Полномочия прокуроров на досудебных стадиях в уголовном процессе Германии, Франции, Англии, Италии и Испании

(Щерба С. П., Додонов В. Н.)

("Законность", 2011, N 6)

Текст документа

ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРОВ НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ

В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ ГЕРМАНИИ, ФРАНЦИИ, АНГЛИИ,

ИТАЛИИ И ИСПАНИИ

С. П. ЩЕРБА, В. Н. ДОДОНОВ

Щерба Сергей Петрович, заведующий отделом Академии Генеральной прокуратуры РФ, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Додонов Вячеслав Николаевич, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются полномочия прокуроров Германии, Франции, Англии, Италии и Испании по возбуждению уголовного преследования, осуществлению расследования преступлений, процессуальному руководству расследованием, а также по надзору за законностью деятельности органов предварительного следствия.

Ключевые слова: полномочия прокуроров в досудебных стадиях, уголовное преследование, расследование, прокурорский надзор, санкционирование следственных и оперативно-розыскных действий, процессуальное руководство.

The powers of public prosecutors in pre-trial stages of criminal proceedings in Germany, France, United Kingdom, Italy and Spain

S. P. Shcherba, V. N. Dodonov

The article considers the powers of public prosecutors of Germany, France, United Kingdom, Italy and Spain to instate criminal prosecution, investigate crimes, ensure procedural control of investigation and supervision over legality of the activities of pre-trial authorities.

Key words: powers of public prosecutors in pre-trial stages, criminal prosecution, investigation, prosecutorial supervision, to sanction investigative and operative and search activities, procedural control.

Возбуждение уголовного преследования

Полномочия прокуратур по уголовному преследованию в ведущих странах Европы весьма разнообразны и далеко не одинаковы.

При всем многообразии содержания функции уголовного преследования в него неизменно входит, помимо прочего, возбуждение уголовного дела (инициация уголовного преследования), с которого, собственно, преследование и начинается.

Во всех рассматриваемых государствах прокуратура или аналогичные ей органы вправе инициировать уголовное преследование, но в большинстве стран это право для них не монопольное. Наряду с прокуратурой уголовное преследование могут возбуждать органы следствия, полиция, органы госбезопасности, другие органы дознания, частные лица (по делам частного обвинения), а иногда и суды. В странах континентальной системы права частные лица, как правило, не могут сами возбуждать уголовные дела, это делает государственный орган по жалобе лица.

В Германии действует принцип монополии прокуратуры возбуждать уголовное преследование во всех случаях совершения преступления (§ 152 УПК). Во Франции также только прокуратура может начать против нарушителя судебное преследование посредством возбуждения "уголовного иска" (action publique) (ст. 31 УПК). Уголовный иск предъявляется прокуратурой от имени государства или по ее собственной инициативе либо на основе поступивших к ней протоколов, жалоб и доносов, а также по жалобе потерпевшего. Возбуждая уголовное дело, прокуратура обычно опирается на данные полицейского дознания.

Как правило, прокуратура обладает значительными дискреционными полномочиями в вопросе о том, возбуждать или не возбуждать в конкретном случае уголовное преследование. Тем не менее возбуждение уголовного дела не только право, но и обязанность прокуратуры. Так, согласно § 152 УПК Германии она обязана, если иное не предусмотрено законом, принять меры в отношении всех уголовно наказуемых деяний, подлежащих преследованию, когда для этого есть достаточные фактические основания. В Италии обязанность прокуратуры осуществлять уголовное преследование установлена конституционно (ст. 112 Конституции). Законодательство некоторых стран, включая Россию, допускает возможность обжалования отказа в возбуждении уголовного дела в судебном порядке.

Чтобы ограничить возможность произвола при принятии столь важного решения, уголовно-процессуальное законодательство обычно достаточно подробно определяет перечень обстоятельств, при которых прокурор вправе отказаться от возбуждения уголовного преследования.

В некоторых государствах полномочия прокуратуры по возбуждению уголовных дел находятся под контролем вышестоящих органов. Например, по УПК Италии, прокурор не вправе возбуждать уголовное преследование в отношении некоторых преступлений, если министр юстиции не дал ему указания об этом.

Значительным своеобразием отличаются процедуры возбуждения уголовного преследования в странах системы английского общего права.

В Великобритании, где нет института прокуратуры в нашем понимании, функции возбуждения уголовных дел с 1985 г. стали переходить от полиции к специально создаваемой Государственной обвинительной службе, возглавляемой Генеральным атторнеем, и к находящемуся у него в подчинении Директору публичных преследований, который, в свою очередь, назначает на должность королевских обвинителей. Директор публичного преследования может возбуждать уголовные дела по требованию министра внутренних дел и Генерального атторнея, а также по собственной инициативе в случаях, предусмотренных законом (при совершении особо тяжких или сложных преступлений, связанных с вмешательством в судебный процесс, например лжесвидетельства). В любом случае критерием служат важность дела и публичный интерес к нему.

Сам Генеральный атторней возбуждает производства по расследованию государственных преступлений, связанных с посягательством на монарха или правительство, по делам о государственной безопасности, мятеже, взятках, коррупции, нарушениях Закона об охране государственной тайны 1911 - 1939 гг., Закона об общественном порядке 1936 - 1986 гг. и др.

В некоторых странах (Франция, Испания) следствие организационно полностью отделено от прокуратуры и сосредоточено в руках особых органов (судебной полиции и следственных судей во Франции, Испании). При этом прокуратура обладает самыми обширными полномочиями по контролю за следствием и даже прямому руководству им.

Осуществление расследования

Непосредственное осуществление расследования является для большинства прокуратур рассматриваемой группы государств характерной, но вовсе не обязательной функцией при осуществлении уголовного преследования. Возбуждение уголовного дела прокуратурой не означает, что оно будет в дальнейшем ею же расследоваться. Даже в тех странах, где функции обвинения и расследования не разделены (как они разделены во Франции), прокуроры часто передают возбужденное уголовное дело для расследования другим органам.

Подследственность той или иной категории дел прокуратуре чаще всего определяется уголовно-процессуальными кодексами. В большинстве стран прокуратуре подследственны наиболее сложные уголовные дела.

В Германии предварительное расследование осуществляется прокурором, полицией и следственным судьей. Прокурор руководит расследованием и может проводить его сам в полном объеме. Несмотря на то, что в УПК прокуратуре отводится ведущая роль в расследовании, на практике расследование все больше осуществляется полицией, а роль прокуратуры сводится к обобщению результатов полицейского расследования. Лично прокуроры участвуют лишь при расследовании тяжких преступлений. На органы прокуратуры возлагаются функции расследования государственных и политических преступлений, а также преступлений, занимающих в структуре преступности все больше места. В абсолютном выражении число их невелико, но оно постоянно растет. Это преступления, связанные с охраной окружающей среды, нарушения патентного и авторского права, экономические преступления.

В Италии расследование уголовных дел проводится органами судебной полиции, преторами (впоследствии претор иногда рассматривает в качестве судьи расследованное им же дело), республиканскими прокурорами и, наконец, следственными судьями, состоящими при трибуналах и назначаемыми из числа членов трибуналов (ими проводится, как правило, так называемое формальное следствие по делам, подсудным суду присяжных).

Для осуществления предварительного следствия в структуре прокуратур существуют специальные подразделения, следственные отделы, управления и т. д. Так, в Германии в конце 1970-х - начале 1980-х гг. в прокуратурах были созданы специальные отделы по расследованию тяжких преступлений.

В Великобритании предварительное расследование по подавляющему большинству преступлений осуществляет полиция. Лишь иногда это делается следственными аппаратами департамента Директора публичных преследований. Этот департамент производит предварительное расследование в тех случаях, когда его участие предусмотрено законом (по делам, поступившим из правительственных учреждений; делам о преступлениях, наказуемых смертной казнью; делам особой важности, сложности или исключительного публичного значения и т. д.). Кроме того, департамент может принимать к своему производству дела, находящиеся в производстве полицейских органов. В 1988 г. в Великобритании было создано новое ведомство - Бюро по крупному мошенничеству, которое отвечает теперь за расследование и уголовное преследование в связи с некоторыми самыми крупными в британской истории случаями мошенничества. Бюро по крупному мошенничеству является независимым государственным департаментом, его директор осуществляет свои полномочия под управлением Генерального атторнея.

Процессуальное руководство расследованием

Наряду с непосредственным осуществлением расследования вторая важнейшая функция прокуратуры на этой стадии уголовного процесса - процессуальное руководство следствием.

В настоящее время эта функция получила весьма широкое распространение, причем она известна и некоторым из тех государств, где прокуратура непосредственно не может вести следствие (Франция, Испания).

В разных странах у понятия "общее руководство следствием" свое, специфическое содержание, т. е. различные формы и методы осуществления руководства. Так, во Франции прокуроры осуществляют руководство полицейским дознанием, проводимым комиссарами, офицерами и агентами судебной полиции, и префектами департаментов, а также предварительным следствием, проводимым следственным судьей. Последний, находясь в организационном подчинении у судебных органов, при исполнении своих функций действует в пределах указаний прокуратуры. Следственный судья получает от прокурора требование и приступает к следствию на основе "вводного" заключения прокуратуры. На любой стадии следствия прокурор вправе вмешаться и взять на себя исполнение следственных функций или предписать следственному судье производство таких действий, которые, по его мнению, целесообразны в интересах наилучшего отправления правосудия и в интересах публичного порядка. Статья 80 УПК Франции гласит: "Следственный судья может производить следствие только на основании требования прокурора Республики".

В Германии прокурор осуществляет руководство расследованием, проводимым полицейскими органами. Полиция сама определяет способы и объем расследования, если об этом нет конкретных указаний прокуратуры.

В Великобритании дирекция публичных преследований по возбужденным ею уголовным делам осуществляет руководство и контроль за расследованием, проводимым по этим делам полицией. В свою очередь, департамент Директора публичных преследований проводит расследование по особо опасным преступлениям, затрагивающим интересы государственной безопасности (мятеж, взяточничество, коррупция и преступления, предусмотренные Законом 1912 г. об охране государственной тайны), под руководством Генерального атторнея, который является высшим должностным лицом государства в сфере осуществления уголовного преследования. Его указания обязательны для всех лиц и органов, производящих предварительное расследование; случаи отклонения его рекомендаций чрезвычайно редкое явление.

Прокурорский надзор за законностью деятельности

органов следствия, дознания и ОРД

Эта функция характерна в основном для социалистических и некоторых постсоциалистических государств. В развитых странах Европы контроль за законностью (и обоснованностью) деятельности органов расследования возложен в основном на суды, как одинаково беспристрастные органы по отношению к сторонам обвинения и защиты. Наиболее четко это положение реализуется в Англии, несколько менее последовательно - в странах романо-германской системы права.

В Италии прокуратуры осуществляют достаточно жесткий контроль за органами предварительного следствия, особенно полицией, однако его задача - не столько собственно охрана законности, сколько обеспечение других прерогатив прокуратуры, особенно процессуального руководства следствием. В предварительном следствии, которое ведет следственный судья, прокуратура пользуется правом ничем не ограниченного контроля. О любом следственном действии следственный судья обязан проинформировать прокуратуру, которой предоставлено право участия во всех допросах, экспертизах и т. д., если она сочтет это нужным в интересах расследования.

Во Франции прокурор также выполняет функцию контроля над расследованием, осуществляемым судебной полицией и следственными судьями. По окончании следствия и сбора необходимых доказательств следственный судья передает материалы дела прокурору Республики, последний в случае согласия с выводами следственного судьи возвращает ему дело. Затем следственный судья или выносит постановление о прекращении дела, или направляет дело в соответствующую судебную инстанцию.

На любой стадии следствия прокурор вправе потребовать от следственного судьи производства тех действий, которые он считает необходимыми. Он может присутствовать при производстве следственным судьей осмотра места преступления, обыска, допроса обвиняемого и гражданского истца (потерпевшего). Закончив следствие, следственный судья сообщает об этом прокурору, и тот представляет ему свои замечания и требования. Прокурор имеет право подать апелляцию на любое решение и распоряжение следственного судьи в обвинительную палату; как орган уголовного преследования на протяжении всего процесса он имеет значительно больше прав, чем следственный судья.

В 1985 г. во Франции был учрежден новый коллегиальный орган по контролю за следствием - следственная палата, которая стала функционировать лишь с 1 марта 1988 г. Следственные палаты образуются при трибуналах большой инстанции в составе трех профессиональных судей, двое из них должны иметь стаж следственной работы. Следственная палата обладает обширной компетенцией в отношении возбужденного уголовного дела, проверяя законность и обоснованность уголовного преследования, проведенных следственных действий, целесообразность разъединения или объединения следственных производств и т. п.

Санкционирование следственных и оперативных действий

Во всех развитых европейских странах санкционирование обысков, ареста имущества, прослушивания телефонов и применение иных мер процессуального принуждения отнесено к компетенции судьи.

Только в случаях, не терпящих отлагательства, прокурор и полиция (с разрешения прокурора) могут без предписания судьи получить образцы крови, провести отдельные виды выемки, освидетельствование, обыск, контроль и запись телефонных переговоров. Так, согласно п. 1 § 98 УПК Германии предписать выемку вправе только судья, а при неотложности действий - прокуратура и ее вспомогательные чиновники (§ 152 закона о судоустройстве). Согласно п. 1 § 100b контроль и запись телефонных переговоров могут быть разрешены только судьей. При неотложности действий разрешение может быть также дано прокуратурой. Предписание прокуратуры не имеет силы, если оно в течение трех дней не будет подтверждено судьей.

В Италии прокуроры вправе санкционировать прослушивание телефонных переговоров.

В той же Италии прокурор может распорядиться о задержании подозреваемого на срок до 48 часов. Во Франции, где полиция вправе задерживать лиц на срок не более 24 часов, прокурор может продлить этот срок до 48 часов.

Общая информация о месте, роли и полномочиях прокуратуры

в государствах - членах Совета Европы

По данным Совета Европы (см.: Европейские судебные системы. Брюссель, Выпуск - 2008, на англ. яз.), место и структура органов прокуратуры в государствах - членах Совета Европы различны. В Австрии, Франции, Польше и Турции прокуратура находится в ведении министерства юстиции, в то время как в Бельгии и Нидерландах деятельность прокуратуры курирует коллегиальный орган. Однако в большинстве стран прокуратура является самостоятельным государственным органом (иногда одним из высших государственных органов): Андорра, Кипр, Чешская Республика, Дания, Эстония, Финляндия, Хорватия, Исландия, Латвия, Мальта, Норвегия, Португалия, Румыния, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Англия и Уэльс, Северная Ирландия, Шотландия и др.

Органы прокуратуры всех государств осуществляют уголовное преследование. В 44 государствах и государственных образованиях прокуратуры выступают в качестве государственных обвинителей по уголовным делам в суде. Прокуроры 37 государств вправе обращаться к судье с предложениями об избрании (определении) меры пресечения. Кроме того, прокуроры 43 стран имеют право на обжалование решений в вышестоящий суд (за исключением Англии и Уэльса, Северной Ирландии и Шотландии).

Также прокуратуры осуществляют функции по расследованию преступлений. Более того, прокуроры 41 государства осуществляют контроль за полицейским расследованием. В 30 странах прокуроры могут производить следственные мероприятия по личному усмотрению. Однако прокуроры 41 государства должны получать разрешение судьи на производство некоторых следственных действий, затрагивающих права человека и гражданина (например, обыск, выемка, осмотр помещений и др.).

Прокуратуры 38 стран могут направлять уголовные дела в суд, прекратить дело досрочно.

Прокуроры 16 государств могут принимать решения о применении меры пресечения без соответствующего решения судьи, что, по их данным, позволяет снизить нагрузку судов.

Прокуроры 19 государств при избрании вида и меры наказания вправе обсуждать этот вопрос с обвиняемым.

Прокуроры 19 стран могут определять и применять санкции без вмешательства судьи. Такая возможность существует у прокуроров Бельгии, Финляндии, Латвии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Словакии, Турции, Швеции и Швейцарии.

Вместе с тем в Италии прокурор всегда должен получать разрешение судьи при вынесении решения о карательном воздействии на виновного.

Необходимо отметить, что в Англии и Уэльсе, а также в Шотландии дела, находящиеся в производстве прокурора, проходят предварительное рассмотрение в службе дознания.

Название документа