Системно-структурный анализ категорий "целевое назначение" и "разрешенное использование" в природоресурсных отраслях права

(Анисимов А. П., Мельников Н. Н.) ("Журнал российского права", 2013, N 11) Текст документа

СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ КАТЕГОРИЙ "ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ" И "РАЗРЕШЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ" В ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРАВА

А. П. АНИСИМОВ, Н. Н. МЕЛЬНИКОВ

Анисимов Алексей Павлович, профессор кафедры гражданского права и процесса Волгоградского института бизнеса, доктор юридических наук, профессор.

Мельников Николай Николаевич, старший научный сотрудник сектора сельскохозяйственного и земельного права Института государства и права РАН, доктор юридических наук.

Правовые конструкции "целевое назначение" и "разрешенное использование" присутствуют во всех отраслях природоресурсного права и отражают объективно существующую потребность установления общего и специального правовых режимов природных ресурсов. Общий правовой режим земель определяется посредством деления земельного фонда на категории. Специальный правовой режим предполагает установление особенностей использования и охраны земельных участков той или иной категории земель в рамках дополнительного правового регулирования с помощью института зонирования территорий и института разрешенного использования земельных участков. Определение видов разрешенного использования земельных участков можно рассматривать как уточняющий по отношению к категоризации и зонированию способ управления и определения правового режима земель и иных природных ресурсов. Аналогичный принцип имеет место и в других природоресурсных отраслях права, где он сформулирован законодательно.

Ключевые слова: целевое назначение, разрешенное использование, категория земель, земли населенных пунктов, градостроительное зонирование, земли лесного фонда, земли водного фонда, недра, объекты животного мира.

Systematic structural analysis of the categories "intended purpose" and "permitted use" in natural resources branches of law A. P. Anisimov, N. N. Melnikov

Legal designs "purpose" and "allowed use" are present at all branches of the nature-resource right and reflect objectively existing requirement of establishment of the general and special legal regimes of natural resources. The general legal regime of lands is defined by means of division of land fund into categories. The special legal regime assumes establishment of features of use and protection of the land plots of this or that category of lands within additional legal regulation by means of institute of zoning of territories and institute of allowed use of the land plots. Definition of types of allowed use of the land plots can be considered as specifying in relation to a categorization and zoning a way of management and definition of a legal regime of lands and other natural resources. The similar principle takes place and in other nature-resource branches of the right where it is formulated legislatively.

Key words: purpose, permitted use, land category, land settlements, zoning, forest land, ground water resources, subsoil, objects of the animal world.

В теории управления природными ресурсами выделяются различные формы и методы. Их конкретное содержание обусловлено спецификой использования и охраны отдельных видов природных ресурсов. Одни методы публичного управления могут быть охарактеризованы как комплексные и междисциплинарные (например, платность использования природных ресурсов); другие применяются только в рамках отдельных природных ресурсов (охрана лесов от пожаров). При этом до сих пор в науке природоресурсного права не было проведено серьезных исследований по вопросу о том, возможно ли сформулировать перечень универсальных методов управления, применимых (в разной степени) в земельном, водном, лесном, горном, воздушном и фаунистическом праве. Одним из таких методов, на наш взгляд, является установление в законодательстве публичных норм о целевом назначении природных ресурсов. Земельное право. Правовая конструкция "целевое назначение" традиционно воспринимается в контексте вопросов управления земельным фондом и его деления на семь категорий с дифференцированным правовым режимом. В настоящей статье мы хотели бы обратить внимание на необходимость системного подхода к функции государственного управления земельным фондом, которая получает свою практическую реализацию посредством установления норм о порядке и условиях использования земельных участков. Основными принципами системного подхода являются: принцип целостности, в соответствии с которым система одновременно рассматривается как единое целое и в то же время как подсистема для вышестоящих уровней, и принцип иерархичности строения, предполагающий наличие нескольких элементов (не менее двух), расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня <1>. -------------------------------- <1> См.: Щедровицкий Г. П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. М., 1981. С. 193 - 227.

Системный подход к правовому регулированию земельных отношений предполагает целостное восприятие правового механизма их регламентации, состоящего из нескольких взаимосвязанных элементов (способов регулирования). Первым и наиболее общим элементом следует признать институт отнесения земель к категориям. Многообразие свойств и характеристик земли влечет необходимость систематизации. Выявление и обозначение наиболее существенных закономерностей и отношений реальной действительности и познания осуществляется с помощью вычленения категорий <2>. -------------------------------- <2> Понятие "категория" происходит от греч. kategoria - высказывание, обвинение, признак. Подробнее об этом см.: Философия: энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. М., 2004.

Легальное определение понятия "категория земель" в законодательстве отсутствует. Анализ юридической литературы показывает, что большинство ученых считают целевое назначение земли основным критерием выделения категорий землепользования <3>. Данный подход основан на положениях ст. 7 ЗК РФ, которая предусматривает, что земли в Российской Федерации подразделяются на категории по целевому назначению. -------------------------------- <3> См., например: Боголепов Р. Д. Правовой режим земель промышленного и транспортного назначения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1964. С. 4; Краснов Н. И. Теоретические основы правового режима земель специального назначения в СССР: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1966. С. 6; Комментарий к Земельному кодексу РФ (постатейный) / Под ред. С. А. Боголюбова, Е. Л. Мининой. М., 2002. С. 42 (автор - Е. А. Галиновская); Анисимов А. П. Некоторые проблемы совершенствования законодательства о правовом режиме земель поселений // Журнал российского права. 2004. N 4. С. 31.

Целевое назначение земель определяется Б. В. Ерофеевым как "установленные законодательством порядок, условия, предел эксплуатации (использования) для конкретных целей в соответствии с категориями земель" <4>. П. В. Анисимов и Л. А. Гасымова полагают, что "целевое назначение земель - юридически установленный для определенной части земельного массива страны (категории земель) основной характер ее использования, определяемый в зависимости от выполняемых ею функций с учетом природных, социальных, экономических и иных факторов" <5>. -------------------------------- <4> Ерофеев Б. В. Земельное право: Учебник для вузов. М., 2001. <5> Анисимов П. В., Гасымова Л. А. Правовой режим земельных участков: некоторые вопросы теории // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. N 4. С. 31 - 32.

Представляется, что формирование цели использования земли осуществляется человеком, а потому данный процесс носит субъективный характер. Вместе с тем при определении правового режима земель необходимо учитывать различные факторы <6>. В частности, наряду с природными характеристиками земли в понятие "целевое назначение" следует включать исторически сложившиеся особенности использования земельного пространства. -------------------------------- <6> См.: Волков Г. А. Правовые проблемы разграничения земель на категории по целевому назначению // Экологическое право. 2005. N 2. С. 29 - 32.

Целевое назначение подразумевает четкое определение конкретных прав и обязанностей по рациональному использованию и охране земельных участков для их правообладателей. При этом в действительности никакого "одного" целевого назначения практически для любой категории земель не существует. Например, целевое назначение земельного участка сельскохозяйственного назначения не предполагает необходимости выращивания на нем только одного определенного вида сельскохозяйственных культур. Более того, в состав земель сельскохозяйственного назначения входят участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (п. 2 ст. 77 ЗК РФ). Другой пример. На особо охраняемых природных территориях, занимающих порою тысячи гектаров, ограниченно разрешается в специально отведенных местах сельскохозяйственное использование территории для местных жителей. А ведь целевое назначение таких земель предполагает изъятие их полностью или частично из хозяйственного использования и оборота (п. 1 ст. 94 ЗК РФ). Отсюда следует, что главный содержательный элемент понятия "целевое назначение" - закрепление в государственном кадастре недвижимости доминирующего варианта использования земель определенной категории. При этом каждая из семи категорий земель неоднородна и включает в себя ряд субкатегорий земель, использование и охрана которых обладают определенной спецификой. Например, свои особенности имеет использование сельскохозяйственных угодий как составной части земель сельскохозяйственного назначения. В свою очередь, использование и охрана особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий специфичны в рамках указанной субкатегории земель (ст. 77, 79 ЗК РФ). Из этого следует, что целевое назначение - это главная (основная) цель, для достижения которой используется совокупность родственных земельных участков, объединенных для повышения качества управления ими в такую территориальную единицу, как "категория земель". В соответствии со ст. 1 ЗК РФ категоризация земель является основным способом определения правового режима земельных участков - порядка их использования и охраны. В то же время согласно ст. 1 ЗК РФ правовой режим земель устанавливается в соответствии с зонированием территорий. Вопрос о правовом значении зонирования территорий и соотношении институтов отнесения земель к категориям и зонирования территорий в последнее время активно обсуждается на разных уровнях, в том числе в правительственных кругах и научном сообществе. В качестве одного из основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 гг. <7> называют исключение из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории. Тем самым институту зонирования предполагается отдать главенствующую роль в механизме определения правового режима земель. -------------------------------- <7> См.: распоряжение Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 297-р.

Теоретические проблемы соотношения институтов отнесения земель к категориям и зонирования территорий неоднократно обсуждались на страницах научной литературы <8>, и мы присоединяемся к мнению о том, что зонирование необходимо рассматривать как дополнительный по отношению к делению земель на категории способ определения правового режима земель <9>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (под ред. С. А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Питер Пресс, 2009. ------------------------------------------------------------------ <8> См.: Боголюбов С. А., Галиновская Е. А., Жариков Ю. Г. и др. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С. А. Боголюбов. 7-е изд. М., 2011; Анисимов А. П., Землякова Г. Л., Мельников Н. Н. Зонирование как функция управления земельным фондом: вопросы теории // Современное право. 2012. N 8. С. 87 - 93. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (под ред. С. А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Питер Пресс, 2009. ------------------------------------------------------------------ <9> См.: Боголюбов С. А., Галиновская Е. А., Жариков Ю. Г. и др. Указ. соч.; Крассов О. И. Комментарий к Земельному кодексу РФ. 2-е изд. М., 2010.

Наличие не одной, а нескольких целей, присутствующих в рамках почти каждой категории земель (кроме земель запаса), обусловило формирование в российском природоресурсном и градостроительном законодательстве конструкции "разрешенное использование". Разрешенное использование - это "конкретизированное целевое назначение для конкретного, отдельно взятого земельного участка, являющееся правовой основой для возведения лицом, использующим земельный участок, жилых, производственных и тому подобных зданий и сооружений, а также для проведения оросительных, осушительных и других работ..." <10>. -------------------------------- <10> Чикильдина А. Ю. Правовое регулирование оборота дачных, садовых и огородных участков. М., 2012. С. 40.

Данная правовая конструкция дает ответ на вопрос о содержании прав и обязанностей правообладателя, вытекающих из принадлежности участка к определенной территории (территориальной зоне), определяемой посредством градостроительного зонирования. ЗК РФ устанавливает обязательность определения разрешенного использования земельного участка при его предоставлении из состава государственных или муниципальных земель для строительства и иных целей (ст. 30, 31). В данном случае необходимо учитывать, что строительство может осуществляться не только на землях населенных пунктов, но и на землях иных категорий. Следовательно, институт разрешенного использования должен применяться по отношению к земельным участкам, подлежащим застройке, независимо от категории земель. Остается дискуссионным вопрос о юридической природе целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. При этом наибольшее распространение получила позиция о том, что целевое назначение - это одно из публично-правовых ограничений права собственности <11>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Гражданское право: В 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права" (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (издание третье, дополненное и переработанное). ------------------------------------------------------------------ <11> См.: Гражданское право: Учебник: В 4 т. Т. 2 / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2005. С. 66; Чубаров В. В. Проблемы правового регулирования недвижимости. М., 2006. С. 199.

Как справедливо отмечалось в научной литературе, такой вывод следует считать дискуссионным, поскольку от ограничений прав собственников земельных участков, предусмотренных федеральным законодательством, следует отличать уточнение пределов использования земельного участка, осуществляемое в ходе проведения правового зонирования территории органами местного самоуправления. Пределы права собственности устанавливают сам объем действия этого права, а ограничения устанавливаются внутри данных пределов и касаются изъятия отдельных возможностей, которые может совершить собственник. Следовательно, пределы - более широкое понятие по отношению к ограничениям права собственности <12>. -------------------------------- <12> См.: Куликова И. П. Право собственности: вопросы соотношения неприкосновенности и ограничений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. С. 17 - 18.

Другими словами, резервирование земельного участка или установление особых условий его использования и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах являются разновидностями ограничений права собственности на земельный участок. Деление же земельного фонда Российской Федерации на категории и установление для каждой из них целевого назначения (а для входящих в их состав субкатегорий одного или нескольких видов разрешенного использования) представляют собой не ограничение прав собственников земельных участков, а установление пределов их использования <13>. -------------------------------- <13> См.: Пхалагов Т. С. Гражданско-правовой режим объектов капитального строительства: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2012. С. 64.

Как отмечает Ф. П. Румянцев, в Концепции развития законодательства о вещном праве указывается, что "в Гражданском кодексе РФ (гл. 17) не нашел достаточного отражения такой специфический признак земельного участка, как его целевое назначение и, соответственно, обязанность собственника использовать земельный участок по его целевому назначению". Однако перенос таких "чисто земельно-правовых" характеристик в Гражданский кодекс РФ и ненужную его "перегрузку" несвойственными для цивилистики понятиями, следует считать необоснованными. Гражданское законодательство никогда не регулировало определение целевого назначения земельного участка, поскольку данный вопрос выходит далеко за рамки частного права <14>. -------------------------------- <14> См.: Румянцев Ф. П. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения: вопросы теории и практики: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 183 - 184.

С данным подходом следует полностью согласиться, поскольку и целевое назначение, и разрешенное использование - институты публичного права. Наиболее ярко конструкция разрешенного использования применяется по отношению к территориям населенных пунктов и части пригородов (в порядке градостроительного зонирования), а также некоторым видам особо охраняемых природных территорий (национальных и природных парков), в границах которых также выделяются функциональные зоны с дифференцированным правовым режимом. Если целевое назначение предусмотрено для всех категорий земель, то разрешенное использование - нет. Например, нет смысла конструировать виды разрешенного использования для земель запаса или земель водного фонда. Под большим вопросом такая целесообразность для ряда субкатегорий в составе категории земель промышленного и иного специального назначения (например, земель обороны и безопасности). Совершенно очевидна насущная необходимость дальнейшей разработки правовой конструкции "разрешенное использование" для земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда. При этом для сельскохозяйственных земель представляется обоснованным выделять в качестве видов разрешенного использования не фермерское, дачное или личное подсобное хозяйство, как это иногда делается в научной литературе и судебной практике <15>, а пашню, сады, пастбища, сенокосы и иные виды разрешенного использования. -------------------------------- <15> См.: Ибрагимов К. Х. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. М., 2004. С. 363; Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2011 г. N 07АП-10952/10 по делу N А45-12716/2010.

В научной литературе справедливо обращалось внимание на необходимость четкого урегулирования в действующем законодательстве оснований определения видов разрешенного использования земельных участков, перечня полномочий органов власти, действующих в отношении тех или иных участков, порядка и сроков принятия ими решений и списка необходимых для этого документов <16>. На наш взгляд, Земельный кодекс РФ необходимо дополнить специальной главой, в которой содержались бы общие положения о зонировании, регламентах и содержании правовой конструкции "разрешенное использование земельного участка", а также особенности реализации данных процедур по отдельным категориям земель. Особого обсуждения требует вопрос о том, сколько должно быть видов разрешенного использования для участков различных категорий (например, для земельных участков населенных пунктов предусмотрено три вида (ст. 37 ГсК РФ)). -------------------------------- <16> См.: Минина Е. Л. Разрешенное использование земельных участков: вопросы установления и изменения // Журнал российского права. 2012. N 1. С. 62 - 67.

Между тем столь ярко представленные в земельном праве методы управления землей как природным ресурсом совершенно не исследованы (и не выделены прямо в законах) в рамках других природоресурсных отраслей права. Учитывая тесную взаимосвязь между всеми отраслями природоресурсного права, целями и задачами, которые перед ними стоят, есть все основания утверждать, что данные методы государственного управления природными ресурсами носят универсальный характер. Лесное право. В Лесном кодексе РФ нет определения целевого назначения лесов. Однако согласно ст. 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Из этого следует, что: 1) целевое назначение леса как природного ресурса - это закрепленное нормами лесного права деление лесов на категории (защитные, резервные, эксплуатационные), определяющее основные цели их рационального использования и охраны и обусловленное экологической экономической, социальной и иной ценностью леса как природного объекта и ресурса. Исходя из целевого назначения лесов, ЛК РФ предусматривает различные виды разрешенного использования лесов, порядок предоставления участков лесного фонда, содержание мер по охране лесов (например, от пожаров) и т. д.; 2) целевое назначение конкретизируют виды разрешенного использования, в состав которых ст. 25 ЛК РФ включает заготовку древесины, ведение сельского и охотничьего хозяйства, создание лесных плантаций, осуществление рекреационной деятельности и т. д. Возможность выбора тех или иных видов лесопользования напрямую связана с целевым назначением лесов. При этом подчеркнем, что нельзя ставить знак равенства между целевым назначением и разрешенным использованием земельного участка лесного фонда (или в составе иной категории земель) и целевым назначением и разрешенным использованием самого леса как природного объекта и ресурса. Это, несомненно, тесно связанные, но не идентичные правовые конструкции. Так, согласно п. 5 ст. 87 ЛК РФ в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются в том числе виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со ст. 25 ЛК РФ (речь идет о разрешенном использовании "лесов", а не "участков лесного фонда"). Водное право. Водный кодекс РФ не содержит определения целевого назначения или разрешенного использования вод. Вместе с тем в ст. 3 ВдК РФ в качестве принципа водного законодательства упоминается "целевое использование водных объектов". Обратим внимание, что ст. 37 ВдК РФ называется "Цели водопользования", в составе которых выделяются питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение, сброс сточных вод и (или) дренажных вод, производство электрической энергии, использование вод для целей водного и воздушного транспорта, сплав древесины и т. д. В статье 38 ВдК РФ перечислены виды водопользования. В ней выделяются совместное и обособленное водопользование, а по способу использования водных объектов водопользование подразделяется на: водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. Из анализа данных статей можно сделать вывод о том, что виды целевого назначения водных объектов перечислены в ст. 38 ВдК РФ, а виды разрешенного использования (хотя они и названы целями водопользования) - в ст. 37 ВдК РФ. Такой вывод мы делаем потому, что правовая конструкция целевого назначения и земельных, и водных ресурсов призвана определить основную цель использования природного ресурса. Например, основная цель земель сельскохозяйственного назначения заключается в выращивании сельскохозяйственной продукции. Разрешенное использование данных земель состоит в их использовании под пашню, сенокос, пастбище, сады и т. д. Аналогично в ст. 38 ВдК РФ законодатель выделяет три цели использования водных объектов: изъятие водных ресурсов с возвратом, без возврата и водопользование без изъятия. Каждая из этих целей водопользования реализуется посредством нескольких видов разрешенного использования водных объектов. Например, водопользование без изъятия водных ресурсов из водных объектов осуществляется посредством использования водных объектов для рекреационных целей, охоты и рыболовства и т. д. В отличие от земельного, лесного и водного права, прямо или косвенно упоминающих целевое назначение и разрешенное использование соответствующего природного ресурса, в других отраслях природоресурсного права такие упоминания отсутствуют и могут быть выведены лишь доктринально. Горное право. Анализ Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" позволяет вывести три вида целевого назначения недр: использование недр для добычи полезных ископаемых; для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых; для размещения в недрах отходов производства и потребления. Разрешенное использование недр, например, для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, предполагает создание резервных участков недр (ст. 22 названного Закона), напоминающих земли запаса; строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в отношении недр; проведение различных видов геологического изучения недр; образование особо охраняемых геологических объектов; сбор минералогических, палеонтологических и иных геологических материалов. При этом в ст. 6 Закона РФ "О недрах" подчеркивается, что недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. Разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения могут осуществляться на основании решения Правительства РФ о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых пользователем недр только после завершения геологического изучения недр. Таким образом, как и в случае с земельными участками и иными природными ресурсами, один вид разрешенного использования может присутствовать в рамках нескольких видов целевого назначения. Например, ведение сельского хозяйства возможно на землях сельскохозяйственного назначения, землях населенных пунктов, землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий и землях специального назначения (служебный надел). Аналогичным образом этот же принцип реализован в недропользовании: геологическое изучение недр осуществляется в рамках целей, не связанных с добычей полезных ископаемых, но может сочетаться с таковым. Фаунистическое право. Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" не упоминает ни целевое назначение, ни разрешенное использование фаунистических ресурсов. Посредством анализа текста Закона можно отметить, что существует три вида целевого назначения объектов животного мира: использование и охрана объектов животного мира с изъятием из среды обитания; без изъятия из среды обитания; переселение и гибридизация объектов животного мира. Каждый вид целевого назначения использования и охраны объектов животного мира конкретизируется несколькими видами разрешенного использования. Например, "фаунопользование" (позволим себе сконструировать такой новый термин) без изъятия объектов животного мира из среды обитания включает сохранение и изучение животных, включенных в Красные книги РФ и ее субъектов, использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира, изучение животного мира в научных, воспитательных, эстетических и иных целях. В свою очередь, разрешенные виды изъятия объектов животного мира из среды обитания предполагают не только охоту и рыболовство, но и, например, создание зоологических коллекций (ст. 29 Федерального закона "О животном мире"). Атмосферный воздух. Следует выделить два вида целевого назначения атмосферного воздуха: для некоммерческого использования; для использования в коммерческих целях. В рамках первого вида целевого назначения атмосферного воздуха выделим ряд следующих видов разрешенного использования: для дыхания (человека и иных живых организмов); в спортивных целях (прыжки с парашютом); для отдыха (запуск бумажных змеев, фейерверков и т. д.); использование ветра в качестве движущей силы для мельниц и парусных судов и т. д. В рамках коммерческого использования выделим использование воздушных коридоров авиацией; размещение в атмосфере выбросов вредных веществ; использование воздуха для размещения проводов и т. д. В заключение можно сделать вывод, что правовые конструкции "целевое назначение" и "разрешенное использование" присутствуют во всех отраслях природоресурсного права и отражают объективно существующую потребность установления общего и специального правовых режимов природных ресурсов. Наряду с этим необходимо отметить также формирование устойчивой тенденции законодательной детализации норм, определяющих правовой режим природных ресурсов <17>. -------------------------------- <17> См.: Галиновская Е. А. Особенности включения земли в правовые отношения в качестве объекта // Журнал российского права. 2012. N 8. С. 105 - 111.

Общий правовой режим, например, земель определяется посредством деления земельного фонда на категории. Специальный правовой режим предполагает установление особенностей использования и охраны земельных участков той или иной категории земель в рамках дополнительного правового регулирования с помощью института зонирования территорий и института разрешенного использования земельных участков. Определение видов разрешенного использования земельных участков можно рассматривать как уточняющий по отношению к категоризации способ управления и определения правового режима земель и иных природных ресурсов. Аналогичный принцип мы наблюдаем и в остальных природоресурсных отраслях права, где он более или менее четко сформулирован законодательно.

Библиографический список

Анисимов А. П. Некоторые проблемы совершенствования законодательства о правовом режиме земель поселений // Журнал российского права. 2004. N 4. Анисимов А. П., Землякова Г. Л., Мельников Н. Н. Зонирование как функция управления земельным фондом: вопросы теории // Современное право. 2012. N 8. Анисимов П. В., Гасымова Л. А. Правовой режим земельных участков: некоторые вопросы теории // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2012. N 4. Боголепов Р. Д. Правовой режим земель промышленного и транспортного назначения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1964. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (под ред. С. А. Боголюбова) включен в информационный банк согласно публикации - Питер Пресс, 2009. ------------------------------------------------------------------ Боголюбов С. А., Галиновская Е. А., Жариков Ю. Г. и др. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. С. А. Боголюбов. 7-е изд. М., 2011. Волков Г. А. Правовые проблемы разграничения земель на категории по целевому назначению // Экологическое право. 2005. N 2. Галиновская Е. А. Особенности включения земли в правовые отношения в качестве объекта // Журнал российского права. 2012. N 8. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Гражданское право: В 4 т. Том 2: Вещное право. Наследственное право. Исключительные права. Личные неимущественные права" (под ред. Е. А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации - Волтерс Клувер, 2008 (издание третье, дополненное и переработанное). ------------------------------------------------------------------ Гражданское право: Учебник: В 4 т. Т. 2 / Под ред. Е. А. Суханова. М., 2005. Ерофеев Б. В. Земельное право: Учебник для вузов. М., 2001. Ибрагимов К. Х. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. М., 2004. Комментарий к Земельному кодексу РФ (постатейный) / Под ред. С. А. Боголюбова, Е. Л. Мининой. М., 2002. Краснов Н. И. Теоретические основы правового режима земель специального назначения в СССР: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1966. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации О. И. Крассова включен в информационный банк согласно публикации - Норма, 2009 (2-е издание, переработанное). ------------------------------------------------------------------ Крассов О. И. Комментарий к Земельному кодексу РФ. 2-е изд. М., 2010. Куликова И. П. Право собственности: вопросы соотношения неприкосновенности и ограничений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2003. Минина Е. Л. Разрешенное использование земельных участков: вопросы установления и изменения // Журнал российского права. 2012. N 1. Пхалагов Т. С. Гражданско-правовой режим объектов капитального строительства: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2012. Румянцев Ф. П. Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения: вопросы теории и практики: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. Философия: энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. М., 2004. Чикильдина А. Ю. Правовое регулирование оборота дачных, садовых и огородных участков. М., 2012. Чубаров В. В. Проблемы правового регулирования недвижимости. М., 2006. Щедровицкий Г. П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. М., 1981.

Название документа