Обеспечение законности при осуществлении административной деятельности в пенитенциарной системе России

(Поникаров В. А., Поникарова Т. В.) ("Административное право и процесс", 2011, N 4) Текст документа

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ

В. А. ПОНИКАРОВ, Т. В. ПОНИКАРОВА

Поникаров Владимир Анатольевич, профессор кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России, доктор юридических наук, доцент.

Поникарова Татьяна Владимировна, преподаватель-методист учебного отдела Академии ФСИН России.

Статья посвящена правовым гарантиям, при наличии которых обеспечивается законность в пенитенциарных учреждениях России.

Ключевые слова: законность, правовые гарантии, административная деятельность, пенитенциарная система России.

Securing legitimacy in effectuation of administrative activity in penitentiary system of Russia V. A. Ponikarov, T. V. Ponikarova

The article is devoted to legal guarantees the existence of which secure legitimacy in penitentiary institutions of Russia.

Key words: legitimacy, legal guarantees, administrative activity, penitentiary system of Russia.

Обеспечить законность в административной деятельности учреждений и органов пенитенциарной системы России можно только при использовании развернутой системы взаимодополняющих друг друга гарантий. На наш взгляд, нет правовых гарантий в самостоятельном или в "чистом" виде. Для того чтобы любая классификация обладала научной ценностью и практической значимостью, необходимо правильно определить соответствующие критерии. Гарантии в административной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (далее - УИС) надлежит классифицировать по форме их выражения: 1) нормы, зафиксированные в качестве правовых принципов; 2) нормы, выступающие в виде прав и обязанностей; 3) нормы, приобретающие характер конкретной ответственности; 4) нормы, определяемые как юридические факты; 5) нормы, обозначенные в виде функций контроля и надзора; 6) нормы, зафиксированные в виде запрета. Правовые нормы, определяющие гарантии законности, могут выступать в виде принципа. Так, ч. 1 ст. 15 Основного Закона России гласит, что "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации". Данное положение Основного Закона страны распространяется и на сферу административной деятельности. Правовые нормы, определяющие гарантии законности, могут выступать в виде прав и обязанностей. Заметим, что к нормам, закрепляющим гарантии в виде права, следует отнести следующее: а) право на обжалование; б) пределы (границы) компетенции. Так, например, ст. 30.1 КоАП РФ закрепляет право граждан (в том числе и сотрудников УИС) на обжалование постановления по делу об административном правонарушении. В качестве существенной гарантии можно рассматривать и ст. 62 Положения о службе в органах внутренних дел <1>, которая предоставляет сотрудникам УИС право на обжалование в суд приказа об увольнении. -------------------------------- <1> Следует сказать, что до сих пор, в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы, так и не принят Государственной Думой РФ проект Федерального закона "О правоохранительной службе". Поэтому в настоящее время административно-правовой статус сотрудника УИС определяется указанным выше Положением.

Нормы, определяющие пределы (границы) компетенции <2> должностных лиц УИС, рассматриваются нами также как гарантии законности в виде прав. Например, согласно п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" любой начальник исправительного учреждения имеет право возбудить дело об административном правонарушении (т. е. составить протокол), рассмотреть данное дело в соответствии со ст. 23.4 КоАП РФ. Вследствие этого предусмотренные в Законе пределы (границы) прав должностных лиц УИС выступают в качестве гарантий законности. -------------------------------- <2> Не углубляясь в полемику по данному вопросу, отметим, что данную компетенцию мы рассматриваем как более сложную разновидность юридических прав субъектов в сфере административной деятельности милиции.

Проанализируем нормы-гарантии в виде обязанности. Часть 2 ст. 29.11 КоАП РФ обязывает должностного лица УИС вручить под расписку копию постановления по делу об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого оно вынесено. В данном примере "обязанность" выступает как гарантия реализации прав и свобод граждан в анализируемой правоохранительной деятельности УИС. Так, например, ч. 1 ст. 32 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" прямо закрепила такую важную норму-гарантию, как обязанность граждан и должностных лиц выполнять законные требования сотрудника УИС России. Нормы, закрепляющие ответственность, рассматриваются нами в качестве гарантии. Законодатель в ч. 1 ст. 32 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" зафиксировал, что "неисполнение законных требований персонала, а также действия должностных лиц и граждан, препятствующие исполнению персоналом своих обязанностей, влекут за собой ответственность в установленном законом порядке". В настоящее время конкретная административная ответственность граждан за неисполнение законных требований работников уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы предусмотрена ст. 19.3 КоАП РФ. Проанализируем следующую группу. Нормы, определяемые как юридические факты. Точное описание юридических фактов, например, в ст. 24.5 КоАП РФ ("Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении") ориентирует должностных лиц УИС на правомерную реализацию соответствующих норм, регламентирующих административную деятельность в УИС. Так, например, в ст. 31 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", приводится перечень юридических фактов, при наличии которых сотрудники УИС имеют право применять огнестрельное оружие. Нормы, обозначенные в виде функций контроля и надзора, мы также относим к правовым гарантиям. В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура осуществляет надзор за законностью во всех сферах и областях управленческой деятельности. Этот надзор распространяется и на диапазон административной деятельности в УИС. В качестве гарантии следует причислить и п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, который предусматривает участие прокурора в рассмотрении дел об административных правонарушениях. Установленные юридическими нормами запреты мы тоже относим к правовым гарантиям законности. В качестве таковой, например, выступает ч. 2 ст. 32 Закона РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы". Согласно данной правовой норме "никто, кроме государственных органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в служебную деятельность персонала". Кроме того, ч. 2 ст. 33 анализируемого нормативно-правового акта устанавливает запрет на обнародование в средствах массовой информации сведений о месте жительства сотрудников уголовно-исполнительной системы. Сведения о прохождении службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы могут предоставляться только с разрешения начальников учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов. Следовательно, можно заключить, что все запреты в отношении сотрудников УИС одновременно выполняют и функции правовых гарантий законности. Таким образом, можно констатировать, что обеспечить законность в административной деятельности учреждений и органов УИС можно только при использовании развернутой системы взаимодополняющих друг друга гарантий. Чем больше будет правовых гарантий, тем выше станет степень обеспечения законности в административной деятельности пенитенциарных учреждений России.

Название документа