Проблемные котировки
(Апухтин Ю.)
("ЭЖ-Юрист", 2008, N 38)
Текст документа
ПРОБЛЕМНЫЕ КОТИРОВКИ
Ю. АПУХТИН
Юрий Апухтин, начальник отдела правового обеспечения и корпоративного управления ЗАО "Нева Лайн".
Отношения, связанные с размещением заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Несмотря на то что размещение заказов путем запроса котировок является одной из наиболее простых процедур из предусмотренных ФЗ "О размещении заказов", при проведении запросов котировок допускаются многочисленные ошибки.
Нарушения
Анализируя практику участия в процедурах по размещению заказов на оказание услуг связи в Северо-Западном федеральном округе, можно выделить следующие основные нарушения, совершаемые заказчиками.
Неправильное (нечеткое) формулирование предмета размещения заказа (нарушение п. 4 ч. 1 ст. 43 ФЗ "О размещении заказов") - заказчик формулирует предмет размещения таким образом, что потенциальный участник запроса котировок не может установить, какую именно услугу собирается закупить заказчик. Типичным является указание в извещении о проведении запроса котировок и в техническом задании разных услуг либо слишком общее описание услуги (например, "услуги связи").
Отсутствие или неверное указание в извещении о проведении запроса котировок объемов закупаемых услуг (нарушение п. 4 ч. 1 ст. 43 ФЗ "О размещении заказов") - выражается в невозможности для участников предоставить расчеты цены контракта. Типичным примером подобного нарушения при запросе котировок на оказание услуг является либо полное отсутствие указания на объем оказываемых услуг, либо их выражение в неправильных единицах измерения, например указание на количество телефонных номеров как на объем требуемых услуг междугородной и международной телефонной связи.
По результатам рассмотрения в территориальных управлениях ФАС России многочисленных жалоб в отношении данного вида нарушений уже сложилась устойчивая практика: отсутствие в запросе котировок сведений об объеме оказываемых (закупаемых) услуг не позволяет котировочной комиссии объективно оценить, сопоставить поступившие котировочные заявки и определить победителя запроса котировок (решения Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов от 26.03.2008 N 94-339/08 и от 25.06.2008 N 94-456/08).
Включение в извещение о проведении запроса котировок условий, которые ограничивают количество участников (нарушение ч. 2 ст. 45 ФЗ "О размещении заказов"), на практике представляет собой, например, объединение в одном запросе котировок различных услуг, которые технологически не связаны друг с другом (например, услуги местной, междугородной и международной телефонной связи).
Неразмещение формы котировочной заявки (нарушение п. 3 ч. 1 ст. 43 ФЗ "О размещении заказов") - выражается в неопределении заказчиком, в каком виде участники должны подавать свои котировочные заявки, и состоит в отсутствии у потенциальных участников формы котировочной заявки, которую они могли бы заполнить и представить заказчику.
Неразмещение проекта контракта, заключаемого по результатам проведения запроса котировок (нарушение ч. 1 ст. 45 ФЗ "О размещении заказов"), не позволяет потенциальному участнику ознакомиться с условиями контракта, который он обязан подписать в случае признания его победителем в проведении запроса котировок.
Проект контракта, заключаемого по результатам проведения запроса котировок, не соответствует требованиям ФЗ "О размещении заказов" (нарушение ст. 9 указанного Закона) в том случае, если в нем отсутствуют обязательные условия, предусмотренные Законом, или в проект контракта включены противоречащие Закону условия. Наиболее часто заказчики допускают следующие нарушения требований ФЗ "О размещении заказов" в части формулирования условий проекта контракта:
- включение в текст проекта возможности его расторжения в одностороннем внесудебном порядке (нарушение ч. 8 ст. 9 ФЗ "О размещении заказов");
- невключение в текст проекта размера неустойки за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (нарушение ч. ч. 10 и 11 ст. 9 ФЗ "О размещении заказов");
- включение в текст проекта возможности изменения исполнителем стоимости услуг (размера тарифов) в одностороннем порядке (нарушение ч. 5 ст. 9 ФЗ "О размещении заказов");
- невключение в проект контракта условия о порядке осуществления заказчиком приемки оказываемых услуг на соответствие их количества, объема и качества требованиям, установленным в контракте (нарушение ч. 12 ст. 9 ФЗ "О размещении заказов").
Установление заказчиком в извещении о проведении запроса котировок максимальных тарифов (единичных расценок), которые участники запроса не вправе превышать, является грубым нарушением ФЗ "О размещении заказов", так как такое полномочие заказчика Законом не предусмотрено (в отличие от процедуры проведения конкурса или аукциона).
Обжалование результатов
Обжалование действий (бездействия) заказчика и (или) котировочной комиссии при размещении заказов путем проведения запросов котировок во внесудебном порядке осуществляется в соответствии с нормами главы 8 ФЗ "О размещении заказов".
При принятии решения об обжаловании необходимо определиться с тем, куда именно направлять жалобу. В случае обжалования в рамках проведения закупки для государственных нужд уполномоченным органом согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 является Федеральная антимонопольная служба России.
В случае обжалования в рамках проведения закупки для нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд ФЗ "О размещении заказов" предоставляет подателю жалобы право выбора - при обжаловании в рамках проведения закупки для нужд субъекта Российской Федерации податель может обратиться в территориальное управление ФАС России или в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (например, Комитет финансового контроля г. Санкт-Петербурга, Департамент экономического развития Мурманской области и др.), а при обжаловании в рамках проведения закупки для муниципальных нужд еще и в орган местного самоуправления.
При выборе органа, в который будет направлена жалоба, необходимо помнить о возможной заинтересованности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления скорее отстаивать интересы заказчика, нежели подателя жалобы, так как зачастую заказчик в той или иной степени подчиняется органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления. В связи с этим представляется, что территориальные управления ФАС России в большей степени являются независимыми и способными объективно рассмотреть жалобу по существу.
Когда подавать жалобу?
Действующее законодательство позволяет обжаловать проведение процедуры размещения заказа путем запроса котировок как до, так и после рассмотрения котировочных заявок. В первом случае обжалуются действия (бездействие) заказчика, выразившиеся в нарушении им положений ФЗ "О размещении заказов" (в т. ч. при определении условий проведения запроса котировок), а во втором случае - действия (бездействие) заказчика и (или) котировочной комиссии.
Наш опыт показывает, что обжалование процедуры проведения запроса котировок до момента рассмотрения котировочных заявок (составления котировочной комиссией соответствующего протокола) является более эффективным, нежели обжалование после их рассмотрения, так как в этом случае:
- заявителем может быть не только участник размещения заказа, подавший котировочную заявку (ч. 2 ст. 57 ФЗ "О размещении заказов");
- заказ с высокой степенью вероятности не будет размещен, а контракт с победителем - подписан до момента рассмотрения жалобы по существу (что сохраняет за уполномоченным органом право на отмену запроса котировок в соответствии с ч. 9 ст. 17 ФЗ "О размещении заказов").
Срок для обжалования
Единственным ограничением права на подачу жалобы является срок, установленный ч. 2 ст. 57 ФЗ "О размещении заказов", - десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. Данный срок является пресекательным, а жалоба, поданная с нарушением указанного срока, подлежит возвращению (п. 2 ч. 1 ст. 59 ФЗ "О размещении заказов").
Однако не стоит отказываться от направления жалобы, если срок для ее подачи уже пропущен, так как по фактам, изложенным в жалобе, территориальное управление ФАС России может провести внеплановую проверку деятельности заказчика в области размещения заказов (п. 5.3.7 и п. 5.3.8 Положения о Федеральной антимонопольной службе). (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе".)
Таким образом, у участников размещения заказа фактически есть возможность добиться необходимого результата даже после истечения срока, определенного ФЗ "О размещении заказов" для подачи жалобы.
Условия удовлетворения жалобы
При рассмотрении поступающих жалоб уполномоченные органы руководствуются принципом непрерывности деятельности заказчика. С учетом этого для признания жалобы обоснованной и подлежащей удовлетворению необходимо одновременное наличие следующих обстоятельств:
- доказанность факта нарушения заказчиком и (или) котировочной комиссией положений ФЗ "О размещении заказов";
- существенность выявленных нарушений ФЗ "О размещении заказов" (т. е. повлияли или могли бы повлиять выявленные нарушения на проведение и результаты размещения заказа, возможно ли проведение размещения заказа с выявленными нарушениями (п. 3.35 Административного регламента));
- доказанность факта нарушения прав и законных интересов подателя жалобы действиями (бездействием) заказчика и (или) котировочной комиссии;
- соблюдение порядка (в т. ч. сроков) обжалования действий (бездействия) заказчика и (или) котировочной комиссии.
Рассмотрение жалобы на действия (бездействие) заказчика и (или) котировочной комиссии производится уполномоченным органом, как правило, публично и на коллегиальной основе. Для того чтобы в полной мере донести свою аргументацию и должным образом защитить интересы участника размещения заказа, мы считаем необходимым его личное присутствие при рассмотрении жалобы. В нашей практике имели место случаи, когда представители заказчика, котировочной комиссии или участника размещения заказа, признанного победителем в проведении запроса котировок, намеренно или ненамеренно вводили представителей уполномоченного органа в заблуждение. В результате принимались неправомерные решения.
Личное участие при рассмотрении жалобы представляется особенно важным, так как с учетом того, что размещение заказов путем запроса котировок на услуги зачастую проводится на короткий срок (3 - 6 месяцев), последующее обжалование результатов размещения запроса котировок в судебном порядке может оказаться не столь эффективным, поскольку к моменту вынесения судебного решения (а тем более вступления его в силу) контракт уже будет не только заключен (а заказ, соответственно, размещен), но и исполнен.
Можно констатировать, что при выполнении требований, предусмотренных ФЗ "О размещении заказов", и рекомендаций, указанных в настоящей статье, участники размещения заказа обладают реальной возможностью эффективно отстаивать свои права и законные интересы во внесудебном порядке.
------------------------------------------------------------------
Название документа