Особенности гражданско-правовой ответственности за экологические правонарушения

(Османов М. Х.)

("Общество и право", 2009, N 3)

Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

М. Х. ОСМАНОВ

Османов Муслим Халидович, аспирант кафедры гражданского права и процесса Института международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К. В. Россинского.

В статье содержится анализ некоторых проблем наступления гражданско-правовой ответственности за совершение экологических правонарушений. В условиях экологического кризиса в нашей стране возрастает "экологическая функция" государства, которая начиная с советских времен являлась основным инструментом в сфере природопользования.

Ключевые слова: экологическое правоохранение, гражданско-правовая ответственность, возмещение вреда, экологический вред, возмещение ущерба, причиненного здоровью.

In the presented article there is an analysis of some problems of offensive of civil liability for the feasance of ecological offences. In the conditions of ecological crisis the "ecological function" of the state, which, since soviet times, was a basic instrument in the field of prirodopol'zovaniya, increases in our country.

Key words: ecological law-enforcementness, civil liability, compensation of harm, ecological harm, damage to the person, caused a health.

За экологические правонарушения, т. е. за виновные (противоправные) деяния, по общему правилу должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность. Согласно ст. 13 Закона РФ от 19 декабря 1991 г. об охране окружающей природной среды государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам в реализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнению их предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующие осуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

Должностные лица, граждане, предприятия, учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации, отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (граждане - до десятикратного размера минимальной заработной платы, должностные лица - до двадцатикратного размера минимальной заработной платы).

В полном объеме подлежит возмещению вред, причиненный здоровью или имуществу граждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан. При определении величины вреда следует учитывать степень утраты трудоспособности потерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход за больным, упущенные профессиональные возможности, а также затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии. Кроме того, следует учитывать потери, связанные с причинением морального вреда, невозможностью иметь детей или риском иметь детей с врожденной патологией.

При определении ущерба имущества учитываются прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых и производственных помещений, оборудования, а также упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то органа государственного управления, общественного объединения. Сумма денежных средств взыскивается с причинителя вреда, а при невозможности его установления - из средств государственных экологических фондов.

Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды, возмещают причиненный вред согласно ст. 1079 ГК РФ. Юридические и физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражный суд и о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда в этом случае является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями.

Территории с устойчивыми отрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечет прекращение деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду, приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т. д., ограничение отдельных видов природопользования. Субъектами гражданско-правовой ответственности являются лица, виновные в деградации окружающей среды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающая компенсацию имущественного и иного вреда и защищающая предусмотренные конституцией экологические права граждан.

Граждане имеют право на благоприятную среду, на получение достоверной информации о ее состоянии, а также право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта группа правомочий относится к так называемым экологическим правам каждого человека: субъектами этих прав являются граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" [1] осуществляется регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы, возникающих при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. К объектам охраны окружающей природной среды относятся: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В п. 4 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" говорится, что предметом его регулирования являются отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории России, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду. И далее в п. 5 той же статьи сказано, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.

Итак, в условиях экологического кризиса в нашей стране возрастает "экологическая функция" государства, которая начиная с советских времен являлась основным инструментом в сфере природопользования. Если вспомнить, что значение латинского слова "функция" - это "исполнение, осуществление", то нетрудно согласиться, что функция государства может быть эффективно реализована лишь в совокупном действии законодательства и его правоприменения органами государства. В таком случае как же быть с деятельностью государства, направленной на охрану окружающей среды от деградации ее качества, если экологическим законодательством по-прежнему допускается возможность сверхлимитного пользования, в том числе и загрязнения? Например, даже обновленный Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в п. 2 ст. 23 допускает, что технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Ранее в Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" нормативы качества окружающей среды были научно необходимо привязаны к величине некого предельно допустимого значения (ПДК), которые приходилось как-то обходить. Например, Постановлением Правительства России от 3 августа 1992 г. N 545 (с изменениями от 16 июня 2000 г.) был утвержден Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов. В п. 6 названного Постановления наряду с "предельно допустимым сбросом" вводились так называемые временно согласованные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду. Юридический дефект такого нормотворчества заключается в том, что оно сводит на нет предусмотренные федеральным законом правила, призваны обеспечить благоприятную для проживания окружающую среду на принципиально новой основе, основанной на целой системе норм-принципов.

Вместе с тем в ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" принципы не только не изменены, но и был поставлен своеобразный рекорд - провозглашены 23 принципа, среди которых есть принципы "охраны" и "сохранения окружающей среды". Сохранить окружающую среду действительно возможно при строгом выполнении условий охраны ее качества, нормативом которой могли быть те же самые ПДК. И ее невозможно сохранить, если не охранять ее качество, которое ставится законом в зависимость не от возможностей (экологической емкости) самой окружающей среды, а от потребностей хищнического природопользования. Следовательно, этих 23 принципов недостаточно.

Как показывает практика, попытки публично-правовыми методами добиться позитивных результатов в сфере природопользования с целью минимизации негативных последствий для человека не дают требуемых результатов. В этой связи выход из ситуации видится в усилении частноправового элемента в содержании экономически обоснованных экологических отношений.

Литература

1. СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

Название документа