Актуальные вопросы развития государственно-конфессиональных отношений

(Миронов С. М.) ("Государственная власть и местное самоуправление", 2008, N 10) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ <1>

С. М. МИРОНОВ

Миронов С. М., Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации и российское законодательство определяют четыре основных принципа, на которых основано взаимодействие государства с религиозными объединениями. Во-первых, в соответствии с Конституцией "Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (ч. 1 ст. 14). Во-вторых, "религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом" (ч. 2 ст. 14). Основой для современных отношений между религиозными организациями и государством стало законодательство, сложившееся после принятия в 1993 г. новой Конституции Российской Федерации, и в первую очередь Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". На нормативном уровне Закон внес ясность в содержание конституционных понятий "светское государство", "отделение религиозных объединений от государства", "равенство религиозных объединений перед законом". В-третьих, как признано Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях", приоритетным для государства во взаимоотношениях с религиозными объединениями является признание особой роли православия в истории страны, в становлении и развитии ее духовности и культуры и выражение особого уважения к христианству, исламу, буддизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России. Не случайно 7 мая 2008 г. в беседе с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Президент России Д. А. Медведев заверил духовного лидера, что "те особые доверительные отношения, которые сложились между государством и Русской православной церковью, сохранятся и будут развиваться во благо нашей Отчизны, во благо каждого проживающего в нашей стране человека" <2>. -------------------------------- <2> См. преамбулу Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" // СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

В-четвертых, государство считает важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания <3>. Так, В. В. Путин отметил, что "государство с уважением относится ко всем традиционным и иным религиям, являющимся для многих наших граждан духовной опорой. И потому крайне важно, чтобы в обществе сохранялись межрелигиозный мир и согласие" <4>. -------------------------------- <3> Преамбула Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". <4> Выступление Президента России 19 ноября 2007 г. в Кремле на встрече с иерархами Русской православной церкви по случаю 90-летия восстановления патриаршества // http://www. kremlin. ru/appears.

Россия - одна из наиболее многонациональных и многоконфессиональных стран мира, она обладает уникальным по богатству и многообразию национальным и конфессиональным составом. На ее территории проживает свыше 160 наций и народностей, действует более 60 конфессий. Это наше бесспорное конкурентное преимущество по сравнению с другими государствами. Россия обладает уникальным опытом межконфессионального диалога и сотрудничества. Достаточно сказать, что в нашей стране никогда не было религиозных войн. На протяжении многих столетий в мире и согласии живут последователи мировых религий, приверженцы множества традиционных национальных религий. История России, наш уникальный опыт интеграции различных традиций, религий и культур в сочетании с бережным отношением к самобытности народов - наглядное опровержение сомнительной концепции "столкновения цивилизаций". Культурное многообразие и одновременно цивилизационное единство России убедительно доказывает обратное - возможность эффективного межкультурного взаимодействия. В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2007 год отмечается, что "духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность", и что "общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров". Одна из тенденций нашей эпохи - угроза обострения межнациональных и межрелигиозных противоречий, с которой столкнулись многие страны. Сохранение и укрепление межнационального мира и согласия в нашей многоконфессиональной стране - серьезная задача, которая требует согласованных усилий всех ветвей государственной власти и формирующегося гражданского общества. В современной России сформирован эффективный механизм, содействующий межрелигиозному диалогу и конструктивному взаимодействию. Прежде всего, следует отметить позитивную роль Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. В его состав входят религиозные лидеры страны, представляющие христиан <5>, мусульман, буддистов, иудеев. В работе Совета сочетаются внутренние и международные аспекты развития межконфессионального диалога. -------------------------------- <5> В том числе Русскую православную церковь, Римско-католическую церковь, протестантские церкви.

При Правительстве Российской Федерации успешно работает Комиссия по вопросам религиозных объединений. Замечу, что консультативные структуры, куда входят местные религиозные лидеры, существуют и при большинстве губернаторов и глав администраций субъектов Российской Федерации. На федеральном и региональном уровнях сложилась практика заключения соглашений о сотрудничестве между органами исполнительной власти и различными религиозными организациями. Религиозные лидеры работают и в составе Общественной палаты Российской Федерации. Для сохранения межрелигиозного мира и согласия немало делается и самими религиозными кругами. Религиозными организациями России учреждены авторитетные межконфессиональные организации, вносящие весомый вклад в развитие диалога и сотрудничества последователей разных религий. Здесь упомяну созданный в декабре 1998 г. Межрелигиозный совет России, который объединяет лидеров ведущих религиозных традиций России. В марте 2004 г. был создан и активно работает Межрелигиозный совет Содружества Независимых Государств, способствующий межконфессиональному диалогу и взаимопониманию на пространстве СНГ. Для Российской Федерации одним из насущных вопросов является развитие диалога между православными христианами и мусульманами, на протяжении многих веков мирно живущими на одной земле. Этот диалог динамично ведется как внутри страны, так и в международном масштабе. Важным стимулом для его активизации на международном уровне стало вступление Российской Федерации в 2003 г. в Организацию Исламская конференция в качестве наблюдателя. Убедительным подтверждением значительного потенциала межконфессионального диалога и сотрудничества, накопленного в России, стал и Всемирный саммит религиозных лидеров, который состоялся в Москве в июле 2006 г. В 2006 г. Президент России одобрил создание в Совете Федерации Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений <6>. В своей деятельности Объединенная комиссия призвана решать проблемы совершенствования законодательного обеспечения государственной национальной политики и законодательства в сфере свободы совести, используя возможности палаты регионов, выражая консолидированное мнение российских законодателей. Объединенной она называется потому, что имеет смешанный состав: половину ее составляют сенаторы, другую половину - председатели региональных законодательных собраний. Комиссия сформирована таким образом, чтобы было равное представительство от федеральных округов. Возглавляет комиссию Председатель верхней палаты, и у него есть четыре заместителя. Двое из них - члены Совета Федерации, двое - председатели законодательных собраний. При этом избраны такие кандидатуры, чтобы каждый из заместителей ассоциировался с одной из четырех традиционных конфессий. -------------------------------- <6> См.: Постановление Совета Федерации от 3 марта 2006 г. N 68-СФ "Об Объединенной комиссии по национальной политике и взаимоотношениям государства и религиозных объединений при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1159.

Прежде всего, комиссия занимается анализом и совершенствованием законодательства. Но не только этим. Неоднократно члены комиссии были вынуждены на местах разбираться с инцидентами, которые могли привести к конфликтам на межнациональной или межконфессиональной почве. Факты свидетельствуют, что Объединенная комиссия способна погасить страсти, направить развитие ситуации в конструктивное русло. В числе вопросов, рассмотренных на заседании комиссии, были состояние законодательства и приоритетные задачи законотворческой работы в сфере обеспечения государственной национальной политики, проблемы образования, практика работы органов государственной власти субъектов Федерации по нормативно-правовому регулированию вопросов межнациональных отношений, роль русского языка в культурной жизни страны и адаптации мигрантов и многое другое. Существенную роль сегодня играет телевидение - самый массовый и наиболее доступный для миллионов людей канал информации. Как справедливо отметил Президент России Д. А. Медведев, современная "ситуация выдвигает на первый план уже не просто идею свобод СМИ, ибо такая свобода уже гарантирована на сегодняшний день современными цифровыми технологиями, их никто не может перекрыть, а проблему сохранения в этом общем информационном пространстве нравственных и культурных ценностей" <7>. -------------------------------- <7> Выступление на встрече с представителями политических, парламентских и общественных кругов Германии 5 июня 2008 г.

Поэтому в марте нынешнего года в Совете Федерации на заседании Объединенной комиссии, в котором приняли участие представители ведущих религиозных организаций страны, обсуждался законопроект "Об Общественном совете по телевидению". Дискуссия была очень острой. К ней присоединились известные общественные и партийные деятели, ученые и гражданские объединения. При разработке законопроекта было принято во внимание и то, что практически во всех странах Европы существуют Общественные советы по телевидению, и никто не считает это нарушением свободы слова. В подавляющем большинстве стран право назначать членов Совета принадлежит парламентам, но иногда назначения делает и правительство. В определении состава Советов активно участвуют также религиозные, культурные и научные организации. Если это общественный канал телевидения, то такие Советы непосредственно контролируют кадровую политику. Если частный канал - Советы выдают лицензию на вещание. Во всех случаях Советы осуществляют надзор за содержанием программ, фиксируют нарушение правил объективности, моральных норм, следят за выполнением обязательств в отношении квотирования определенных программ - детских, культурных, образовательных. Кроме того, Советы следят за плюрализмом мнений во время предвыборных кампаний, за соблюдением принципов национальной идентичности и культуры, за непредвзятостью программ. Наиболее авторитетные религиозные лидеры страны (Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополиты Климент, Кирилл, руководители мусульманских, буддистских, иудейских религиозных организаций, а также главы многих протестантских объединений) поддержали идею создания Общественных советов, призванных содействовать сохранению в телевизионном вещании нравственных и культурных ценностей. Усилия государственных органов, религиозных организаций, институтов гражданского общества направлены на совершенствование законодательства о свободе совести. Законодательство о религиозных объединениях с момента принятия в 1997 г. Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" развивалось за счет углубления и законодательного осмысления вопросов реализации прав на свободу совести, что отразилось в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, актах Правительства России. Законодательство продолжает пополняться новыми актами, связанными с развитием различных правоотношений, где проявляются особенности правового положения религиозных объединений. Важнейшие в их числе - Федеральные законы "О противодействии экстремистской деятельности" (2002 г.), "Об альтернативной гражданской службе" (2002 г.), "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (2002 г.), Трудовой (2001 г.), Земельный (2001 г.) и Налоговый (1999 г.) кодексы. Учтены запросы религиозных организаций и граждан на обеспечение свободы совести в других Кодексах: Уголовно-исполнительном, Уголовном и об административных правонарушениях, Законе о приватизации. Слова "религия" и "религиозный" встречаются более чем в 60 действующих федеральных законах и около 200 актах Правительства Российской Федерации. В последние годы приняты и разрабатываются законодательные акты, учитывающие интересы верующих и религиозных объединений в различных сферах. Так, в ноябре 2004 г. были внесены поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, освобождающие религиозные организации от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены здания религиозного или благотворительного назначения. 28 февраля 2008 г. был принят Федеральный закон, предусматривающий возможность государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых духовными образовательными учреждениями <8>. Согласно данному Закону государственная аккредитация образовательных программ возможна в случае перехода духовных образовательных учреждений на государственный образовательный стандарт. Он дает возможность духовным образовательным учреждениям аккредитовывать определенные программы (например, теологию, историю, философию и другие, знания по которым необходимы современным священнослужителям) и выдавать признаваемые повсеместно дипломы, заверенные печатью учебного заведения. При этом само учебное заведение не получает государственного статуса (университет, академия, институт), а остается религиозной организацией, действующей под своим названием (Екатеринбургская православная семинария Екатеринбургской и Верхотурской епархии Русской православной церкви Московского патриархата или Российский исламский университет Совета муфтиев России). -------------------------------- <8> См.: Федеральный закон от 28 февраля 2008 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)" // СЗ РФ. 2008. N 9. Ст. 813.

В конце 2007 г. Правительством Российской Федерации была утверждена концепция Федерального закона о передаче в собственность религиозных организаций государственного и муниципального имущества религиозного назначения <9>. -------------------------------- <9> Согласована концепция законопроекта "О передаче имущества религиозного назначения религиозным организациям", разработка его включена в план Правительства России на сентябрь 2008 г.

Возрождение в российском обществе духовной жажды, обращение к своим корням целых народов получило ответ в активной деятельности религиозных организаций, прежде всего, культурообразующих для народов Российской Федерации. И эта деятельность нуждается в культовом имуществе и финансах. Разработку ведет Минэкономразвития России по поручению Комиссии по вопросам религиозных организаций при Правительстве Российской Федерации. Сегодня значительная часть храмов остается в государственной собственности, а действующее постановление Правительства России по порядку передачи такого имущества, во-первых, распространяется только на федеральное имущество, во-вторых, не предусматривает обязательности передачи имущества религиозного назначения по должному обращению и не может выйти за эти рамки без нового законодательного предписания. Соответствующий законопроект предусматривает обязанность государственных органов передавать в собственность религиозных организаций культовые здания и иные объекты религиозного назначения при наличии соответствующих обращений. Для религиозных организаций, имеющих данные объекты в безвозмездном пользовании, предлагается упрощенный порядок получения их в собственность. Важным положением законопроекта является норма о государственном финансировании ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры, находящихся в собственности религиозных организаций. Завершается согласование концепции законопроекта о предоставлении льгот некоммерческим (в том числе религиозным) организациям, ведущим благотворительную деятельность <10>. -------------------------------- <10> Минэкономразвития России разрабатывает концепцию Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций, регулирования благотворительной деятельности и механизмов общественного контроля).

Серьезного внимания заслуживает проблема религиозного образования, прежде всего, той подготовки, которую получают священнослужители и богословы. От них верующие ждут мудрого совета, нравственной оценки социальных проблем, зачастую - жизненных установок, как вести себя в той или иной ситуации. Из созданных многие века назад священных книг не каждому человеку дано самостоятельно извлечь то, что необходимо для формирования религиозного мировоззрения в современном мире. А жизнь выдвигает все новые проблемы, требующие осмысления и активной позиции каждого гражданина. Значительное количество зарегистрированных в России исламских духовных учебных заведений (79) пока еще не дает образования того качества, которое необходимо для развития собственного богословия и подготовки кадров современных имамов. В России в сфере подготовки исламских священнослужителей и богословов сложилась парадоксальная ситуация. Известно, что экстремисты и террористы находят оправдание своей деятельности в исламе - одной из самых распространенных в нашей стране мировых религий. Подготовкой исламского духовенства для России активно занимаются арабские страны, в том числе Саудовская Аравия, которые выделяют на эти цели значительные средства. Эти государства приглашают тысячи молодых россиян к себе на обучение, где они получают религиозную подготовку высокого уровня и вместе с ней, в ряде случаев, чуждые нашей стране жизненные установки. Причем зарубежные исламские государства поддерживают подготовку священнослужителей для российских мусульман в полном соответствии со своими законами, так как они мусульман России от исламского мира не отделяют, а нашему государству это не позволяет законодательство. В этих условиях представляется логичным оказание государством определенной помощи в формировании отечественной системы подготовки священнослужителей, которые могут соответствовать вызовам времени. Это актуальная государственная задача, и здесь надо, конечно, протянуть российским мусульманам руку помощи. По инициативе государства образован фонд, аккумулирующий средства из различных, в том числе иностранных, источников на эти цели <11>. В целях оказания отечественной системе исламского образования помощи в становлении и развитии выбраны Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Северо-Кавказский государственный технический университет, Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Кубанский государственный университет, Московский государственный лингвистический университет. За этими государственными вузами закреплены исламские учебные заведения духовных управлений мусульман, во взаимодействии с которыми проходят апробацию разработанные материалы. -------------------------------- <11> 25 июня 2008 г. в Москве подписана Программа совместных мероприятий между Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования и Исламской организацией по вопросам образования, науки и культуры (ИСЕСКО). Программа рассчитана на 2008 - 2009 годы, ее бюджет составляет около полумиллиона долларов.

Правительством России выделены некоторые средства, а Рособразование распределило между этими государственными вузами сферу ответственности за проведение мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама и финансирует их работу. Исламские вузы бесплатно получают созданные интеллектуальные продукты. Подготовленные специалисты могут применить свои знания в духовных образовательных учреждениях в качестве преподавателей, методические разработки и учебные пособия - быть использованы в светской составляющей образования, которое получают будущие имамы. Результаты этого эксперимента будут иметь большое значение. Укрепление семейных ценностей, вопросы семьи и брака тесно связаны с демографической проблемой. Власти предприняли серьезные усилия для ее разрешения. "Однако становится все более очевидным, - как справедливо отметил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, - что попытки преодолеть демографический кризис только экономическими средствами, без учета духовной составляющей, обречены на провал. Ведь причины кризиса - не в кошельках, а в душах людей, и не случайно верующие люди имеют больше детей при одинаковых с неверующими экономических условиях" <12>. -------------------------------- <12> Доклад на Архиерейском соборе Русской православной церкви от 24 июня 2008 г.

Важную роль в укреплении ценностей семьи призвано играть почитание святых Петра и Февронии <13>, муромских чудотворцев. Они воспринимаются православными верующими и духовенством в качестве святых покровителей семьи и брака. На заседании 26 марта 2008 г. Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению единогласно поддержал инициативу <14> по учреждению в России 8 июля нового государственного праздника - Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья (в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии, день памяти которых отмечается 8 июля). -------------------------------- <13> Благоверные князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, скончались в 1228 г. К лику святых они были причислены в 1552 г. <14> В числе инициаторов - представители Совета Федерации, администрации Владимирской области, Счетной палаты Российской Федерации, взявшей шефство над Муромским Спасо-Преображенским монастырем.

Оргкомитет по организации празднования возглавила супруга Президента России Светлана Медведева. Торжества в рамках празднования Всероссийского дня семьи, любви и верности прошли в этом году в 18 городах Центрального федерального округа и в Сочи - будущей олимпийской столице. Укрепляя взаимодействие с религиозными объединениями, Совет Федерации исходит из твердого убеждения, что решение социально-экономических проблем требует совместных усилий граждан различных мировоззренческих взглядов. При этом значительную позитивную роль в выходе из демографического кризиса, налаживании эффективной поддержки социально уязвимых слоев населения призван играть духовно-нравственный потенциал ведущих российских религиозных объединений.

Название документа