Квалификация незаконной охоты

(Жевлаков Э.) ("Уголовное право", 2009, N 6) Текст документа

КВАЛИФИКАЦИЯ НЕЗАКОННОЙ ОХОТЫ

Э. ЖЕВЛАКОВ

Эдуард Жевлаков, заведующий отделом НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ.

Незаконная охота в структуре регистрируемой экологической преступности в Российской Федерации традиционно занимает третье место после незаконной рубки лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) и незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ). Так, в 2008 г. в России зарегистрировано 44883 экологических преступления (выявлено 23755 причастных к ним лиц), из них квалифицируемых по ст. 260 УК - 23802 (выявлено 8641 лицо), по ст. 256 УК - 15841 (14420 лиц), а по ст. 258 УК - 1186 (520 лиц). Однако фактически (с учетом латентности) статистические показатели, характеризующие состояние данного вида преступности, гораздо выше. Статья 258 УК (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") предусматривает ответственность за наиболее опасные формы незаконной охоты: а) сопряженной с причинением крупного ущерба; б) совершенной с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (ч. 1 ст. 258 УК РФ). Перечисленные деяния, совершенные лицом с использованием служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, квалифицируются по ч. 2 ст. 258 УК РФ. Объект рассматриваемого преступления теперь следует определять как отношения по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов. Диспозиция ст. 258 УК РФ бланкетная, поэтому для установления содержания признаков состава преступления необходимо обратиться к ряду специальных нормативных актов, которыми регулируется охота. К ним прежде всего относятся названный Федеральный закон от 24 июля 2009 г. <1>, Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" <2>; Постановления Правительства РФ от 26 июля 1993 г. "О любительской и спортивной охоте" <3> и от 26 декабря 1995 г. "О Перечне объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" <4>, нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Перечисленные нормативные правовые акты действуют до вступления названного выше Закона от 24 июля 2009 г. в законную силу с 1 апреля 2010 г., а ч. 4 ст. 20, ч. ч. 2 - 13 ст. 21, п. п. 4 и 5 ст. 65 - с 1 июля 2011 г. К указанным срокам все иные нормативные акты должны быть приведены в соответствие с настоящим Законом. -------------------------------- <1> Российская газета. 2009. 28 июля. N 137 (4961). <2> СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462. <3> САПП РФ. 1993. N 31. Ст. 2991. <4> САПП РФ. 1996. N 2. Ст. 1220.

Предмет незаконной охоты составляют охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с Федеральным Законом от 24 июля 2009 г. и (или) законами субъектов Федерации используются или могут быть использованы в целях охоты. Их исчерпывающий перечень теперь изложен в ст. 11 данного Закона. Ими являются копытные млекопитающие (кабан, кабарга, дикий северный олень, косули, лось, благородный олень, лань, серна, гибриды зубра с бизоном и домашним скотом и др.), медведи, пушные животные (волк, шакал, лисица, корсак, песец, росомаха, барсук, куницы, соболь, норки, выдры, белки, хомяки, ондатра и др.), птицы (гуси, утки, казарки, глухари, тетерев, рябчик, куропатки, фазаны, улары, бекасы, дупеля, голуби, горлицы и др.). В целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ к охотничьим ресурсам также отнесены гагары, бакланы, поморники, чайки, крачки, чистиковые. Законами субъектов Федерации допускается отнесение к охотничьим ресурсам млекопитающих и (или) птиц, не предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Закона от 24 июля 2009 г. Запрещается добыча млекопитающих и птиц, занесенных в Красную книгу РФ, за исключением отлова таковых в целях осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов. Ежи, змеи, крысы, мыши, вороны, сороки, воробьи, ласточки, стрижи, певчие птицы (зяблики, соловьи и другие), а также масса иных животных не указаны в Законе в качестве охотничьих ресурсов. Охота на тех из них, которые считаются вредными и достаточно распространены (крысы, мыши, вороны серые), по смыслу рассматриваемого Закона не требует специального разрешения и другими нормативными актами никак не регулируется. Другие полезные животные, не указанные в качестве охотничьих ресурсов в данном Законе, охраняются нормами природоохранного законодательства на общих основаниях как природные ресурсы. По смыслу ст. ст. 17 - 18 Закона от 24 июля 2009 г. нашло свое дальнейшее законодательное закреплении ранее сформулированное нами <5> и закрепившееся в литературе мнение, что предметом рассматриваемого преступления могут быть звери и птицы, как обитающие в природной среде в естественном состоянии, так и выращенные трудом человека и выпущенные в нее в целях размножения. -------------------------------- <5> См.: Жевлаков Э. Н. Уголовно-правовая охрана дикой фауны в СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980.

Завладение животными, содержащимися в клетках, вольерах, огороженных территориях, в зоопарках, цирках или во владении граждан, квалифицируется как хищение чужого имущества <6>, а отстрел или умерщвление таких зверей и птиц иным образом (при наличии признаков состава) - как умышленное уничтожение чужого имущества (ст. 167 УК РФ), поскольку в данном случае животные обособлены трудом человека от естественной природной среды (или созданы им), не являются более природным ресурсом, а перешли в категорию "имущество", "товар" <7>. -------------------------------- <6> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1. С. 5. <7> Подробнее см., напр.: Жевлаков Э. Н. Уголовно-правовая охрана окружающей среды в Российской Федерации. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2002.

Объективная сторона преступления состоит в производстве незаконной охоты при наличии хотя бы одного из условий, указанных в п. п. "а" - "г" ч. 1 ст. 258 УК РФ. Охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (ст. 1 п. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г.). Данное определение охоты близко, но не тождественно определению, ранее изложенному в п. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР 10 октября 1960 г. N 1548 (с последующими изменениями), где говорится, что охота - это выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц <8>. Эта же формулировка приводится в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" <9>. -------------------------------- <8> См.: СП РСФСР. 1960. N 34. Ст. 164. <9> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1. С. 5.

Как видим, новое определение расширяет содержание понятия "охота". К тому же в Законе от 24 июля 2009 г. усматривается в этом плане некоторая непоследовательность. Часть 2 ст. 12 данного Закона указывает (применительно к разным видам охоты), что она осуществляется путем отстрела или отлова охотничьих ресурсов либо только путем отлова (например, в целях акклиматизации, разведения, переселения). Очевидно, что в этом случае речь следует вести не о поиске, выслеживании, преследовании диких зверей и птиц, а о способах их добычи. Указанное выше Положение об охоте и охотничьем хозяйстве (п. 10) приравнивает к охоте пребывание в охотничьих угодьях с ружьями, собаками, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты, с добытой продукцией охоты, а также с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде и на дорогах общего пользования. Это Положение не было воспринято однозначно ни в литературе, ни в судебной практике. Так, нахождение А. в охотничьих угодьях с оружием в чехле было приравнено к охоте <10>. В другом случае положение Закона Камчатской области от 3 августа 2001 г. "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Камчатской области", содержащее аналогичное указание, решением Камчатского областного суда (по протесту прокурора), а затем и Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ признано противоречащим федеральному законодательству <11>. Представляется, что, исходя из определения охоты, данного в названном Федеральном Законе, нахождение лица с оружием на территории охотничьего угодья не является охотой и, соответственно, не может образовать оконченного преступления. Эти действия могут быть расценены лишь как приготовление к преступлению, но в силу ч. 2 ст. 30 УК РФ они уголовно не наказуемы, поскольку незаконная охота не относится к числу тяжких и особо тяжких преступлений. В этом случае возможно только применение административной ответственности. -------------------------------- <10> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 5. С. 14. <11> См.: Определение Верховного Суда РФ от 20 июня 2003 г. N 60-Г03-12 // СПС "КонсультантПлюс".

Названный Закон от 24 июля 2009 г. увеличивает число видов охоты. Выделяются промысловая, спортивная, любительская охота, охота в целях осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, регулирования численности охотничьих ресурсов, акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов, их содержания и разведения в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (ст. 12). Правовой основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. На основе этих правил высшее должностное лицо субъекта Федерации (руководитель высшего органа исполнительной власти) определяет виды разрешенной охоты и параметры ее осуществления в соответствующих охотничьих угодьях. Преступлением может быть признана только незаконная охота, т. е. охота без надлежащего на то разрешения, в запрещенных местах, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами, в том числе осуществляемая лицом, не имеющим права на охоту либо получившим разрешение без необходимых оснований незаконным путем (абз. 2 п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения"). Охотником, т. е. лицом, имеющим право на охоту, признается физическое лицо, сведения о котором содержатся в государственном охотхозяйственном реестре, или иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и заключивший договор об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства. К охотнику приравнивается работник юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполняющий обязанности, связанные с осуществлением охоты и сохранением охотничьих ресурсов, на основании трудового или гражданско-правового договора. Охотник должен иметь охотничий билет (за исключением иностранных граждан) и разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия. Удостоверением на право охоты служат (в зависимости от вида охоты и категории охотника) по общему правилу путевка (документ, подтверждающий наличие договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), а также разрешение на добычу охотничьих ресурсов, выданное охотнику. Для ведения промысловой, любительской и спортивной охоты в общедоступных охотничьих угодьях по смыслу ст. ст. 13 - 14 Закона от 24 июля 2009 г. достаточно только разрешения, хотя очевидно, что ведение промысловой охоты без предварительного заключения договора вряд ли возможно. В любом случае основным документом является разрешение. В нем указываются: сведения об охотнике, вид охоты, сведения о добываемых охотничьих ресурсах, их количество, сроки и места охоты. Разрешения выдаются: охотникам в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, заключившим охотхозяйственные соглашения; в общедоступных охотничьих угодьях - органом исполнительной власти субъекта Федерации; на особо охраняемых природных территориях - соответствующими природоохранными учреждениями. Работникам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц разрешения выдаются этими предпринимателями и юридическими лицами, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основе заключенных ими охотхозяйственных соглашений - органами государственной власти в пределах их полномочий (ст. 31 ФЗ от 24 июля 2009 г.). Разрешение действует только в указанном в нем месте и в указанные даты и сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты. Охота без надлежащего разрешительного документа или с просроченным разрешением признается охотой без разрешения. Под признаки такой охоты подпадает также добыча зверя или птицы сверх установленной в разрешении нормы или не тех пород, на добычу которых выдано разрешение, либо с нарушением указанных в разрешении сроков или не в тех местах, которые указаны в разрешении. Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (т. е. без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления (ч. 2 ст. 19 Федерального Закона от 24 июля 2009 г.), в том числе лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах традиционного проживания этих народов, если охота также является основой их существования. К запрещенным для охоты местам относятся особо охраняемые природные территории, указанные в Федеральном Законе от 14 марта 1995 г. "Об особо охраняемых природных территориях" <12>, а также другие места, запрещенные соответствующими актами высших должностных лиц субъектов Федерации (зеленые зоны вокруг городов и других населенных пунктов, зоны расположения промышленных предприятий, транспортных путей и др.). Обычно они указываются в приложениях к правилам охоты. -------------------------------- <12> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.

Охота в запрещенные сроки - это охота в то время, когда всякая охота запрещена, или в периоды, запрещенные для добычи отдельных видов охотничьих ресурсов. Они устанавливаются применительно к местным условиям. Перечни запрещенных орудий и способов охоты изложены в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 852 "О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добычи объектов животного мира" <13>. Например, повсеместно запрещается пускание огненных палов, использование оружия военного и спортивного образца, применение сетей, загон зверей по насту, охота из-под света фар в ночное время, добывание животных, находящихся в бедственном положении, выгон на гладкий лед, выжигание растительности в местах концентрации животных, охота на нелетающий молодняк или на взрослых линяющих птиц, разорение гнезд, раскапывание нор. В зависимости от местных условий эти перечни могут сужаться или расширяться в нормативных актах субъектов Федерации. -------------------------------- <13> СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3750.

Под механическими транспортными средствами следует понимать автомашины, мотоциклы, мотонарты, катера, моторные лодки и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем, включая тракторы, любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные самоходные машины <14>. Их применение означает, что с их помощью велся поиск зверей и птиц, таким образом они выслеживались, преследовались, добывались. Если транспортные средства служили лишь средством доставки браконьеров в район охоты, отвоза добытого, данный признак состава отсутствует <15>. Так, К., не имея разрешения, в запрещенное для охоты время на снегоходе выследил, преследовал, а затем убил лося. Он был обоснованно осужден по п. "б" ч. 1 ст. 258 УК РФ <16>. В связи с этим вряд ли можно согласиться с утверждением, что применением транспортного средства при незаконной охоте следует считать его использование при доставке к месту охоты капканов и другого снаряжения <17>. -------------------------------- <14> См.: Правила дорожного движения. М., 2008. <15> См.: Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1977. N 3. С. 15 - 16. <16> См.: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 9 сентября 2006 г. N 67-о06-81 // СПС "КонсультантПлюс". <17> Дубовик О. Л. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса РФ. М., 1998. С. 291.

Применение взрывчатых веществ, газов и иных способов добычи охотничьих ресурсов, например путем пускания палов, применения сетей, устройства ловчих ям и загонов, является опасным в силу того, что такие способы охоты обычно приводят к их массовому уничтожению. Под полным запрещением понимается запрещение осуществлять в любое время года все виды охоты на определенные виды птиц и зверей вследствие их особой ценности. Прежде всего это касается добывания птиц и зверей, занесенных в Красную книгу РФ. Полностью запрещена, например, охота на пятнистого оленя, зубра, леопарда, снежного барса, белого медведя, фламинго, аиста, журавлей. Общие требования к охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных (наряду с требованиями к охране таких же растений и других организмов) изложены в ст. 60 Федерального Закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" <18>. Вместе с тем понятие "полное запрещение" сегодня стало относительным и касается главным образом охотников, осуществляющих промысловую, любительскую и спортивную охоту. Федеральный Закон "О животном мире" в исключительных случаях допускает оборотоспособность таких животных. О том же говорится в Постановлении Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 158 "О Красной книге Российской Федерации" <19>, а Постановлением Правительства РФ от 6 января 1997 г. N 13 (в ред. от 26 апреля 2008 г. N 314) утверждены Правила добывания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ <20>. Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 3 сентября 2003 г. N 799 утвержден порядок выдачи разрешений на добывание таких объектов животного мира. В частности, охота на "краснокнижных" животных путем отлова может быть разрешена в научных целях, целях акклиматизации и переселения, гибридизации, размножения. Коренным малочисленным народам Севера также разрешен отстрел некоторых животных (например, моржей). Разрешен он также в целях обеспечения безопасности людей (например, белых медведей). -------------------------------- <18> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133. <19> СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 808. <20> СЗ РФ. 1997. N 3. Ст. 385.

В связи с изложенным целесообразно, на наш взгляд, заменить формулировку п. "в" ч. 1 ст. 258 УК РФ на формулировку, употребляющуюся в Федеральном законе "О животном мире", уточнив в ней, что преступлением является добыча "птиц и зверей, оборотоспособность которых ограничена". Чем руководствовался законодатель, ограничивая в ч. 1 ст. 258 УК РФ особо охраняемые природные территории только заповедниками и заказниками, сказать сложно. Новая редакция п. "г" ч. 1 ст. 258 УК РФ включает в себя все виды таких территорий. Согласно Федеральному Закону от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ (с последующими изменениями) "Об особо охраняемых природных территориях", к таковым относятся: государственные природные заповедники (в том числе биосферные), национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты <21>. Правовой режим особо охраняемых природных территорий устанавливается системой специальных законов и подзаконных нормативных актов <22>. -------------------------------- <21> СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024. <22> См.: Особенная часть Уголовного кодекса РФ: Комментарий судебной практики, судебная статистика / Под ред. В. М. Лебедева, А. В. Галаховой. М.: Городец, 2009. С. 751 - 752.

Порядок объявления и установления зон экологического бедствия и их правовой режим определяются в соответствии со ст. 57 Федерального закона "Об охране окружающей среды", законодательством об этих зонах. Поскольку юридически ни одной такой зоны в РФ на сегодняшний день не существует, данная норма в ст. 258 УК РФ, как и аналогичные нормы в других статьях, является "мертвой". Общее понятие чрезвычайной ситуации содержится в Федеральном Законе от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" <23> и Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ (в ред. от 7 марта 2005 г.) "О чрезвычайном положении" <24>. -------------------------------- <23> СЗ РФ. 1994. N 35. Ст. 3648. <24> СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277; Российская газета. 2005. 11 марта.

Преступление (за исключением незаконной охоты, причинившей крупный ущерб) является оконченным с момента осуществления поиска, выслеживания или преследования птиц, зверей и иных животных независимо от того, были ли они добыты. Состав данного преступления следует рассматривать как формальный. При решении вопроса о том, является ли ущерб, причиненный незаконной охотой, крупным, необходимо исходить из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, данных в указанном выше Постановлении от 5 ноября 1998 г. Крупным, в частности, следует признавать ущерб, причиненный незаконной добычей зубра, лося, оленя. Для признания преступления оконченным в этом случае обязательно причинение реального ущерба. Если лицо, занимаясь незаконной охотой, по независящим от него обстоятельствам не смогло достичь результата, то содеянное образует покушение на незаконную охоту по признаку крупного ущерба. Стоимость животных при исчислении ущерба определяется по специальным таксам, утверждаемым Правительством РФ. Действующими являются Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты <25>. При этом следует учитывать не только стоимость животного по таксе, но и его экологическую значимость, значимость для конкретного места обитания и охотничьего хозяйства, распространенность, отнесение к специальным категориям (например, к редким и исчезающим видам животных), а также количество добытого, вред, нанесенный в целом животному и растительному миру (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г.). Так, по приговору суда У., Х., и А. признаны виновными в незаконном отстреле двух кабанов. Квалифицируя содеянное по п. "а" ч. 1 ст. 258 УК РФ, суд учел, что отстрелянные животные составляли 12,5% лимита возможного изъятия объектов животного мира в этом районе в данном охотничьем сезоне, сумму ущерба (6000 руб.), отнесение таких копытных к редким и ценным видам, а также то, что охота велась в запрещенное время <26>. -------------------------------- <25> Утв. Приказом Минсельхоза России от 25 мая 1999 г. N 399. Зарегистрировано в Минюсте России от 24 июня 1999 г. за N 1812 // БНА РФ. 1999. N 28. С. 13. <26> Дело N 524-005. Архив Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры. Цит. по: Овсепян Л. Г. Уголовно-правовая охрана флоры и фауны по законодательству Армении и России: Сравнительно-правовой анализ. Владимир, 2008. С. 116.

Под использованием лицом своего служебного положения (ч. 2 ст. 258 УК) понимается использование для занятия незаконной охотой прав и полномочий, которыми лицо наделено по службе или работе. Такими лицами являются: работники органов государственного охотничьего контроля и надзора, руководители организаций или иных юридических лиц, осуществляющих промысловую охоту, органов управления охотничьим хозяйством, представители администрации исполнительной власти (специальный субъект преступления).

Пристатейный библиографический список

1. Дубовик О. Л. Экологические преступления: Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса РФ. М., 1998. 2. Жевлаков Э. Н. Уголовно-правовая охрана дикой фауны в СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980. 3. Жевлаков Э. Н. Уголовно-правовая охрана окружающей среды в Российской Федерации. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, 2002. 4. Овсепян Л. Г. Уголовно-правовая охрана флоры и фауны по законодательству Армении и России: Сравнительно-правовой анализ. Владимир, 2008. 5. Особенная часть Уголовного кодекса РФ: Комментарий судебной практики, судебная статистика / Под ред. В. М. Лебедева, А. В. Галаховой. М.: Городец, 2009.

Название документа