Основания (критерии) исключений из принципа платности природопользования для применения уполномоченными органами должны быть указаны в федеральном законе

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Налоговый консалтинг / Налоговые споры)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)

Текст документа

ОСНОВАНИЯ (КРИТЕРИИ) ИСКЛЮЧЕНИЙ ИЗ ПРИНЦИПА ПЛАТНОСТИ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ОРГАНАМИ

ДОЛЖНЫ БЫТЬ УКАЗАНЫ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ

(Юридическая фирма "Гольцблат БЛП", Налоговый консалтинг /

Налоговые споры)

Информационное сообщение N 45

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 16 июня 2009 года

Юридическая фирма "Гольцблат БЛП" сообщает, что опубликовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2009 года N 8-П "По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан" (далее - Постановление), которым указанное положение признано не соответствующим Конституции Российской Федерации.

Данное положение устанавливает, что органы исполнительной власти субъектов РФ при наличии необходимых согласований могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ.

В этой связи в Постановлении отмечено, что правовое регулирование порядка освобождения от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду может быть осуществлено только федеральным законодателем либо по его прямому указанию. Соответственно, основания (критерии) исключений из принципа платности природопользования могут быть предусмотрены не иначе как в федеральном законе и должны отвечать требованиям правовой определенности, экономической обоснованности, соблюдения баланса частных и публичных интересов и во всяком случае не вызывать сомнения с точки зрения справедливости и соразмерности соответствующих льготных условий природопользования. В свою очередь, именно указанный в федеральном законе конкретный орган (в данном случае - Правительство РФ) или уровень власти обязан реализовать предоставленные ему полномочия и только в случае, если на это прямо указано в федеральном законе, может передать эти полномочия или их часть другим органам публичной власти (например, органам исполнительной власти субъектов РФ).

Принимая во внимание, что утрата упомянутым положением юридической силы с момента провозглашения Постановления повлечет существенные изменения бюджетных обязательств соответствующих организаций, повлияет на доходы и расходы бюджетов бюджетной системы, а также для того чтобы законодатель имел возможность внести необходимые изменения в правовое регулирование, а заинтересованные субъекты - адаптироваться к новым условиям, Конституционный Суд РФ отсрочил исполнение своего решения, установив, что признанное неконституционным положение утрачивает силу с 1 января 2010 года.

Таким образом, возможность использования льгот по плате за загрязнение окружающей среды, предоставленных органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном рассмотренным положением, будет существовать по 31 декабря 2009 года.

Название документа