Роль органов правопорядка в обеспечении экологической безопасности на современном этапе развития России

(Таловеров С. Ю.) ("Юридический мир", 2009, N 10) Текст документа

РОЛЬ ОРГАНОВ ПРАВОПОРЯДКА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ РОССИИ <*>

С. Ю. ТАЛОВЕРОВ

В статье говорится об экологических проблемах и экологической безопасности общества, месте и роли в обеспечении экологического правопорядка правоохранительных органов. Ключевые слова: экологический правопорядок, правовая регламентация отношений, правопорядок в экологической сфере, охрана природных ресурсов, правовое регулирование природопользования, недостатки экологического законодательства, экологическая функция.

In the article it is told about features grazhdansko-pravovogo formations in modern company and actions of the Russian government directed on formation of complete system civil and legal education. Key words: the ecological law and order, legal regulation of relations, the law and order in ecological sphere, protection of natural resources, legal regulation of wildlife management, defects of the ecological legislation, Ecological function.

На современном этапе развития Российского государства экологические проблемы обозначились особенно остро. И это вполне объяснимо, так как от уровня экологической безопасности общества зависит решение других социальных задач, в частности духовного возрождения нации. В сложившейся ситуации вовлечение любого субъекта в данный созидательный процесс будет способствовать укреплению системы экологической безопасности, имеющей общечеловеческую значимость. В современных условиях развития России большое внимание стало уделяться вопросам, касающимся развития институтов гражданского общества, укрепления вертикали государственной власти, подъема отечественной экономики. Проблемы же гармонизации взаимодействия общества с исконной средой его обитания - природой постепенно оказались на втором плане. Однако их решение непосредственно связано с состоянием среды обитания человека. Проблематика экологического правопорядка достаточно широка. Она не только затрагивает реализацию экологических прав личности, но и охватывает те области, которые на первый взгляд прямого отношения к ней не имеют. Совершенно права исследователь Л. В. Ращупкина, полагающая, что "в условиях глобального экологического кризиса создается угроза не только реализации прав личности на благоприятную окружающую природную среду, но и реализации иных прав, прежде всего права на жизнь. Крупномасштабная экологическая катастрофа может привести к тому, что не только экологические, но и другие права личности утратят свой смысл" [1, с. 3]. В настоящее время необходимо учитывать, что проблема правопорядка в экологической сфере стала носить определяющий характер по отношению к другим элементам целостной системы правопорядка в обществе, поэтому правовая регламентация отношений в той или иной сфере должна осуществляться с учетом их взаимной детерминированности. Только комплексный подход обеспечит должный правопорядок во всех сферах общественной жизни. Сегодня научным изучением правового регулирования экологических проблем занимаются различные исследователи - специалисты в области аграрного, земельного, экологического, административного права, представители уголовно-правовой науки и другие. Нельзя не отметить и тот факт, что различные экологические проблемы, в частности вопросы правопорядка в экологической сфере, стали тщательно анализироваться не только в рамках той или иной отрасли юридической науки, но и на уровне общей теории права. И это вполне объяснимо, так как проблема экологического правопорядка настоятельно требует междисциплинарного, интегрированного решения. В настоящее время в российском обществе и государстве наблюдается несоответствие между потребностью в устойчивом правопорядке в стране и отсутствием обобщенных теоретических моделей для оценки состояния, динамики механизмов и тенденций его развития, поэтому необходимость проведения подробного научного анализа правопорядка в экологической сфере налицо [2, с. 76]. Как видим, вышеуказанная проблема является весьма актуальной и в практическом, и в теоретическом отношении. Исследование правопорядка в экологической сфере как неотъемлемой части правопорядка в российском обществе и в то же время явления, обладающего определенной спецификой, и сейчас требует к себе пристального внимания со стороны ученых. Вполне очевидно, что до сих пор "в правосознании признание необходимости защиты самой природы, вне связи с защитой интересов личности, общества и государства, не стало доминировать" [1, с. 8]. Наиболее ценным фактором правопорядка в той или иной сфере общественных отношений является наличие их правовой регламентации. В связи с этим при изучении экологического правопорядка возникает необходимость обращения к анализу генезиса правового регулирования взаимодействия человека и общества с окружающей природной средой. Так, в дореволюционной России охрана природных ресурсов, как и в других древних или средневековых государствах, осуществлялась в первую очередь через защиту прав собственности экономических, военных и налоговых государственных интересов. Что касается регулирования использования природных ресурсов и охраны природы, то оно проводилось бессистемно и весьма фрагментарно. В советский период особенности развития правового регулирования природопользования и охраны природы в стране проявились прежде всего в том, что вплоть до 80-х годов XX столетия в развитии законодательства экологической сферы доминирующим был природоресурсный подход. Проблема охраны природы от загрязнения оценивалась в это время как санитарная, а не как экологическая. При регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались главным образом интересы охраны здоровья людей, а не всех живых организмов. В конце 80-х годов прошлого века официально были признаны ключевые причины резкого ухудшения состояния окружающей среды в государстве. Они заключались в следующем: слабом правовом регулировании природопользования и охраны окружающей среды, несовершенной организации государственного управления в этой сфере, наличии "остаточного" принципа финансирования природоохранной деятельности, отсутствии у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения. Основным же общим недостатком экологического законодательства советского периода было отсутствие в нем "работающего" механизма обеспечения реализации норм. Срочно требовались новые подходы к правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды, о чем свидетельствовали низкая эффективность законодательства, истощение природных богатств, постоянное ухудшение качественного состояния окружающей среды и многие другие факторы. Анализ современного законодательства показывает, что в последние годы в правовой политике Российского государства обозначилась тенденция к признанию в качестве приоритетных ценностей тех свойств окружающей среды, которые связаны с обеспечением жизни, здоровья людей. Однако нынешний законодатель по-прежнему еще далек от осознания необходимости защиты самой природы, и соответственно экологическое законодательство, призванное адекватно отразить факт этого осознания, все еще проходит стадию становления. Итак, правопорядок в экологической сфере - это неотъемлемая часть правопорядка в российском обществе. Охрана природы и рациональное использование ее богатств возведены в нашей стране в ранг конституционных принципов, полная реализация которых стала общегосударственной проблемой. Государство взяло на себя экологическую функцию и провозгласило в ст. 42 Конституции РФ право каждого на благоприятную окружающую среду, а также достоверную информацию о ее состоянии. Государство, гарантируя возмещение возможного ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением, создало аппарат для реализации экологической функции. Правоохранительная форма обеспечения экологической безопасности должна носить организационный, государственно-властный характер. В ее осуществлении принимают участие различные государственные органы, каждый из которых имеет соответствующую компетенцию и выполняет те обязанности, которые возложены на него государством. Экологическая безопасность и экологический правопорядок теснейшим образом связаны с общественной безопасностью и общественным правопорядком. Поддержание и контроль за их соблюдением осуществляют правоохранительные органы. Прежде всего речь идет о прокуратуре и органах внутренних дел (ОВД) [3]. Нельзя не отметить, что, как и все проблемы, касающиеся охраны окружающей природной среды, экологическая функция в деятельности вышеуказанных органов представляет собой новое явление. "Под экологической функцией правоохранительных органов понимается их деятельность по применению природоохранного законодательства, выявлению причин экологических правонарушений и разработка мер по их предупреждению и устранению" [4, с. 37]. Одной из немногих отраслевых и функциональных структур, выполняющих многообразные экологические функции, является Министерство внутренних дел Российской Федерации. Органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие с территориальными органами Госкомэкологии, Минздрава России и другими. Роль органов внутренних дел в борьбе с экологическими правонарушениями определена соответствующими нормативно-правовыми документами. Функции ОВД весьма полно были отражены в Приказе Министра внутренних дел РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД России" (Положение о МВД РФ утверждено Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. N 1039) [5, с. 131 - 132]. В области охраны окружающей природной среды ОВД занимаются предупреждением и пресечением экологических правонарушений; совместно с Минздравом РФ надзирают за соблюдением санитарных правил содержания территорий населенных пунктов; оказывают содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работу пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок совместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию, учет и надзор за техническим состоянием автотранспортных средств; осуществляют ведомственную охрану объектов природы; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов [4, с. 38 - 39]. Функции органов внутренних дел в сфере охраны природы и рационального использования природных ресурсов условно подразделяются на две группы: функции, выполняющиеся МВД РФ, как органом, наделенным надведомственными контрольно-надзорными полномочиями в обозначенной области; функции, реализующиеся МВД РФ в процессе производственно-хозяйственной деятельности своих подразделений. Заметим, что для решения вопросов, которые касаются обеспечения экологической безопасности, крайне необходимо эффективное взаимодействие всей правоохранительной системы. Опасность от экологических правонарушений и преступлений в первую очередь состоит в том, что объектом их посягательств является стабильность окружающей среды. Судебные органы должны сосредоточить свое внимание на обеспечении правильного применения действующего законодательства. Прокуратуре как органу надзора и контроля необходимо применять достаточно суровые меры к предприятиям, нарушающим нормы эколого-охранного законодательства.

Литература

1. Ращупкина Л. В. Экологический правопорядок (Общетеоретический анализ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. 2. Тардонов С. В. Правовой порядок и пути его укрепления. Параметры внутригосударственного и международно-правового совершенствования // Государство и право. 2006. N 5. 3. Приказ МВД РФ от 12 июля 1993 г. N 330 "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД России". 4. Кузьмин В. Н. Правовые формы обеспечения экологической безопасности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 5. Любарский Е. Л., Саркисов О. Р. Экологическое право и его роль на современном этапе развития российского общества: Учеб. пособие. М., 2004.

Название документа