Гражданский груз на военном самолете: возможно ли это? (особенности правового статуса военных организаций - авиаперевозчиков)

(Семенцов В. Н.) ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 10) Текст документа

ГРАЖДАНСКИЙ ГРУЗ НА ВОЕННОМ САМОЛЕТЕ: ВОЗМОЖНО ЛИ ЭТО? (ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ - АВИАПЕРЕВОЗЧИКОВ)

В. Н. СЕМЕНЦОВ

Семенцов В. Н., заместитель начальника Центра планирования воздушных перевозок Военно-воздушных сил, полковник.

В настоящее время руководством Министерства обороны Российской Федерации особенно остро ставится вопрос эффективного использования федеральной собственности, находящейся в оперативном управлении данного Министерства. В рамках указанной проблемы актуальным является рациональное использование транспортного потенциала авиации Вооруженных Сил Российской Федерации. Значительное внимание вопросам привлечения военных воздушных судов для перевозки гражданских грузов уделялось еще в Советском государстве. Большая территория Советского Союза, удаленность ряда территорий от транспортных коммуникаций делали воздушный транспорт единственно доступным для доставки в отдаленные регионы страны народно-хозяйственных грузов. При этом возможности гражданской авиации далеко не всегда были достаточны для организации бесперебойного снабжения населения отдаленных регионов страны. В конце 80-х гг. XX в. советское правительство издало ряд нормативных актов, направленных на более широкое использование транспортного потенциала силовых ведомств для нужд народного хозяйства. Были приняты Постановления Совета Министров СССР от 13 апреля 1989 г. N 327 "О выполнении перевозок грузов для нужд народного хозяйства самолетами Министерства обороны СССР", от 25 апреля 1990 г. N 413 "О перевозке народнохозяйственных грузов самолетами и вертолетами Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР", от 19 декабря 1990 г. N 1313 "О порядке допуска к эксплуатации военных транспортных воздушных судов в интересах народного хозяйства страны и к международным перевозкам". Указанными документами Министерству обороны СССР было предоставлено право выполнять самолетами военно-транспортной авиации Военно-Воздушных Сил (ВТА ВВС) платные перевозки народно-хозяйственных грузов по прямым договорам с предприятиями и организациями министерств, ведомств и исполкомов местных Советов народных депутатов по тарифам, применяемым в гражданской авиации. Перевозки осуществлялись для более полного удовлетворения потребностей населения, проживающего в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, в плодоовощной и других видах продукции агропромышленного комплекса, а также транспортировки крупногабаритных грузов производственного назначения. В начале 90-х гг. прошлого столетия вопрос привлечения военной авиации стал еще более актуальным в связи с кризисом, затронувшим все отрасли российской экономики, в том числе гражданскую авиацию. В этот период для некоторых регионов Дальнего Востока и Крайнего Севера военная авиация являлась единственным средством транспорта для доставки продуктов питания и средств обеспечения жизнедеятельности. Распоряжением Президента Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 37-рп "Об обеспечении деятельности 223 и 224 летных отрядов Минобороны России" летным отрядам было разрешено осуществлять пассажирские и грузовые перевозки на внутренних и международных авиалиниях для решения народнохозяйственных задач с соблюдением требований, принятых в гражданской авиации, и под контролем Министерства обороны Российской Федерации. С введением в действие Воздушного кодекса Российской Федерации использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации <1>. Постановлением Правительства Российской Федерации "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях" от 30 июля 1999 г. N 862 федеральным органам исполнительной власти, в ведении которых находятся государственные воздушные суда, разрешено использовать их для нерегулярных перевозок грузов за плату. -------------------------------- <1> Статья 22 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время вопрос привлечения военной авиации для перевозки грузов гражданского назначения сохраняет свою актуальность. В Главное командование ВВС поступают обращения от предприятий, организаций, региональных органов исполнительной власти на организацию перевозок скоропортящихся продуктов питания для отдаленных местностей, крупногабаритных и объемных неделимых грузов (ВВС России обладают уникальным парком тяжелых рамповых самолетов, позволяющих осуществлять такие перевозки). Кроме того, военные воздушные суда осуществляют перевозки грузов при обеспечении деятельности метеостанций и геолого-разведочных экспедиций, доставку бюллетеней для голосования в труднодоступные регионы в период проведения избирательных кампаний. Основными авиаперевозчиками грузов гражданского назначения в Министерстве обороны Российской Федерации являются 223-й и 224-й летные отряды, созданные в соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 16 октября 1971 г. N 2234-рс. Согласно распоряжению Президента Российской Федерации от 15 января 1993 г. N 37-рп 223-й и 224-й летные отряды ВВС реорганизованы в государственные авиакомпании "223 летный отряд" и "224 летный отряд" Министерства обороны Российской Федерации. С 2002 г. Государственная авиакомпания "223 летный отряд" является федеральным государственным учреждением (ФГУ), а Государственная авиакомпания "224 летный отряд" - федеральным государственным унитарным предприятием (ФГУП). Летные отряды включены в Единый государственный реестр юридических лиц. Учредителями их являются: для ФГУ "223 летный отряд" - Министерство обороны Российской Федерации, а для ФГУП "224 летный отряд" - Министерство обороны Российской Федерации и Министерство имущественных отношений Российской Федерации. Оба летных отряда успешно прошли сертификационные процедуры и имеют соответствующие лицензии на осуществление деятельности по организации и выполнению воздушных перевозок, в том числе международных. Летные отряды зарегистрированы в Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и имеют внутренние и международные коды. Полеты воздушных судов, входящих в состав летных отрядов, выполняются в соответствии с правилами по организации и выполнению полетов, установленными для гражданской авиации. Вопросы организации перевозок воздушными судами летных отрядов Министерства обороны Российской Федерации входят в компетенцию их руководителей. Информацию для подачи соответствующих заявок на осуществление перевозки можно найти на официальных сайтах. В то же время базирование летных отрядов в европейской части страны и отсутствие в их составе воздушных судов Ан-12, Ан-26, Ми-8 не позволяют летным отрядам в полном объеме выполнять все задачи по перевозке гражданских грузов в отдаленные и труднодоступные регионы нашей страны. Не все типы воздушных судов могут использоваться при полетах в аэропорты (на аэродромы), имеющие ограничения по размерам взлетно-посадочной полосы и посадочному весу самолета. Для перевозки грузов гражданского назначения возможно также привлечение воздушных судов транспортных авиационных частей из состава объединений ВВС, базирующихся на всей территории России. Однако в случае заключения договоров на осуществление перевозки гражданского груза с авиационной войсковой частью - перевозчиком необходимо учитывать особенности правового статуса указанной организации: 1. Воздушный кодекс Российской Федерации определяет, что перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки... грузов и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации <2>. Под эксплуатантом понимается гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство эксплуатанта) <3>. -------------------------------- <2> Статья 100 Воздушного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 258-ФЗ. <3> Пункт 3 ст. 61 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Несмотря на то что название ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации "Обязательные сертификация и аттестация в гражданской авиации" определяет распространение своего действия только на гражданскую авиацию, законодатель в п. 3 ст. 8 устанавливает, что требования к проведению обязательной сертификации, аттестации и государственной регистрации и порядок их проведения устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти. В то же время в соответствии со ст. 25 Воздушного кодекса Российской Федерации государственное регулирование деятельности в области государственной авиации осуществляется уполномоченным органом в области обороны. Автор полагает, что в данном случае требования по обязательной сертификации не распространяются на федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем составе подразделения государственной авиации, а авиационную войсковую часть нельзя рассматривать как эксплуатанта, соответствующего требованиям, установленным для гражданской авиации. Что касается лицензирования деятельности подразделений государственной авиации, то соискателем лицензии на право осуществления перевозок воздушным транспортом грузов за плату в соответствии с Положением о лицензировании перевозок воздушным транспортом грузов (за исключением перевозок, осуществляемых воздушными судами государственной авиации, экспериментальной авиации, гражданской авиации, в том числе авиации общего назначения, без взимания платы), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2007 г. N 397, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели <4>. -------------------------------- <4> Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2008 г. N 478 в Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2007 г. N 397 внесены изменения.

Поскольку командир авиационной войсковой части заключает договор воздушной перевозки от имени Министерства обороны Российской Федерации как юридического лица, то данному Министерству для осуществления перевозок воздушным транспортом грузов необходимо получить лицензию на осуществление указанной деятельности в Федеральном агентстве воздушного транспорта. Сама по себе такая ситуация является абсурдной. По мнению автора, до издания соответствующих федеральных авиационных правил, разъясняющих порядок и процедуры лицензирования авиационных подразделений государственной авиации, выполняющих перевозки грузов за плату, положения вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации не могут быть применимы в отношении государственной авиации. В то же время, не являясь перевозчиком, соответствующим требованиям, установленным в гражданской авиации, авиационная войсковая часть при выполнении воздушных перевозок грузов по договорам с заказчиком не может предоставить весь комплекс услуг, предоставляемый гражданскими организациями - перевозчиками. Во-первых, это связано с невозможностью выполнения обязательств по точным срокам доставки при выполнении перевозки попутного груза. Перевозчик в соответствии со ст. 109 Воздушного кодекса Российской Федерации обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз и сопровождающих лиц в пункт назначения в установленный договором срок. Однако в случае попутной перевозки обязательные требования по своевременности доставки груза установлены быть не могут. В связи с тем, что приоритетной для военного воздушного судна задачей будет являться перевозка воинского груза, попутная доставка гражданского груза может осуществляться только при условии совпадения маршрута полета и наличия на борту свободного места (объема). При этом маршрут полета может отклоняться от заданного только в случае подачи самолета к местам загрузки военным грузом не в ущерб срокам и порядку выполнения задач по предназначению. Кроме того, военный и гражданский грузы должны быть совместимы для перевозки. Во-вторых, заказчику необходимо самостоятельно организовать обеспечение военного воздушного судна и экипажа в гражданских аэропортах по маршруту полета. В-третьих, в договор перевозки включается форс-мажорное обстоятельство, в соответствии с которым перевозка гражданского груза может быть приостановлена или прекращена в случае получения в процессе перевозки указаний на выполнение задачи по прямому предназначению. В данном случае, по мнению автора, перевозчик должен нести ответственность только за сохранность груза, принятого к перевозке. 2. Серьезной правовой проблемой является вопрос правового статуса военнослужащих, входящих в состав экипажа и выполняющих задачи в интересах сторонних организаций. По мнению заместителя главного военного прокурора А. Л. Иванова, при аренде транспортных средств, относящихся к военному имуществу, с экипажем, состоящим из военнослужащих, последние в период выполнения заданий арендатора вынуждены будут исполнять обязанности, не связанные с военной службой. Это противоречит Федеральному закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", которым установлены ограничения права военнослужащих на труд (п. 7 ст. 10), обусловленные особенностями военной службы как федеральной государственной службы особого вида. Военнослужащим запрещено заниматься иной, кроме непосредственной служебной, деятельностью, т. е. они не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, в том числе по гражданско-правовым договорам. Запрет совместительства является юридическим выражением требования о том, что военнослужащий обязан посвящать все свое служебное время исполнению обязанностей военной службы <5>. -------------------------------- <5> Иванов А. Л. Правовое регулирование и особенности аренды военного имущества // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 2.

В то же время в соответствии с п. 8 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" допускается привлечение военнослужащих к выполнению работ, не обусловленных исполнением обязанностей военной службы, в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поскольку использование государственной авиации в коммерческих целях в соответствии с п. 2 ст. 22 Воздушного кодекса Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 г. N 862 разрешено выполнение таких перевозок, военнослужащие, принимающие участие в выполнении воздушных перевозок за плату, не нарушают действующего законодательства. Кроме того, при выполнении коммерческой перевозки на топливе заказчика повышается уровень натренированности летного состава, получающего возможность выполнять полеты по упражнениям курса боевой подготовки без использования топлива Министерства обороны Российской Федерации. Вопросы же материального поощрения военнослужащих определены Постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1989 г. N 327 "О выполнении перевозок грузов для нужд народного хозяйства самолетами Министерства обороны СССР", которое до настоящего времени не отменено. В соответствии с п. 2 указанного Постановления часть средств, полученных от платных перевозок грузов, используется на материальное поощрение военнослужащих, выполняющих и обеспечивающих эти воздушные перевозки, в размере до двух месячных окладов денежного содержания в год. С учетом особенностей правового статуса членов экипажа военного воздушного судна на заказчика перевозки дополнительно возлагаются обязательства по предоставлению членам экипажа военного воздушного судна всех видов услуг (размещения в гостинице, питания, трансфера), установленных для экипажей воздушных судов гражданской авиации. В этом случае соблюдаются в полном объеме требования ст. 8 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которыми на военнослужащих распространяются правовые нормы, предусмотренные для других граждан, выполняющих указанные работы. Подводя итог, можно сделать вывод, что действующая нормативная база позволяет заключать договоры и осуществлять перевозки грузов в интересах сторонних организаций, однако организация таких перевозок имеет определенные особенности, которые должны учитываться заказчиком при заключении с авиационной войсковой частью договора перевозки грузов. Рассмотрим данные особенности более подробно. Воздушные перевозки в интересах юридических и физических лиц выполняются военными воздушными судами в целях, не противоречащих законодательству Российской Федерации, по договорам, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, при условии сохранения боевой готовности воинских частей и подразделений, без ущерба для выполнения задач по основному предназначению. Решение о привлечении авиационной техники Военно-Воздушных Сил к перевозке грузов в соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 90 "Об утверждении Инструкции по организации воздушных перевозок в авиации Вооруженных Сил Российской Федерации" могут принимать начальник Главного штаба ВВС и главнокомандующий ВВС. Перевозки гражданских грузов могут выполняться как специально выделенными для такой перевозки воздушными судами, так и попутно с выполнением военным воздушным судном задач по предназначению. Одним рейсом могут перевозиться грузы нескольких грузоотправителей. Для осуществления воздушной перевозки грузов заинтересованная организация - заказчик обращается к военной организации - перевозчику для предварительной проработки возможности попутной или целевой перевозки груза. После проведения процедуры предварительного согласования с военной организацией - перевозчиком заказчик направляет в Главный штаб ВВС заявку на воздушную перевозку грузов, в которой указываются грузоотправитель, грузополучатель, дата осуществления перевозки, аэродромы погрузки и выгрузки, наименование, особые свойства, вес и габаритные характеристики груза. После рассмотрения заявки уполномоченными должностными лицами начальником Главного штаба ВВС принимается решение о выполнении заявленной перевозки. При положительном решении командиру соответствующей авиационной войсковой части направляется письменное распоряжение. Вопрос принятия решения об использовании воздушных судов для выполнения международных воздушных перевозок в интересах сторонних организаций в соответствии со ст. 46 Приказа министра обороны Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 90 находится в компетенции начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Договоры воздушной перевозки могут заключаться командирами авиационных воинских частей ВВС от имени Министерства обороны Российской Федерации как юридического лица, а также от имени ФГУ "Главное командование ВВС", созданного в соответствии с Приказом министра обороны РФ от 12 сентября 2003 г. N 324 "О государственной регистрации юридических лиц", на основании доверенностей, выданных в соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 18 августа 2005 г. N 350 "О порядке выдачи, учета и контроля использования доверенностей, выдаваемых для ведения договорной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации". В договорных обязательствах, связанных с перевозкой гражданского груза, должны быть четко прописаны форс-мажорные обстоятельства, которые могут воспрепятствовать перевозке. Как правило, это обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокады, эпидемии или иные не зависящие от перевозчика обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозки, в связи с которыми перевозка может быть временно прекращена или ограничена с немедленным уведомлением в письменной форме грузоотправителя и (или) грузополучателя. Грузы принимаются для воздушной перевозки при условии их подготовки грузоотправителем в соответствии с установленными стандартами, техническими условиями и иными нормативными актами на продукцию, ее тару и упаковку таким образом, чтобы обеспечивать авиатранспортабельность, безопасность полетов и эксплуатации воздушного судна, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, воздушного судна и его оборудования, пожарную и экологическую безопасность. Оплата воздушной перевозки груза производится предварительно, по безналичному расчету. При воздушных перевозках целевыми рейсами стоимость воздушной перевозки определяется исходя из типа самолета и плановой продолжительности полета (времени полета от аэродрома постоянного базирования до аэродрома погрузки, от аэродрома погрузки до аэродрома выгрузки и возвращения на аэродром постоянного базирования). При воздушных перевозках попутными рейсами стоимость воздушной перевозки определяется исходя из протяженности маршрута, класса перевозимого груза и его веса. Целевые воздушные перевозки гражданского груза выполняются, как правило, на авиатопливе заказчика. Использование авиатоплива перевозчика разрешается по согласованию с ЦУРТГ МО РФ с обязательным возмещением фактических затрат. Взаимные претензии и споры между заказчиком перевозки гражданского груза и военной организацией - авиаперевозчиком решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Военная организация - авиаперевозчик осуществляет страхование своей ответственности в соответствии со ст. ст. 131 - 134 Воздушного кодекса Российской Федерации. При выполнении попутных перевозок осуществляется страхование ответственности авиаперевозчика перед грузоотправителем (грузовладельцем), а также перед пассажирами в случае организации перевозки сопровождаемого груза. При выполнении целевых перевозок гражданского груза осуществляется страхование всех видов обязательного страхования ответственности авиаперевозчика. Кроме того, по мнению автора, в целях недопущения нанесения ущерба государству в случае гибели федерального имущества, используемого не по прямому предназначению, при выполнении целевых перевозок гражданского груза необходимо осуществлять страхование воздушных судов КАСКО. При этом страховой стоимостью необходимо считать стоимость воздушного судна на момент выполнения перевозки, проведенную по бухгалтерскому учету в соответствии с Приказом министра обороны Российской Федерации от 28 марта 2001 г. N 135 "Об особенностях организации и ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Вооруженных Сил Российской Федерации". Подводя итог изложенному, автор полагает, что военные организации - авиаперевозчики имеют достаточные правовые основания для осуществления перевозок гражданского груза. В то же время наличие некоторых правовых коллизий существенно ограничивает применение государственной авиации в указанных целях, и только устранение их на законодательном уровне позволит более эффективно использовать транспортный потенциал авиации Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения социально значимых перевозок и оказания реальной помощи в организации перевозок в интересах различных отраслей экономики страны.

Название документа