Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе: проблемы и возможные пути их решения

(Матиящук С. В.) ("Законодательство и экономика", 2008, N 9) Текст документа

ОЦЕНКА И СОПОСТАВЛЕНИЕ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ: ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

С. В. МАТИЯЩУК

Матиящук С. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права СибУПК.

Вопросы, связанные с выявлением лучших условий исполнения контракта, - одни из наиболее сложных и актуальных в сфере управления государственными и муниципальными заказами. Во-первых, потому, что само понятие "лучшие условия" применительно к контракту неоднозначно, подразумевает целый комплекс критериев оценки. А во-вторых, при оценке условий контракта очень трудно избежать субъективизма, поскольку сам заказчик и участники конкурса на размещение государственного или муниципального заказа представляют эталон лучшего по-разному. В части 4 ст. 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) законодатель предпринял попытку создать такую систему критериев лучших условий контракта, которая была бы максимально объективной. Как известно, в основе проведения конкурса в отличие от аукциона лежит идея состязательности, направленная на достижение наилучшего результата. Соответственно, и победителем признается тот, кто представляет лучший результат по сравнению с остальными участниками. При этом выбор победителя при сравнении различных предложений, поступивших от участников размещения заказа, осуществляется по целому ряду показателей, а не по одному критерию - цене контракта. Выбор контрагента, способного лучшим образом обеспечить исполнение контракта, базируется на оценке предложений участников размещения заказа по конкретным критериям, установленным в каждом конкретном конкурсе, предложенных в конкурсной заявке. Частью 4 статьи 28 Закона N 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень возможных критериев, к числу которых относятся: - цена контракта; - функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, а также качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса; - расходы на эксплуатацию товара; - расходы на техническое обслуживание товара; - сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг; - срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг; - объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг. Использование иных критериев законом запрещено. Кроме того, частью 6 указанной статьи установлено и еще одно ограничение: значимость таких критериев, как функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, а также качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса, не может по общему правилу составлять более двадцати процентов. При применении норм законодательства об оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе на практике возникает ряд вопросов, в том числе о выборе критериев определения лучших условий исполнения контракта, о порядке оценки и сопоставления предложенных условий. Для того чтобы ответить на них, необходимо сначала определить основные этапы проведения конкурса. На первом этапе (подготовительном) государственный (или муниципальный) заказчик разрабатывают конкурсную документацию, которая должна содержать требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работ, услуг, а также требования к их безопасности и иные критерии. Вместе с тем недопустимо указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. При этом необходимо учитывать, что критерии, их содержание и значимость, а также порядок выявления лучших условий исполнения контракта должны быть четко установлены в конкурсной документации. На втором этапе после определения предмета конкурса государственный (или муниципальный) заказчик публикует в средствах массовой информации и на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса с указанием всех его условий и одновременно обнародует конкурсную документацию. На третьем этапе происходит подача в установленный срок заявок на участие в конкурсе, которые могут быть оформлены как в письменной форме, но обязательно в запечатанном конверте, так и в виде электронного документа. Каждый из претендентов может подать только одну заявку на участие в конкурсе в отношении каждого предмета конкурса (лота). Затем конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками публично в день, во время и в месте, указанные в извещении о проведении конкурса. Данное мероприятие оформляется протоколом, кроме того, при вскрытии заявок государственный (или муниципальный) заказчик обязан вести аудиозапись, а участники вправе производить видео - и аудиозапись. По результатам рассмотрения полученных от претендентов заявок конкурсная комиссия решает вопрос об их допуске к участию в конкурсе. При положительном ответе на этот вопрос правовое положение претендента меняется: он приобретает статус участника. В противном же случае претендент выбывает из конкурса. На последнем этапе конкурсная комиссия производит оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе в срок не более 10 дней со дня подписания протокола о допуске заявок к участию в конкурсе. Победителем конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, чьей заявке присвоен первый номер. Соответственно, в последующем с ним заключается государственный (или муниципальный) контракт на условиях поданной им заявки и конкурсной документации. Цель процедуры оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе - выявление лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, установленными конкурсной документацией. Как уже отмечалось, часть 4 ст. 28 Закона N 94-ФЗ содержит исчерпывающий (закрытый) перечень критериев, которые могут быть использованы для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе. При этом цена контракта является обязательным критерием, а значит, не может не учитываться. А вот остальные шесть из указанных критериев применяются по усмотрению государственного (муниципального) заказчика, но непременное условие - использование хотя бы одного из них. Закон N 94-ФЗ предусматривает необходимость установления Правительством РФ порядка оценки заявок на участие в конкурсе, предусматривающего виды критериев из указанных в законе, их содержание и значимость в зависимости от видов товаров, работ, услуг. Однако данный документ до сих пор не принят. Безусловно, это порождает на практике многочисленные проблемы, связанные с объективным выявлением лучших условий исполнения государственного (или муниципального) контракта <1>. -------------------------------- <1> Вайпан В. А. Практика применения законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд (с учетом Федерального закона от 20 апреля 2007 г. N 53-ФЗ) // Право и экономика. 2007. N 5. С. 37.

Сегодня ввиду отсутствия нормативных правовых актов, регламентирующих данный вопрос, государственный (или муниципальный) заказчик вправе самостоятельно устанавливать критерии, их содержание и значимость. Вместе с тем практикующие специалисты отмечают сложность объективной оценки наилучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участия в конкурсе. В связи с этим представляется интересным подход к решению данной проблемы с использованием математических методов и моделей, описанный в следующем примере. Государственный заказчик размещает заказ на поставку товара, допустим, кондиционеров. В конкурсной документации заказчик обязан указать как минимум два критерия, которые должны быть использованы для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе. Первый из этих критериев (цена контракта, т. е. цена товара) - обязательный. А второй выбирается по усмотрению заказчика. Для нашего примера выберем такой критерий, как сроки (периоды) поставки товара (т. е. кондиционеров). Помимо указанных критериев государственный заказчик обязан четко определить в конкурсной документации их содержание и значимость, а также порядок оценки заявок на участие в конкурсе; другими словами, порядок выявления лучших условий исполнения контракта. Что касается первого критерия (цена контракта (товара)), то заявке на участие в конкурсе с наименьшей ценой присваивается ценовой балл, равный 100 (Ц1 = 100), при этом цена такой заявки принимается за "X", а, в свою очередь, за Y1... Yn принимаются цены других заявок, ценовые баллы для которых рассчитываются по следующей формуле:

Ц(1... n) = X / Y(1... n) x 100

(баллы необходимо округлить до целочисленных значений). Относительно второго критерия (сроки (периоды) поставки товара) предлагается заявка на участие в конкурсе с наибольшим сроком и присваивается технический балл 100 (Т1 = 100); при этом данный показатель принимается за "Z", а за L1... Ln - сроки остальных заявок, технические баллы для которых рассчитываются по следующей формуле:

Z(1... n) = Z / L(1... n) x 100

(баллы необходимо округлить до целочисленных значений). Для оценки наилучших условий контракта по каждой заявке на участие в конкурсе рассчитывается суммарный балл (С), представляющий собой сумму ценовых и технических баллов с применением двух весовых факторов, определяющих значимость выбранных критериев, а именно: - вес ценового балла равен 0,8 (Р = 0,8); - вес технического балла равен 0,2 (Т = 0,2); при этом необходимо учитывать, чтобы сумма указанных факторов равнялась единице (Т + Р = 1). Суммарный же балл по каждой заявке определяется по следующей формуле:

С = Ц x 0,8 + Т x 0,2.

В итоге на основании рассчитанных суммарных баллов по каждой заявке конкурсная комиссия определяет победителя. Первый номер присваивается участнику, заявка которого получила наибольший суммарный балл. Допустим, в конкурсе принимали участия три организации. Первый участник предложил поставить кондиционеры по цене 3000 руб. за шт. в течение 11 месяцев, второй участник соответственно по цене 3100 руб. и в течение 10 месяцев, а третий - по цене 3200 руб. и в течение 12 месяцев. Для проведения расчетов ценовой балл заявки первого участника приравнивается к 100 (Ц1 = 100), а цена такой заявки принимается за "X". В свою очередь, ценовой балл заявки второго участника равен 96, который определен следующим образом: Ц2 = 3000 / 3100 x 100 = 96. Ценовой же балл заявки третьего участника соответственно равен 94 (Ц3 = 3000 / 3200 x 100). Относительно второго критерия технический балл заявки третьего участника присваивается равный 100 (Т3 = 100), а срок такой заявки принимается за "Z". В свою очередь, технический балл заявки первого участника равен 110, который определен следующим образом: Т1 = 12 / 11 x 100 = 110. Технический же балл заявки второго участника соответственно равен 120 (Т2 = 12 / 10 x 100). Суммарный балл по заявке первого участника равен 102: С = (100 x 0,8) + (110 x 0,2), по заявке второго участника - 100,8 балла: С = (96 x 0,8) + (120 x 0,2), а по заявке третьего участника - 95,2 балла: С = (94 x 0,8) + (100 x 0,2). Таким образом, победителем должен быть признан первый участник. Приведенный пример наглядно иллюстрирует, что использование математических методов и моделей позволяет объективно произвести оценку условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участия в конкурсе, и, как следствие, без проблем сопоставить эти результаты и ранжировать все конкурсные заявки по уровню предложенных участниками условий исполнения контракта, начиная с наилучшего.

Название документа