Правовые аспекты освоения территории национальных парков

(Блашкина Е., Герасимов Д.)

("Корпоративный юрист", 2010, N 1)

Текст документа

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Е. БЛАШКИНА, Д. ГЕРАСИМОВ

Блашкина Екатерина, юрист юридической группы "Яковлев и Партнеры".

Герасимов Денис, юрист юридической группы "Яковлев и Партнеры".

Авторы статьи рассказывают о том, какие документы необходимы для осуществления строительной деятельности в национальном парке, а также о порядке заключения договора аренды земельного участка, расположенного на его территории.

На сегодняшний момент национальные парки являются едва ли не единственными уголками нетронутой природы в европейской части России с уникальными по красоте ландшафтами и редкими растениями и животными. Поток туристов на их территорию с каждым годом лишь увеличивается. С одной стороны, это не может не радовать, однако большая часть посетителей относятся к категории неорганизованных туристов (например, национальный парк "Самарская Лука" в 2007 г. посетило около 40 тыс. людей по туристическим путевкам, и около 2 млн. приехало самостоятельно). Данный факт создает существенную угрозу сохранности природного комплекса национального парка, не говоря уже о недополученных доходах в бюджет. Существующую проблему должна решать администрация парка, привлекая туристических операторов и самостоятельно организуя туристические маршруты. Вот только для надлежащей организации необходимо создать надлежащую инфраструктуру.

Многие туристические компании не против развивать направление внутреннего туризма, вкладывать деньги в строительство кемпингов, отелей и домов отдыха. Вопрос в земле, на которой все это должно располагаться. Хотелось бы построить все объекты именно в самом национальном парке - но анализ правовых аспектов делает данные инвестиции слишком рискованными. СМИ то и дело передают информацию о сносе того или иного строения, незаконно построенного на особо охраняемых территориях, экологи совместно с природоохранной прокуратурой совершают еженедельные рейды по национальным паркам. Позиция потенциальных инвесторов - лучше с этим не связываться - объясняется общим незнанием правовой ситуации с национальными парками. Попробуем разобраться.

В качестве юридического лица национальный парк представляет собой государственное учреждение и действует на основании положения о национальном парке, утвержденного государственным органом управления РФ, в ведении которого находится парк (в настоящее время - Росприроднадзор). Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национального парка, предоставляются ему в постоянное пользование (владение). Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за ними на праве оперативного управления. Собственником же является государство. Полномочия по распоряжению собственностью делегированы государственному органу по управлению госимуществом (Росимущество). Основные правовые акты, регулирующие земельные правоотношения и режим использования территории национального парка - Федеральный закон от 15 февраля 1995 г. "Об особо охраняемых территориях" и Земельный кодекс РФ.

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей.

Для осуществления строительства в национальном парке отводятся специальные зоны - рекреационная и зона обслуживания посетителей. Развитие регулируемого туризма и отдыха осуществляется в соответствии с утвержденными проектными материалами путем предоставления национальными природными парками в аренду (пользование) заинтересованным лицам земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений.

Предоставление в аренду земельного участка какого-либо национального парка в целях организации рекреационной деятельности осуществляется в соответствии с земельным законодательством, законодательством РФ об особо охраняемых природных территориях и положением о конкретном национальном парке. Получить в аренду участок может юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В случае отсутствия юридических лиц и предпринимателей, заинтересованных в строительстве и эксплуатации объектов туризма и отдыха, национальный парк может самостоятельно осуществлять эти работы за счет бюджетных и внебюджетных средств. Для осуществления строительной деятельности в национальном парке нужны разрешение федерального органа по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), проведение экологической экспертизы земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" и наличие лицензии для использования построенных объектов в целях организации туризма и рекреационной деятельности.

Порядок заключения договора аренды земельного участка национального парка определен Постановлением Правительства РФ от 26 января 2007 г. "О подготовке и заключении договора аренды земельного участка национального парка", а также ст. 22 Земельного кодекса РФ. Подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом до принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка.

При подготовке договора аренды земельного участка для осуществления на нем строительства в него должны быть включены общие условия, такие, как предполагаемый размер и местоположение земельного участка, разрешенный вид использования земельного участка, срок аренды, основания расторжения договора аренды, размер арендной платы и срок ее внесения, определение прав арендатора на имущество, создаваемое на земельном участке, ответственность сторон договора аренды земельного участка и др. Помимо общих условий договоров аренды, в него должны быть включены условия, касающиеся запрета на субаренду (поднаем) земельного участка и передачу арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другому лицу (перенаем), предоставления арендованного имущества в безвозмездное пользование, а также запрета на передачу арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. Проект договора аренды земельного участка согласовывается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в 30-дневный срок с даты его поступления в Службу.

Например, по информации Росимущества, по состоянию на май 2008 г. еще не было заключено ни одной сделки по предоставлению земельных участков национальных парков в аренду. Данная ситуация объясняется необходимостью регистрации договоров аренды земельных участков национальных парков в органах Управления Федеральной регистрационной службы РФ. Для того чтобы зарегистрировать договор аренды, государство в лице Росимущества прежде должно оформить право собственности на участок, предоставляемый в аренду, и поставить его на кадастровый учет. А так как постановка на кадастровый учет - процедура сложная и длительная, то в настоящий момент регистрация договора аренды не представляется возможной. Ввиду этого объекты недвижимости (дома отдыха, турбазы и пр.), находящиеся на территории национальных парков, находятся в подвешенном с точки зрения права состоянии.

Как уже было сказано, нормативные акты, регулирующие отношения в сфере пользования особо охраняемыми природными территориями, содержат лишь общие нормы, поэтому число судебных дел по спорам, вытекающим из земельно-правовых отношений, не уменьшается. Чаще всего это споры о признании права собственности на участки, расположенные на территориях национального парка, споры о незаконном возведении объектов недвижимости для организации отдыха и туризма и др. Решением данных проблем могла бы быть более детальная законодательная урегулированность, усиленный контроль инспекторов Росприроднадзора за соблюдением природоохранного законодательства на территориях охранных зон национальных парков, административное воздействие на застройщиков в рамках КоАП (возбуждение административного производства, наложение штрафов, предусмотренных ст. 8.39 КоАП) и другие меры.

Название документа