Организация работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами

(Дупак О. В.)

("Законность", 2014, N 1)

Текст документа

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ

В РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ СУДАМИ

О. В. ДУПАК

Дупак Олег Владимирович, прокурор Астраханской области, государственный советник юстиции 2 класса.

В статье на основе опыта работы прокуратуры Астраханской области повествуется об организации работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами.

Ключевые слова: государственный обвинитель, организация работы, методическая помощь.

Organization of participation of public prosecutors in consideration of criminal cases by courts

O. V. Dupak

Based on the experience of work of the public prosecutor's office of the Astrakhan region, the article describes organization of work of the public prosecutor's office of the Astrakhan region for organization of participation of public prosecutors in consideration of criminal cases by courts.

Key words: public prosecutor, organization of work, methodological support.

Поддержание государственного обвинения в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения - важнейшая часть возложенной на прокурора функции уголовного преследования как деятельности, направленной на изобличение лица, совершившего преступление, и привлечение его к ответственности.

Обязанность всемерно способствовать установлению фактических обстоятельств уголовного дела с целью вынесения судом законного и обоснованного решения выдвигает повышенные требования к поддержанию государственного обвинения. Оно должно осуществляться только активным способом, что объясняется как публичными началами, так и действием принципа состязательности сторон, не позволяющим суду принимать на себя выполнение функции обвинения.

Учитывая важность этого вопроса, прокуратура Астраханской области приняла организационно-управленческие и учебно-практические меры, направленные на улучшение работы на этом направлении.

Организация работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами в прокуратуре области выстраивается в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 25 декабря 2012 г. N 465 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства", Приказом прокурора области от 4 февраля 2013 г. N 11 "Об организации работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами".

Названным Приказом прокурора области урегулированы некоторые вопросы, касающиеся участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами.

В частности, определены вопросы обеспечения участия в судебных разбирательствах работников прокуратуры области при рассмотрении уголовных дел, направленных в суд руководителями Астраханской транспортной прокуратуры и Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры.

Так, в случае значительной удаленности судов, в которые направлены уголовные дела с обвинительными заключениями (актами), утвержденными прокурорами указанных прокуратур, и невозможности их явки в судебное заседание приказано обеспечить участие в судебном разбирательстве таких уголовных дел при поступлении в прокуратуру города (района) надзорного производства по уголовному делу и копии обвинительного заключения (акта) с просьбой обеспечить поддержание государственного обвинения.

В случае существенного расхождения с позицией, выраженной в обвинительном заключении (акте), следует безотлагательно информировать об этом прокуроров названных прокуратур, которые при сохраняющихся разногласиях решают вопрос о поддержании государственного обвинения.

Предписано незамедлительно с использованием современных средств связи информировать указанных прокуроров о решениях, принятых судом первой инстанции.

Этим же Приказом урегулированы вопросы участия работников прокуратуры области при рассмотрении судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ, а также ходатайств в порядке ст. ст. 108, 165 УПК в случаях, не терпящих отлагательства, и при невозможности участия работников указанных прокуратур.

Определен порядок участия прокурорских работников в суде апелляционной инстанции, принесения представлений.

Прокурором городов и районов приказано лично поддерживать государственное обвинение не реже одного раза в месяц, преимущественно по уголовным делам о преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность, рассматриваемым в общем порядке. Урегулирован вопрос о создании группы государственных обвинителей.

Организация работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами в прокуратурах городов и районов области осуществляется непосредственно прокурорами либо одним из их заместителей. Основная нагрузка по поддержанию государственного обвинения ложится на профильных помощников прокурора, за которыми закреплены определенные судьи. Практика показывает, что лучшей организации работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами способствует правильное взаимодействие прокуратуры и суда. Именно указанный метод работы снижает психологический, эмоциональный барьер между прокурорским работником и судьей, поскольку, участвуя в рассмотрении дел у одного судьи, прокуроры чувствуют себя уверенней.

Достижению положительных результатов по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами способствует правильная организация работы по распределению поступающих из суда уведомлений о рассмотрении дела. Один день в неделю прокурор либо его заместитель с учетом сложности конкретного уголовного дела, уровня профессиональной квалификации оперативного работника, его опыта, личных качеств, способности оперативного принятия правильного решения в возникшей ситуации дает письменные поручения о поддержании государственного обвинения. Вся информация заносится в специальный журнал, а также в компьютер. Такая форма позволяет отслеживать движение каждого дела и использовать имеющуюся информацию об участии прокурора в суде, мере наказания, квалификации в целом для аналитической работы.

Обязанностью всех прокуроров, участвующих в рассмотрении уголовных дел судами, является принесение аргументированных, юридически грамотных возражений на апелляционные жалобы участников процесса.

Такая практика - хорошее подспорье прокурорам специализированного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры области, изучающим вынесенные судебные решения и дающим заключение об их законности и обоснованности.

Значительная работа проводится указанным управлением прокуратуры области по вопросам организации работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами в прокуратурах городского и районного звена. Кадровый состав управления в основном состоит из опытных и высокопрофессиональных работников, не один десяток лет занимающихся вопросами участия в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

Большое значение в организации работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами в прокуратуре области уделяется вопросам повышения профессиональной квалификации прокурорских работников, особенно молодых специалистов, недавно принятых на службу. Прежде всего это учебно-методическая работа, включающая в себя различные формы обучения.

В связи с пополнением кадрового состава государственных обвинителей молодыми специалистами уголовно-судебное управление принимает необходимые меры по подготовке и обучению прокуроров, участвующих в рассмотрении уголовных дел судами. Здесь сложилась надежная система работы, предусматривающая поэтапное ступенчатое обучение прокуроров, участвующих в судебных заседаниях, с учетом их профессиональной подготовки, стажа и практического опыта. Подготовка, наряду с традиционными формами обучения, включает в себя такие формы обучения, как стажирование в областном аппарате, участие в учебных семинарах, конференциях, направление на повышение квалификации в Академию Генеральной прокуратуры РФ, иные методы обучения и повышения квалификации.

Один из них - самостоятельное обучение каждого государственного обвинителя по индивидуальному плану. Оперативные работники прокуратур всех звеньев составляют индивидуальный план самоподготовки, включающий в себя изучение законодательства, юридической литературы, учебно-методических и научно-практических материалов, судебной практики и другие направления, связанные с деятельностью работника. Помощь в составлении таких планов, подборе литературы и т. д. оказывают непосредственно горрайспецпрокуроры либо их заместители. Также в этом вопросе участие принимают работники уголовно-судебного управления, кадровая служба прокуратуры области, оказывая необходимую помощь в подборе литературы и материалов.

В процессе запланированных мероприятий ведутся конспекты с отражением в них выводов, заметок и примеров. Контроль за выполнением индивидуального плана оперативным работником осуществляет кадровое подразделение прокуратуры области, непосредственный внутренний контроль - прокурор города (района).

Другой эффективный метод повышения профессиональной квалификации - заслушивание судебной речи государственных обвинителей в судебном заседании прокурором города (района) либо его заместителем, а также зональным прокурором уголовно-судебного управления с их рецензированием и обсуждением на оперативных совещаниях в прокуратурах.

Такая форма работы позволяет оценить степень подготовки прокурорского работника к участию в судебном разбирательстве и поддержанию государственного обвинения, его активность в судебном заседании, профессиональную грамотность, сноровку, умение принципиально решать вопросы и ориентироваться в возникающих конкретных правовых ситуациях.

Вместе с тем анализ выступления в суде позволяет выявить ошибки, допускаемые прокурорским работником, пробелы знаний законодательства, судебной практики и определить, какому работнику и над чем необходимо дополнительного поработать.

Используется такая форма обучения, как закрепление за молодыми специалистами наставников из числа опытных работников, подготовка рефератов и выполнение индивидуальных заданий по различным вопросам правоприменительной практики.

Ежемесячно в горрайспецпрокуратуры направляются информационно-аналитические документы, письма, обзоры практики, бюллетени судебной практики по уголовным делам и апелляционной практике, лучшие речи государственных обвинителей.

Кроме того, для повышения профессиональной квалификации прокурорских работников, участвующих в рассмотрении уголовных дел судами, уголовно-судебным управлением разрабатываются и направляются на места методические рекомендации по вопросам применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Ежеквартально уголовно-судебным управлением проводятся учебно-практические семинары, темы которых ориентированы на разъяснение и усвоение основных положений уголовного, уголовно-процессуального законодательства, его изменений. На семинарах используются такие формы обучения, как круглый стол и деловые игры, имитирующие ситуации, возникающие в практической деятельности при рассмотрении судами уголовных дел.

Третий год в области действует базовая прокуратура, где молодые специалисты по различным формам проходят повышение профессиональной квалификации, в том числе по вопросам уголовно-судебной деятельности. Одна из таких форм - стажирование по вопросам поддержания в суде государственного обвинения. Проводятся также учебно-методические и практические занятия.

Ежегодно в базовой прокуратуре практикуется проведение модельных судебных процессов на основе рассмотренных судами по существу уголовных дел. Роли участников процесса заранее распределяются между опытными работниками из числа работников уголовно-судебного управления и базовой прокуратуры. Мероприятие выстраивается таким образом, что ведущий задает вопросы молодым специалистам по ходу движения модельного процесса о правильности ведения судебного заседания, применении норм уголовно-процессуального законодательства, нарушениях, допущенных участниками.

Цель его проведения в том, чтобы не только наглядно продемонстрировать молодым специалистам модельное судебное разбирательство, но и, самое главное, заставить их думать, активно участвовать в работе по выявлению осознанно допускаемых участниками нарушений закона, предлагать свои варианты выхода из ситуации, обосновывать свою позицию и мнение.

В прокуратуре области действует компьютерная программа проверки теоретических знаний основных положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства, судебной практики. По указанной программе проходят тестирование помощники прокуроров, приглашенные на стажирование в уголовно-судебное управление. Эта форма также позволяет сделать вывод о профессиональных качествах государственного обвинителя, его юридической подготовке. Программа периодически обновляется.

В уголовно-судебном управлении и базовой прокуратуре ведутся папки государственного обвинителя, в которых собраны все необходимые документы, касающиеся участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства: организационно-распорядительные документы Генерального прокурора РФ и прокурора области, учебно-методическая и научно-практическая литература, лучшие речи государственных обвинителей, методические пособия, обзоры практики, информационные письма, памятка государственного обвинителя, публикации.

В соответствии с положением ежегодно проводится смотр-конкурс на звание "лучший государственный обвинитель". По результатам конкурса издается сборник речей, который рассылается в прокуратуры.

Наряду с учебно-методическими мероприятиями управление проводит организационные мероприятия, оказывает практическую помощь прокурорским работникам по вопросам обеспечения участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами.

Практика показывает, что крайне важно систематически проводить анализ причин допускаемых нарушений следователями и дознавателями на досудебных стадиях уголовного судопроизводства через призму поддержания в суде государственного обвинения.

По рекомендации уголовно-судебного управления прокуроры на местах практикуют проведение совместных семинаров-совещаний, межведомственных учебно-методических занятий со следователями, дознавателями, их ведомственными руководителями, судьями в целях обсуждения причин допускаемых нарушений на досудебных стадиях уголовного судопроизводства через призму поддержания в суде государственного обвинения. Проведение таких мероприятий, безусловно, несет положительный эффект, поскольку позволяет следователям и дознавателям, их ведомственным руководителям на основе информации государственных обвинителей увидеть проблемы, возникающие при рассмотрении судами уголовных дел, по которым ими осуществлялись предварительное расследование, процессуальное руководство и контроль, и в будущем избегать ошибок, обсуждать вопросы обоснованности квалификации, существующих недостатков при производстве следственных действий, неполноты предварительного следствия, которую по мере возможности приходится восполнять государственным обвинителям.

Ежемесячно анализируются данные по участию прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами в виде сравнительной таблицы по городам и районам. Такая таблица дает возможность проанализировать работу прокуроров при рассмотрении дел как на предварительном слушании, так и в судебном заседании, в том числе при рассмотрении дел в особом порядке судебного разбирательства.

Таблицы содержат данные не только о количестве рассмотренных дел, но и о количестве проводимой работы, о фактах удовлетворения ходатайств об исключении доказательств на предварительном слушании, возвращении дел прокурору для устранения препятствий их рассмотрения, об отказе прокурора от обвинения, наличии реабилитирующих решений, результатов апелляционного обжалования.

Кроме того, такой анализ позволяет оперативно использовать имеющуюся информацию при планировании работы по оказанию практической помощи с выездом на места, решить вопрос о заслушивании прокуроров, их заместителей и помощников по результатам работы на оперативных совещаниях управления и наметить другие необходимые мероприятия.

Каждый случай отмены, изменения приговора по жалобам участников процесса обсуждается на оперативных совещаниях уголовно-судебного управления, затем в виде информационных писем доводится до сведения прокуроров городов и районов с целью устранения и недопущения аналогичных ошибок впредь. По допущенным государственными обвинителями ошибкам у работников в каждом конкретном случае истребуются объяснения и решается вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности. Такая форма работы положительно влияет на качество поддержания государственного обвинения и в целом на организацию работы по уголовно-судебной деятельности.

Стимулом для улучшения работы по поддержанию государственного обвинения и апелляционному обжалованию незаконных судебных постановлений является применяемая так называемая рейтинговая оценка работы прокуратур. Дважды в год по существующей методике подводятся итоги работы прокуратур по этому направлению.

Уголовно-судебное управление проводит анализ работы прокуратур городов и районов по вопросам обеспечения участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами с распространением положительного опыта.

Приоритетная задача деятельности прокуратуры по поддержанию государственного обвинения в суде - надзор за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве. Прокуратура области проводит работу по отслеживанию фактов необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности.

Приказом прокурора области создана постоянно действующая комиссия по обеспечению конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, которую возглавляет заместитель прокурора области. Работа группы осуществляется в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 27 ноября 2007 г. N 189 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве".

В целях исключения фактов необоснованного привлечения граждан к уголовной ответственности специализированное управление осуществляет проверку дел в кассационном и надзорном порядке, систематически ведет учет лиц, реабилитированных судами, выясняет причины вынесения оправдательных приговоров. По каждому факту незаконного привлечения граждан к уголовной ответственности в прокуратуре области составляется мотивированное заключение, проводятся совместные совещания с участием заместителя прокурора области, курирующего вопросы уголовно-судебного управления, зональных прокуроров. Приглашаются прокуроры, их заместители и помощники, поддерживающие обвинение в суде. На совещаниях свои заключения об обоснованности вынесенного решения дают также и зональные прокуроры следственного отдела. Принимаются решения о персональной ответственности виновных лиц.

Вопросы организации работы по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, осуществления надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве регулярно обсуждаются на заседаниях коллегии прокуратуры области и координационном совещании руководителей правоохранительных органов области.

Название документа