За прошедшие 50 лет, во многом благодаря усилиям носителей соответствующей профессиональной морали, экологическое право стало очень объемной отраслью права. Что касается изменений в сознании, то студенты-юристы <7>, как показывают результаты опроса, разделяют мнение о необходимости охраны природы не только из антропоцентрических, но и биоцентрических, и даже религиозных соображений. В связи с тем что опрошенные студенты не являлись активистами экологических движений, можно сделать вывод о происходящих изменениях в коллективном сознании. Вырисовывается следующая схема взаимодействий: профессиональная мораль изменяет право и коллективное сознание; в то же самое время право и коллективное сознание воздействуют друг на друга. Этот вид взаимодействия (право - коллективное сознание) также легко объясним: если бы нормы экологического права вообще не попадали в сферу коллективного сознания, они бы просто не применялись, так как никто, включая представителей государственных органов, не чувствовал бы необходимости в их применении. Профессиональная мораль до сих пор остается катализатором многих нормотворческих процессов в экологическом праве, примером тому служит принятие Федерального закона от 1 мая 1999 г. N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", а также изменение маршрута Восточного трубопровода вблизи Байкала <8>. -------------------------------- <4> См.: Durkheim E. Uber soziale Arbeitsteilung. S. 132. <5> См.: Mode of access. URL: http:// www. abschaffung-der-jagd. de/ schlagzeilen/ 28122005fuchsjagdinenglandtrotzverbot. html. <6> См., например: Ларин В., Мнацаканян Р., Честин И., Шварц Е. Охрана природы России: от Горбачева до Путина. М., 2003. <7> Опрос студентов был проведен в 2005 г. в Бонне и Москве (см.: Лихтенберг Н., Гиряева В. Религиозность и отношение к природе студентов-юристов в Москве и в Бонне // Социология права в Германии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Алферова. М., 2008. С. 182 - 199). <8> См.: Mode of access: http://russian. people. com. cn/31519/4335411.php.
Еще одним очень важным элементом социологической теории Э. Дюркгейма является состояние аномии. Как отмечает А. Б. Гофман, аномия, по Э. Дюркгейму, - это "состояние ценностно-нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов и состояний в развитии обществ, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились" <9>. Это определение, данное А. Б. Гофманом, полностью охватывает все признаки состояния аномии, описанные Э. Дюркгеймом в работах "Самоубийство" и "О разделении общественного труда". Состояние аномии (состояние бездействия норм) - это одновременно и противоположность, и составляющая состояния "нормальности". С одной стороны, в случае когда нормы не действуют, не применяются, отношения остаются без регулирования, а значит, участники отношений лишаются представлений о том, каким образом будет действовать их контрагент. С другой стороны, состояние аномии необходимо для здорового развития нормативных систем. В случае если норма, действовавшая до этого, перестает применяться, стоит задуматься о ее возможном несоответствии либо изменившимся отношениям, либо изменившемуся коллективному сознанию. Если же не действует новая норма, то речь может идти как об опережении закрепленным положением существующих отношений, так и о несоответствии им. Следовательно, для нормального функционирования права необходимо достичь такого баланса между действием норм и состоянием аномии, чтобы отношения были урегулированы, но нормы изменялись вслед за меняющимися отношениями. -------------------------------- <9> Гофман А. Б. Указ. соч. С. 205.
Обычно теорию аномии используют в криминологии и уголовном праве для объяснения соотношения конформного и девиантного поведения. Однако с точки зрения этой теории можно рассмотреть и изменения экологического права последних 15 лет. Причиной состояния аномии как состояния бездействия норм (не только правовых, но и религиозных или моральных) Э. Дюркгейм считал экономические кризисы: как ухудшение состояния экономики, так и его резкое улучшение. Вне зависимости от того, переживает ли общество экономические затруднения или, наоборот, экономический подъем, при резком изменении экономического положения наступает состояние аномии. Схема, представленная Э. Дюркгеймом, такова: иерархия видов деятельности и среднее вознаграждение за определенную работу укореняются в традиционном сознании. Постепенно формируются четкие представления о стилях жизни и прогнозируемые ожидания. Имеет место фактическая регламентация, устанавливающая предел благосостояния для различных классов <10>. Экономические кризисы или внезапный рост благосостояния разрушают сложившуюся иерархию и не в состоянии быстро сформировать новую. Таким образом, развивается состояние аномии, состояние без регулирования, когда старые правила уже не находят применения, а новые еще не созданы или пока не применяются <11>. -------------------------------- <10> См.: Durkheim E. Der Selbstmord. Frankfurt a. M., 1983. S. 283. (На русском языке см.: Э. Дюркгейм. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. А. Н. Ильинского; подготовка издания проф. В. А. Лукова. СПб., 1998.) <11> Ibid. S. 288.
Что же произошло в России с охраной природы в целом и экологическим правом как частью охраны природы? О. Н. Яницкий 1960 - 1980-е гг. для охраны природы характеризует как "эпоху стабильности и обживания". Научная и педагогическая экологическая общественность в эпоху позднего социализма развивала студенческие дружины охраны природы, профессиональные клубы. Начала стираться граница между научной и массовой экологической общественностью, возникли первые массовые гражданские экологические движения, появились первые критические замечания в адрес государственной политики природопользования <12>. -------------------------------- <12> См.: Яницкий О. Н. Экологическая культура России XX в. // История и современность. М., 2005. С. 145.
На смену позднему социализму пришло время перестройки и экономических реформ, которые применительно к вопросу охраны природы должны рассматриваться как два разных периода. Период перестройки ознаменовался новым подъемом экологической активности, экологизация и демократизация рассматривались как синонимы. Этот недолгий период (примерно 1985 - 1990 гг.) сменился более продолжительным периодом экономических и политических реформ и экономического кризиса (1993 - 1999 гг.). По мнению О. Н. Яницкого, "форсированное введение рынка как основного регулятора всех видов человеческой жизнедеятельности, ресурсная ориентация экономики, "периферизация страны" в системе глобального миропорядка - все это привело к тотальной реструктуризации социально освоенного пространства. Эта реструктуризация произошла, прежде всего, вследствие смены формы собственности, приватизации, захвата и вытеснения (ложное банкротство, силовой захват и передел собственности), а также выброса энергии социального распада (беженцы, вынужденные мигранты, безработные, нищие)" <13>. -------------------------------- <13> Яницкий О. Н. Указ. соч. С. 151.
В подтверждение теории Э. Дюркгейма можно привести пример экономического кризиса СССР, который спровоцировал кризис правовой. Социалистическое право в целом больше не соответствовало фактическим экономическим отношениям, нормы утратили свое действие, реформированию подверглись все отрасли, включая экологическое право. При этом, что естественно, в процессе реформирования возникали несоответствия, когда взаимосвязанные нормативные акты настолько противоречили друг другу, что полностью отключали правовое регулирование соответствующих отношений. Показательной была ситуация с регулированием природоресурсных платежей. Анализируя в 1999 г. действовавший в то время Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 29 декабря 1998 г. N 192-ФЗ) и сопоставляя его положения со статьями Лесного кодекса РФ 1997 г. (далее - ЛК РФ), нами замечено следующее несоответствие. Названный Закон РФ, определявший общие принципы построения налоговой системы в Российской Федерации, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, в ст. 20 "Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов" закреплял взимание платежа, поименованного как лесной доход. При этом согласно ст. 103, 104 ЛК РФ, действовавшего в то же время, за лесопользование должны были взиматься платежи, называемые "лесные подати", и арендная плата. Статья 104 ЛК РФ устанавливала взимание лесных податей за все виды лесопользования и относила определение ставок этого платежа к компетенции субъектов Федерации. Налицо положение аномии: нормы существуют, но в связи с их противоречием непонятно, какую из них применять. Конечно, это положение было исправлено в ходе реформы законодательства о налогах и платежах. Еще один признак или вид аномии - это аномическое состояние органов, или, иными словами, аномическое разделение их функций. Понятие "органы" связано у Э. Дюркгейма с пониманием общества как организма. "Так как свод правил есть определенная форма, которую со временем принимают отношения, устанавливающиеся самопроизвольно между общественными функциями, то можно сказать a priori, что состояние аномии невозможно повсюду, где солидарные органы находятся в достаточном по величине и по времени соприкосновении. Действительно, будучи соприкасающимися, они легко предупреждаются в каждом случае о нужде друг в друге и имеют, следовательно, живое и непрерывное осознание своей взаимной зависимости. Так как в силу того же основания обмены между ними происходят легко, то они совершаются часто; будучи правильными, они регулируются сами собой, и время мало-помалу оканчивает дело скрепления" <14>. -------------------------------- <14> Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Западноевропейская социология XIX - начала XX века. М., 1996. С. 256 - 309.
Следовательно, для нормального разделения и выполнения функций органами важны: продолжительность контактов между органами; чувство постоянной взаимозависимости органов. Э. Дюркгейм считал, что там, где солидарные органы находятся в состоянии достаточного контакта друг с другом, аномия невозможна. Невозможность аномии связана с тем, что органы постоянно сигнализируют друг другу о своих потребностях и, следовательно, постоянно "испытывают чувство" взаимозависимости. Из этого следует два первых признака состояния аномии: контакты между органами непродолжительны и (или) нет прямого контакта между органами управления <15>. -------------------------------- <15> См.: Durkheim E. Uber soziale Arbeitsteilung. S. 437.
Если во второй главе книги "О разделении общественного труда" Э. Дюркгейм пишет об органах общественного организма вообще, то в третьей главе, посвященной аномическим формам, - конкретно об административных органах. Он прибавляет к первым двум признакам аномии третий, а именно неправильное разделение функций. Э. Дюркгейм отмечает, что в административных органах, в которых работники недостаточно заняты, а их действия не согласованы между собой (отсутствует солидарность), порядок сменяется его отсутствием. При этом как избыток специализации, так и ее недостаток будут вести к состоянию отсутствия регулирования, состоянию аномии <16>. -------------------------------- <16> Ibid. S. 459.
Вырисовывается такая картина аномии: органы (части организма, которыми могут быть и административные органы) контактируют непродолжительное время, в частности если они недавно созданы или подвергаются постоянному изменению. Контакты между ними редки, нерегулярны или несистематичны. Отсутствует необходимая информация о своих собственных задачах и о задачах других органов. Таким образом, отношения остаются неурегулированными, так как могут быть зафиксированы только общие их признаки. Другой вариант - аномия при достаточном взаимодействии, но длящемся непродолжительное время, или при избыточном регулировании, когда избыток специализации или избыточность регулирования приводят к неуверенности, так как становится невозможно учесть все существующие правила, регулирующие то или иное действие <17>. Следовательно, четвертым признаком состояния аномии является недостаточное или избыточное регулирование. -------------------------------- <17> Ibid. S. 438.
Если обратиться к истории реформирования органов исполнительной власти, в чью компетенцию входит охрана природы, то можно найти все признаки аномического разделения функций, описанные Э. Дюркгеймом. Госкомприроды СССР и созданные приблизительно в одно время с ним комитеты по охране природы союзных республик просуществовали совсем недолго (примерно с 1988 г. по 1991 г.). После распада СССР было создано Министерство экологии и природных ресурсов России. В 1997 г. оно преобразовано в Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология РФ); на базе комитетов по недрам и сельскому хозяйству создано Министерство природных ресурсов РФ. В 2000 г. Госкомэкология РФ ликвидирована, ее полномочия переданы Министерству природных ресурсов РФ (Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867). Этим же Указом упразднена Федеральная служба лесного хозяйства, ее полномочия переданы Министерству природных ресурсов РФ <18>. Даже без детального анализа положений об упомянутых органах исполнительной власти, регулирующих вопросы их компетенции, можно предположить, что такая быстрая смена полномочий, обязанностей, руководителей могла привести к состоянию аномии, когда контакты между органами действуют непродолжительное время и нет четкого представления о разделении функций. При этом мы ни в коем случае не хотим сказать, что вышеуказанные реорганизации были не нужны или были плохи. Дело здесь совсем не в позитивной или негативной оценке (отсутствие оценок "хорошо", "плохо", кстати, характерно в целом для социологической теории Э. Дюркгейма). Даже очень своевременные и в высшей степени полезные реорганизации, так же как и резкое улучшение состояния экономики, приводят, согласно Э. Дюркгейму, к состоянию аномии. -------------------------------- <18> Это только самые важные даты произошедших реорганизаций. О мнении экологов об этих реорганизациях см.: Ларин В., Мнацаканян Р., Честин И., Шварц Е. Указ. соч. С. 75 - 120.
После 2000 г. реформы Министерства природных ресурсов РФ прекратились, наступил период стабилизации, который должен способствовать переходу от аномического разделения функций между органами исполнительной власти к нормальному распределению: когда связи между органами продолжительны, интенсивны, регулярны, а действия контрагентов предсказуемы. В заключение стоит отметить, что аномия Э. Дюркгейма - это не только состояние, но и процесс изменения норм, и даже индикатор необходимости изменений. Хотя сам Э. Дюркгейм иллюстрировал свою теорию именно примерами периодов экономической нестабильности, она применима и к периодам, не отмеченным экономическими потрясениями. Когда экономические кризисы проходят, в праве остаются небольшие "островки" аномии, являющиеся индикаторами и катализаторами изменения и развития права; глобальная аномия сменяется нормальным состоянием, для которого характерно "немного аномии" <19>. Системы (общества) без аномии (как и без преступности) быть не может, важно, чтобы сохранялся баланс действующих и требующих реформирования норм. Для анализа экологического права России в настоящий момент можно применять не только теорию Э. Дюркгейма, но и теорию Р. Мертона, изложенную в его труде "Социальная структура и аномия", а также теории акцепта и неакцепта, разработанные Д. Люке и Э. де Баккером <20>. -------------------------------- <19> Как пишет В. Гепхарт, для любой системы важно достичь баланса между конформностью и девиантностью (см.: Gephart W. Strafe und Verbrechen. Die Theorie Emile Durkheims. Opladen, 1990. S. 104. <20> См.: Bakker E. De. Der (beinahe) weisse Fleck in der Legitimitaetsforschung. Ueber Akzeptanz, verbogenes Unbehagen und Zynismus // Zeitschrift fuer Rechtssoziologie. Heft 2. 2003. S. 219 - 247; Lucke D. Die Akzeptanzorientierung rechtlicher Entscheidungen als Preisgabe des Juridischen. Vor uberlegungen zu einer Akzeptanztheorie des Rechts // Bausteine zu einer Verhaltenstheorie des Rechts / Hrsg. von F. Haft, H. Hof, S. Wesche. Baden-Baden, 2001. S. 144 - 158. Рефераты этих статей на русском языке см.: Социология права в Германии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Алферова. М., 2008.
Библиографический список
Bakker E. De. Der (beinahe) weisse Fleck in der Legitimitaetsforschung. Ueber Akzeptanz, verbogenes Unbehagen und Zynismus // Zeitschrift fuer Rechtssoziologie. Heft 2. 2003. Durkheim E. Der Selbstmord. Frankfurt a. M., 1983. Durkheim E. Physik der Sitten und des Rechts. Frankfurt a. M., 1999. Durkheim E. Uber soziale Arbeitsteilung. Frankfurt a. M., 1992. Gephart W. Strafe und Verbrechen. Die Theorie Emile Durkheims. Opladen, 1990. Lucke D. Die Akzeptanzorientierung rechtlicher Entscheidungen als Preisgabe des Juridischen. Vor uberlegungen zu einer Akzeptanztheorie des Rechts // Bausteine zu einer Verhaltenstheorie des Rechts / Hrsg. von F. Haft, H. Hof, S. Wesche. Baden-Baden, 2001. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. 8-е изд. М., 2006. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Западноевропейская социология XIX - начала XX века. М., 1996. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд / Пер. с фр. А. Н. Ильинского; Подготовка издания проф. В. А. Лукова. СПб., 1998. Ларин В., Мнацаканян Р., Честин И., Шварц Е. Охрана природы России: от Горбачева до Путина. М., 2003. Лихтенберг Н., Гиряева В. Религиозность и отношение к природе студентов-юристов в Москве и в Бонне // Социология права в Германии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Алферова. М., 2008. Яницкий О. Н. Экологическая культура России XX в. // История и современность. М., 2005.
Название документа