Надзор за соблюдением законодательства об организации и проведении азартных игр

(Бондаренко В. А., Терехин А. А.)

("Законность", 2011, N 7)

Текст документа

НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ АЗАРТНЫХ ИГР

В. А. БОНДАРЕНКО, А. А. ТЕРЕХИН

Бондаренко Василий Альбертович, прокурор Ленинского административного округа города Омска.

Терехин Александр Александрович, помощник прокурора Ленинского административного округа города Омска, соискатель кафедры уголовного процесса и криминалистики ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.

Авторы анализируют практику прокурорского надзора за соблюдением законодательства об организации и проведении азартных игр, рассматривают проблемы применения законодательства в этой сфере, формулируют предложения по изменению УК РФ.

Ключевые слова: прокуратура, надзор, азартные игры, игровые клубы, игорный бизнес, лотерея, лотерейное оборудование, Интернет, компьютер, ответственность, конфискация.

Supervision over observance of legislation on organization of games and gambling

V. A. Bondarenko, A. A. Terekhin

The author analyzes the practice of the prosecutor's supervision over observance of legislation on the organization and conduct of gambling, deals with the problems of legislation in this area, formulated proposals to amend the Criminal Code.

Key words: prosecution, supervision, gambling, gaming clubs, gambling, lottery, lottery equipment, Internet, computer, liability, forfeiture.

Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" с 1 июля 2009 г. на территории России запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр вне законодательно установленных игорных зон.

Несмотря на это, субъекты предпринимательской деятельности предпринимают попытки по организации и проведению азартных игр различными способами, наиболее распространенные из которых - лотереи с использованием лотерейного оборудования и предоставление доступа к онлайн-играм в сети Интернет.

Организаторы азартных игр обосновывают возможность осуществления ими указанной деятельности существованием законодательных пробелов.

Так, деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием лотерейного оборудования (которое фактически является игровым) маскируется предпринимателями под деятельность, регулируемую ФЗ от 11 ноября 2003 г. "О лотереях", который позволяет проводить лотереи с использованием лотерейного оборудования.

При выявлении органами прокуратуры таких случаев основным доказательством, подтверждающим факт осуществления игорной деятельности, являются результаты исследования игрового оборудования.

Вместе с тем законодательно установленная грань между игровым оборудованием и лотерейным оборудованием до недавнего времени была весьма тонкой и неопределенной. Содержащиеся в федеральных законах понятия "лотерея" и "азартная игра" не позволяли однозначно разграничить эти явления.

Положительным моментом в части противодействия незаконному осуществлению игорной деятельности с использованием лотерейного оборудования стало принятие ФЗ от 27 июля 2010 г. "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях", дополнившего его ст. 12.1, содержащей требования к игровому оборудованию.

Законодатель в этой статье установил, что технические характеристики лотерейного оборудования должны обеспечивать случайность распределения выигрышей при розыгрыше призового фонда тиражных лотерей. В лотерейном оборудовании не должны использоваться процедуры, реализующие алгоритмы, которые позволяли бы предопределять результат розыгрыша призового фонда до начала такого розыгрыша.

На наш взгляд, возможность проведения лотерей с использованием лотерейного оборудования должна быть запрещена на законодательном уровне в полном объеме.

Частью 3 ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2006 г. закреплено, что деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в частности сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

Между тем органами прокуратуры города Омска выявлены многочисленные факты осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр путем предоставления доступа к онлайн-играм в сети Интернет под прикрытием деятельности интернет-клубов и деятельности по предоставлению услуг платежных систем.

Организаторы азартных игр (агенты) с иными организациями (принципалами) заключают агентские договоры, согласно которым агент обязуется по поручению принципала совершать действия по безвозмездному предоставлению клиентам доступа в платежную систему, осуществлять действия по приему денежных средств от клиентов и производить выплату клиентам денежных средств, а принципал обязуется уплачивать агенту вознаграждение за совершаемые действия.

Однако такие платежные системы размещаются их владельцами не самостоятельно в отдельных помещениях, а непосредственно в интернет-клубах.

При осуществлении проверок органами прокуратуры сотрудники фирм - организаторов азартных игр поясняют, что клиенты интернет-клубов вправе самостоятельно выбирать любые сайты для посещения, в том числе сайты онлайн-игр и онлайн-казино, а доступ в посещении иных сайтов для них не ограничен.

В целях запрета эксплуатации таких интернет-клубов органы прокуратуры города в интересах неопределенного круга лиц обращаются в суды с исковыми заявлениями о признании осуществляемой предпринимателями деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием компьютеров в определенных местах незаконной и запрете ее осуществления.

В качестве доказательств представляются следующие материалы проверок:

- учредительные документы организатора азартных игр;

- правоустанавливающие документы на занимаемое организатором азартных игр помещение;

- агентский договор;

- материалы проверочной закупки;

- протокол осмотра места происшествия;

- выдаваемые чеки и квитанции при их наличии;

- объяснения лиц, ранее участвующих в азартных играх в этом заведении и получавших выигрыш;

- объяснения покупателей и понятых, участвующих при проведении проверочной закупки, содержащие описание порядка проведения проверочной закупки, механизма игры, обстановки в помещении игрового клуба;

- объяснения сотрудников органов внутренних дел, проводящих проверочную закупку;

- фотографии помещений игрового клуба с видом компьютеров, на мониторах которых содержатся изображения азартных игр;

- фотография яркой вывески игрового клуба;

- акты исследования компьютеров, свидетельствующие о том, что клиенты использовали исключительно сайты, предоставляющие возможность осуществлять онлайн игры;

- объяснения сотрудников игрового клуба, руководителей организации - организатора азартных игр;

- документы о принадлежности компьютеров организатору азартных игр;

- кассовые книги.

В частности, в ходе проведенной прокуратурой Ленинского административного округа города Омска проверки установлено, что в помещении, расположенном на первом этаже многоквартирного дома, ООО "Монреаль" осуществляет деятельность по проведению азартных игр с использованием компьютеров.

Свободный доступ в помещение игрового клуба был ограничен, вход посетителей осуществлялся по специально выдаваемым организатором азартных игр карточкам с индивидуальными номерами.

Деятельность ООО осуществлялась с использованием компьютерной техники, подключенной к сети Интернет. Оператор игрового клуба принимал от посетителей денежные средства, в выбранный клиентом компьютер вводилось равное внесенной сумме количество баллов. После этого на мониторе компьютера высвечивалась сумма бонусных баллов, предоставляющих игроку право сыграть в игру на компьютере путем неоднократного нажатия на клавиши управления компьютером с целью увеличения количества бонусных баллов. При выпадении выигрышной комбинации клиент мог в любое время обменять бонусные баллы на денежный эквивалент.

Прокуратура округа направила в Ленинский районный суд исковое заявление о признании осуществляемой ООО деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием компьютеров незаконной и запрете ее осуществления.

Кроме того, органы прокуратуры города в отношении организаторов азартных игр возбуждают дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно), санкция которой предусматривает наказание в виде конфискации орудия совершения административного правонарушения.

В частности, Арбитражный суд Омской области по заявлению прокурора Ленинского административного округа города вынес решение о привлечении ООО "ЛигаСервис" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП, в виде административного штрафа в размере 40 тыс. руб. с конфискацией 10 единиц игрового оборудования.

В 2009 - 2010 гг. прокуратура Ленинского административного округа направила в суды 14 исковых заявлений о признании осуществляемой деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием компьютеров незаконной и запрете ее осуществления. В отношении организаторов азартных игр возбуждено 7 дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 14.1 КоАП.

Проверки соблюдения законодательства об организации и проведении азартных игр проводятся органами прокуратуры города Омска с привлечением сотрудников органов внутренних дел и федеральной налоговой службы.

С учетом актуальности борьбы с противоправной деятельностью, связанной с игорным бизнесом, необходимо принятие более действенных мер по пресечению организации и проведения азартных игр, чем привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Представляется необходимым на законодательном уровне внести изменения и дополнить Уголовный кодекс РФ нормой, предусматривающей ответственность за организацию и проведение азартных игр вне зависимости от получаемой за эту деятельность прибыли.

Страх привлечения к уголовной ответственности позволит искоренить противоправную деятельность, связанную с незаконным игровым бизнесом.

Сейчас вопрос борьбы с незаконной организацией и проведением азартных игр весьма актуален в связи с распространенностью нарушений в анализируемой сфере и находится на постоянном контроле органов прокуратуры.

Название документа