Деятельность прокурора по подготовке обвинительного заключения и направлению уголовного дела в суд

(Шичанин И. И.) ("Российский следователь", 2010, N 17) Текст документа

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРОРА ПО ПОДГОТОВКЕ ОБВИНИТЕЛЬНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ И НАПРАВЛЕНИЮ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В СУД <*>

И. И. ШИЧАНИН

Шичанин Игорь Игоревич, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, аспирант д/о, отдел уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства.

В статье рассматривается модель взаимодействия прокуроров и следователя, предусматривающая передачу полномочий по составлению обвинительного заключения по уголовному делу прокурору.

Ключевые слова: прокурор, обвинение, обвинительное заключение.

The article considers the model of cooperation of procurators and investigator providing for transfer of power related to preparation of indictment on criminal case to procurator.

Key words: procurator, accusation, indictment.

Составление обвинительного заключения и направление уголовного дела в суд - действия, которыми оканчивается успешное расследование уголовного дела в форме следствия. В обвинительном заключении формулируется окончательное обвинение, и правильное его составление очень важно, так как обвинение в ходе судебного заседания будет соблюдать рамки данного документа. Фактически данный документ является отчетом, кратким содержанием всего процесса расследования дела. Основную деятельность по составлению обвинительного заключения по действующему законодательству производит следователь, а прокурор лишь проверяет поступивший к нему материал и принимает решение о судьбе уголовного дела с обвинительным заключением. Возникает вопрос: насколько правильна такая процедура? Предполагается правильной позиция, в соответствии с которой именно прокурор должен осуществлять деятельность, связанную с обвинением лица в совершении уголовно наказуемого деяния, поскольку вся эта деятельность затрагивает права человека и гражданина, наиболее точно отражает статус органов прокуратуры и прокурора в обществе и государстве. Почему же создание обвинительного заключения не передали прокурору? Может, из-за высокой степени загруженности органов прокуратуры? Но и следственные органы имеют высокую загрузку, особенно ввиду того, что до прокурора доходит уголовное дело на завершенной стадии, т. е. с обвинительным заключением, а следователю еще приходится отсеивать некоторое количество материалов, проверки по которым не выявили преступных деяний, да и уголовных дел в производстве у следователей находится достаточно. А создание обвинительного заключения - трудоемкий и ответственный процесс, отнимающий немалое количество времени. Может, из-за того факта, что следователь, расследовавший уголовное дело, знаком с материалами этого дела существенно ближе? Данная позиция представляется неверной, поскольку прокурор в целях наиболее полного осуществления надзора за расследованием уголовного дела обязан так же хорошо знать материалы уголовных дел, как и следователь. Обратимся к предлагаемой модели взаимодействия прокурора и следователя. Прокурор, участвуя в расследовании уголовного дела с момента составления постановления о привлечении в качестве обвиняемого, выполняет обязанность по представлению государственных интересов в ракурсе соблюдения уголовного и уголовно-процессуального законодательства на досудебной стадии уголовного процесса, исследует материалы уголовного дела в достаточной степени для составления обвинительного заключения. К тому же с практической точки зрения чаще всего именно содержание постановления о привлечении в качестве обвиняемого ложится в основу обвинительного заключения, дополняясь необходимыми атрибутами последнего. При этом под прокурором здесь мы понимаем лицо, служащее в специальном отделе прокуратур всех уровней - отделе по вопросам следствия и государственному обвинению, создание которого является неотъемлемой составляющей предлагаемой концепции. То есть один и тот же прокурор ведет уголовное дело с момента составления постановления о привлечении в качестве обвиняемого до судебного разбирательства включительно. Это сотрудники, которые начинают работать с уголовным делом раньше, чем действующие прокуроры уголовно-судебных отделов, участвуют в расследовании уголовного дела и предлагают суду более аргументированную и подкрепленную позицию стороны обвинения, не задерживают работу органов прокуратуры и одновременно освобождают время для следователей. Рассмотрим подробнее порядок составления прокурором обвинительного заключения. По предлагаемой модели прокурор, получив от следователя информацию о завершении всех необходимых следственных действий, изучает материалы уголовного дела и выносит одно из следующих решений: - о готовности материалов уголовного дела для составления обвинительного заключения, т. е. об отсутствии необходимости производства дополнительного следствия или устранения технических ошибок, допущенных следователем; - о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия или устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; - о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для составления обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду. В случае если ошибки отсутствуют и дополнительное следствие не требуется, прокурор составляет обвинительное заключение в соответствии с теми же требованиями, которые в настоящее время предъявляет ст. 220 УПК РФ, и направляет уголовное дело в суд в соответствии со ст. 222 УПК РФ. Необходимо отметить, что полномочия по уведомлению лиц, указанных в ст. 215 УПК РФ, об окончании следственных действий, ознакомлению с материалами уголовного дела в соответствии со ст. ст. 216 - 218 УПК РФ, а также полномочия по разрешению ходатайств, предусмотренные ст. 219 УПК РФ, прокурору не передаются и выполняются следователем. Таким образом, вся деятельность по составлению обвинительного заключения и направлению уголовного дела в суд, не считая технической работы, необходимой для соблюдения порядка окончания предварительного следствия, будет выполняться прокурором. Возникает вопрос: не превратится ли подобная модель взаимодействия прокурора и следователя, ведущего расследование по уголовному делу, в недействующую, когда и постановление о привлечении в качестве обвиняемого, и обвинительное заключение по-прежнему составляется следователем, но под подпись прокурора? Представляется, что нет. Прокурор будет заинтересован в соблюдении порядка составления документов, в верном их содержании, кроме того, ему придется в последующем поддерживать обвинение по данному уголовному делу в суде и знакомиться с документами. Подготовленность прокурора может быть проверена вышестоящим прокурором на совещаниях, которые проводятся в органах прокуратуры, что будет и поддерживать в курсе вышестоящего прокурора, и не позволять прокурору несерьезно относиться к выполняемой работе. Даже если прокурор будет составлять рассматриваемые документы совместно со следователем, в этом не видится ничего отрицательного, поскольку это и дополнительное взаимодействие по расследованию уголовного дела и составлению обвинительных документов, и возможность для прокурора узнать те детали уголовного дела или особенности, присущие лицам, участвующим в уголовном деле, которые не получили отражения в материалах уголовного дела, но могут быть взяты им на заметку, использованы в ходе составления обвинительных документов или положены в будущем в качестве пункта, влияющего на курс обвинения в ходе судебного заседания. Рассмотрим подробнее предлагаемые изменения законодательства, необходимые для введения предлагаемой модели взаимодействия прокурора и следователя: 1. Часть 2 ст. 215 УПК РФ изложить в следующей редакции: "Следователь уведомляет об окончании следственных действий защитника, законного представителя обвиняемого, если они участвуют в уголовном деле, а также потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, прокурора". 2. Часть 5 ст. 215 УПК РФ изложить в следующей редакции: "Если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является для ознакомления с материалами уголовного дела без уважительных причин либо иным образом уклоняется от ознакомления, то следователь по истечении пяти суток со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников уголовного судопроизводства, указанных в части второй настоящей статьи, направляет материалы уголовного дела прокурору для составления обвинительного заключения". 3. Статью 220 УПК РФ признать утратившей силу. 4. Наименование гл. 31 УПК РФ изложить в следующей редакции: "Действия и решения прокурора по материалам уголовного дела, поступившим от следователя по окончании предварительного следствия". 5. Часть 1 ст. 221 УПК РФ изложить в следующей редакции: "Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений: 1) о составлении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд; 2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия или устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями; 3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для составления обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду". 6. Пункт 2 ч. 4 ст. 221 УПК РФ изложить в следующей редакции: "об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор дает указание нижестоящему прокурору на составление обвинительного заключения и направление уголовного дела в суд". 7. Ввести ст. 221.1 в УПК РФ и установить следующее ее содержание: "Статья 221.1. Обвинительное заключение 1. Обвинительное заключение составляется прокурором. 2. В обвинительном заключении прокурор указывает: 1) фамилии, имена и отчества обвиняемого или обвиняемых; 2) данные о личности каждого из них; 3) существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела; 4) формулировку предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за данное преступление; 5) перечень доказательств, подтверждающих обвинение; 6) перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты; 7) обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; 8) данные о потерпевшем, характере и размере вреда, причиненного ему преступлением; 9) данные о гражданском истце и гражданском ответчике. 3. Обвинительное заключение должно содержать ссылки на тома и листы уголовного дела. 4. Обвинительное заключение подписывается прокурором с указанием места и даты его составления. 5. К обвинительному заключению прилагается список подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны обвинения и защиты с указанием их места жительства и (или) места нахождения. 6. К обвинительному заключению также прилагается справка о сроках следствия, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев - о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны быть указаны соответствующие листы уголовного дела. 7. После подписания прокурором обвинительного заключения уголовное дело немедленно направляется в суд. В случаях, предусмотренных статьей 18 настоящего Кодекса, прокурор дает указание следователю на необходимость обеспечения перевода обвинительного заключения". 8. Часть 1 ст. 222 УПК РФ изложить в следующей редакции: "1. После составления обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд, о чем уведомляет обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) представителей и разъясняет им право заявлять ходатайство о проведении предварительного слушания в порядке, установленном главой 15 настоящего Кодекса". Как мы видим, процедура направления уголовного дела в суд прокурором в случае внесения предлагаемых поправок практически не претерпевает изменений. Необходимо отметить, что техническая документация, необходимая для суда (список подлежащих вызову в судебное заседание лиц со стороны обвинения и защиты, справка о сроках следствия, об избранных мерах пресечения, вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества и пр.), может составляться и следователем. Однако с учетом того, что материалы уголовного дела в момент составления обвинительного заключения будут находиться у прокурора, именно ему удобнее составить приложения к обвинительному заключению. Кроме того, может возникнуть потребность в возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, т. е. потребуется дальнейшее изменение указанной документации (в случае составления их следователем до передачи материалов уголовного дела прокурору для составления обвинительного заключения). Таким образом, по предлагаемой модели передачи важнейшей функции по обвинению лица в совершении преступления, выражающейся на досудебной стадии уголовного процесса в полномочиях по составлению постановления о привлечении в качестве обвиняемого, предъявлению обвинения и подготовке обвинительного заключения прокурору, мы видим "выравнивание" процессуальных взаимоотношений, когда каждый выполняет соответствующие его правовому статусу полномочия. Затрагивающие права человека и гражданина, упомянутые в Конституции РФ и развитые в отраслевом законодательстве полномочия по обвинению осуществляются прокурором, выступающим на соответствующем уровне. В случае осуществления следователем полномочий, олицетворяющих обвинение лица в совершении преступления, налицо казус, заключающийся в направленности действий следователя лишь на обвинение конкретного лица, а не на достижение истины по делу. Такое положение представляется неверным. Именно достижение истины по уголовному делу как цель - вот что должно быть точкой соприкосновения деятельности следователя, осуществляющего расследование, и прокурора, осуществляющего обвинение и надзор в ходе расследования. Предложения о внесении подобных изменений в литературе отсутствуют. В основном в случае исследования сходных вопросов упоминается усиление контроля прокурора за деятельностью следователя, однако предполагается, что предлагаемые изменения не являются кардинальными и будут в полной мере отвечать конституционным положениям. Вступление прокурора на более ранней стадии уголовного процесса - это и дополнительная гарантия соблюдения закона и прав участвующих лиц, и реальная проверка уголовных дел, и мера, выстраивающая обвинение в единую линию, отличную от линии расследования, что позволяет следователю быть беспристрастным при расследовании уголовного дела. Предлагаемая модель может помочь решить проблему расследования возросшего в последнее время количества уголовных дел. В случае создания отдела по следствию в органах прокуратуры этим будет заниматься не лично прокурор, а его заместитель и помощники, количество которых может быть и достаточно большим. В данном вопросе следует отметить, что рост количества уголовных дел в настоящее время сильно загружает в первую очередь следователей. Так почему бы не распределить эту нагрузку и на прокуроров в части составления обвинительных документов? Одновременно следует заметить, что и освобождение рабочего времени следователя выразится в качественном расследовании уголовных дел и соблюдении процессуальных сроков. При этом представляется, что такая цель, как достижение истины по уголовному делу, не просто оправдывает предлагаемые изменения, но и требует их, ведь за всеми материалами уголовных дел скрываются права и свободы человека и гражданина.

Название документа