О праве военных пенсионеров на получение страховой части трудовой пенсии по старости
(Гацко М. Ф.) ("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 10) Текст документаО ПРАВЕ ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ СТРАХОВОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ
М. Ф. ГАЦКО
Гацко М. Ф., заместитель начальника 4-го ЦНИИ Минобороны России по воспитательной работе, кандидат философских наук, полковник юстиции.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" работодатели уплачивают за своих работников суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе и за работающих военных пенсионеров, получающих пенсию согласно Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...". Однако страховые взносы, уплаченные работодателем за застрахованное лицо, до недавнего времени учитывались только при перерасчете трудовой пенсии, установленной по Федеральному закону от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Военные же пенсионеры, работающие по трудовому договору, не имели возможности получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах. Сомнительность такого положения была очевидной, ведь в ст. 3 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определено, что страховые взносы - это "индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете". Таким образом, в данном Законе прямо указывается на то, что государство обязано возвращать эти возмездные платежи пенсионерам, в том числе и военным. Тем не менее до недавнего времени Пенсионный фонд Российской Федерации не возвращал работающим военным пенсионерам страховых сумм. Сложилась парадоксальная ситуация, когда работающие военные пенсионеры участвовали в пенсионной реформе только в качестве доноров на этапе формирования страховой части индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации. Ведь, несмотря на поступление страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, эти денежные средства в виде страховой части трудовой пенсии по старости к военным пенсионерам не возвращались. Можно лишь догадываться, сколько денежных средств сэкономило государство, на протяжении последних пяти лет не выплачивая страховую часть пенсии работающим военным пенсионерам! Таким образом, устаревшая система пенсионного обеспечения военнослужащих пришла в противоречие с системой нового (страхового) пенсионного законодательства Российской Федерации. Явная несправедливость в отношении работающих военных пенсионеров побудила многих из них к судебной защите своих прав. Дело дошло до Конституционного Суда Российской Федерации, куда обратился с жалобой военный пенсионер В. В. Наумчик. Военный пенсионер, имеющий страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии и достигший 60-летнего возраста, получил отказ Пенсионного фонда Российской Федерации в начислении ему второй пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости). Гражданин В. В. Наумчик в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспорил конституционность п. 2 и п. 3 ст. 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". По этому Закону граждане, которые имеют право на разные пенсии (гражданскую или военную), вправе выбрать из них ту пенсию, которая их больше устроит. Исключение из этого правила сделано только для узкого круга наших граждан, которым российское законодательство разрешило получать одновременно две пенсии (граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и др.). Конституционный Суд Российской Федерации согласился с доводами военного пенсионера и пришел к выводу, что положения двух Федеральных законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не предусматривают правового механизма, гарантирующего работающим по трудовому договору военным пенсионерам вместе с получаемой пенсией по государственному пенсионному обеспечению также получение страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, которые накопились на их личных счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации. В связи с вышесказанным Конституционный Суд Российской Федерации еще 11 мая 2006 г. вынес Определение N 187-О, в соответствии с которым федеральному законодателю надлежало в срок не позднее 1 января 2007 г. предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам, помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению, и страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации <1>. -------------------------------- <1> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 г. N 187-О "По жалобе гражданина Наумчика Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. N 5.
Однако российские законодатели в установленный срок не исполнили вступившего в законную силу решения Конституционного Суда Российской Федерации. Следует заметить, что федеральное Правительство также не торопилось с подготовкой законопроекта по данному вопросу. В этой связи Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации неоднократно обращался к Председателю Правительства Российской Федерации с предложениями о подготовке необходимого законопроекта. Только лишь по прошествии двух лет был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения". В соответствии с этим Федеральным законом военные пенсионеры при наличии у них условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, а также трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой согласно Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования (24 июля 2008 г.). Однако изменения, внесенные в военно-пенсионное законодательство, в части установления страховой части трудовой пенсии по старости гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...", распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. Это означает, что расчет пенсий военным пенсионерам с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, должен производиться с 1 января 2007 г. Данное обстоятельство обусловлено тем, что с 1 января 2002 г. в Российской Федерации было введено новое законодательство, регламентирующее условия, нормы установления и порядок выплаты трудовых пенсий. В соответствии с ним право на трудовую пенсию у граждан Российской Федерации возникает при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Поскольку пятилетний страховой стаж мог наступить не ранее 1 января 2007 г., именно эту дату законодатели установили в качестве точки отсчета для выплаты страховых пенсий военным пенсионерам. Кроме того, необходимо было исполнить решение Конституционного Суда Российской Федерации, содержащееся в Определении от 11 мая 2006 г. N 187-О. Однако в соответствии Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ далеко не все работающие военные пенсионеры смогут претендовать на получение страховой части трудовой пенсии. Во-первых, для получения страховой части трудовой пенсии введены жесткие ограничения по возрастному цензу: для получения такого рода права военный пенсионер должен достичь общегражданского пенсионного возраста, дающего основание для назначения трудовой пенсии по старости (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин). При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удаленной либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается. Во-вторых, для получения страховой части трудовой пенсии военный пенсионер после увольнения с военной службы должен иметь официальный страховой стаж не менее пяти лет. Чтобы получать "вторую" пенсию после увольнения с военной службы, необходимо не только пять лет отработать, но и работодатель военного пенсионера весь указанный период должен ежемесячно отчислять соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Если же военный пенсионер получает неофициально зарплату "в конверте", а его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет. Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от величины легальной заработной платы и, соответственно, размера страховых взносов конкретного человека за страховой период: чем выше официальная зарплата, тем больше страховые взносы и, соответственно, тем больше пенсия. Тот же, кто получает зарплату "в конверте", по сути, сам обкрадывает свою старость. Обратим внимание и на то обстоятельство, что в случае назначения военному пенсионеру страховой части трудовой пенсии в страховой стаж не включаются периоды военной службы, с учетом которых был определен размер его военной пенсии, а в случае назначения пенсии по инвалидности - периоды военной и приравненной к ней службы, предшествовавшие назначению этой пенсии. Дело в том, что из смысла ст. 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" следует, что на военнослужащих в период прохождения ими военной службы нормы, установленные этим Законом, не распространяются, и, соответственно, на них не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации <2>. -------------------------------- <2> Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации "О применении Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 10 июля 2002 г. N КА-16-19/6161.
Если же в период прохождения военной службы будущий военный пенсионер официально подрабатывал по трудовому договору на научном, педагогическом или творческом поприще, что не запрещено действующим законодательством, то, несмотря на поступление соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, военному пенсионеру не будет засчитан страховой стаж за рассматриваемый период времени. Тем самым законодатель ограничил военнослужащих, получающих в период прохождения военной службы дополнительные доходы по трудовым договорам, в праве на получение страхового стажа для назначения страховой части трудовой пенсии одновременно с получением выслуги лет, необходимой для назначения ему военной пенсии. Таким образом, только при соблюдении указанных выше двух условий военный пенсионер имеет право на выплату ему страховой части трудовой пенсии. Средний расчетный размер страховой части трудовой пенсии исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за период 2002 - 2007 гг. (пятилетний страховой период), составит порядка 850 - 900 руб. в месяц. Однако при нынешней дороговизне и инфляции важна любая прибавка к бюджету военного пенсионера. Немаловажен и сам факт того, что теперь страховые отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации будут возвращаться к работающим военным пенсионерам, а не растворяться в недрах пенсионного ведомства <3>. -------------------------------- <3> Мохов В. Отчисляете? Получите страховую часть пенсии! // Красная звезда. 2008. 28 марта.
Начисление страховой части трудовой пенсии не будет происходить автоматически. Военный пенсионер, имеющий право на страховую часть трудовой пенсии, для ее начисления должен обратиться в отделение Пенсионного фонда по месту жительства с заявлением о назначении ему страховой части трудовой пенсии. Заявление в письменной форме подается при личном обращении (или через законного представителя) в отделение Пенсионного фонда по месту жительства. Допускается направление заявления и необходимых документов по почте. Если военный пенсионер не может обратиться с таким заявлением лично, он вправе уполномочить на то лицо, указанное в нотариально заверенной доверенности. Допускается заверение доверенности главным врачом медицинского учреждения, где военный пенсионер проходит лечение. К заявлению целесообразно приложить копию страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, копию документа, удостоверяющего личность пенсионера, а также копию трудовой книжки. В случае смерти военного пенсионера, получавшего пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и обратившегося до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ за назначением ему страховой части трудовой пенсии по старости, не установленной ему своевременно в связи с отсутствием правового механизма, регулирующего ее установление, причитающиеся ему суммы страховой части трудовой пенсии по старости выплачиваются членам его семьи, которые проживали совместно с пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами страховой части трудовой пенсии по старости последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ. При обращении нескольких членов семьи за указанными суммами причитающиеся им суммы страховой части трудовой пенсии по старости распределяются между ними в равных долях. Однако не все члены семьи умершего военного пенсионера могут рассчитывать на выплату им неполученных сумм страховой части трудовой пенсии по старости. Закон предоставляет такого рода право только нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, их перечень указан в п. 2 ст. 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Это несовершеннолетние дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, а также лица, осуществляющие уход за ними. Также такое право имеют нетрудоспособные лица из числа родственников, имеющих безусловное право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. Это родители и супруга (супруг) умершего кормильца, достигшие общеустановленного пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) либо являющиеся инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. Действие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", помимо военнослужащих, распространяется на работников прокуратуры, сотрудников МВД России, таможенной службы и федеральных государственных служащих. Так, только в Министерстве обороны Российской Федерации на пенсионном обеспечении состоят 1,2 млн. военных пенсионеров. С учетом же численности членов семей бывших военнослужащих от деятельности органов социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерации зависит материальное благополучие более 2,5 млн. граждан России. На МВД России возложено пенсионное обеспечение 671 тыс. пенсионеров (595 тыс. сотрудников МВД России, 53 тыс. военнослужащих внутренних войск, 37 тыс. сотрудников ГПС МЧС и 13 тыс. бывших налоговых полицейских, 76 тыс. членов их семей) <4>. -------------------------------- <4> Материалы парламентских слушаний "Состояние и пути совершенствования системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (службу), и членов их семей". М., 2007. 7 июня.
Необходимо признать, что в силу незначительного размера военных пенсий каждый третий военный пенсионер после увольнения с военной службы вынужден продолжать трудовую деятельность. Однако под действие Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ подпадает только 480 тыс. военных пенсионеров (те, кто достигли пенсионного возраста по старости и имеют пятилетний страховой стаж). Из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на выплаты военным пенсионерам в 2008 г. будет дополнительно направлено порядка 5,3 млрд. руб. Очевидно, что, предоставив работающим военным пенсионерам право получать страховую часть трудовой пенсии по старости, государство создает определенные стимулы для удержания их на рынке труда. Однако необходимо понимать и то, что желание военных пенсионеров работать - это вынужденная необходимость, вызванная высокой стоимостью жизни и невысоким размером военных пенсий. В этой связи правом, которое закреплено изменениями в военно-пенсионном законодательстве, военные пенсионеры, очевидно, будут пользоваться лишь до тех пор, пока размеры их пенсий не достигнут величины реального прожиточного минимума, обеспечивающего достойный уровень их жизни. По данным социологических опросов, после этого до 70% работающих военных пенсионеров будут готовы полностью прекратить трудовую деятельность <5>. -------------------------------- <5> Федотов А. И. Совершенствование системы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. М., 2006.
По экспертным оценкам, в настоящее время фактический возраст выхода на пенсию военнослужащих в среднем составляет 44,4 года, а выход на пенсию по инвалидности вследствие военной травмы - 42,4 года. В целом же средний возраст назначения пенсий в современной России составляет 54,5 лет <6>. Таким образом, фактический средний возраст выхода на пенсию военнослужащих наступает на 10 и более лет раньше, чем у большинства россиян. Возникает вопрос о справедливости установления достаточно высокого возрастного ценза для получения работающими военными пенсионерами права на выплату страховой части трудовой пенсии (60 лет для мужчин и 55 лет - для женщин). В этой связи думается, что отечественное военно-пенсионное законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании. -------------------------------- <6> Малеева Т. М., Синявская О. В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы: Аналитический доклад / Независимый институт социальной политики. М., 2005. С. 36.
Тем не менее с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" значительная часть военных пенсионеров получили право к пенсии за выслугу лет (или пенсии по инвалидности) прибавить также и страховую часть трудовой пенсии по старости, что является важной победой военных пенсионеров в борьбе за свои социальные права.
Название документа