Административно-правовое регулирование земельного контроля в населенных пунктах

(Сулейманова О. Л.) ("Административное и муниципальное право", 2010, N 4) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ

О. Л. СУЛЕЙМАНОВА

Сулейманова Ольга Леонидовна - соискатель Московского гуманитарного университета.

В статье рассматривается административно-правовой механизм охраны земель в населенных пунктах, анализируется компетенция органов управления в сфере осуществления земельного контроля.

Ключевые слова: земельный контроль, кадастр, регулирование, административная ответственность, населенный пункт, земли поселений.

Administrative and legal regulation of the land control in residential areas O. L. Suleymanova

The article is devoted to the administrative and legal mechanism of protection of lands in residential areas. The author also analyzed the level of competence of administrative bodies in the sphere of the land control.

Key words: land control, cadastre, regulation, administrative responsibility, residential area, community lands.

В настоящее время в Российской Федерации сформировалась система органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль по различным направлениям. Особое место в системе государственного контроля занимает государственный экологический контроль, а также его специфическая разновидность - земельный контроль. В. Г. Афанасьев отмечает, что контроль является неотъемлемой составной частью управления. Контроль является не просто частью целого, каким предстает все управление, но и "работающей" частью каждой в отдельности функции этого управления - процесса, представляющего собой сложнейшее явление, в котором все функции находятся в диалектическом единстве и взаимодействии, неразрывно связаны, заходят друг за друга, накладываются, переплетаются <1>. -------------------------------- <1> См.: Афанасьев В. Г. Научное управление обществом. М., 1973. С. 167.

Земельный контроль в отличие от других видов и направлений государственного экологического контроля имеет свои предмет и цели, которые определены в Земельном кодексе РФ, а также иных нормативных правовых актах. Как отмечается в научной литературе, "...контроль за использованием и охраной земель представляет собой деятельность уполномоченных законом государственных органов по проверке соблюдения собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами и иными участниками земельных отношений правового режима земель" <2>. -------------------------------- <2> См.: Платонов В. Государственный контроль за использованием и охраной земель // Хозяйство и право. 1993. N 2. С. 48.

Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель. Административно-правовое регулирование государственного земельного контроля определяется: Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. "Об утверждении Положения о государственной экспертизе землеустроительной документации" <3>, Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель" <4>, Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. "О государственном земельном контроле" <5>, Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. "Об утверждении положения о контроле за проведением землеустройства" <6>, Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 31 декабря 2004 г. N П/123 "Об утверждении форм (бланков) документов, необходимых для осуществления государственного земельного контроля" <7>, Приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. N П/0152 "Об утверждении технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" <8>, Приказом Минюста России от 27 декабря 2007 г. N 254 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю" <9> и др. -------------------------------- <3> См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N 15. Ст. 1432. <4> См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N 49. Ст. 4882. <5> См.: Собрание законодательства РФ. 2006. N 47. Ст. 4919. <6> См.: Собрание законодательства РФ. 2009. N 2. Ст. 246. <7> Документ опубликован не был. <8> Документ опубликован не был. <9> См.: Российская газета. 2008. 12 января.

Государственный земельный контроль осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Так, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, в числе прочих функций осуществляет государственную кадастровою оценку земель, землеустройство, государственный мониторинг земель, а также функции по государственному земельному контролю и др. Кроме вышеназванной федеральной службы контрольно-надзорную деятельность осуществляют различные органы исполнительной власти, у каждого из которых своя компетенция в рассматриваемой сфере. Как справедливо отмечает В. Платонов, "...при независимости специальных органов контроля невозможно обойтись без общих согласованных или совместных мероприятий по охране земель. Они связаны с предупреждением правонарушений, экспертизой изменения качества почв, консервацией деградированных и загрязненных земель, участием в работе в различных комиссиях и др. У каждого органа есть, кроме того, и своя компетенция, свое лицо в общей системе государственного контроля" <10>. -------------------------------- <10> См.: Платонов В. Государственный контроль за использованием и охраной земель // Хозяйство и право. 1993. N 2. С. 48.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет контроль за: - выполнением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использованием земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; - порядком переуступки права пользования землей; - выполнением требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; - выполнением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков; - порядком предоставления сведений о состоянии земель; - исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений; - выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением: - выполнения обязанностей по рекультивации земель после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей; - выполнения требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; - выполнения требований законодательства РФ о недопущении использования участков лесного фонда для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков; - режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов; - выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений контроль за соблюдением: - выполнения в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; - выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; - выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности. Исходя из полномочий, установленных законом, а также иными нормативными правовыми актами, уполномоченные должностные лица соответствующих органов исполнительной власти, в компетенцию которых входит охрана земель, вправе привлекать правонарушителей к административной ответственности за совершение административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена следующими статьями КоАП России: - ст. 7.1 КоАП России - самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности; - ч. 1 ст. 7.2 КоАП России - уничтожение межевых знаков границ земельных участков; - ст. 7.10 КоАП России - в части самовольной переуступки права пользования землей, а равно самовольного обмена земельного участка; - ст. 8.5 КоАП России - в части сокрытия, умышленного искажения или несвоевременного сообщения полной и достоверной информации о состоянии земель; - ст. 8.7 КоАП России - в части невыполнения обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению; - ст. 8.8 КоАП России - в части использования земель не по целевому назначению, неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом; - ч. 1 ст. 19.4 КоАП России - неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей; - ч. 1 ст. 19.5 КоАП России - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; - ст. 19.6 КоАП России - непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; - ст. 19.7 КоАП России - непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

Название документа