Прокурорский надзор в сфере исполнения органами местного самоуправления законодательства в области физической культуры и спорта

(Стрельников В. В.) ("Спорт: экономика, право, управление", 2010, N 4) Текст документа

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В. В. СТРЕЛЬНИКОВ

Стрельников В. В., кандидат юридических наук, г. Саратов.

Целью функционирования прокуратуры Российской Федерации как централизованной и самостоятельной системы органов является обеспечение правового порядка в стране. Ее организационная и функционально-процессуальная деятельность активно способствовала сохранению в России единого правового пространства. Именно прокуратура во всех отраслях надзорной деятельности внесла достойный вклад в решение важнейшей задачи - защиты прав и законных интересов человека и гражданина, общества и государства. Сегодня местное самоуправление поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям. Акцентируя внимание на этой особенности местного самоуправления, в Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации подчеркивается, что местное самоуправление следует рассматривать в качестве одной из фундаментальных основ российской системы народовластия <1>. При этом в период реформирования системы местного самоуправления особый интерес вызывает деятельность органов местного самоуправления по осуществлению управления физической культурой и спортом. -------------------------------- <1> См.: Указ Президента РФ от 15 октября 1999 г. N 1370 "Об утверждении Основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5011.

Переход к современным методам управления, принятие комплекса законодательных актов открыли широкие возможности для появления и развития новых разнообразных форм физкультурно-спортивной деятельности на местном уровне, которые способствуют удовлетворению многообразных потребностей населения в занятиях физической культурой. Вместе с этим несовершенство действующих правовых актов, неурегулированность многих вопросов, связанных с финансированием оздоровительной деятельности в муниципальных образованиях, рост правонарушений в социальной сфере, обусловленный нынешним финансовым и экономическим кризисом, снижение уровня жизни населения свидетельствуют об актуальности прокурорского надзора за исполнением органами местного самоуправления законодательства в сфере физической культуры и спорта. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" <2> в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. -------------------------------- <2> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 8. Ст. 366.

Таким образом, надзорная деятельность органов прокуратуры, связанная с выявлением и пресечением правонарушений в указанной сфере, полностью вписывается в установленные законом рамки общего надзора. Значение физической культуры и спорта в современном Российском государстве основано на признании безусловной важности физкультурно-спортивной деятельности для общества. Необходимость привлечения всей совокупности средств и методов физической культуры и спорта объясняется насущной потребностью укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения. Данная деятельность имеет большое значение для муниципальных образований, их развития, противодействия алкоголизации населения, в борьбе с наркоманией и т. д. В связи с этим прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере физической культуры и спорта является сложным и многогранным правовым явлением, поскольку охватывает на уровне муниципалитетов большое количество учреждений и организаций и соприкасается с различными сферами общественной жизни и иными отраслями прокурорского надзора, стоящими на страже законных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с этим, несмотря на важность и актуальность этого направления в деятельности прокуратуры, в приказах Генерального прокурора РФ отсутствуют непосредственные нормы, регламентирующие порядок и особенности его осуществления, отвечающая современным реалиям методика надзора за исполнением законов в данной сфере не разработана. Подобное не способствует единой и целенаправленной надзорной деятельности за исполнением законодательства в области физической культуры и спорта. Продолжая далее наше исследование, остановимся на особенностях этого вида надзора. Из смысла Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <3> усматривается, что одной из обязанностей системы органов, осуществляющих профилактику детской и подростковой безнадзорности и правонарушений, является привлечение несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям физической культурой в спортивных секциях, клубах. Согласно ст. 24 указанного Закона органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебно-воспитательным учреждениям и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации спортивной и культурно-воспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3177.

Как известно, большинство органов, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, образовательные учреждения и органы муниципального управления образованием и здравоохранением), подчинено муниципалитетам. Таким образом, прокурорский надзор в этом направлении должен акцентироваться прежде всего на том, как органы местного самоуправления организуют деятельность по привлечению несовершеннолетних, склонных к бродяжничеству и правонарушениям, к занятиям физической культурой и спортом. Прокурора должно интересовать, как комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав координируют деятельность органов системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних по привлечению подростков к занятиям спортом, какие программы принимаются органами МСУ в данной области и как они реализуются. Объектом прокурорского надзора также является финансирование указанных в программах мероприятий, организация досуга детей в летний период. Кроме того, основы физического воспитания, формирования здорового образа жизни учащихся являются частью образовательных программ, которые реализуются в муниципальных образовательных учреждениях. В данном случае органы прокуратуры должны обращать внимание на организацию физического воспитания в школах и проверять исполнение требований Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.3.1186-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28 января 2003 г. N 2 <4>. Непосредственной задачей органов местного самоуправления является обеспечение образовательных учреждений спортивным инвентарем, осуществление текущего и капитального ремонта спортивных залов и сооружений, а также подбор высокопрофессиональных педагогов на должности тренеров и преподавателей физической культуры. Однако в настоящее время данные требования законодательства в отдельных случаях игнорируются органами МСУ, способствовать устранению нарушений законности в данной сфере во многом может оперативное принятие мер прокурорского реагирования. -------------------------------- <4> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 14.

Прокурорским надзором в сфере исполнения законодательства в области физической культуры и спорта также охватывается деятельность спортивных учреждений различных категорий, детско-юношеских спортивных школ, клубов, секций, спортивных сооружений, расположенных на территории муниципальных образований. В данном случае на первый план выходит соблюдение в них норм и правил санитарной, технической, экологической и пожарной безопасности. Кроме того, органы государственной власти и местного самоуправления обязаны обеспечить предоставление установленных законодательством социальных гарантий работникам указанных учреждений, а также лицам, занимающимся спортом на профессиональной основе. В соответствии со ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <5> к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов и городских округов относится обеспечение условий для развития на соответствующей территории физической культуры и массового спорта и организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий. Согласно ст. 9 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <6> к полномочиям органов местного самоуправления в данной области относятся: 1) определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта; 2) популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения; 3) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан; 4) утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований; 5) организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований; 6) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий; осуществление иных полномочий. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822. <6> СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.

Таким образом, органы местного самоуправления наделены достаточно широким кругом полномочий в сфере организации занятий физической культурой и спортом. При этом отмеченный выше перечень является открытым, что предоставляет органам МСУ возможность всесторонне реализовать конституционный принцип общедоступности спорта в Российской Федерации, проявлять инициативу в законодательном решении вопросов, имеющих отношение к физическому воспитанию молодежи. Прокурорский надзор призван обеспечить надлежащее и единообразное исполнение указанного законодательства всеми органами и должностными лицами МСУ, а также стимулировать законопослушное поведение и воздержание от противоправных действий.

Название документа Вопрос: Между банком и обществом заключен договор ипотеки в счет обеспечения кредитного договора. Банк, имея полный пакет документов для государственной регистрации договора, обратился с соответствующим заявлением в регистрационный орган. Правомерен ли отказ в регистрации на основании того, что государственную пошлину за регистрацию оплатило общество? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010) Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

Вопрос: Между банком и обществом заключен договор ипотеки в счет обеспечения кредитного договора. Банк, имея полный пакет документов для государственной регистрации договора, обратился с соответствующим заявлением в регистрационный орган. Правомерен ли отказ в регистрации на основании того, что государственную пошлину за регистрацию оплатило общество?

Ответ: Отказ в регистрации правомерен.

Обоснование: Государственная регистрация ипотеки, возникающей в силу договора об ипотеке, осуществляется на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя. Данная норма содержится в ст. 20 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается ими в равных долях (п. 2 ст. 333.18 НК РФ). Вместе с заявлением о государственной регистрации прав представляется документ об уплате государственной пошлины. На это указывает п. 4 ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). При этом в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если представленные документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства либо не представлены все необходимые документы. Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий (ст. 333.17 НК РФ). Пункт 1 ст. 45 НК РФ устанавливает обязанность налогоплательщика самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора). В судебной практике в настоящее время складывается подход, согласно которому исключение из общего правила п. 1 ст. 45 НК РФ сделано лишь для представителей юридического лица - во всех случаях, а также для учредителей обществ, не являющихся заявителями при их регистрации, - при оплате пошлины за их регистрацию. Эти лица также могут оплачивать государственную пошлину (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 29.05.2007 N 118 "Об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей", Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 24.12.2009 по делу N А03-8156/2009, ФАС Поволжского округа от 08.04.2010 по делу N А12-20382/2009, ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2007 по делу N А21-1115/2007, ФАС Уральского округа от 07.09.2010 N Ф09-7217/10-С6, от 17.03.2008 N Ф09-1546/08-С4). Таким образом, банк должен был самостоятельно (или через представителя) уплатить свою долю государственной пошлины за регистрацию договора ипотеки. Данный вывод подтверждается Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2008 по делу N А66-7658/2007. Следовательно, в рассматриваемой ситуации отказ в государственной регистрации правомерен.

Д. А.Ждан-Пушкина Исполнительный директор, НП "Общество страховых юристов" Подписано в печать 12.11.2010

Название документа