Некоторые проблемы правоотношений, возникающих при создании искусственных земельных участков в составе намывных территорий в городах

(Иванова Т. Г.) ("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2013, N 10) Текст документа

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ СОЗДАНИИ ИСКУССТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В СОСТАВЕ НАМЫВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В ГОРОДАХ

Т. Г. ИВАНОВА

Иванова Татьяна Геннадьевна, доцент кафедры правовой охраны окружающей среды юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент (г. Санкт-Петербург).

Автор рассматривает проблемы правового регулирования отношений, связанных с созданием искусственных земельных участков на намывных территориях, особенности конструкций инвестиционного и концессионного договоров, а также договора о приобретении вещи в будущем, после создания намывной территории. Анализирует правовую сущность деятельности по созданию таких территорий. Предлагает включать в указанные договоры условия, регулирующие правоотношения сторон в процессе создания намывных территорий с учетом особенностей природопользования, связанных с воздействием на дно, берега и акваторию водного объекта.

Ключевые слова: намывные территории, искусственный земельный участок, договор о создании намывных территорий, акватория водного объекта, дно водного объекта, комплексное природопользование.

Some relationship issues arising in the creation of artificial plot of land comprising alluvial areas in urban areas T. G. Ivanova

The author examines the problems of legal regulation of relations connected with the creation of artificial land in the alluvial areas, especially construction investment and concession contracts, and contract to purchase things in the future, after the creation of alluvial areas. Analyzes the legal essence of the creation of such areas. Proposes to include in such contracts the conditions governing the relationship of the parties in the process of creating alluvial areas allowing for the natural resources associated with the impact on the bottom, the shore and the water areas.

Key words: alluvial territories, artificial land plot, the agreement on creation of alluvial territories, the water area and the bottom of the water body.

Для приморских городов земельный вопрос становится актуальным по причине нехватки территорий для их застройки и развития. Традиционно проблема нехватки территории для развития городов решалась за счет пригородных зон, в составе которых выделялись резервные зоны, предназначенные для застройки жилыми зданиями и другими объектами. Однако размер установленных пригородных зон приморских городов территориально ограничен. Создание намывных территорий является одним из путей разрешения проблемы нехватки территории для развития городов. Водные объекты, кроме прудов и обводненных карьеров, не могут находиться в частной собственности, поэтому при принятии решений об использовании водных объектов для создания намывных территорий решение принимается органами публичной власти. Суммы затрат на такие работы не всегда включают суммы, подлежащие уплате правообладателям земельных участков в счет возмещения от их изъятия для государственных или муниципальных нужд. Однако создание намывных территорий - более затратный и более длительный по времени путь решения территориальной проблемы города. Для Санкт-Петербурга размер намывных территорий исчисляется сотнями гектаров намытой земли, пригодной для застройки и активно продаваемой <1>. Учитывая цель, которая при этом достигается, более точным представляется использование термина "намывные территории" - создание участка суши, являющегося частью территории города и пригодного для застройки объектами различного назначения. -------------------------------- <1> См.: Намывные территории: что будут строить в Санкт-Петербурге и кому это интересно? // URL: http://www. novostroy-spb. ru/statyi/namjyvnjye_territorii_chto.

Актуальность рассматриваемой темы подтверждается пристальным вниманием ученых к понятию и особенностям правового статуса намывных территорий и искусственных земельных участков, создаваемых на таких территориях <2>. -------------------------------- <2> См.: Галиновская Е. А., Кичигин Н. В. Правовые проблемы создания и определения режима искусственных земельных участков // Правовые вопросы строительства. 2008. N 2. С. 12 - 16; Тикк О. К. Проблемы правового статуса намывных территорий // Закон. 2007. Январь. С. 74 - 80.

Рассмотрим особенности закрепленных в законодательстве правовых конструкций, которые могут использоваться при регулировании деятельности по созданию намывных территорий в городах.

Объект воздействия при создании намывных территорий

Если рассматривать объекты, на которые осуществляется воздействие при создании намывных территорий, то, очевидно, можно выделить дно и акваторию водного объекта, земельные участки в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах. Каждый из названных объектов воздействия обладает ценностью для участников правоотношений по созданию намывных территорий. Однако законодатель устанавливает различный правовой статус таких объектов. В законодательстве установлены статусы земельного участка и водного объекта. Акватория водного объекта определенной площади может быть передана в пользование за плату по договору водопользования с условиями изъятия или без изъятия водных ресурсов водного объекта. Ведение дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, признается особыми целями водопользования. Создание искусственных земельных участков рассматривается самостоятельной целью водопользования, законодатель в таком случае не требует заключения договора водопользования (ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации). В специальном Федеральном законе от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об искусственных земельных участках) указано, что создание искусственных земельных участков производится путем намыва или отсыпки грунта или с использованием других технологий. Таким образом, законодатель определяет только процесс, но не указывает на объекты воздействия при осуществлении такого процесса. Он использует понятие "искусственный земельный участок", введенный Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Специальный Закон об искусственных земельных участках уточнил понятие искусственного земельного участка, признал его не только гидротехническим сооружением, но и предусмотрел возможность признания такого объекта частью территории населенного пункта. При этом искусственный земельный участок может быть участком суши в акватории водного объекта, то есть островом, либо частью материковой части суши. Однако правовой статус дна водного объекта в законодательстве не определен: нет четкого ответа на такие вопросы, как: является дно водного объекта землей или частью водного объекта, относится ли оно к недрам? Логичнее было бы предположить, что дно водного объекта, так же как береговая линия, является границей водного объекта: береговая линия - его сухопутная граница, а дно - подводная граница. Целесообразно закрепление в кодифицированном акте, Водном кодексе Российской Федерации статуса дна водного объекта как подводной границы такого объекта. Существующая неопределенность в законодательстве относительно статуса дна водного объекта для разрешения этого вопроса позволяет применять нормы земельного законодательства. Так, в статье 102 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены нормы, согласно которым дно водного объекта следует относить к землям водного фонда, так как это земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. Кроме того, использование дна водного объекта регулируется специальными Федеральными законами: от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" и от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации". На намывной территории в крупном приморском городе могут быть созданы искусственные земельные участки как минимум двух видов: 1) гидротехнические сооружения на территории морских портов, используемые для производственной деятельности; 2) искусственные земельные участки как часть территории населенного пункта. Вторая группа искусственных земельных участков может быть связана с материковой частью населенного пункта, а может быть и островом. При этом, если остров не будет соединен с материком мостом, то связь между частями населенного пункта будет осуществляться только водным или воздушным транспортом. В обоих случаях такая деятельность приводит к увеличению площади населенного пункта за счет сокращения площади акватории водного объекта, а также к необходимости решать вопрос административно-территориального деления Российской Федерации. Таким образом, учитывая объект воздействия при создании намывных территорий, можно заключить следующее: в целом отношения, возникающие при создании намывных территорий, можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести отношения, имеющие публично-правовой характер, а именно отношения по планированию в сфере использования для создания намывных территорий акватории и дна водного объекта, а также земли (земельные участки водоохранных зон и смежные с ними земельные участки) <3>. -------------------------------- <3> Исследование специфики таких отношений, как градостроительные или земельные, представляется актуальным, однако в настоящей статье этот вопрос не рассматривается.

Ко второй группе предлагаем отнести правоотношения особо рода, которые, учитывая специфику деятельности по созданию намывной территории, о которой пойдет речь далее, можно назвать "природоресурсные правоотношения имущественного характера" (имущественные природоресурсные отношения), а именно отношения по использованию как единой системы акватории и дна водного объекта для создания намывной территории (искусственных земельных участков или искусственных островов), а также отношения, связанные с использованием земельных участков (в водоохранных зонах и смежных с ними). Надо отметить, что вторая группа имущественных природоресурсных правоотношений более урегулирована, чем первая. Цель создания намывных территорий - не только создание пространственно-территориальной основы, пригодной для жизни и деятельности человека, следовательно, безопасной и комфортной, но и получение прибыли от использования объектов, возведенных на такой территории. Акватория, дно водного объекта и земельные участки в водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, а также смежные земельные участки при создании намывных территорий находятся в системной связи, рассматриваются инвестором (лицом, вкладывающим деньги в создание намывной территории) как единое целое, вещь, имеющую определенную потребительскую ценность. Для урегулирования таких отношений необходима реализация в законодательстве принципа дискретности вещи применительно к дну и акватории водного объекта при создании намывных территорий. В настоящее время законодатель не закрепляет правила определения характеристик дна и акватории водного объекта, этот вопрос разрешается в подзаконных актах <4>. -------------------------------- <4> См.: Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 198 "Об утверждении требований к Схеме размещения искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части и Требований к составу и содержанию обоснования создания искусственного земельного участка".

Правовая сущность деятельности по созданию намывных территорий

В результате водопользования для создания намывных территорий производится преобразование (изменение внешнего облика) дна и берега водного объекта, изменяются площадь акватории водного объекта и его границы, кроме того, увеличивается площадь поверхности земли. Создание намывных территорий может являться самостоятельной целью водопользования <5>. -------------------------------- <5> В настоящее время в Водном кодексе Российской Федерации (ст. 11) в качестве самостоятельных целей водопользования предусмотрены создание искусственных островов и дноуглубительные работы с изменением дна и берегов водных объектов.

Землепользование является вторым по значимости видом природопользования при создании намывных территорий. В результате водопользования и землепользования изменяются границы водоохранных зон водного объекта и прибрежных защитных полос. Береговая линия смещается в сторону акватории водного объекта, и часть акватории и дна водного объекта становится сушей - водоохранной зоной или прибрежной защитной полосой, или частью поверхности земли в составе территории города. По характеру такая деятельность должна быть признана комплексным природопользованием, при котором осуществляется водопользование как основной вид природопользования, вспомогательными видами природопользования являются землепользование и недропользование. Анализ норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 1 и 4) позволяет заключить следующее: отношения по созданию искусственных земельных участков относятся к градостроительным правоотношениям. Градостроительная деятельность в форме территориального планирования, планировки территорий и строительства при создании искусственных земельных участков на намывных территориях является способом осуществления комплексного природопользования по созданию намывных территорий в городах. Вместе с тем следует учитывать, что создание участка суши, тесно связанного с материковой частью (без сооружения моста), по истечении времени, учитывая взаимосвязь природных элементов (воды, земли, недр (горных пород), изменит не только внешний облик материковой части суши, но и может изменить состояние различных элементов окружающей среды, климатические условия. В таком случае со временем создание намывной территории окажет влияние на климат, изменит условия жизни и деятельности населения города. Физические и химические процессы между водой и землей также могут сказаться на прочности созданного земельного участка. Созданный в результате намыва искусственный земельный участок становится частью земель населенного пункта. В составе намывных территорий может быть один или несколько искусственных земельных участков. Формы собственности таких участков могут быть разными (в зависимости от того, за счет чьих средств они созданы), различными могут быть и виды их разрешенного использования. Так, земельные участки, занятые дорогами, парками, скверами, относятся к земельным участкам общего пользования и не могут находиться в частной собственности. Следовательно, либо такие участки создаются исключительно за счет бюджетных средств <6>, либо они должны быть переданы в соответствии с договором на определенных условиях органам публичной власти после создания искусственного земельного участка. -------------------------------- <6> В таком случае стороной договора о создании искусственного земельного участка должен быть уполномоченный орган публичной власти города.

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о необходимости включить в договор, регулирующий использование водного объекта для создания искусственного земельного участка, дополнительные обязательства по обеспечению мониторинга состояния окружающей среды в процессе намыва и дополнительные обязательства по обеспечению безопасных условий использования искусственного земельного участка после его создания. На определенные виды использования искусственных земельных участков на намывной территории в городе может быть установлен запрет (например, запрет на строительство) на весь период существования такого участка. По сути, создание искусственных земельных участков на намывной территории в городе представляет собой деятельность по развитию населенного пункта. Решение о создании намывной территории принимается в документе территориального планирования города - генеральном плане (стратегический документ). Разрабатываемые во исполнение генерального плана документы по планировке территории определяют тактику реализации стратегического решения. Решение о развитии территории города может реализовываться на основании договора о развитии территории города. Все это свидетельствует о необходимости внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Некоторые проблемы применения правовых конструкций, регулирующих отношения при создании намывных территорий в городах

Наиболее распространенными для рассматриваемых правоотношений являются две правовые конструкции - инвестиционный и концессионный договоры. Представляется, что в современных условиях они не будут единственными. Намывные территории в приморских городах в первую очередь создаются на прибрежной территории, в морских портах для производственной деятельности с целью обеспечения функционирования морского порта. В таком случае воздействие производится на дно, акваторию водного объекта у берега и прибрежную территорию или на расположенные на прибрежной территории объекты, которые относятся к инфраструктуре морского порта <7>. Земельные участки, созданные путем намыва на территории морского порта, относятся к гидротехническим сооружениям. Основанием для создания искусственного земельного участка является схема территориального планирования Российской Федерации, подготовка, согласование и утверждение которой осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности <8>. -------------------------------- <7> В таком случае это имущество регулируется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и специальным законодательством. <8> См.: статья 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии с законодательством Российской Федерации создание искусственного земельного участка и перевод земельного участка из состава земель водного фонда в состав земель населенного пункта (в случае размещения порта в границах города) или в состав земель транспорта (в случае размещения порта за чертой города) осуществляются на основе решения о строительстве или расширении морского порта. Искусственно создаваемые земельные участки, а также создаваемые и (или) реконструируемые объекты инфраструктуры морского порта могут являться объектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Согласно статье 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения могут быть искусственные земельные участки, намытые на гидротехнические сооружения в порту, для реконструкции таких сооружений, гидротехнические сооружения в порту, а также иные объекты производственной и транспортной инфраструктуры порта. Форма концессионного соглашения для таких объектов предусмотрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 года N 745 "Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении морских и речных портов, гидротехнических сооружений портов, объектов производственной и инженерной инфраструктур портов". В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" [9] и Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2000 года N 44 "Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации" создание, а также полное или частичное удаление (ликвидация) искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации осуществляются на основании разрешения специально уполномоченного органа в зависимости от цели его создания. О создании искусственного острова сообщается в федеральный орган исполнительной власти по обороне и федеральный орган исполнительной власти по транспорту для опубликования в извещениях мореплавателям, лоциях и других навигационных изданиях. Вокруг искусственных островов, сооружений и установок устанавливается зона безопасности, которая простирается не более чем на 500 метров от внешнего края искусственного острова, сооружения и установки. Условием создания искусственного острова является решение о предоставлении водных объектов в пользование. Предпроектная (проектная) документация на создание искусственного острова, сооружения и установки должна получить положительное заключение государственной экологической экспертизы. 27 декабря 2009 года Федеральным законом N 364-ФЗ Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации" был дополнен статьей 16.1, согласно которой создание, эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений на континентальном шельфе при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче его минеральных ресурсов могут осуществляться для целей, не противоречащих международным договорам Российской Федерации, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам на основании лицензии на пользование недрами в соответствии с проектной документацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством о градостроительной деятельности. Таким образом, законодатель рассматривает искусственный остров как сооружение, устанавливая разрешительный порядок его создания для определенных целей. Процесс создания искусственных земельных участков в составе намывных территорий в приморских городах имеет особенности. Первая особенность - первоначальный способ образования земельных участков, создаваемых в результате намыва грунта на дно, акваторию и прибрежную зону <9> водного объекта. Искусственный земельный участок, созданный в результате намыва, относится к рукотворным объектам материального мира. Именно это обстоятельство позволило законодателю в специальном законе об искусственных земельных участках придать такому участку статус сооружения. Вместе с тем в специальном законе допускается возможность признания искусственного земельного участка объектом недвижимости с названием "земельный участок". По общим правилам земельный участок не относится к рукотворным объектам, имеет естественное происхождение, является частью земной поверхности и имеет установленные в соответствии с федеральными законами границы (статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации). Признавая искусственный земельный участок частью земной поверхности, законодатель признал его объектом земельных правоотношений. -------------------------------- <9> Имеются в виду водоохранная зона и прибрежная защитная полоса, а также смежные с ними земельные участки.

Второй особенностью создания намывных земельных участков является то, что, становясь частью земной поверхности, частью территории населенного пункта, земельный участок, созданный в результате намыва, должен быть пригодным для использования в целях застройки, то есть должен соответствовать санитарным, пожарным, градостроительным, экологическим требованиям. Безопасные условия использования искусственных земельных участков в составе намывных территорий в городах обеспечиваются двумя способами: 1) техническое регулирование в области градостроительной деятельности по созданию искусственных земельных участков на намывных территориях в городах; 2) принятие исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормативов градостроительного проектирования при создании намывных земельных участков в городах <10>. -------------------------------- <10> См.: статьи 4, 6, 7 и 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Помимо соблюдения градостроительных требований, при создании искусственных земельных участков на намывных территориях в городах необходимо соблюдать санитарно-эпидемиологические требования (статья 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Российской Федерации"). Договор о создании искусственного земельного участка относится к смешанным договорам и содержит элементы как инвестиционного, так и концессионного договоров. Учитывая, что продается земельный участок на намывной территории, при оформлении таких отношений применяется конструкция договора о приобретении вещи, созданной в будущем. Сроки создания искусственных земельных участков на намывных территориях исчисляются десятками лет, учитывая специфику технологий, поэтому такие договоры будут долгосрочными. Кроме того, цена договора не может быть фиксированной, так как такая деятельность является рискованной. Неопределенность в договоре вопроса изменения цены, а такое условие обязательно должно быть включено, учитывая сроки создания искусственных земельных участков при намыве территорий, может привести к возникновению споров и злоупотреблениям (по аналогии с договорами о долевом участии в строительстве). Согласно условиям договора лицо, осуществляющее создание искусственного земельного участка на намывной территории в городе, выполняет действия, которые относятся к градостроительной деятельности, осуществляемой специальным субъектом, состоящим членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Деятельность по созданию искусственного земельного участка предусматривает намыв, отсыпку грунта или использование иных технологий. Учитывая, что объектами воздействия при такой деятельности являются природные объекты, искусственный земельный участок становится частью территории населенного пункта <11>. Указание в законе на обязательное применение при проведении работ по созданию искусственного земельного участка экологически безопасных технологий обеспечит создание безопасных условий при использовании искусственного земельного участка после его создания. Понятие "экологически безопасные технологии" российское законодательство не содержит. В современных условиях, учитывая, что искусственные земельные участки в составе намывных территорий должны быть территориями, пригодными (безопасными) для жизни и деятельности человека, обеспечение безопасности таких условий для населения города должно являться принципом деятельности при создании искусственных земельных участков. -------------------------------- <11> Независимо от того создается остров, не связанный с сушей мостом, или искусственный земельный участок, связанный с сухопутной частью территории населенного пункта.

В обосновании создания искусственного земельного участка указываются сведения о технологиях и технических средствах, планируемых к использованию при создании искусственных земельных участков, а также сведения об оценке воздействия планируемого создания искусственного земельного участка на водном объекте на окружающую среду <12>. Такие документы прилагаются к разрешению на создание искусственного земельного участка. Исполнение требований разрешения на создание искусственного земельного участка может быть признано существенными условиями договора о создании искусственного земельного участка [5, п. 7 ст. 7]. В этом случае законодатель не предусмотрел обязательного применения экологически безопасных технологий при создании искусственных земельных участков на намывных территориях. -------------------------------- <12> См.: Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 198 "Об утверждении требований к Схеме размещения искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части и Требований к составу и содержанию обоснования создания искусственного земельного участка".

Полагаем целесообразным в договоре о создании искусственного земельного участка на намывной территории <13> предусмотреть следующее: -------------------------------- <13> При приобретении искусственного земельного участка на намывной территории как вещи, созданной в будущем, такие условия также представляются существенными.

1) обязательное участие (научное сопровождение) специалистов в области геологии, геофизики, гидрографии на всех этапах создания намывных территорий при проведении инженерных изысканий для подготовки проектной документации; 2) проведение мониторинга состояния и безопасного использования искусственного земельного участка (участков) для определенных видов разрешенного использования (размещение отелей, жилых домов, развлекательных центров и т. п.). Определение в договоре о создании искусственного земельного участка сроков, процедуры преобразования (изменения) дна и берега водного объекта, прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны водного объекта обеспечит регулирование использования природных объектов. Законодатель не определил механизм взаимоотношений сторон после окончания работ по созданию искусственного земельного участка, указав только возможность возникновения права общей долевой собственности на искусственный земельный участок, способы и размер обеспечения исполнения обязательств по договору. Следует отметить, что особенностями использования искусственных земельных участков на намывных территориях после их создания могут быть ограничения (запрет) права на застройку в связи с повышенными требованиями к строительным, ремонтным, реставрационным работам на объектах, расположенных на искусственных земельных участках в границах намывных территорий (например, при возведении подземных сооружений). Информация о таких ограничениях (запретах, особых условиях использования земельного участка) определяет потребительские свойства и относится к существенным условиям договора.

Литература и информационные источники

1. Намывные территории: что будут строить в Санкт-Петербурге и кому это интересно? // URL: http://www. novostroy-spb. ru/statyi/namjyvnjye_territorii_chto. 2. Галиновская Е. А., Кичигин Н. В. Правовые проблемы создания и определения режима искусственных земельных участков // Правовые вопросы строительства. 2008. N 2. 3. Тикк О. К. Проблемы правового статуса намывных территорий // Закон. 2007. Январь. 4. Водный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 23. Ст. 2381. 5. Федеральный закон от 19 июля 2011 года N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 30 (ч. I). Ст. 4594; Российская газета от 22 июля 2011 года. 6. Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 7. Земельный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 15 июня 2012 года). М.: Эксмо, 2012. 8. Федеральный закон от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 49. Ст. 4694. 9. Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3833. 10. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 198 "Об утверждении требований к Схеме размещения искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части и Требований к составу и содержанию обоснования создания искусственного земельного участка". 11. Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 16. 12. Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3126. 13. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2006 года N 745 "Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении морских и речных портов, гидротехнических сооружений портов, объектов производственной и инженерной инфраструктур портов" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 50. Ст. 5349. 14. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2000 года N 44 "Об утверждении Порядка создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 4. Ст. 396. 15. Федеральный закон от 27 декабря 2009 года N 364-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". 16. Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 14. Ст. 1650. 17. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 198 "Об утверждении требований к Схеме размещения искусственного земельного участка на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части и Требований к составу и содержанию обоснования создания искусственного земельного участка".

Название документа