Обеспечение экономической безопасности государства в рыбной отрасли

(Демина Л. А.)

("Законность", 2009, N 12)

Текст документа

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ГОСУДАРСТВА В РЫБНОЙ ОТРАСЛИ

Л. А. ДЕМИНА

Демина Любовь Александровна, начальник управления Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе.

Управление Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе, прокуратуры субъектов Федерации округа повышенное внимание уделяют объединению усилий правоохранительных и контролирующих органов округа по противодействию преступности в рыбодобывающем комплексе, выявлению и предупреждению фактов браконьерского вылова водных биоресурсов.

Состояние прокурорского надзора и следствия в этой сфере обсуждено на оперативных совещаниях при заместителе Генерального прокурора РФ, проведенных во всех рыбодобывающих субъектах Федерации округа, правоохранительными и контролирующими органами выработаны меры по совершенствованию правоприменительной, профилактической и надзорной деятельности.

В 2008 г. разработан План декриминализации экономики Дальнего Востока, одним из разделов которого предусмотрены мероприятия по декриминализации сферы вылова и оборота водных биоресурсов. В каждом из рыбодобывающих субъектов Федерации округа выработаны и реализуются комплексные программы по декриминализации рыбной отрасли. Например, в Камчатском и Приморском краях, Магаданской области такие программы носят среднесрочный характер и разработаны на 2 - 3 года.

В одном из основных рыбодобывающих регионов округа - Камчатском крае создан объединенный штаб по координации действий сил органов морской охраны и федеральных органов исполнительной власти Северо-Восточного региона.

Прокуроры субъектов Федерации округа провели координационные совещания руководителей правоохранительных и контролирующих органов, на которых приняты решения по усилению борьбы с правонарушениями и преступлениями в рыбной отрасли. Созданы межведомственные рабочие группы, обеспечивающие согласованность усилий по борьбе с правонарушениями и преступлениями в рассматриваемой отрасли, обеспечена их эффективная работа.

К примеру, в Хабаровском крае в мае - июне 2008 г. в результате деятельности межведомственной рабочей группы объединенными усилиями правоохранительных и контролирующих органов (в том числе оперативных подразделений) выявлены и пресечены несколько преступлений, связанных с незаконной добычей в Амурском лимане водных биоресурсов во время нереста осетровых видов рыб. В отношении браконьеров возбуждено более 20 уголовных дел, по всем постановлены обвинительные приговоры.

Вопросы повышения эффективности прокурорского надзора и качества расследования преступлений в сфере добычи, переработки и реализации водных биоресурсов рассмотрены на заседаниях коллегий прокуратур рыбодобывающих субъектов Федерации округа. Активно используется такая форма работы, как заслушивание о результатах проделанной работы прокуроров районов, руководителей подразделений аппарата прокуратур субъектов Федерации округа.

Взаимодействие правоохранительных органов округа с территориальными органами безопасности и органами пограничной службы ФСБ России по пресечению незаконного вылова и контрабанды водных биоресурсов активно ведется в рамках специальных операций по защите экономических интересов России в рыбной отрасли "Биоресурсы", "Биоресурсы-ДВ", "Тайфун", "Краб", "Морской еж","Лосось" и "Рубеж".

Положительную роль в борьбе с браконьерством сыграло создание в краевых и областных органах внутренних дел основных рыбодобывающих регионов округа специальных подразделений. В 2007 г. указанные подразделения выявили свыше 400 преступлений в сфере рыболовства, в 2008 г. - около 250.

Одна из наиболее серьезных проблем рыбопромышленной отрасли российского Дальнего Востока - браконьерский промысел морепродуктов в исключительной экономической зоне РФ с последующим незаконным вывозом улова в сопредельные страны. Управлением Генеральной прокуратуры РФ в округе налажено взаимодействие с МИД России, организованы проверки информации о сдаче российскими рыбопромысловыми судами и судами иностранных государств с российскими экипажами продукции морского промысла в портах Японии. Для их проведения в прокуратурах основных рыбодобывающих регионов округа из представителей государственных и правоохранительных органов созданы временные рабочие группы.

В целом в процессе надзора за исполнением законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов прокурорами субъектов Федерации округа по состоянию на 20 октября 2008 г. выявлено 3447 (на 20 октября 2007 г. - 4264) нарушений законодательства, оспорено 610 (825) незаконных правовых актов, в суды направлено 1038 (837) заявлений, в том числе о взыскании причиненного водным биоресурсам ущерба, общая сумма требований по ним превысила 228,4 (459,8) млн. руб., внесено 239 (278) представлений, по результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 113 (118) лиц, по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 52 (181) должностных и юридических лица, объявлено 38 (177) предостережений.

Отмеченное снижение числа внесенных в рассматриваемой сфере актов прокурорского реагирования - результат проведенной прокурорами в 2007 г. большой как организационной и координационной, так и надзорной работы, принятых прокурорами мер, направленных на устранение нарушений.

В то же время во всех рыбодобывающих субъектах Федерации округа отмечено негативное влияние, оказанное в 2008 г. на государственный контроль и надзор в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов длительной процедурой реорганизации Федерального агентства по рыболовству, территориальные управления которого к осуществлению контрольно-надзорных полномочий приступили лишь в апреле 2008 г.

Так, прокуратурой Сахалинской области в марте 2008 г. установлено, что руководитель Сахалино-Курильского территориального управления Госкомрыболовства надлежащих мер к своевременному формированию штата указанного органа не принял, в результате чего реализация контрольных и надзорных функций в сфере рыболовства не осуществлялась. Прокурор области внес руководителю управления представление, приняты меры к формированию в кратчайшие сроки кадрового состава названного органа контроля.

Аналогичное представление руководителю Амурского территориального управления Госкомрыболовства внесено прокурором Хабаровского края. Требования удовлетворены.

Органы государственного контроля и надзора в сфере рыболовства играют важную роль в обеспечении законности в указанной сфере правоотношений. Вместе с тем, несмотря на принятые прокурорами меры, они по-прежнему допускают нарушения действующего законодательства.

В деятельности отдельных из них выявлены факты издания незаконных правовых актов. Например, в связи с противоречием федеральному законодательству по протесту прокурора Магаданской области руководитель Охотского территориального управления отменил изданный с превышением предоставленных полномочий Приказ от 22 апреля 2008 г. "Об утверждении Перечня должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях".

Значительное число нарушений допущено территориальными управлениями Госкомрыболовства в процессе проведения конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка.

Так, в Приморском крае в нарушение п. п. 27 - 28 Правил организации и проведения конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2008 г., далее - Правила) все заявители представили на конкурс документы, не отвечающие установленным требованиям. Несмотря на наличие предусмотренных п. 15 Правил оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе, все заявители приняли в нем участие, при этом при определении лучших условий заключения договора комиссия приняла решение о присвоении таким претендентам нулевого значения по не соответствующим Правилам критериям. Кроме того, заключенные с победителями конкурса договоры на рыбопромысловые участки не соответствовали установленной форме примерного договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства.

В связи с допущенными нарушениями прокуратура края внесла руководителю Приморского территориального управления Госкомрыболовства России представление, требования признаны обоснованными, договоры с пользователями приведены в соответствие с действующим законодательством. Принимая во внимание отсутствие данных о нарушении прав иных хозяйствующих субъектов, заявления об оспаривании итогов конкурса и заключенных с пользователями договоров на предоставление рыбопромысловых участков в порядке ст. 52 АПК в суд не направлялись.

Установлены нарушения правил подсчета баллов при оценке и сопоставлении заявок, в связи с чем по отдельным лотам незаконно признаны победителями участники конкурса, набравшие меньшее количество баллов.

Так, в Хабаровском крае по лоту N 7 в Николаевском районе края комиссией Амурского территориального управления Госкомрыболовства России победителем признано ООО "Ухта-Пром" с общим баллом 76,92, второй стала рыболовецкая артель им. Блюхера, набравшая 76,65 баллов. Вместе с тем подсчет итогового балла рыболовецкой артели им. Блюхера комиссией произведен неверно, действительный итоговый балл оценки заявки артели составил 77,11. Кроме этого, ООО "Ухта-Пром" представило справку о наличии у предприятия мощностей с завышенным суточным объемом выпуска готовой продукции в сравнении с документально подтвержденными, что также снизило средний балл предприятия по этому показателю.

Нарушения допущены конкурсной комиссией и в отношении иных участников конкурса.

По выявленным нарушениям хабаровский межрайонный природоохранный прокурор внес руководителю Амурского территориального управления Госкомрыболовства представление, в результате приняты меры к устранению нарушений.

В некоторых случаях не соответствуют закону также отдельные действующие договоры пользования рыбопромысловыми участками.

Так, управлением Генеральной прокуратуры РФ в округе установлено, что заключенный между Федеральным агентством по рыболовству и ФГУ "Охотскрыбвод" в порядке переоформления договор пользования 18 рыбопромысловыми участками N 1РПУ-ЛС/2007 от 25 апреля 2007 г. противоречил ст. 39 ФЗ от 20 декабря 2004 г. "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (ныне статья утратила силу), поскольку до введения в действие названного Закона действующих договоров пользования рыбопромысловыми участками учреждение не имело. Прокурор Магаданской области направил в арбитражный суд области исковое заявление об оспаривании указанного договора на основании ст. 168 ГК.

Некоторые нарушения допущены территориальными управлениями Госкомрыболовства в процессе выдачи рыбодобывающим предприятиям разрешений на вылов водных биоресурсов. Допускаются также факты несоблюдения порядка реализации контрольно-надзорных полномочий, нарушения прав субъектов экономической деятельности в сфере рыболовства.

Приморский межрайонный природоохранный прокурор при проверке по обращениям ООО "Морское транспортное агентство" и 000 "Посейдон" выявил факт необоснованного вмешательства должностных лиц Приморского территориального управления Госкомрыболовства в экономическую деятельность указанных предприятий. Возбуждено уголовное дело.

Значительное число нарушений допущено указанными органами в процессе административного преследования нарушителей рыбоохранного законодательства.

Прокурором Чукотского автономного округа в деятельности отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и регулирования рыболовства по Чукотскому АО Северо-Восточного территориального управления Госкомрыболовства выявлены нарушения административного и смежного с ним законодательства, несоответствие протоколов об административном правонарушении установленным требованиям, факты неразъяснения сторонам по делу их прав и обязанностей и другие. Органом государственного надзора не обеспечено своевременное и реальное взыскание с правонарушителей наложенных штрафов, допущена волокита при решении вопросов возмещения причиненного водным биоресурсам ущерба, не велась исковая работа по принудительному его взысканию, лица, не уплатившие в установленный срок штрафы, к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП не привлекались.

По выявленным фактам прокурор автономного округа внес представление, приняты меры к устранению нарушений.

Аналогичные нарушения выявлены в деятельности всех территориальных управлений Госкомрыболовства России, созданных в округе. Основная их причина - недостаточный профессиональный уровень инспекторского состава органов рыбоохраны, отсутствие контроля на местах за изменениями в законодательстве, недостаточная работа руководства территориальных управлений по повышению теоретических и методических знаний инспекторов, их практических навыков.

Нарушения допускаются также в деятельности подведомственных Роскомрыболовству организаций и учреждений.

Так, ФГУП "ТИНРО-Центр" при организации в 2008 г. вылова водных биологических ресурсов в научно-исследовательских целях неоднократно проводило конкурсные отборы специализированных судов на основе заявок рыбодобывающих компаний. Обязательным условием участия в конкурсе было отсутствие у рыбодобывающей компании в течение предшествующего года нарушений природоохранного законодательства. Значительное число участников конкурсов такие справки не представили, в то время как ранее на них были наложены взыскания, в том числе неоднократно.

Например, конкурсной комиссией победителем такого конкурса признано ЗАО "Дальрыбпром", при этом капитаны некоторых принадлежащих этому предприятию судов ранее привлекались к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.16 КоАП, в том числе неоднократно. В результате нарушения порядка проведения конкурсного отбора указанное предприятие не только приобрело право на заключение договора, но его должностные лица потом совершили еще несколько административных правонарушений, в том числе связанных и искажением объемов вылова и сокрытием от учета рыбопродукции, штрафы за которые превысили 753 тыс. руб.

В целом допущенные нарушения позволили недобросовестным организациям вести вылов морских биоресурсов для научно-исследовательских целей, в том числе и в запрещенных для промышленного рыболовства районах.

Негативно влияют на состояние законности в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов также нарушения, допускаемые органами государственной власти субъектов Федерации округа, факты издания противоречащих федеральному законодательству нормативных правовых актов. В 2008 г. меры к оспариванию таких незаконных актов приняты прокурорами Приморского, Хабаровского краев, Сахалинской области.

Негативно сказывается на состоянии законности в рассматриваемой сфере также недостаточная правовая урегулированность на региональном уровне вопросов рыболовства и сохранения водных биоресурсов. В Сахалинской и Магаданской областях нормотворческая деятельность областных органов государственной власти в указанной сфере недостаточна.

Так, в Магаданской области нет нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере рыболовства. О необходимости правового регулирования отношений по распределению квот вылова в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Федерации (ч. ч. 5, 6 ст. 31 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов") прокуратура области в 2007 - 2008 гг. неоднократно информировала как губернатора Магаданской области, так и федерального инспектора по области, однако мер к урегулированию этих правоотношений не принято.

В связи с этим с целью реализации права законодательной инициативы прокуратура области разработала и внесла на рассмотрение Магаданской областной Думы проект Закона о рыболовстве в Магаданской области.

В некоторых случаях незаконное регулирование отношений в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов допускают органы местного самоуправления.

Так, Постановлением главы администрации муниципального образования городской округ "Поронайский" Сахалинской области от 18 июня 2008 г. с превышением полномочий, предоставленных ФЗ от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования, утверждена Программа воспроизводства, добычи, переработки и реализации водных биоресурсов этого муниципального образования на 2008 - 2012 гг. По протесту поронайского городского прокурора Постановление отменено.

Аналогичные меры приняты и другими районными прокурорами Сахалинской области.

Наряду с изданием противоречащих федеральному законодательству правовых актов органы государственной власти субъектов Федерации округа допускают нарушения в процессе реализации предоставленных в сфере рыболовства полномочий, что также негативно влияет на состояние законности в рассматриваемой сфере.

Значительное число нарушений введенного в ФЗ от 20 декабря 2004 г. "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" порядка предоставления для добычи (вылова) анадромных видов рыб и являющихся средой их обитания водных объектов допущено комиссиями, созданными для этого в субъектах Федерации округа.

Так, созданная в Магаданской области комиссия за пределами предоставленных полномочий принимала решения о проведении традиционного рыболовства для нужд коренных малочисленных народов Севера, о распределении квот вылова для организации любительского и спортивного рыболовства, утвердила объемы вылова в 2008 г. по различным направлениям лова. Вместе с тем в соответствии со ст. 29.1 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в компетенцию комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб входит регулирование добычи таких видов рыб только для осуществления промышленного рыболовства.

Прокуратурой Магаданской области в комиссию, а также руководителю Охотского территориального управления Госкомрыболовства РФ внесены представления, требования представлений удовлетворены.

Значительное число нарушений выявлено в деятельности таких комиссий в Сахалинской области, в Хабаровском крае.

Не решена в округе проблема принудительного взыскания с должников сумм причиненного водным биоресурсам ущерба, что требует от прокуроров дополнительных усилий по налаживанию этой работы.

Одним из основных моментов работы прокуроров в этом направлении надзора в 2008 г. стало направление заявлений в суд в связи с выявленными в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов нарушениями. Большинство из них связано с взысканием причиненного водным биоресурсам ущерба.

В 2008 г. прокуроры округа в суды направили 1038 заявлений, сумма заявленных по ним требований превысила 228 млн. руб.

Одна из наиболее сложных на сегодняшний день проблем для правоохранительных и контролирующих органов округа - соблюдение порядка уничтожения безвозмездно изъятых и конфискованных водных биоресурсов и продуктов их переработки. При осуществлении мероприятий по изъятию, уничтожению и хранению незаконно добытых водных биоресурсов допускаются нарушения порядка уничтожения, не принимаются необходимые меры к созданию условий для уничтожения изъятых биоресурсов.

В Приморском крае управлением Генеральной прокуратуры РФ в округе установлены случаи нарушения требований действующего законодательства филиалом СГУ при Правительстве РФ "Российский фонд федерального имущества" в Приморском крае (далее - филиал РФФИ в Приморском крае) при осуществлении мероприятий по уничтожению безвозмездно изъятых и конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, факты подлога документации об уничтожении значительных объемов продукции водно-биологического происхождения.

Вопросы эффективности взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступлениями, совершаемыми организованными группами в сфере оборота водных биоресурсов, постоянно находятся в центре внимания прокуратур основных рыбодобывающих регионов округа. Комплексный подход в решении проблемы браконьерства в промышленных масштабах, обеспечении экономической и экологической безопасности государства дает положительные результаты.

Так, в результате согласованных действий органов СВПУ БО ФСБ России и УВД по Камчатскому краю при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению организованной преступной группы 10 июня 2008 г. в Западно-Беринговоморской промысловой зоне задержано судно ТР "Море-1" (под флагом Камбоджи, порт приписки Пномпень). По итогам контрольно-проверочных мероприятий на судне выявлено свыше 86 тонн крабовой продукции без документов, подтверждающих законность ее происхождения. На судне не было разрешения на вылов, судовая и промысловая документация не велась, не было маркировки на борту с названием судна и порта его приписки. По этому факту орган дознания СВПУ БО ФСБ России возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 253 УК, - разработка природных ресурсов континентального шельфа РФ, проводимая без соответствующего разрешения.

В порядке взаимодействия и в целях организации скоординированных мероприятий, направленных на своевременное формирование доказательственной базы по уголовным делам, обеспечивается постоянный обмен оперативно значимой информацией по фактам незаконного оборота водных биологических ресурсов, деятельности организованных преступных групп, преступных сообществ и граждан, специализирующихся на незаконных промысле, переработке, транспортировке и реализации водных биологических ресурсов, между оперативными подразделениями ФТС, МВД и УФСБ России.

Название документа