Природоресурсные платежи в Республике Таджикистан: обзор законодательства
(Бадалов Ш. К.) ("Реформы и право", 2009, N 2) Текст документаПРИРОДОРЕСУРСНЫЕ ПЛАТЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН: ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Ш. К. БАДАЛОВ
Бадалов Шараф Керимович - преподаватель кафедры гражданского права юридического факультета Таджикского государственного национального университета.
Конституция и нормативные правовые акты природоресурсного и экологического законодательства составляют правовую основу для формирования и реализации государственной политики в области использовании природных ресурсов и охраны окружающей среды в Республике Таджикистан (далее - РТ). При этом, несмотря на проводимые работы по систематизации законодательства, в Таджикистане продолжает сохраняться такая ситуация, когда подзаконные акты продолжают играть основную роль в механизме нормативно-правового регулирования, а в самих законах регулируются лишь самые общие, основополагающие вопросы, связанные с установлением, взиманием и использованием природоресурсных платежей. Если в российской правовой науке понятие природоресурсных платежей подробно исследовалось в работах ряда авторов (прежде всего - проф. А. А. Ялбулганова <1>), то в Таджикистане в этом направлении еще предстоит многое сделать. В связи с этим обнадеживает особое внимание, которое начал проявлять к институту природоресурсных платежей законодатель в Таджикистане, особенно после принятия Закона РТ "Об иных обязательных платежах в бюджет" от 30 июня 2006 года. -------------------------------- <1> Природоресурсные платежи: Учебно-практическое пособие / Под ред. проф. А. А. Ялбулганова. М., 2004. 256 с.; Правовое регулирование природоресурсных платежей / Под ред. А. А. Ялбулганова. М., 2007. 192 с.; Природоресурсные платежи: комментарий законодательства и судебная практика / Под ред. А. А. Ялбулганова. М., 2007. 447 с.
Конституция Республики Таджикистан устанавливает базовые принципы регулирования взаимоотношений человека и природы, однако норм, непосредственно касающихся платности природопользования, в ней не содержится (заметим, что в статье 13 Конституции РТ гарантируется эффективное использование природных ресурсов в интересах народа; данный принцип, по нашему мнению, включает в себя и платность природопользования, ибо именно платность обеспечивает эффективность использования природных ресурсов). Закон РТ "Об охране природы" <2> был принят 27 декабря 1993 года. Согласно ст. 14 Закона, экономический механизм охраны окружающей природной среды предусматривает взимание платы за пользование природными ресурсами, сбросы и выбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Таким образом, система природоресурсных платежей в РТ состоит из: -------------------------------- <2> Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан. 1994. N 2. Ст. 36; Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1996. N 3. Ст. 48; 1997. N 23 - 24. Ст. 333; 2002. N 4 (ч. 1). Ст. 245; 2002. N 11. Ст. 708; 2004. N 7. Ст. 465; 2007. N 6. Ст. 440.
а) платы за пользование природными ресурсами; б) платы за негативное воздействие на окружающую среду <3>. -------------------------------- <3> Негативное воздействие на окружающую среду также включается в понятие природопользования в широком смысле слова.
Плата за природные ресурсы (земля, недра, вода, лес и иная растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается: - за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; - за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; - на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия на нее взимается за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения в пределах установленных лимитов, а также за те же действия сверх установленных лимитов. Правительством РТ определяется порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов. Внесение платы за использование природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Для непредвиденных расходов, связанных с охраной и оздоровлением окружающей природной среды, восстановлением потерь в природной среде и компенсацией причиненного ей вреда, создаются государственные внебюджетные республиканские и местные фонды охраны природы. Указанные фонды образуются за счет отчислений от платежей за пользование природными ресурсами, платежей за выбросы (сбросы, размещение) вредных веществ в окружающую природную среду, средств, взысканных за нарушения природоохранительного законодательства, добровольных пожертвований населения и других источников. Порядок образования и использования фондов охраны природы определяется Правительством РТ. Платежи за загрязнение атмосферного воздуха урегулированы Законом РТ "Об охране атмосферного воздуха" <4> от 1 февраля 1996 года и включают в себя: -------------------------------- <4> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1996. N 3. Ст. 53; 1997. N 23 - 24. Ст. 333; 2007. N 5. Ст. 370.
а) плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в пределах установленных нормативов предельно допустимых или временно согласованных выбросов (лимитов); б) плату за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу; в) плату за аварийные выбросы в атмосферу. Порядок исчисления размеров и применения платы за загрязнение атмосферного воздуха определяется на подзаконном уровне - актами Правительства РТ. Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением атмосферного воздуха. Ее размеры определяются на основе методик, утвержденных специально уполномоченными на то государственными органами, с учетом местных условий, состава и свойств выбрасываемых вредных веществ, особенностей природных комплексов. Плата за предельно допустимые выбросы включается в себестоимость продукции (работ, услуг). Внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу освобождает природопользователей от возмещения ущерба, причиненного окружающей среде. Плата за сверхлимитные выбросы вредных веществ в атмосферу, а также за аварийные выбросы определяется в двукратном размере, исходя из затрат на оздоровление атмосферного воздуха, ликвидацию последствий аварийных и залповых выбросов согласно соответствующим методикам, утвержденным специально уполномоченными на то государственными органами по охране природы и здравоохранению. Руководители предприятий, учреждений и организаций, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, обязаны обеспечить соблюдение установленных нормативных выбросов. За сверхлимитные, залповые выбросы они несут персональную ответственность. Выбросы вредных веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов являются сверхлимитными и платежи за них устанавливаются согласно законодательству РТ. За размещение отходов тоже взимается плата, правовую основу которой составляет Закон РТ "Об отходах производства и потребления" <5> от 13 марта 2002 года. Плата взимается с учетом объема размещения отходов, класса их опасности и нормативов размещения. Средства, поступившие от взимания платы за размещение отходов, направляются в бюджет. -------------------------------- <5> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан 2002. N 4 (ч. 1). Ст. 287; 2005. N 7. Ст. 409.
Механизм и меры экономического стимулирования и льготного взимания платы в области обращения с отходами, порядок взимания, определения размеров и распределения платы за размещение отходов устанавливаются Правительством РТ. Земельный кодекс РТ <6> был принят 13 декабря 1996 года. Глава 4 Кодекса (ст. ст. 32 - 36) посвящена плате за землю. В ней, в частности, установлено, что использование земли в РТ является платным, при этом плата за землю взимается в двух формах - земельного налога и арендной платы. -------------------------------- <6> Ведомости Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1996. N 23. Ст. 351; Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1997. N 23 - 24. Ст. 333; 1999. N 5. Ст. 59; 2001. N 4. Ст. 176; 2004. N 2. Ст. 55; 2006. N 7. Ст. 347; 2008. N 1 (ч. 2). Ст. 22; 2008. N 6. Ст. 463.
Земельный налог, его ставка и иные основные элементы, а также вопросы, связанные с определением льгот при взимании налога, определяются Налоговым кодексом РТ. В статье 36 ЗК РТ установлено целевое назначение средств, уплаченных за землю: такие средства используются для финансирования мероприятий по охране земли и повышению ее плодородия, возделыванию новых земель, выполнению работ по землеустройству (в т. ч. работ по определению и восстановлению границ земельных участков на местности, составлению их карт или схем, техническому оснащению государственной службы по землеустройству), развитию государственного кадастра земли, проведению работ по мониторингу земли, государственному контролю за использованием земли и ее охране. Что касается арендной платы, то она поступает первичному землепользователю в порядке, установленном договором аренды. Арендная плата сельскохозяйственных земель определяется в зависимости от качества и месторасположения земельного участка, с учетом кадастровой оценки. В принятом 20 июля 1994 года Законе РТ "О недрах" <7> также закреплен принцип платности недропользования. Система платежей при пользовании недрами включает в себя: а) платежи за право на пользование недрами; б) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; в) сбор за выдачу лицензий. Кроме того, пользователи недрами уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю и плату за геологическую информацию. -------------------------------- <7> Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан. 1994. N 15 - 16. Ст. 235; Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1995. N 22. Ст. 259; 2008. N 1 (ч. 2). Ст. 16.
Платежи за право на пользование недрами при поиске, разведке, изучении месторождений полезных ископаемых, их добыче и при пользовании недрами в иных целях взимаются со всех пользователей недрами, в том числе при привлечении к пользованию недрами зарубежных инвесторов в соответствии с законодательством РТ. При предоставлении земельного участка для использования месторождения полезных ископаемых расходы государства или другого юридического лица на поисковые, оценочные и разведочные работы компенсирует пользователь. Компенсация затрат на поисковые, оценочные, разведочные работы производится в соответствии с правилами компенсации затрат для поиска, оценки и разведки, утверждаемыми Правительством РТ. От платежей при пользовании недрами освобождаются недропользователи, ведущие все виды геологических работ за счет средств государственного бюджета, и владельцы земельных участков в их границах, осуществляющие без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров. Плата за право на пользование недрами может взиматься в форме, устанавливаемой в лицензии на право пользования недрами: а) денежных платежей; б) части объема добытого минерального сырья или иной производимой пользователем недрами продукции, кроме радиоактивных материалов, благородных металлов, алмазов и других материалов и продуктов, распоряжение которыми в соответствии с законодательством РТ входит в исключительную компетенцию Правительства РТ; в) выполнения работ или предоставления услуг, кроме услуг военного характера и информации, составляющей государственную тайну или коммерческую тайну предприятия; г) зачета сумм предстоящих платежей в республиканский бюджет и в бюджеты Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов и районов в качестве доли в уставном фонде создаваемого горного предприятия. Размеры платежей за право на добычу определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горнотехнических и экономических условий поисков и разведки, освоения месторождения, степени риска. Порядок их дифференциаций определяется Правительством РТ. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы взимаются с пользователей недрами, осуществляющих добычу всех видов полезных ископаемых, кроме владельцев земельных участков, осуществляющих без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров. Эти отчисления поступают в республиканский бюджет в виде ставок частичного возмещения затрат на геологоразведочные работы и используются для финансирования работ по геологическому изучению недр и оценки запасов полезных ископаемых. Затраты пользователей на выполнение геологоразведочных работ в соответствии с проектом, утвержденным (согласованным) уполномоченным органом, компенсируются за счет уменьшения размеров роялти и бонуса добычи после утверждения запасов полезных ископаемых Государственной комиссией запасов и подтверждения действительности открытия месторождения уполномоченным органом в размере реальных затрат, предусмотренных Налоговым кодексом РТ. Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, порядок их взимания, распределения и использования устанавливаются Правительством РТ. Сбор за выдачу лицензии уплачивается в соответствии с порядком, установленным Законом Республики Таджикистан "О других обязательных платежах в бюджет" и Законом Республики Таджикистан "О лицензировании отдельных видов деятельности". К платежам за право на пользование недрами применяется скидка за истощение недр, которая может предоставляться: - пользователю недрами, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов; - пользователю недрами, осуществляющему добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения. Решение об установлении скидки за истощение недр принимается государственным органом, выдающим лицензии на право пользования недрами. Водный кодекс РТ <8>, принятый 20 октября 2000 года, установил, что общее водопользование в РТ является бесплатным (ст. 31 ВК РТ). -------------------------------- <8> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2000. N 11. Ст. 510; 2006. N 3. Ст. 164; 2008. N 3. Ст. 200.
На платной основе осуществляется специальное водопользование. Плата взимается: - за пользование водными ресурсами в пределах установленных лимитов (кроме сельскохозяйственного орошения и лесного хозяйства); - за сверхлимитное и нерациональное использование водных ресурсов; - за услуги, связанные с накоплением, транспортировкой до границы потребителей, распределением и очисткой вод; - за предоставление права пользования водными ресурсами в целях орошения; - за осуществление других водохозяйственных мероприятий (кроме сельскохозяйственного орошения и лесного хозяйства). Плата взимается со всех водопользователей, кроме общего пользования, независимо от ведомственной принадлежности, гражданства, видов собственности и форм хозяйствования, кроме случаев, предусмотренных законодательством РТ. Еще одним источником правового регулирования природоресурсных платежей является Лесной кодекс РТ <9>, принятый 24 июня 1993 года. В соответствии с ним к ведению Правительства РТ в области регулирования лесных отношений отнесено установление порядка и предельных размеров платы за использование леса, а также льгот по платежам, образование фондов охраны и воспроизводства лесов. -------------------------------- <9> Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан. 1993. N 13. Ст. 243; Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 1997. N 9. Ст. 117; 2008. N 1 (ч. 2). Ст. 17.
Древесина на корню в лесах отпускается за плату по установленным таксам. Отпуск древесины на корню в колхозных лесах для нужд общественного хозяйства колхозов производится бесплатно. Предприятия, учреждения и организации, ведущие лесное хозяйство, освобождаются от платы за древесину, получаемую при осуществлении ухода за лесом и других лесохозяйственных мероприятий. Порядок оплаты древесины, отпускаемой на корню, установления такс, в отдельных случаях - частичного или полного освобождения государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений, организаций и граждан от платы за древесину на корню определяется Правительством РТ. Выдача лицензий на право пользования природными ресурсами лесного фонда осуществляется в соответствии с Законом РТ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Лесные участки на условиях аренды для осуществления лесных пользований предоставляются во временное пользование. Условия аренды и размер арендной платы определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре. Арендная плата устанавливается, исходя из предусмотренных договором объемов (размеров) лесных пользований, с учетом действующих цен на лесную продукцию и услуги, качества и доступности лесных ресурсов. Арендная плата за древесину, отпускаемую на корню, и другие лесные ресурсы устанавливаются не ниже действующих такс. Арендатор имеет право на продление договора по истечении срока его действия. Закон РТ "Об охране и использовании растительного мира" <10> от 31 марта 2004 года установил принципы охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, среди которых (ст. 3 Закона) упомянут принцип платности пользования объектами растительного мира. -------------------------------- <10> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2004. N 5. Ст. 342; 2007. N 7. Ст. 691; 2008. N 1 (ч. 2). Ст. 18.
Согласно со ст. 6 Закона, пользование объектами растительного мира на территории РТ осуществляется за плату. Бесплатно осуществляются лишь следующие виды пользования объектов растительного мира: а) заготовка кормов для нужд животноводства; б) использование объектов растительного мира для выпаса скота, пчеловодства и шелководства; в) пользование растительным миром для нужд лесного, охотничьего и рыбного хозяйств; г) пользование растительным миром в научно-исследовательских, природоохранных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях. Размер платы устанавливается в зависимости от вида, цели и объемов использования объектов растительного мира с учетом местоположения, биотической продуктивности территории и других экологических факторов. Порядок исчисления и применения нормативов платы за пользование объектами растительного мира определяется Правительством РТ. Внесение платы за пользование объектами растительного мира не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране объектов растительного мира, среды их произрастания и возмещения причиненного им ущерба. Плата за пользование объектами растительного мира, поступающая в соответствии с установленным порядком в республиканские и местные фонды, используется в первую очередь для охраны и восстановления объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу, ведения государственного кадастра и мониторинга растительного мира. Принцип платного пользования объектами животного мира установлен Законом РТ "О животном мире" <11> от 27 ноября 2007 года. Согласно ст. 25 Закона специальное пользование объектами животного мира в РТ является платным. Порядок и нормы платы за пользование объектами животного мира устанавливаются Правительством РТ в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Законом РТ "О других обязательных платежах в бюджет". -------------------------------- <11> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2008. N 1 (ч. 2). Ст. 19.
Плата за аренду объектов животного мира выплачивается первичным землепользователем в порядке, установленном договором об аренде. Плата за пользование объектами животного мира, поступающая в специальные фонды, расходуется на охрану и восстановление численности диких животных и среды их обитания, на ведение их государственного кадастра, исследований и мониторинга животного мира, Красной книги, заповедного дела и научно-исследовательских работ. От платы за использование объектов животного мира освобождаются заповедники, музеи-заповедники, национальные и зоологические парки, зоологические и ботанические сады, лесхозы и лесоохотничьи хозяйства, а также предприятия и организации, коллективы и граждане, получившие в пользование нарушенные или малопродуктивные охотничьи угодья. Особое место в системе источников правового регулирования природоресурсных платежей занимает Налоговый кодекс (далее - НК) РТ <12> от 3 ноября 2004 года. В нем установлены следующие налоги, взимаемые при использовании природных ресурсов: -------------------------------- <12> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2004. N 12 (ч. 1). Ст. 688, 689; 2005. N 12. Ст. 629; 2006. N 7. Ст. 341; N 12. Ст. 543; 2007. Ст. 172; N 7. Ст. 668; 2008. N 3. Ст. 195.
1. Земельный налог. Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 6 НК РТ земельный налог относится к общегосударственным налогам. Порядок взимания земельного налога установлен в главе 36 НК РТ (ст. ст. 264 - 271). Поскольку земля в РТ находится в исключительной собственности государства, иные субъекты не могут приобрести ее в собственность. В качестве плательщиков земельного налога выступают землепользователи, за которыми закреплены земельные участки в пожизненное наследуемое, бессрочное или срочное пользование. Что касается арендаторов, то они вносят за пользование землей арендную плату. В РТ ставка земельного налога устанавливается с учетом качества и месторасположения земельного участка, кадастровой оценки земель, характера использования и экологических особенностей земельного участка. Основанием для определения земельного налога является земельно-кадастровая документация землепользователя. В случае если площадь фактически используемой земли больше, чем площадь земли в соответствии с земельно-кадастровой документацией налогоплательщика, в целях налогообложения применяется площадь фактически используемой земли. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователя и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на один год. В ст. 266 НК РТ ставки земельного налога на земли городов и поселков городского типа подробно определены в зависимости от месторасположения. За исключением земель, освобожденных от налога, в облагаемую налогом площадь включаются все закрепленные в пользование земли, в том числе земли, занятые под строения, сооружения, участки, необходимые для их содержания, санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны. Земли пастбищ, сенокосов и лесов, прочие земли, не применяемые для производства сельскохозяйственной продукции, использованные для закладки садов и виноградников, в течение 5 лет, начиная с года закладки этих садов и виноградников, освобождаются от налогообложения. О фактической площади садов и виноградников, заложенных в сезон посадки многолетних насаждений на землях пастбищ, сенокосов и лесов, прочих землях, не используемых для производства сельскохозяйственной продукции, налогоплательщик письменно информирует территориальный налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня завершения данной работы. В противном случае сады и виноградники, заложенные на землях пастбищ, сенокосов и лесов, прочих землях, не используемых для производства сельскохозяйственной продукции, подлежат налогообложению как земли, занятые многолетними насаждениями, без предоставления вышеуказанного 5-летнего льготного периода. Исчисление земельного налога производится путем умножения объекта налогообложения (площади земельного участка) на соответствующие ставки земельного налога отдельно по каждому земельному участку. Ставки земельного налога, а также единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции на предстоящий бюджетный год индексируются к ставкам, действующим в текущем бюджетном году, из расчета 0,7 процентных пункта на каждый процентный пункт инфляции, учтенный при формировании Государственного бюджета на предстоящий бюджетный год. Земельный налог исчисляется, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик приобрел право пользования или право пожизненного наследуемого пользования земельным участком. В случае прекращения права пользования или пожизненного наследуемого пользования земельным участком земельный налог исчисляется за фактическое количество месяцев пользования земельным участком, включая месяц прекращения вышеуказанных прав. При переводе в течение налогового года земель населенного пункта (земельного участка) из одной категории поселений в другую земельный налог за текущий год взимается с налогоплательщиков по ранее установленным для этих населенных пунктов (категорий земель) ставкам, а в следующем году - по ставкам, установленным для новой категории поселений. При упразднении населенного пункта и включении его территории в состав другого населенного пункта на территории упраздненного населенного пункта новая ставка применяется с 1 января года, следующего за годом, в котором произошло упразднение. Налогоплательщики, не являющиеся физическими лицами, ежегодно, не позднее 1 марта текущего года представляют налоговым органам по месту расположения земельного участка расчет причитающегося земельного налога. Расчет земельного налога, подлежащего уплате физическими лицами, производится налоговыми органами по месту расположения земельного участка. Физическое лицо уведомляется соответствующим налоговым органом о налоговых обязательствах по земельному налогу в срок не позднее 1 июня текущего года. По вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в течение 30 календарных дней с момента их отвода. Налоговые органы ведут учет плательщиков земельного налога и осуществляют контроль за правильностью и своевременностью его исчисления и уплаты. Освобождаются от уплаты земельного налога: - территории заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов в соответствии с перечнем этих организаций и размерами их территории, установленными Правительством РТ; - земли, используемые бюджетными организациями для реализации целей, задач и функций, заложенных в учредительных документах этих организаций; - земли организаций, на которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры по перечню организаций и в соответствии с размерами земельных участков, установленными Правительством РТ; - полученные в пользование в соответствии с заключением, выдаваемым Государственным комитетом по землеустройству Республики Таджикистан по согласованию с уполномоченным государственным органом, нарушенные земли (требующие рекультивации) и земли, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения в год получения в пользование (для освоения) и в течение пяти лет, непосредственно следующих за годом получения (начала освоения) таких земель; - земли, занятые полосой слежения вдоль государственной границы; - земли общего пользования населенных пунктов и коммунального хозяйства, в том числе кладбищ, за исключением таких земель, на которых осуществляется предпринимательская деятельность; - земли, занятые под ледниками, оползнями, реками и озерами; - земли свободного государственного запаса; - земли, занятые автомобильными дорогами общего пользования и железными дорогами, а также занятые государственными объектами водообеспечения и гидросооружениями; - земли, предоставленные для обеспечения деятельности государственных органов власти и управления, а также для обеспечения обороны и безопасности РТ в соответствии с их дислокацией и размерами, установленными Правительством РТ; - приусадебные земельные участки и земли для жилищного строительства, выделенные участникам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лицам; - приусадебные земельные участки, выделенные гражданам, прибывающим (переселяющимся) из других районов РТ для постоянного проживания в определяемые Правительством РТ районы, в год выделения и сроком на три календарных года, непосредственно следующих за годом выделения таких земель; - приусадебные земельные участки и земли для жилищного строительства, выделенные учителям, работающим в сельской местности в общеобразовательных учреждениях в период их работы в таких учреждениях; - земли, непосредственно используемые для научных и учебных целей, а также для испытания сортов сельскохозяйственных культур, декоративных и плодовых деревьев научными организациями, экспериментальными и научно-опытными хозяйствами, научно-исследовательскими учреждениями и учебными заведениями сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля в размерах земель и по перечню землепользователей, определяемому Правительством РТ; - приусадебные земельные участки и земли для жилищного строительства, выделенные инвалидам всех категорий при отсутствии трудоспособного члена семьи; - земли, отведенные под предприятия и организации, в случае, если не менее 50% численности работников составляют инвалиды. Для установления нормативной цены земли, в целях налогообложения земли и установления арендной платы, создания условий для рационального использования земель, их охраны и освоения, повышения плодородия почв в РТ осуществляется оценка земли в соответствии с Законом РТ "Об оценке земли" от 2001 года. Объектом оценки является земельный участок или совокупность земельных участков, кроме объектов, находящихся на них и в их недрах. Не подлежат оценке участки земли под национальными, дендрологическими и ботаническими садами, заповедники, государственный лесной фонд, государственный водный фонд, исторические и религиозные памятники, земли свободного государственного запаса, а также участки земель, выделенные учреждениям и иным организациям сферы образования, сельского хозяйства и лесного хозяйства с целью проведения опытов и научно-исследовательских работ. Государственная кадастровая оценка земли является обязательной на всей территории РТ. Она проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Финансирование работ государственной кадастровой оценки земли производится за счет средств государственного бюджета. 2. Налог на недропользователей. Правовую основу его взимания составляют главы 37 - 39 (ст. ст. 272 - 295) НК РТ. Согласно ст. 6 НК РТ налог на недропользователей относится к общегосударственным налогам. Физические и юридические лица, осуществляющие реализацию (исполнение) контрактов на недропользование в РТ, наряду с уплатой специальных платежей недропользователей, являются налогоплательщиками по другим налогам, если они отвечают требованиям, предъявляемым к плательщикам других налогов. Плательщиками специальных платежей недропользователей являются физические и юридические лица, осуществляющие операции по недропользованию в РТ, включая извлечение полезных ископаемых из техногенных минеральных образований. Налоговый режим, устанавливаемый для недропользователя, определяется в контракте на недропользование, заключаемом между недропользователем и компетентным органом, уполномоченным Правительством РТ. Запрещается включение вопросов, относящихся к уплате налогов и специальных платежей, в лицензии и другие акты, связанные с недропользованием, за исключением контрактов на недропользование. В случаях, когда недропользование по одному контракту осуществляется несколькими налогоплательщиками, налоговый режим, установленный в контракте, является единым для всех. При этом по деятельности, осуществляемой в рамках такого контракта, налогоплательщики в целях налогообложения считаются единым налогоплательщиком, обязаны вести единый консолидированный учет и выплачивать все налоги и специальные платежи, установленные в контракте в соответствии с налоговым законодательством РТ. Недропользователи, осуществляющие деятельность по более чем одному контракту, не могут доходы и затраты, осуществленные в рамках реализации различных контрактов, объединять для целей определения налогов и специальных платежей. По каждому контракту должен вестись раздельный учет доходов и затрат, а также осуществляться раздельный расчет налогов и специальных платежей. Если недропользователи осуществляют деятельность по более чем одному контракту и все эти контракты заключены на добычу только общераспространенных полезных ископаемых и (или) подземных вод, вышеуказанное положение на них не распространяется. Недропользователь обязан вести раздельный учет для исчисления налоговых обязательств в соответствии с налоговым режимом, предусмотренным контрактом, и налоговых обязательств по деятельности, выходящей за рамки данного контракта (не связанной с недропользованием). Все контракты, заключаемые между недропользователем и компетентным органом, до момента их заключения должны проходить обязательную налоговую экспертизу в порядке и сроки, определяемые Правительством РТ. Данное положение распространяется и на изменения и дополнения, вносимые в ранее заключенные контракты. Таким образом, налоговая экспертиза представляет собой разновидность специальной экспертизы, которая включает в себя анализ и оценку проекта контракта, заключаемого между недропользователем и компетентным органом, дополнений и изменений к нему, и проводится с целью определения налогового режима, в том числе установления специальных платежей недропользователей в соответствии с законодательством РТ. Фиксированные платежи недропользователей, выплачиваемые в денежной форме в размерах и порядке, установленных в контракте на недропользование, называются бонусами. Недропользователи, исходя из индивидуальных условий проведения недропользования, выплачивают следующие виды бонусов: - подписной бонус; - бонус коммерческого обнаружения; - бонус добычи. Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за право осуществления деятельности по недропользованию на контрактной территории и устанавливается при заключении контракта в порядке, установленном нормативными правовыми актами РТ. Стартовые размеры подписных бонусов определяются компетентным органом, в том числе по условиям проведения тендера, по согласованию с Министерством финансов РТ и уполномоченным государственным органом. Окончательный размер подписного бонуса устанавливается в контракте в зависимости от экономической ценности передаваемых для недропользования месторождений (территорий), но не ниже стартовых размеров. Срок уплаты подписного бонуса устанавливается контрактом, но не позднее 30 календарных дней с момента заключения контракта. Бонус коммерческого обнаружения <13> является платежом за каждое коммерческое обнаружение на контрактной территории, в том числе за обнаружение полезных ископаемых в ходе проведения дополнительной разведки месторождений, приводящей к увеличению первоначально установленных извлекаемых запасов. Он не устанавливается по контрактам на проведение разведки месторождений полезных ископаемых, не предусматривающим последующей их добычи. -------------------------------- <13> Коммерческое обнаружение - это запасы определенного вида полезных ископаемых, открытые в пределах контрактной территории, которые подтверждены в соответствии с установленным порядком и являются экономически эффективными для добычи.
Порядок исчисления бонуса коммерческого обнаружения определяется Правительством РТ, а его размер устанавливается контрактом. Бонус добычи является фиксированным платежом и уплачивается недропользователем периодически, при достижении определенных контрактом объемов добычи. Порядок исчисления бонуса добычи по группам полезных ископаемых определяется Правительством РТ, а размеры бонуса добычи устанавливаются контрактом на недропользование. Бонус добычи уплачивается не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором был достигнут каждый из установленных контрактом уровней добычи. Роялти является платежом, выплачиваемым недропользователем в отдельности по каждому виду (по всем видам) добываемых на территории РТ полезных ископаемых, независимо от того, были ли они поставлены (отгружены) покупателям (получателям) или использованы на собственные нужды. Установленное в контракте на недропользование роялти уплачивается в денежной форме. В ходе реализации контракта денежная форма выплаты роялти может быть полностью или частично заменена на натуральную форму выплаты, эквивалентную денежной форме. Такая замена может быть произведена по решению Правительства РТ и на основании дополнительного соглашения недропользователя с компетентным органом. Плательщиками роялти являются недропользователи, осуществляющие добычу полезных ископаемых (включая их извлечение из техногенных минеральных образований), независимо от того, имела ли место их поставка (отгрузка) в отчетном периоде. Размер роялти определяется исходя из объекта налогообложения, базы исчисления и ставки. Объектом налогообложения по всем видам полезных ископаемых является объем добычи полезных ископаемых или объем первого товарного продукта, полученного из фактически добытых полезных ископаемых, исчисленный в соответствующих натуральных единицах измерения. При этом первым товарным продуктом могут быть: - собственно полезные ископаемые (нефть, природный газ и газовый конденсат, уголь и горючие сланцы, товарные руды, подземные воды, в том числе прошедшие первичную обработку, слюда, асбест, сырье для производства строительных материалов, нерудное сырье для металлургии); - драгоценные металлы и (или) химически чистые металлы в песке, руде, концентрате; - концентраты черных, цветных, редких и радиоактивных металлов, горнохимического сырья; - драгоценные камни, камнесамоцветное и пьезооптическое сырье, прошедшее первичную обработку; - по другим полезным ископаемым - минеральное сырье, прошедшее первичную обработку. Базой исчисления роялти является стоимость полезных ископаемых. Ставка роялти устанавливается в каждом контракте индивидуально, исходя из экономической эффективности проекта, отдельно по каждому виду (по всем видам) полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод. При этом минимальная ставка роялти по любому виду полезных ископаемых должна быть не менее 0,5%. Ставки роялти по углеводородам устанавливаются по скользящей (ступенчатой) шкале как процент, определяемый в зависимости от объемов добычи в натуральных единицах измерения и (или) от стоимости объемов добычи по одному из двух следующих методов: - от объема накопленной добычи и (или) стоимости объема накопленной добычи углеводородов за весь период деятельности, предусмотренный контрактом; - от объема накопленной добычи и (или) стоимости объема накопленной добычи за каждый отдельный год деятельности по контракту. Ставки роялти по твердым полезным ископаемым, включая золото, серебро, платину, другие драгоценные металлы и драгоценные камни, устанавливаются в фиксированном процентном выражении на весь период действия контракта. Ставки роялти по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам являются едиными для всех недропользователей и устанавливаются Правительством РТ в процентах. Роялти по общераспространенным полезным ископаемым и подземным водам уплачиваются недропользователем независимо от того, поставлены ли они потребителям или использованы для собственных нужд. Роялти не уплачиваются: - физическими лицами по подземным водам, добываемым на земельных участках, закрепленных за ними в пользование или в пожизненное наследуемое пользование, при условии, что данные воды не поставляются третьим лицам и не используются в производственных и технологических нуждах при осуществлении предпринимательской деятельности; - государственными организациями, осуществляющими добычу подземных вод для собственных хозяйственных нужд; - недропользователями при обратной закачке попутно добытых подземных вод для поддержания пластового давления. В случае добычи по одному контракту нескольких видов полезных ископаемых роялти устанавливаются и уплачиваются по каждому виду полезных ископаемых. Размер роялти, подлежащий уплате в бюджет, определяется как сумма произведений стоимости каждого из добытых недропользователем за налоговый период полезных ископаемых на соответствующие ставки роялти. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в следующем порядке. В целях исчисления размера роялти, подлежащего уплате в бюджет, стоимость добытых недропользователем за налоговый период полезных ископаемых (за исключением золота, серебра и платины) определяется исходя из средневзвешенной цены поставки за налоговый период добытых полезных ископаемых или первого товарного продукта, полученного из добытых полезных ископаемых, без учета косвенных налогов. Стоимость добытых недропользователем за налоговый период золота, серебра и платины исчисляется исходя из средних цен этих металлов, сложившихся за налоговый период на Лондонской бирже металлов в соответствии с порядком, установленным уполномоченным государственным органом по согласованию с Министерством финансов РТ. Налоговым (отчетным) периодом по определению и уплате роялти является календарный месяц. Роялти по всем видам полезных ископаемых уплачивается не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. В случае отсутствия реализации первого товарного продукта в налоговом периоде за средневзвешенную цену реализации (за исключением золота, серебра, платины и общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод) для исчисления стоимости добытых полезных ископаемых принимается средневзвешенная цена реализации товарного продукта последнего периода, в котором имела место реализация (поставка). При полном отсутствии реализации первого товарного продукта (за исключением золота, серебра и платины) для исчисления стоимости добытых полезных ископаемых за налоговый период за средневзвешенную цену реализации принимаются фактически сложившиеся затраты на добычу полезных ископаемых. При этом недропользователь обязан произвести последующую корректировку сумм начисленных роялти в том налоговом периоде, когда имела место первая реализация, исходя из фактической цены реализации первого товарного продукта. При отсутствии реализации общераспространенных полезных ископаемых в налоговом периоде или в случае их полного использования для собственных нужд за средневзвешенную цену реализации первого товарного продукта принимается фактически сложившаяся сумма затрат недропользователя на их добычу и первичную обработку, увеличенная на условную рентабельность в размере 10% от суммы вышеуказанных затрат. В случае использования подземных вод в качестве основного компонента выпускаемой продукции и (или) услуг за средневзвешенную цену реализации первого товарного продукта в налоговом периоде принимается фактически сложившаяся сумма затрат недропользователя на их добычу и первичную обработку, увеличенная на условную рентабельность в размере 10% от суммы вышеуказанных затрат. В случае заключения дополнительного соглашения к контракту на уплату роялти в натуральной форме до момента его подписания в обязательном порядке проводится правовая и налоговая экспертиза соглашения. Натуральная форма выплаты роялти должна быть эквивалентна установленной в контракте для платежей роялти денежной форме выплаты. При установлении натуральной формы выплаты роялти в дополнительном соглашении обязательно указываются получатель от имени государства части продукции, приходящейся на роялти, а также пункт и условия поставки. Сроки передачи недропользователем продукции, передаваемой в счет уплаты роялти, в дополнительных соглашениях должны соответствовать срокам уплаты роялти, установленным в контракте на недропользование для выплаты в денежной форме. При этом недропользователь передает продукцию получателю не позднее срока уплаты платежей роялти, установленного контрактом на недропользование. Получатель в срок уплаты платежей роялти, установленный контрактом на недропользование для выплаты в денежной форме, перечисляет в бюджет сумму роялти в денежной форме, исчисленную недропользователем в соответствии с условиями контракта, а также самостоятельно осуществляет контроль за своевременностью и полнотой передачи ему недропользователем соответствующего объема продукции в натуральной форме. Недропользователь и получатель представляют в налоговый орган отчетность об уплате роялти в натуральной форме в сроки, установленные контрактом. Согласно ст. 1 НК РТ взимание иных обязательных платежей в бюджет, не определенных в НК РТ, регулируется законодательством об иных обязательных платежах в бюджет. В Законе РТ "Об иных обязательных платежах в бюджет" <14> от 30 июня 2006 года под платой понимается обязательная плата, взимаемая за выдачу разрешения на пользование природными или иными имеющимися ресурсами. -------------------------------- <14> Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан. 2006. N 7. Ст. 345.
К общереспубликанским иным обязательным платежам, зачисляемым в доходную часть республиканского бюджета, относятся: - плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия на нее; - плата за пользование объектами животного мира; - плата за лесные пользования; - плата за пользование объектами растительного мира. Этим платежам посвящены главы 13 - 16 Закона. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия на нее. Плата за загрязнение окружающей природной среды и другие виды вредного воздействия на нее взимается за осуществление на территории РТ деятельности по природопользованию, определяемой нормативными правовыми актами РТ. Природопользование осуществляется на основании разрешения, выдаваемого уполномоченным органом в области охраны окружающей среды. Загрязнение окружающей природной среды без оформленного в установленном порядке разрешения рассматривается как загрязнение сверх установленных лимитов. Территориальные уполномоченные органы в области охраны окружающей природной среды ежеквартально, не позднее 1 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту своего нахождения отчет о сумме платы за отчетный квартал. Плательщиками являются физические и юридические лица, осуществляющие на территории РТ деятельность по природопользованию. Объектом обложения являются фактический объем выбросов и сбросов в пределах установленных лимитов, сверх установленных лимитов, аварийные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, образование отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов и сверх лимитов. Размер платы определяется уполномоченным органом в области охраны окружающей природной среды по согласованию с Министерством финансов РТ и государственным антимонопольным органом РТ в пределах установленных лимитов. За загрязнение окружающей природной среды сверх установленных лимитов размер платы увеличивается в пять раз. Размер платы за аварийные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду устанавливается с учетом ставки и размера фактически нанесенного ущерба. Суммы платы исчисляются плательщиками самостоятельно, исходя из фактических объемов загрязнения окружающей природной среды и установленных ставок, и вносятся плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Внесение платы в бюджет производится по месту нахождения источника (объекта) загрязнения окружающей природной среды, указанному в разрешительном документе, за исключением передвижных источников загрязнения, по которым плата вносится по месту их государственной регистрации уполномоченным органом. Уплата сумм плательщиками, применяющими специальные режимы для юридических лиц - производителей сельскохозяйственной продукции, производится в следующем порядке: - суммы платежей, исчисленные за период с 1 января до 1 октября текущего года, уплачиваются в срок не позднее 20 октября текущего года; - суммы платежей, исчисленные за период с 1 октября по 31 декабря, уплачиваются в срок не позднее 20 марта года, следующего за отчетным годом. Сумма излишне уплаченной платы после проведения зачета в счет погашения пени и штрафов по данной плате подлежит зачету в счет предстоящих платежей по данной плате или перечислению по заявлению плательщика на его банковский счет. Плата за пользование объектами животного мира. Плата за пользование животным миром взимается за изъятие из природной среды животных, обитающих в состоянии естественной свободы. Плата не взимается при отлавливании животных для целей кольцевания и мечения с последующим их выпуском в природную среду. Органы по управлению объектами животного мира ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту нахождения отчет о сумме платы за отчетный. Плательщиками являются физические и юридические лица - пользователи объектами животного мира. Перечень объектов животного мира, за пользование которыми взимается плата, и ставки платы устанавливаются Правительством РТ. Плательщики самостоятельно исчисляют сумму платы по установленным ставкам и уплачивают 20% суммы платы до получения разрешения и 80% по факту изъятия из природной среды животного в территориальных подразделениях уполномоченного органа по управлению животным миром. Уплата сумм производится путем перечисления через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, либо наличными деньгами в территориальных подразделениях уполномоченного органа по управлению животным миром. Порядок зачисления в бюджет сумм платы, внесенной наличными деньгами, устанавливается уполномоченным государственным органом по согласованию с Министерством финансов РТ. Уплаченные суммы возврату не подлежат. Плата за лесопользование. Такая плата взимается за следующие виды лесопользования: - заготовку древесины; - заготовку фисташковой смолы; - заготовку второстепенных лесных материалов (пней, коры и т. п.); - побочное лесопользование - сенокошение, пастьбу скота, заготовку древесных соков, заготовку и сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья; сенокошение и пастьбу скота на сельскохозяйственных угодьях, входящих в состав земель государственного лесного фонда; - лесопользование в научно-исследовательских целях; - лесопользование в культурно-оздоровительных целях; - лесопользование для нужд охотничьего хозяйства. Право за лесопользование предоставляется на основании выдаваемого уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и лесного хозяйства лесного билета. Территориальные подразделения уполномоченного органа по управлению лесным хозяйством ежеквартально не позднее 1 числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту своего нахождения отчет о сумме платы за отчетный квартал по форме, установленной уполномоченным государственным органом. Плательщиками являются физические и юридические лица, получившие в установленном порядке право на осуществление лесопользования. От платы за лесопользование освобождаются: - территориальные подразделения уполномоченного органа - за древесину, отпускаемую на корню при осуществлении рубок ухода за лесом, санитарных рубок (выборочных и сплошных), рубок, связанных с реконструкцией малоценных лесных насаждений, выполнение мероприятий по защите лесов от вредителей и болезней леса; прокладку просек, проведение лесоустройства и мероприятий по противопожарному обустройству лесов; - лесопользователи - при изъятии древесных ресурсов, второстепенных лесных материалов, осуществляемом для проведения научно-исследовательских работ. При этом полученная продукция подлежит передаче территориальному подразделению уполномоченного органа по управлению лесным хозяйством, за исключением той части, которая необходима для выполнения научных исследований. Перечень и объем ее устанавливается, исходя из программы и методик исследований, и указываются в соглашении или договоре с уполномоченными органами в области охраны окружающей среды и лесного хозяйства. Объектом обложения является объем лесных пользований и (или) площади участков лесного фонда, предоставляемые в пользование. Размер и порядок исчисления платы устанавливается Правительством РТ. Уплаченные суммы возврату не подлежат. Плата за пользование объектами растительного мира. Территориальные подразделения уполномоченного органа по контролю за использованием растительного мира ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговому органу по месту своего нахождения отчет об использовании растительного мира по форме, установленной уполномоченным государственным органом. Плательщиками являются физические и юридические лица, пользующиеся объектами растительного мира на территории РТ. Перечень объектов растительного мира, за пользование которыми взимается плата, и размер платы устанавливаются Правительством РТ. Пользование объектами растительного мира допускается только при наличии у плательщиков подтверждающих документов о внесении платы в бюджет. Вопросы использования природоресурсных платежей регулируются бюджетным законодательством (законами о бюджете на соответствующие годы). Так, в статье 7 Закона РТ "О государственном бюджете Республики Таджикистан на 2009 год" <15> предусмотрено, что в 2009 году общереспубликанские иные обязательные платежи в полном объеме зачисляются в республиканский бюджет. Отчисление средств от земельного налога и налога на недропользователей в местные бюджеты (бюджеты областей, городов и районов) осуществляется в размере 100%. -------------------------------- <15> Чумхурият. 22 ноября 2008. N 137.
Природоресурсные платежи становятся важным финансово-правовым институтом, выполняющим фискальную, регулирующую и экологическую функции. Эта общая для ряда стран тенденция в полной мере может быть отнесена и к Таджикистану.
Название документа