Некоторые правовые и организационные аспекты уголовной политики в сфере обеспечения безопасности животного мира

(Максимов А. М., Прохоров Л. А.) ("Российский следователь", 2010, N 9) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ УГОЛОВНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИВОТНОГО МИРА <*>

А. М. МАКСИМОВ, Л. А. ПРОХОРОВ

Максимов А. М., кандидат юридических наук.

Прохоров Л. А., доктор юридических наук, профессор, председатель комиссии по вопросам помилования на территории Краснодарского края.

Авторы рассматривают наиболее актуальные проблемы правового и организационного обеспечения деятельности государства, направленной на охрану животного мира.

Ключевые слова: уголовная политика, безопасность, животный мир, биологические ресурсы, правовое обеспечение.

The authors consider the most actual problems of legal and organizational maintenance of activity of the state directed on protection of fauna.

Key words: the criminal policy, safety, fauna, biological resources, legal maintenance.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года в числе национальных интересов Российской Федерации и стратегических национальных приоритетов названы "экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которого достигается за счет сбалансированного потребления..." <1>. Данную позицию Стратегии следует признать определяющей при разработке уголовной политики в сфере обеспечения безопасности животного мира. В литературе имеются различные подходы известных ученых к определению параметров содержания уголовной политики <2>. Уголовная политика как разновидность государственной политики рассматривается ими в узком и широком смыслах, т. е. от ограничения ее действиями и решениями государственной власти в сфере собственно уголовного закона до включения в ее понятие как специальных мер (криминалистических, криминологических, уголовно-исполнительных), так и мер непосредственно социального характера (идеологических, организационно-управленческих, экономических и др.) <3>. Мы придерживаемся второго подхода, вкладывая в дефиницию уголовной политики деятельность государства по совершенствованию уголовного законодательства и практики его применения и комплекс мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами, направленных на предупреждение преступлений в соответствующей сфере <4>. При этом важнейшими предпосылками эффективности уголовной политики являются ее правовая и организационная обеспеченность. -------------------------------- <1> Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. 19.05.2009. <2> См.: Загородников Н. И. Советская уголовная политика и деятельность ОВД. М., 1979. С. 14. <3> См.: Герцензон А. А. Уголовное право и социология. М., 1970. С. 179. <4> См.: Звечаровский И. Э. Современное уголовное право России: понятие, принципы, политика. СПб., 2001. С. 75.

Для исследуемой группы преступлений это особо важно, так как обеспечение безопасности биологических ресурсов, животного мира должно расцениваться как важнейший сегмент экономической безопасности Российской Федерации, а недостаточная эффективность противодействия преступлениям в этой сфере наносит ей существенный урон. Недаром преступления, связанные с хищническим отношением к водным богатствам и животному миру, названы в свое время В. В. Путиным "биологическим терроризмом". Содержание уголовной политики в сфере обеспечения безопасности животного мира исходит из того, что: 1) фауна - это часть экологии, поэтому принимаемые меры направлены прежде всего на охрану окружающей среды; 2) фауна как составная часть основы экономики государства и меры по обеспечению ее безопасности вплетаются в деятельность по обеспечению экономической безопасности России. В мировом измерении колоссальное преимущество России заключается прежде всего в исключительности характеристики ее территории. Она проявляется в том, что, по данным Министерства природных ресурсов, из 17 млн. квадратных километров 11 млн. - это дикая природа, не "обезображенная" действиями человека, т. е. 65% (на территории остального мира - 27%). Вполне понятно, что это огромное богатство, разумное использование которого может гарантировать экономическое процветание государства, общества, но об этом можно говорить только в том случае, если будет обеспечено сохранение природных систем и соответствующего качества окружающей среды. Отмеченное направление деятельности действительно является стратегическим в масштабе страны, что требует скоординированной уголовной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов с эффективным правовым и организационным обеспечением, а также ее последовательная реализация в правоохранительной и правоприменительной деятельности. Проблемы охраны животных, обитающих на огромной сухопутной территории, а также котиков, морских бобров или иных морских млекопитающих, водных биологических ресурсов обрели глобальный характер. При этом нельзя не учитывать того, что Россия играет важную роль в решении глобальных международных экологических проблем. Поэтому проблемы правового обеспечения безопасности животного мира необходимо рассматривать на трех уровнях: а) международном; б) общегосударственном; в) региональном. Следует подчеркнуть, что на общегосударственном уровне предпринимались попытки консолидировать усилия государства и общества по обеспечению безопасности флоры и фауны. Так, 31 августа 2002 г. Правительство РФ издало распоряжение N 1225-р "Экологическая доктрина Российской Федерации" <5>, значение которого трудно переоценить. В июне 2003 г. рабочая группа из числа членов Госсовета РФ подготовила и представила Президенту РФ уточненный вариант Экологической доктрины Российской Федерации. После этого начиная с 2005 г. и по настоящее время принята масса нормативно-правовых документов, направленных на охрану отечественной фауны. Осложнение криминальной ситуации обусловило необходимость внесения существенных коррективов в Федеральные законы от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", с изменениями, внесенными Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных ресурсов" и отдельных законодательных актов Российской Федерации"; от 24 апреля 1995 г. N 52 "О животном мире", с изменениями, внесенными Федеральным законом от 6 декабря 2007 г. N 333-ФЗ. В течение декабря 2006 г. - апреля 2007 г. Министерством сельского хозяйства Российской Федерации были изданы четыре приказа по рыболовству, в июле - августе 2008 г. принято 10 постановлений Правительства РФ, посвященных охране водных биологических ресурсов. Выделение самостоятельного Федерального агентства по рыболовству послужит более эффективному обеспечению безопасности водных биологических ресурсов. Практическое решение задач, обусловленных отмеченным стратегическим национальным приоритетом, возложено на Департамент государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России. В этой связи необходимо отметить серьезные решения по обеспечению государственно-правового регулирования деятельности по охране экологии живых систем и рационального природопользования. Созданию прочной нормативно-правовой базы способствует разработка и принятие Положений о государственных природных заказниках федерального значения, определивших основные задачи: сохранение, восстановление и воспроизводство объектов животного мира, в том числе водных биологических ресурсов; сохранение среды обитания и путей миграции объектов животного мира; осуществление экологического мониторинга; проведение научных исследований; и, что очень важно в профилактическом отношении, экологическое просвещение и развитие познавательного туризма. Для решения этих задач определен режим особой охраны территорий заказников, таких как "Южно-Камчатский" <6> - общая площадь составляет 225000 га; "Хингано-Архаринский" <7> - 48800 га; "Олонецкий" <8> - 27000 га и др. Таким образом, под особую охрану взяты сотни тысяч гектаров территории России. Теперь перед правоохранительными и правоприменительными органами стоит задача, чтобы их не постигла судьба Кавказского государственного биосферного заповедника, раскинувшегося на площади в 280000 га на территории трех субъектов Российской Федерации. Воровство, коррупция, произвол высокопоставленных чиновников поставили на грань уничтожения эту уникальную территорию, где обитают редчайшие разновидности животных. С 1982 г. по середину 90-х годов поголовье тура сократилось в 2,5 раза, серны - более чем в 2 раза, зубров - в 2 раза и т. д. Только благодаря вмешательству общественности (экологов, журналистов, ученых), интересу к заповеднику со стороны мировых научных кругов положение изменилось к лучшему <9>. В ноябре 1999 г. на сессии ЮНЕСКО Кавказский государственный биосферный заповедник был включен в реестр объектов Всемирного природного наследия. -------------------------------- <5> См.: распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р "Экологическая доктрина Российской Федерации" // Российская газета. 2002. N 176. 18 сен. <6> См.: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 19 августа 2009 г. N 254 "Об утверждении Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Южно-Камчатский" // Российская газета. 27.10.2009. <7> См.: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 сентября 2009 г. N 275 "Об утверждении Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Хингано-Архаринский" // Российская газета. 28.10.2009. <8> См.: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 1 сентября 2009 г. N 276 "Об утверждении Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Олонецкий" // Российская газета. 27.10.2009. <9> См.: Галицких О. Еще недавно животных здесь расстреливали с вертолетов // Российская газета. 24.08.2001.

Нам представляется, что правовому регулированию и организационному обеспечению деятельности по охране животного мира, отнесенного к объектам охоты, и водных биологических ресурсов законодатель и правительство уделяют недостаточное внимание. Правоохранительные и контролирующие органы не обеспечили надлежащей борьбы с нарушителями правил охоты и рыболовства, злостным браконьерством, не в полной мере используют предоставленные законом полномочия. Количество возбужденных уголовных и административных дел явно не соответствует числу реально совершенных правонарушений и отражает неадекватность реакции правоохранительных органов на ситуацию в сфере рыбнадзора. Браконьерство во всех его проявлениях, контрабанда продуктов незаконной охоты и добычи рыбы, крабов, водных животных и растений занимают значительный удельный вес в структуре транснациональной преступности. Например, только по одному широко известному "крабовому делу" виновные ежегодно доставляли в Корею до 40 тысяч тонн краба, добытого незаконным путем. Преступления против фауны с подобным сценарием далеко не единичны. Взрывоопасная для фауны ситуация складывается не только на Дальнем Востоке, но и на Севере и Юге России (Баренцевом, Черном, Каспийском морях). По нашему мнению, среди основных причин сложившейся ситуации необходимо назвать следующие: а) нестабильность правовой базы и организационного обеспечения функционирования соответствующих государственных структур. Только в течение 2008 г. большая часть ведомственных нормативно-правовых актов подверглась корректированию, менялись названия и компетенция государственных органов, осуществляющих деятельность по охране водных биологических ресурсов: Федеральное агентство водных ресурсов, затем Государственный комитет РФ по рыболовству, наконец, Федеральное агентство по рыболовству <10>; -------------------------------- <10> См.: Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 2008 г. N 863 // Российская газета. 2008. N 118. 3 июня.

б) недостаточный предупредительный потенциал соответствующих уголовно-правовых норм, явно не соответствующий сложившейся криминальной ситуации в сфере обеспечения безопасности животного мира, в связи с чем возникает проблема совершенствования дифференциации уголовной ответственности за рассматриваемые преступления, внесения коррективов в редакцию диспозиций и санкций ст. ст. 256 и 258 УК РФ; в) недостатки правоприменительной практики, недооценивающей степень общественной опасности рассматриваемой группы экологических преступлений; г) упразднение природоохранной прокуратуры, что негативно повлияло на эффективность общесоциальной и специально-криминологической профилактики преступлений в сфере обеспечения безопасности животного мира, которая явно недостаточна и требует принятия дополнительных мер, и прежде всего уголовно-правового характера.

Название документа