Влияние налоговой базы земельного налога на возможность его исчисления и уплаты: правовые аспекты
(Курилюк Ю. Е.) ("Финансовое право", 2009, N 12) Текст документаВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА НА ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
Ю. Е. КУРИЛЮК
Курилюк Ю. Е., аспирант Всероссийской государственной налоговой академии Министерства финансов Российской Федерации.
Статья посвящена проблемам исчисления и уплаты земельного налога, а также способам их преодоления.
В настоящее время в соответствии со ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации <1> (далее - НК РФ) налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения. Ранее, до 1 января 2006 г., в соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" сумма подлежащего уплате налога определялась исходя из площади участка <2>. -------------------------------- <1> Налоговый кодекс РФ (часть II) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. N 32. Ст. 3340. <2> Ведомости СНД и ВС РФ. 31.10.1991. N 44. Ст. 1424 (утратил силу). Федеральный закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации)" // Российская газета. 30.11.2004. N 265.
Для определения кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, правила проведения которой регулируются Постановлением Правительства от 8 апреля 2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" <3>. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил). -------------------------------- <3> Собрание законодательства РФ. 17.04.2000. N 16. Ст. 1709.
Изменение определения базы земельного налога вызвало немало споров и разногласий в судебной практике, поскольку, как отмечают главы муниципальных образований и руководство Федеральной налоговой службы, далеко не все участки в настоящее время прошли кадастровый учет <4>. Вместе с тем согласно ст. ст. 61, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации <5> земельный налог зачисляется в бюджеты поселений, городских округов или муниципальных районов на межселенных территориях по нормативу 100%. Следовательно, собираемость земельного налога важна не только для налоговых органов, от нее напрямую зависит бюджет каждого муниципального образования. -------------------------------- <4> Стенограмма заседания региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти Московской области от 10 апреля 2009 г. N 26. С. 19 // Материалы аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе; документ опубликован не был. <5> Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3823.
Соответственно, возникает справедливый вопрос: если кадастровая оценка земельного участка отсутствует, должен ли уплачиваться земельный налог, и если да, то каким образом он будет исчисляться? Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) в письме от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75 <6> дало разъяснения по этому вопросу, выделив три возможные ситуации: результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года; результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года утверждены до 1 марта этого года, но порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков органами местного самоуправления не определен; кадастровая стоимость земельного участка определена, но до сведения организации в установленном порядке не доведена. -------------------------------- <6> Финансовая газета (региональный выпуск). 06.06.2006. N 27.
Во всех перечисленных случаях организация обязана представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию. В случае разрешения вышеперечисленных случаев налогоплательщик обязан представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, а в случае, если кадастровая стоимость земельного участка доведена до налогоплательщика до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогу за третий квартал календарного года, то и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых платежей. При этом если налог (авансовые платежи по налогу) налогоплательщиком не уплачен в установленные сроки по независящим от него причинам (не утверждена, не доведена кадастровая стоимость земельного участка), то начисление пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (авансовых платежей по налогу) не должно производиться. В контексте выделения Минфином России возможных случаев неинформированности налогоплательщика о кадастровой стоимости земельного участка следует отметить Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июня 2009 г. N Ф04-2783/2009(6067-А46-40) по делу N А46-19775/2008 <7>. В рассматриваемом на примере названного акта судебной практики случае результаты кадастровой оценки земельных участков были утверждены Постановлением правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36". Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа указал на то, что опубликование нормативного правового акта является достаточным условием доведения его до сведения налогоплательщиков, так как понятие "опубликование" включает в себя понятие "доведение до сведения" исходя из содержания указанных действий. Суд также указал, что "то обстоятельство, что доведение до сведения должно быть осуществлено в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не имеет значения, поскольку при опубликовании нормативного правового акта отсутствует необходимость доводить его до сведения каким-либо дополнительным путем". -------------------------------- <7> Документ опубликован не был // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".
Таким образом, позиция, высказанная в письме Минфина России, не находит подтверждения в актах судебных органов. ФАС ЗСО косвенно указывает на отсутствие необходимости определения порядка доведения кадастровой стоимости земельных участков до налогоплательщиков и непосредственно доведения до них таковой в случае закрепления результатов кадастровой оценки земельных участков в нормативном правовом акте. Однако следует рассмотреть еще одну ситуацию - если земельный участок не поставлен на кадастровый учет правообладателем. Согласно письму Минфина России от 2 апреля 2009 г. N 03-05-04-02/23, "если земельный участок не сформирован в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации и законодательством о градостроительной деятельности, то в отношении указанного земельного участка отсутствует не только налоговая база, но и объект налогообложения. Соответственно, требовать уплаты налога за использование такого участка налоговые органы не вправе" <8>. -------------------------------- <8> Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".
Для того чтобы разобраться в позиции Минфина России, необходимо обозначить некоторые понятия теории налогового права. Согласно ст. 17 НК РФ <9> налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Среди последних НК РФ называет: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки уплаты налога. -------------------------------- <9> Налоговый кодекс РФ (часть I) от 31.07.1998 N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
Под объектом налогообложения НК РФ понимает реализацию товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ). Можно отметить, что, не давая четкого определения понятия, НК РФ складывает его из нескольких весьма слабо связанных между собой значений. Общим для них является то, что они являются обстоятельствами, с которыми НК РФ связывает наступление обязанности по уплате налога. То есть с возникновением объекта налога как конкретного жизненного обстоятельства налоговая норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Таким образом, объект налога, по мнению многих теоретиков налогового права, является не чем иным, как юридическим фактом <10>. -------------------------------- <10> См., напр.: Пепеляев С. Г. Законы о налогах: элементы структуры. М.: Контакт, 1995. С. 20 - 21; Брызгалин А. В. Структура (элементы) налога: новое содержание в условиях Налогового кодекса // Налоговый вестник. 2000. N 4. С. 36.
Вместе с тем редакция ст. 38 НК РФ не может не вызывать вопросы. Так, довольно сложно назвать обстоятельством доход или, например, имущество. Скорее обстоятельством следует считать получение дохода и определенные сделки с имуществом. В данном контексте имущество, доход и другие слагаемые понятия "объект налогообложения" выступают фактической, предметной стороной перечисленным обстоятельств, для характеристики и синтеза признаков которых в большей степени применимо понятие "предмет налогообложения". Под ним в теории налогового права понимают такой элемент юридической конструкции налога, который "обозначает признаки фактического характера (а не юридического), обосновывающие взимание соответствующего налога" <11>. -------------------------------- <11> Пепеляев С. Г. Указ. соч. С. 20.
Соответственно, налоговая база (согласно ст. 53 НК РФ представляющая собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения) должна быть определена не через объект, а через предмет налогообложения, поскольку юридический факт как таковой не может иметь стоимостной или физической характеристики. Перенесем рассмотренные понятия на плоскость земельного налога. Обосновывает взимание земельного налога и имеет физические, стоимостные и иные характеристики земельный участок. Следовательно, он является предметом, а не объектом налога, как закрепляет это в настоящее время ч. 1 ст. 389 НК РФ. Вообще необходимо отметить, что сознательный уход законодателя от понятия "предмет налогообложения" породил неустранимые неувязки теории налогообложения с практикой, чего следует опасаться. Как отмечает В. М. Иванова, "отсутствие в законодательстве предмета налогообложения влечет неправильное понимание юридической конструкции налога практиками" <12>. -------------------------------- <12> Иванова В. М. Указ. соч. С. 22.
Объектом земельного налога следует считать право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения земельным участком (конкретные виды вещных прав выведены из понятия налогоплательщиков земельного налога, закрепленного в ст. 388 НК РФ). Таким образом, если земельный участок не поставлен на кадастровый учет правообладателем, отсутствует не объект, а предмет налога. Если же пользование земельным участком осуществляется без регистрации права на него, например имеет место самовольный захват земли, - в этом случае отсутствует объект налогообложения. Так или иначе, но взыскание налога в обоих случаях будет невозможным. Анализ же судебной практики не позволяет сделать однозначный вывод о возможности либо невозможности взимания земельного налога в случае непостановки земельного участка на кадастровый учет. Так, по мнению Верховного Суда РФ (Определение от 12.07.2006 N 5-Г06-57) <13>, объектом налогообложения по земельному налогу может выступать лишь сформированный земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет. -------------------------------- <13> Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".
Вместе с тем, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 6113/08 по делу N А76-31125/2006-47-1226/31 <14>, если кадастровая стоимость участка не установлена, то для целей налогообложения нужно применять нормативную цену земли. -------------------------------- <14> Вестник ВАС РФ. 2009. N 4.
Аналогичной точки зрения о том, что отсутствие правоустанавливающих документов при фактическом использовании спорных земельных участков и непринятии заявителем мер к оформлению прав на эти участки не может служить основанием для освобождения от уплаты налога на землю, придерживается и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 07.05.2008 N А56-18358/2007 <15>. -------------------------------- <15> Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".
И ФАС Северо-Западного округа, и Президиум ВАС РФ ссылаются на п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <16> (далее - ЗК РФ), который устанавливает, что в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации <17>, применяется нормативная цена земли. Кадастровая стоимость земельного участка, как указано в п. 5 ст. 65 ЗК РФ, устанавливается для целей налогообложения. -------------------------------- <16> Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. N 44. Ст. 4148. <17> Собрание законодательства РФ. 29.10.2001. N 44. Ст. 4147.
Данная точка зрения имеет право на существование, поскольку, как указывает п. 2 ст. 390 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Соответственно, это ставит под вопрос возможность применения положения о приоритетном действии специального нормативного правового акта (в данном случае - НК РФ по отношению к ЗК РФ и Федеральному закону N 137-ФЗ), поскольку сам НК РФ содержит в приведенной выше норме отсылку к земельному законодательству. Вместе с тем, по нашему мнению, законодателю необходимо дополнить п. 2 ст. 390 четким закреплением нормы о применении нормативной цены земли в случае отсутствия кадастровой стоимости, так как это устранит возможность двоякого толкования, позволит избавиться от нагромождения отсылочных норм и будет способствовать выстраиванию четкой и логичной системы налогового законодательства. Наконец, рассмотрим подробнее затронутый ранее вопрос о случаях, прямо препятствующих взиманию земельного налога: во-первых, если кадастровая стоимость земельного участка отсутствует и, во-вторых, если земельный участок не оформлен надлежащим образом, т. е. право на него не зарегистрировано в установленном законом порядке. Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <18> (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ). -------------------------------- <18> Собрание законодательства РФ. 30.07.2007. N 31. Ст. 4017.
Причины отсутствия кадастровой стоимости разнообразны. Одна из основных причин - отсутствие кадастровых сведений о характеристиках участков, являющихся обязательными при расчете кадастровой стоимости, таких, как: адрес, категории земель, разрешенное использование. Вторая причина - отсутствие утвержденных в установленном порядке результатов кадастровой оценки. Это относится к землям водного фонда, поскольку, по информации руководителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (далее - Управление Роснедвижимости) В. Д. Гужева, озвученной им на совместном заседании региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти Московской области и президиума Совета муниципальных образований области, прошедшем 10 апреля 2009 г., оценка по ним не осуществлялась в связи с невыделением средств из бюджета. Это всего 1,2% от общего количества неоцененных объектов. Третья причина - в отношении неоцененных объектов. В Московской области таких объектов (по состоянию на апрель 2009 г.) 19 тыс. В Управлении Роснедвижимости имеются обязательные для кадастровой оценки характеристики, но по ним расчет кадастровой стоимости провести невозможно в силу неоднозначности данных сведений. Например, разрешенное использование земельного участка не позволяет при определении его кадастровой стоимости однозначно отнести участок к одной из групп видов функционального использования земель, установленной для кадастровой оценки. Данная ситуация относится к земельным участкам из состава земель населенных пунктов. В частности, разрешенное использование под жилую застройку без указания конкретного характера градостроительной деятельности - многоэтажное или индивидуальное жилищное строительство, для эксплуатации существующих зданий, для ведения предпринимательской деятельности, для хозяйственных целей, для обслуживания дома и т. д. К числу этих же случаев относятся ситуации, при которых имеются земельные участки в составе земель населенных пунктов, не входящие в границы существующего по административно-территориальному делению населенного пункта, и местоположение их установлено - вблизи, около или в районе деревни, села или города. Это товарищества или кооперативы индивидуальных застройщиков, дачные строительные кооперативы или отдельные участки, не входящие в границы населенных пунктов с категорией "земли населенных пунктов" <19>. -------------------------------- <19> Стенограмма заседания региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти Московской области от 10 апреля 2009 г. N 26. С. 34.
Вместе с тем существующая проблема имеет решение. Анализ сведений Управления Роснедвижимости наглядно показывает, что с каждым годом все большее количество земельных участков ставится на кадастровый учет. Так, в налоговые органы в 2007 г. были переданы сведения о 2 млн. 379 тыс. земельных участков. В 2008 г. дополнительно передана информация о 660715 участках. В 2009 г., сверх указанных значений, переданы сведения о 540476 участках. Из общего количества учтенных земельных участков в области (2 млн. 894 тыс.) всего около 5% (137 тыс. земельных участков) по объективным причинам не содержат информации о кадастровой стоимости. Для постановки на кадастровый учет всех существующих земельных участков необходимо тесное взаимодействие органов кадастрового учета, налоговых органов и органов местного самоуправления. На территории Московской области такое взаимодействие осуществляется. Управлением Роснедвижимости в целях повышения эффективности земельного контроля заключаются соглашения с муниципальными образованиями области, на данный момент их заключено 26, в 2010 г. заключение соглашений планируется продолжить. Такая работа в рамках муниципального архива документов о правах на земельные участки позволяет, например, задействовать предусмотренный п. 3 ст. 24 Федерального закона N 221-ФЗ упрощенный механизм оформления прав граждан на земельные участки, позволяющий внести в кадастр достоверные и актуальные сведения без непосредственного обращения правообладателя земельного участка. Правительством Московской области проводятся семинары для глав муниципальных образований, на которых рассматриваются вопросы организации земельного контроля. Между Управлениями ФНС, Роснедвижимости, Росрегистрации Московской области осуществляется тесное взаимодействие и активный информационный обмен. На наш взгляд, необходимо рекомендовать другим субъектам Российской Федерации использовать опыт Московской области для решения задач ведения кадастрового учета, взимания земельного налога и пополнения бюджетов муниципальных образований. Пункт 1 ст. 65 ЗК РФ предусматривает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Так как уплачивать земельный налог должны организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, для взимания земельного налога необходимо, чтобы данный земельный участок был оформлен надлежащим образом - права на земельный участок должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке. Обязательность регистрации прав на недвижимое имущество установлена ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации <20> и конкретизирована в ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <21> (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ). Согласно п. 1 указанной статьи, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. -------------------------------- <20> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301. <21> Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. N 30. Ст. 3594.
Однако, по сведениям руководителя Управления ФНС России по Московской области И. А. Сорокиной, "в ходе проведения инвентаризации базы данных, существовавшей до 2006 г., до введения нового порядка исчисления земельного налога, выяснилось, что более 400 тыс. земельных участков выпало из-под налогообложения, потому что на эти участки не оформлено право собственности либо они не имеют кадастровой стоимости" <22>. Зная количество участков, не имеющих кадастровой стоимости, несложно подсчитать, что более чем на 250 тыс. земельных участков в Московской области права надлежащим образом не оформлены. -------------------------------- <22> Стенограмма заседания региональной коллегии федеральных органов исполнительной власти Московской области от 10 апреля 2009 г. N 26. С. 51.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. Налоговыми органами и органами местного самоуправления проводится разъяснительная работа с гражданами и юридическими лицами о необходимости государственной регистрации прав на принадлежащее им недвижимое имущество, указывается на то, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (абзац 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона N 122-ФЗ) и что до государственной регистрации сделки с недвижимостью невозможны. Однако одной разъяснительной работы недостаточно. Как известно, правовая норма, не подкрепленная ответственностью, работать не будет. Еще в 1964 г., во времена советской власти, презюмировавшей сознательность и добропорядочность граждан, А. С. Пиголкин отмечал, что "метод убеждения сам по себе не может обеспечить исполнение норм права всеми без исключения членами общества. Всеобщая обязательность норм права диктует необходимость такого средства осуществления правовых норм, которое охватило бы поведение всех граждан без исключения" <23>. Речь идет о методе принуждения, т. е. об обязательности установления и применения ответственности за нарушение норм права. -------------------------------- <23> Пиголкин А. С. К вопросу об основных способах обеспечения исполнения норм советского социалистического права // Правоведение. 1964. N 2. С. 135.
Статья 19.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <24> (далее - КоАП РФ) устанавливает ответственность за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним. Однако в судебной практике немного примеров применения данной правовой нормы <25>, что неудивительно, поскольку срок для подачи заявления о регистрации не установлен. На невозможность привлечения к ответственности по ст. 19.21 КоАП РФ собственника (арендатора или иного пользователя) за несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество в случае неосуществления им такой регистрации в определенный срок указывал и Верховный Суд Российской Федерации <26>. В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона государственная регистрация проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации. Таким образом, месячный срок, отнесенный данной нормой к порядку государственной регистрации, установлен только для органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество. -------------------------------- <24> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. I). Ст. 1. <25> Примеры тем не менее имеются. См., напр.: Прокуратура Алтайского края подвела итоги проверки деятельности организаций, осуществляющих долевое строительство жилья // Официальный сайт прокуратуры Алтайского края. URL: http://www. prok-altai. ru/press_relise/one_press_relise44-15-16.php. <26> Ответы на вопросы I квартала 2005 г. Утверждены Постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 4, 11 и 18 мая 2005 г. // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: http://www. supcourt. ru/print_page. php? id=2642.
На наш взгляд, срок подачи заявления о государственной регистрации необходимо закрепить в Федеральном законе N 122-ФЗ, дополнив ст. 4 Закона п. 3, который необходимо изложить в следующей редакции: "Граждане обязаны представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, документы для государственной регистрации в месячный срок со дня приобретения ими права на данное недвижимое имущество". Пункт 2 ст. 31 "Ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Федерального закона N 122-ФЗ необходимо изложить в следующей редакции: "Лица, виновные в умышленном или неосторожном искажении либо утрате информации о правах на недвижимое имущество и сделках с ним, зарегистрированных в установленном порядке, а равно в уклонении от государственной регистрации такого имущества в срок, установленный п. 3 ст. 4 Закона, несут ответственность за материальный ущерб, нанесенный в связи с этим какой-либо из сторон, в соответствии с законодательством Российской Федерации". Наказание в виде штрафа, предусмотренное ст. 19.21 КоАП РФ, по нашему мнению, должно соизмеряться не конкретной суммой, а дифференцироваться в зависимости от стоимости объекта недвижимости, от регистрации которого уклоняется собственник или иной правообладатель, однако для данного нововведения органам власти необходимо составить всестороннее экономическое обоснование. Необходимо также внесение изменений в главу 16 НК РФ "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение". По аналогии со ст. 116 НК РФ "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе" должна быть предусмотрена статья НК РФ "Нарушение срока государственной регистрации права на недвижимое имущество", предусматривающая периоды, в течение которых совершалось уклонение, и позволяющая установить начисление штрафов за подобные нарушения и возможность взимания налога в случае уклонения от государственной регистрации недвижимого имущества.
Название документа