Кто оплатит газопровод?
(Шугаев А.)
("ЭЖ-Юрист", 2010, N 21)
Текст документа
КТО ОПЛАТИТ ГАЗОПРОВОД?
А. ШУГАЕВ
Александр Шугаев, кандидат юридических наук, адвокат адвокатского бюро "Левант и партнеры".
Кто должен оплатить работы по переносу (перекладке) газопровода с земельного участка, собственником которого я являюсь с 2004 г., если газопровод низкого давления был проложен в 1996 г. без согласия прежнего владельца? Заказчиком строительства газопровода выступала сельская администрация, которая в настоящий момент передала его на баланс облгазу. Существующие ограничения (обременения) права собственности на участок не зарегистрированы. Кто и когда должен был зарегистрировать ограничения на пользование земельным участком?
Т. Смирнова, г. Москва
Проанализировав вопрос, можно прийти к выводу, что то ограничение права собственности на земельный участок, о котором говорит читатель и которое якобы не было зарегистрировано в 1996 г., является публичным сервитутом по двум основаниям.
Во-первых, решение о прокладке газопровода исходило от сельской администрации, а не какого-либо частного лица.
Во-вторых, это решение носило обязательный характер, так как при частном сервитуте потребовалось бы согласие прежнего владельца на прокладку газопровода на его участке.
При этом необходимо иметь в виду, что публичный сервитут возможен лишь для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута согласно действующему земельному законодательству РФ должно осуществляться с учетом результатов общественных слушаний.
Также в силу п. 5 ст. 23 ЗК РФ осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа у него данного земельного участка с возмещением органом местного самоуправления, установившим публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
Исходя из гражданского и градостроительного законодательства РФ публичный сервитут регистрируется по инициативе органов местного самоуправления (в данном случае он должен был быть зарегистрирован сельской администрацией в соответствующем регистрирующем территориальном органе на тот момент (ныне Федеральная регистрационная служба РФ), причем данный орган обязан был уведомить об этом прежнего хозяина земельного участка в срок не более пяти рабочих дней со дня регистрации.
Для того чтобы вести разговор о том, кто должен производить оплату работ по переносу газопровода - облгаз либо сельская администрация, нужно иметь четкое представление о следующем:
- предполагалось ли, что данный сервитут будет временным либо постоянным;
- насколько этот сервитут мешает собственнику;
- действительно ли ситуация такова, что публичный сервитут не был зарегистрирован и приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка прежнего и нынешнего собственников;
- получал ли прежний собственник земельного участка соразмерную плату от сельской администрации за данный сервитут.
На основании ответов на эти вопросы согласно действующему земельному и гражданскому законодательству РФ нынешний собственник может обратиться за защитой своих прав в суд.
Название документа