Организационно-правовое регулирование деятельности прокуратуры Свердловской области в годы Великой Отечественной войны и послевоенное время

(Шобухин В. Ю.) ("История государства и права", 2010, N 18) Текст документа

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ <*>

В. Ю. ШОБУХИН

Шобухин Владимир Юрьевич, заместитель директора Института прокуратуры Уральской государственной юридической академии по научной работе, кандидат юридических наук, доцент.

Рассматривается деятельность прокуратуры Свердловской области в период Великой Отечественной войны и послевоенное время. Прослеживаются преобразования в статусе и структуре прокуратуры Свердловской области.

Ключевые слова: Свердловская область, статус прокуратуры, военное положение, мобилизация.

The author considers activity of procurator's office of Sverdlovsk region during the period of the Great Patriotic War and postwar time, follows reforms in the status and structure of the procurator's office of Sverdlovsk region.

Key words: Sverdlovsk region, status of procurator's office, military situation, mobilization.

Период Великой Отечественной войны и послевоенного времени явился важным этапом в деятельности прокуратуры Свердловской области. В числе первых решений, принятых руководством областной прокуратуры в условиях начавшейся войны, следует отметить Приказ прокурора Свердловской области В. И. Сидоркина от 23 июня 1941 г. N 164 об отзыве из отпусков и отмене отпусков прокуроров, помощников прокуроров и следователей, изданный ввиду объявленной Президиумом Верховного Совета СССР мобилизацией. Уже на следующий день ряд прокурорских работников были освобождены от работы в прокуратуре Свердловской области в связи с уходом в ряды Красной армии. Такие приказы в последующем издавались облпрокурором практически каждый день. Работники прокуратуры, находившиеся на юридических курсах, были немедленно отозваны на работу. В соответствии с Постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР "О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной и противохимической обороне" в аппарате облпрокуратуры от 7 июля 1941 г. была организована учеба по противовоздушной и противохимической обороне (ПВХО) 1-й степени, обязательная для всех работников, за исключением тех, кто имел удостоверения о сдаче норм ПВХО 1-й степени при условии их предъявления. Была образована группа самозащиты ПВО во главе с облпрокурором, которая включала в себя шесть звеньев: связи, охраны ревпорядка, химическое, медицинско-санитарное, пожарное, саперно-восстановительное. Приказом прокурора Свердловской области от 16 сентября 1941 г. N 264 в отделах центрального аппарата облпрокуратуры устанавливались следующие штаты: прокурор области, 2 его заместителя, старший референт, инспектор по статистике, секретарь-стенографист; отдел кадров: пом. облпрокурора - начальник отдела, инспектор; отдел по спецделам: начальник отдела - зам. облпрокурора, 6 прокуроров отдела, секретарь, секретарь-машинистка; следственный отдел: пом. облпрокурора - начальник отдела, 3 прокурора, 3 ст. следователя; уголовно-судебный отдел: пом. облпрокурора - начальник отдела, 4 прокурора, секретарь; гражданско-судебный отдел: пом. облпрокурора - начальник отдела, прокурор, секретарь; отдел общего надзора: пом. облпрокурора - начальник отдела, прокурор, секретарь; отдел по надзору за МЗ: пом. облпрокурора - начальник отдела, прокурор; отдел по надзору за милицией: пом. облпрокурора - начальник отдела, 2 прокурора; особый сектор: начальник сектора, секретарь, секретарь-машинистка, ротаторщик; административно-хозяйственный отдел: начальник отдела, бухгалтерия (главный бухгалтер, бухгалтер-ревизор, бухгалтер-кассир), общая канцелярия (начальник канцелярии, 3 секретаря, 2 машинистки, экспедитор, архивариус, курьер), хозяйственная часть (завхоз-комендант, сторожа, истопник, 2 уборщицы, 2 шофера). Военное положение в стране отразилось и на порядке дежурств прокуроров при областной прокуратуре. Помощники облпрокурора дежурили ежедневно с 17 часов 30 минут до 9 часов (с 27.01.1942 начальники отделов и прокуроры отделов облпрокуратуры дежурили с 17 часов 30 минут до 1 часа ночи), райпрокуроры по г. Свердловску - каждое воскресенье с 9 часов до 18 часов, народные и старшие следователи - ежедневно с 17 часов 30 минут до 9 часов, а по воскресеньям - с 9 часов до 18 часов и с 18 часов до 9 часов следующего дня. Дежурный прокурор и следователь были обязаны находиться в приемной комнате прокурора области, и отвечать здесь на вызовы по телефону могли только они. При этом в ходе дежурства прокурор не только ожидал сведений о происшествиях, но и был обязан сам связываться с дежурным по областному управлению милиции, УНКВД, райпрокурорами и другими органами. О всех происшествиях делалась запись в книге дежурного, и по общему правилу в период с 9 часов до 9 часов 30 минут по окончании дежурства докладывалось областному прокурору или его заместителю, а при особо важных происшествиях - немедленно. Дежурства прокуроров и следователей рассматривались как ответственная служебная обязанность. Нарушение порядка дежурства (неявка, опоздание, преждевременный уход) расценивалось в качестве нарушения государственной служебной дисциплины и влекло серьезные виды ответственности. В период 1942 - 1943 гг. на базе Свердловского юридического института и прокуратуры Свердловской области в целях профессиональной подготовки и повышения квалификации работников прокуратуры регулярно организовывались межобластные трехмесячные юридические курсы. 14 октября 1943 г. во исполнение Приказа прокурора Союза ССР от 22 сентября 1943 г. N 908 "О проведении аттестования прокурорско-следственных работников органов прокуратуры Союза ССР" и аналогичного Приказа прокурора РСФСР от 5 октября 1943 г. N 58 при прокуроре Свердловской области была образована аттестационная комиссия во главе с заместителем прокурора области. В ее состав также вошли старший помощник облпрокурора - начальник отдела кадров и помощник облпрокурора по спецделам. В заседаниях аттестационной комиссии принимали участие начальники оперативных отделов, которые выражали свою позицию по кандидатурам, представленным на присвоение классного чина. В 1944 г. решением штатной комиссии при СНК Союза ССР для прокуратуры Свердловской области была увеличена штатная численность прокуроров следственного отдела на 3 единицы, а народных следователей сначала на 32, а затем еще на 6 единиц. В соответствии с Приказом прокурора Союза ССР от 23 июня 1944 г. о мероприятиях по повышению деловой квалификации работников прокуратуры прокурор Свердловской области Ф. Кудрин 21 июля 1944 г. издал Приказ N 143 об организации при облпрокуратуре кружка по изучению русского языка, который уже с 1 августа начал свое функционирование. Первыми его слушателями явились начальники отделов облпрокуратуры, помощники областного прокурора по спецделам, прокуроры отделов, старшие следователи - по списку 13 человек. Посещение занятий было обязательным. Контроль за этим осуществлял начальник отдела кадров, который сам входил в число слушателей кружка. 1945 г. деятельность прокуратуры Свердловской области отличается большим вниманием к профессиональной подготовке прокурорских работников и ее повышению, частыми кадровыми перестановками и множеством увольнений работников по дискредитирующим их обстоятельствам (выход на работу в нетрезвом состоянии, участие в драках и др.). В облпрокуратуре были организованы обязательные занятия с оперативным составом работников, направленные на повышение их квалификации. Занятия проводились по специальной программе, разработанной отделом подготовки кадров прокуратуры СССР, по каждому отделу раздельно с 20 до 22 часов один раз в неделю (по понедельникам). Проведение занятий возлагалось на заместителей прокурора области и соответствующих начальников отделов, которые систематически проверяли успеваемость слушателей, вели журналы их успеваемости с указанием по пятибалльной системе оценок. Регулярность занятий и их посещение находились на постоянном контроле у начальника отдела кадров. По окончании изучения отдельных разделов программы слушатели сдавали специальной комиссии экзамен по пройденной программе, и на каждого из них составлялась характеристика с указанием степени его подготовленности. Продолжал распространение опыт организации трехмесячных межобластных юридических курсов при взаимодействии с юридическим институтом и юридической школой. В 1948 г. в целях упорядочения дел контроля исполнения в аппарате облпрокуратуры прокурор области Н. Яцковский определил порядок приема и регистрации жалоб особого контроля, приказов, заданий вышестоящих органов прокуратуры. Жалобы особого контроля, к числу которых относились жалобы, поступающие из ЦК ВКП(б), КПК при ЦК ВКП(б), Обкома ВКП(б), Совета министров Союза ССР и союзных республик, Министерства Госконтроля, от депутатов Верховных Советов СССР и союзных республик, Облисполкома военнослужащих и членов их семей, а также жалобы, в которых сообщается об особо серьезных нарушениях закона, отбирались специально назначенным прокурором отдела общего надзора, который в этих целях участвовал при вскрытии пакетов поступающей в облпрокуратуру почты. Отобранные жалобы регистрировались в день поступления в общей канцелярии и передавались старшему референту для доклада областному прокурору или его заместителю. По результатам рассмотрения данные жалобы регистрировались старшим референтом на 2 карточках учета жалоб особого контроля, и с одним экземпляром карточки вручались исполнителю под расписку на втором экземпляре, который передавался прокурору по контролю. Иные жалобы после их регистрации начальник канцелярии направлял начальникам отделов по принадлежности. В сфере учета поступающих приказов, заданий и запросов вышестоящих органов прокуратуры областной прокурор вменил в обязанности начальника канцелярии регистрировать в день поступления всю поступающую от вышестоящих органов прокуратуры на имя облпрокурора почту и сдавать ее старшему референту для доклада прокурору области или его заместителю. После установления ответственных лиц за проведение работы по исполнению приказов, заданий и запросов, по которым установлен контроль, заводились контрольные карточки в 2 экземплярах, один из которых передавался вместе с поручением исполнителю под расписку на втором экземпляре карточки, который представлялся прокурору по контролю для осуществления контроля за исполнением. Секретные приказы вышестоящих органов прокуратуры регистрировались в особом секторе, а несекретные - у старшего референта. Жалобы особого контроля, приказы, задания, исполнение которых бралось на особый контроль, хранились до их окончательного исполнения лично у начальников отделов. На данных документах проставлялся штамп "Особый контроль". Выпускники юридического института, принимаемые на службу в прокуратуру, назначались на должности стажера помощника прокурора, стажера нарследователя. В целях улучшения состояния трудовой дисциплины в январе 1949 г. в аппарате областной прокуратуры был заведен журнал учета явки на работу и ухода с работы. В данном журнале были обязаны расписываться все оперативные работники (за исключением начальников отделов) при их явке на работу и уходе с работы с указанием конкретного времени. Помимо этого, в каждом отделе были заведены журналы уходов с целью фиксации времени ухода и времени прихода, а также учреждения или организации, куда отбывал работник в рабочее время по служебным поручениям. В случае неявки работника на работу по болезни или иной уважительной причине он обязан был в тот же день поставить об этом в известность старшего референта. Приходилось работникам прокуратуры осуществлять деятельность, не присущую функциям прокуратуры, в частности оказывать помощь колхозам в уборке урожая. В числе основных проблем в работе прокуратуры Свердловской области в конце 1940-х годов выделялись: 1. Неукомплектованность районных и городских прокуратур кадрами, низкая организация повышения деловой и профессиональной ("политической") квалификации прокуроров и следователей, высокая текучесть кадров. 2. Недостаточное руководство подчиненными прокуратурами, особенно по линии деятельности следственного и уголовно-судебного отделов. Практикуемые в то время выезды зональных прокуроров на 2 - 3 дня в районы не были эффективны. Выезды прокуроров уголовно-судебного отдела в большинстве случаев сорваны. 3. Несогласованность действий отделов облпрокуратуры, в силу которой достаточно часто по одному вопросу возникали противоречия при даче указаний нижестоящим прокурорам. 4. Чрезмерная дача указаний (вопреки возможностям исполнения) райгорпрокурорам, и, как следствие, снижение качества и эффективности работы последних. 5. В системе руководства нижестоящими прокуратурами, особенно периферийными, часто упускались такие важнейшие функции прокуратуры, как организация борьбы с преступностью, гражданско-судебный надзор. 6. В отделах облпрокуратуры допускалось бюрократическое затягивание разрешения запросов райгорпрокуроров (выполнение отдельных требований, рассмотрение материалов и дел и т. д.). 7. Исходящие из отделов директивы, документы и указания по конкретным делам в ряде случаев были недостаточно содержательны, а иногда юридически необоснованны. 8. Ряд зональных прокуроров не чувствовали должной ответственности за свой участок работы, не предъявляли должные требования к прокурорам и следователям в районах, к выполнению своих полномочий относились формально.

Название документа Вопрос: Могут ли органы прокуратуры требовать от кредитных организаций информацию, составляющую банковскую тайну? ("Законодательство и экономика", 2010, N 8) Текст документа

Вопрос: Могут ли органы прокуратуры требовать от кредитных организаций информацию, составляющую банковскую тайну? Б. А.Шлыков, г. Кострома

Ответ: Согласно статье 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 28 ноября 2009 г.) прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. На основании пункта 2 ст. 1 и пункта 1 ст. 21 названного Закона прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В пункте 2 ст. 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц коммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Как правило, прокуроры запрашивают у банков информацию об исполнении платежных поручений клиентов банка, о соблюдении очередности списания денежных средств с их счетов, требуя при этом документального подтверждения данных сведений. Однако предоставление указанной информации банками является существенным нарушением прав клиента и основных положений законодательства о банковской тайне. Так, пункт 1 ст. 857 части второй Гражданского кодекса РФ (в ред. от 17 июля 2009 г.) содержит перечень сведений, составляющих банковскую тайну. Банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Все служащие кредитной организации обязаны сохранять в тайне информацию об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону (ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности"). Российское законодательство предусматривает ответственность должностных лиц и работников Центрального банка РФ (Банка России), коммерческих банков и иных организаций за разглашение банковской тайны. Следует отметить нормы, содержащиеся в статье 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности", пункте 3 ст. 857 ГК РФ и пункте 2 ст. 183 Уголовного кодекса РФ. Кроме того, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков. В связи с этим Генеральная прокуратура РФ в письме от 12 марта 2010 г. N 73/1-380-2010 указала на недопустимость истребования от кредитных организаций информации, составляющей банковскую тайну, а также на необходимость исключения из практики случаев истребования излишних материалов, документов и сведений, которые должны быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверок. Одновременно пункт 2 ст. 21 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" содержит положение о том, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. При этом, как указано в статье 26 Закона "О банках и банковской деятельности", ряд уполномоченных органов имеют доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, в пределах, необходимых для контроля за выполнением банками установленных обязанностей. Например, банки могут выдавать справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей как Пенсионному фонду РФ, так и Фонду социального страхования РФ. Это следует из статьи 29 Федерального закона от 29 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (в ред. от 25 ноября 2009 г.). Несмотря на отсутствие соответствующей нормы в НК РФ, указанные справки (на основании статьи 26 Закона "О банках и банковской деятельности") могут получать и налоговые органы.

Э. Э.Рафибеков Владелец компании ООО "Русская финансовая группа", член Международной общественной организации "Гильдия финансистов"

Название документа