Взаимодействие - залог успеха в защите прав граждан

(Поневежский В. А., Басманов Н. А.)

("Законность", 2010, N 8)

Текст документа

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ - ЗАЛОГ УСПЕХА В ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН

В. А. ПОНЕВЕЖСКИЙ, Н. А. БАСМАНОВ

Поневежский Владимир Александрович, прокурор Республики Коми, государственный советник юстиции 3 класса, почетный работник прокуратуры Российской Федерации.

Басманов Николай Алексеевич, руководитель следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Коми, почетный работник прокуратуры Российской Федерации.

Авторы статьи делятся позитивным опытом совместной защиты трудовых прав граждан прокуратурой Республики Коми и следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Коми.

Ключевые слова: трудовые права, надзор, заработная плата, задолженность.

Cooperation is a passport to success in the protection of human rights

V. A. Ponevezhsky, N. A. Basmanov

The authors share their positive experience of joint protection of labor rights of citizens by the Public Prosecutor's Office of the Republic of Komi and the Investigative Department of the Investigative Committee under the Public Prosecution Service of the Russian Federation for the Republic of Komi.

Key words: Labour rights, supervision, salary, debt.

В условиях продолжающегося в Российской Федерации экономического кризиса большое значение приобретает защита трудовых прав граждан для недопущения обострения социальной напряженности в обществе.

В Республике Коми в первой половине 2009 г. существенно ухудшилась ситуация со своевременной выплатой заработной платы. Наибольший размер задолженности был зафиксирован на 1 августа 2009 г. и составил 37,7 млн. руб., что в 14,5 раза превышало задолженность по состоянию на 1 января 2009 г.

Органы прокуратуры республики совместно со следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Коми приняли дополнительные меры по обеспечению надзора за неукоснительным соблюдением трудовых прав граждан.

На постоянной основе обеспечено взаимодействие и обмен информацией о задолженности по оплате труда на предприятиях и в организациях с Аппаратом Главного федерального инспектора в Республике Коми, территориальными органами Федеральной службы государственной статистики, Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы судебных приставов, Управлением федеральной налоговой службы России по Республике Коми, а также органами исполнительной власти республики, местного самоуправления, профсоюзами, Уполномоченным по правам человека в Республике Коми.

Только ежедневный мониторинг складывающейся ситуации с выплатой заработной платы позволил принять своевременные и эффективные меры по восстановлению нарушенных прав граждан.

Управление по надзору за исполнением федерального законодательства ежедневно представляло прокурору республики информацию о динамике задолженности, а также сведения о принятых актах прокурорского реагирования. Каждое предприятие находилось на особом контроле.

С целью усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства, регулирующего вопросы выплаты заработной платы и занятости населения, оперативного и своевременного реагирования на факты нарушений закона в условиях нестабильной ситуации в социальной и экономической сферах распоряжением прокурора республики от 13 февраля 2009 г. создана мобильная группа по проверке исполнения законодательства об оплате труда и занятости населения, состоящая из опытных работников центрального аппарата и прокуратур городов и районов.

В сентябре 2009 г. состояние законности и прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда рассмотрено на заседании коллегии прокуратуры Республики Коми, где дана принципиальная оценка деятельности органов прокуратуры республики по осуществлению надзора в указанном направлении. По результатам коллегии приняты дополнительные меры организационного характера.

Решением коллегии предусмотрено ведение "контрольных дел" на каждое предприятие, имеющее задолженность по заработной плате, в котором необходимо фиксировать данные о виде их деятельности, экономическом состоянии, количестве работников, размере, периоде и причинах образования задолженности, назначенной процедуре банкротства, совокупном объеме поступивших денежных средств, произведенных выплатах по заработной плате, сведения о кредиторской и дебиторской задолженности. Ведение "контрольных дел" позволило своевременно устанавливать все причины невыплаты заработной платы, в том числе и принимаемые предприятиями меры по ликвидации дебиторской задолженности.

Прокуроры также нацелены на принятие комплексных мер по выявлению дебиторской задолженности на предприятиях, имеющих задолженность по заработной плате, активизации их претензионно-исковой работы, направленной на взыскание дебиторской задолженности.

Во исполнение решения коллегии прокуратурой республики прокурорам городов и районов направлено информационное письмо о необходимости усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об оплате труда, утвержден план неотложных мероприятий по усилению надзора.

В результате оперативно принятых органами прокуратуры республики, органами власти, контролирующими и правоохранительными органами мер удалось добиться полного погашения задолженности перед работниками некоторых предприятий, а также не допустить образования задолженности на крупных предприятиях республики.

Одной из действенных форм влияния на нерадивых руководителей стало заслушивание на заседаниях рабочих групп руководителей предприятий-должников, выяснение причин невыплаты заработной платы, перспектив погашения задолженности, разъяснение требований действующего законодательства, ответственности за допущенные нарушения.

Непосредственно на заседаниях рабочей группы руководством прокуратуры республики предостережены о недопустимости нарушений законодательства об оплате труда руководители ООО "Сыктывдинский", ООО "Ресурс", Сыктывкарского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет экономики, статистики и информатики", ООО "Завод ДВП", ЗАО "Жешартский фанерный комбинат".

В течение полугода с февраля по август 2009 г. несвоевременно выплачивалась заработная плата 2,5 тыс. работников ЗАО "Жешартский фанерный комбинат", которое является системообразующим предприятием республики.

Прокурор Усть-Вымского района принял меры прокурорского реагирования (генеральный директор неоднократно предостерегался о недопустимости нарушений закона, руководитель и юридическое лицо привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП за невыплату заработной платы, а также за непредоставление сведений в органы статистики о задолженности по зарплате по ст. 13.19 КоАП, внесены представления об устранении нарушений закона).

Несмотря на принятые меры, задолженность сохранялась.

В августе 2009 г. прокурор республики на заседании рабочей группы объявил предостережение директору комбината о недопустимости нарушения законодательства об оплате труда.

После объявления предостережения начисленная заработная плата была выплачена в установленные сроки, а также полностью погашена задолженность по оплате труда за предыдущие периоды на общую сумму более 20 млн. руб.

Погашена задолженность и на других предприятиях, руководители которых выступали на заседаниях рабочей группы.

В 2009 г. органы прокуратуры с целью предупреждения нарушений в сфере оплаты труда, а также устранения нарушений закона провели 1250 проверок работодателей, в ходе которых выявлено очень много нарушений закона. По результатам проверок внесено 209 предостережений руководителям предприятий-должников.

С целью восстановления нарушенных прав работников на своевременную и в полном размере выплату заработной платы органы прокуратуры республики внесли 488 представлений, по которым к дисциплинарной ответственности привлечено 243 человека.

Прокуроры активно применяют в отношении виновных должностных лиц меры административно-правового характера.

За 2009 г. по постановлениям прокуроров привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП 347 должностных лиц.

В порядке ст. 45 ГПК прокуроры в отчетном периоде в интересах работников направили в суды 1807 заявлений о взыскании заработной платы на сумму более 59,7 млн. руб.

Эффективное средство борьбы с нарушениями в сфере оплаты труда - применение дисквалификации руководителей, т. е. лишение их права занимать руководящие должности, а также возбуждение уголовных дел.

В 2009 г. по постановлениям прокуроров городов и районов республики дисквалификации подвергнуто 12 руководителей, не сделавших должных выводов после привлечения к административной ответственности за невыплату заработной платы и вновь допустивших те же нарушения.

По итогам работы за первое полугодие 2009 г. прокуратура республики совместно со следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Коми проанализировала работу в сфере рассмотрения сообщений о преступлениях по фактам невыплаты заработной платы за первое полугодие 2009 г.

Всего в первом полугодии следователи следственного управления приняли 50 решений по сообщениям о преступлениях по фактам невыплаты заработной платы, из них в 9 случаях - по постановлениям прокуроров, направленным в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК. По результатам рассмотрения вынесено 49 постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и возбуждено только 1 дело.

Таким образом, проведенный анализ свидетельствовал о том, что по подавляющему большинству рассмотренных сообщений о преступлениях этой категории принимались решения об отказе в возбуждении уголовного дела, при этом во многих случаях состава преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК, заведомо не было, поскольку проверки проводились при отсутствии трудовых отношений либо по фактам, когда задолженность по заработной плате не превышала двух месяцев подряд.

Изложенные факты влекли необоснованное повышение нагрузки на следователей следственного управления.

Прокуратура республики незамедлительно направила в адрес прокуроров городов и районов информационное письмо о повышении качества и полноты проведенных проверок, обоснованном вынесении постановлений в порядке ст. 37 УПК. От прокуроров потребовали устанавливать законность расходования всех денежных средств, поступивших на предприятия.

Мобильной группой прокуратуры республики проведены проверки предприятий, имеющих задолженность по заработной плате.

В ходе проверки установлено, что в ООО "Завод ДВП" на выплату зарплаты расходовалось менее 4% поступивших на предприятие денежных средств. Большую часть денежных средств руководство предприятия направляло аффилированным лицам.

По результатам проверки в следственное управление в порядке ст. 37 УПК направлен материал в отношении генерального директора ООО "Завод ДВП" по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 145.1 УК, возбуждено уголовное дело.

Также на основании постановления заместителя прокурора республики возбуждено уголовное дело в отношении директора ООО "Ресурс" по ч. 1 ст. 145.1 УК.

В ходе общенадзорной проверки установлено, что руководитель ООО "Ресурс" при наличии необходимого количества денежных средств в нарушение требований ст. 136 Трудового кодекса РФ не производил выплату заработной платы работникам предприятия. Преследуя личную заинтересованность, директор поступающие денежные средства направлял на осуществление расчетов с организациями, входящими в группу аффилированных с ООО "Ресурс" лиц.

В результате прокурорского вмешательства задолженность по оплате труда работников ООО "Ресурс" погашена в полном объеме в октябре 2009 г.

В ноябре 2009 г. вопросы повышения качества взаимодействия правоохранительных органов республики были предметом рассмотрения на межведомственном совещании руководителей правоохранительных органов. По результатам совещания приняты решения по обеспечению согласованности действий правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями в сфере невыплаты заработной платы.

Так, прокуратуре Республики Коми предписано усилить надзор за деятельностью контролирующих органов, службы судебных приставов, регулярно проверять состояние законности в деятельности указанных органов, оценивать эффективность их работы. Мерами прокурорского реагирования добиваться фактического устранения выявленных нарушений и реального восстановления нарушенных прав. Предписано реализовать комплекс мер, направленных на предупреждение нарушений трудового законодательства, повышение эффективности мер прокурорского реагирования. Активно применять меры административно-правового воздействия в виде дисквалификации в отношении руководителей, виновных в повторном нарушении прав работников на выплату заработной платы, использовать предоставленные полномочия по обращению в суды с заявлениями о защите прав граждан в сфере оплаты труда. При организации надзора акцентировать усилия на соблюдении трудовых прав граждан руководителями предприятий и организаций, на которых планируется высвобождение значительного числа работников, допускаются нарушения прав граждан на своевременную выплату заработной платы, а также на системообразующих (градообразующих) предприятиях. Инициировать по каждому факту невыплаты заработной платы иски (заявления) в порядке ст. 45 ГПК о взыскании задолженности по заработной плате, добиваться фактического устранения нарушений закона, реального восстановления нарушенных прав. Принимать исчерпывающие меры к реальному исполнению судебных актов, в том числе вынесенных по заявлениям работников.

Следственному управлению и надзирающим прокурорам указано на необходимость обеспечить контроль за ходом и результатами процессуальных проверок по каждому материалу о невыплате заработной платы свыше двух месяцев, предписано обеспечить контроль за расследованием уголовных дел этой категории, согласовать по ним объем обвинения и достаточность доказательственной базы. В необходимых случаях к расследованию уголовных дел привлекать специалистов, в том числе территориального подразделения Росфинмониторинга. По каждому уголовному делу по факту невыплаты заработной платы проводить проверку наличия в действиях лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, признаков иных преступлений в сфере экономической деятельности.

В целях повышения эффективности работы в этом направлении прокуратурой Республики Коми, следственным управлением и МВД по Республике Коми издан совместный Приказ от 1 декабря 2009 г. "О порядке взаимодействия органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания при реализации своих полномочий при рассмотрении сообщений о преступлениях", которым изменен порядок проверки сообщений по фактам нарушений трудовых прав граждан, связанных с невыплатой заработной платы.

Так, при отсутствии в сообщениях достаточных сведений о наличии признаков преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК, органам Следственного комитета при прокуратуре РФ и органам внутренних дел предписано направлять такие сообщения в органы прокуратуры для проведения проверки соблюдения требований федерального законодательства о труде. Одновременно прокурорам городов и районов предписано исключить факты направления в органы предварительного расследования сообщений и материалов, которые не требуют проведения процессуальных проверок, до направления материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании проверять полноту проведенной прокурорской проверки, достаточность имеющихся в материалах сведений о наличии признаков преступления и оснований для проведения проверки в порядке ст. ст. 144, 145 УПК, исходить из того, что по каждому постановлению о передаче материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства должны быть достаточные основания для возбуждения уголовного дела.

Позиция прокуратуры Республики Коми и следственного управления доводилась до сведения прокуроров и руководителей следственных отделов, они ориентированы на тесное взаимодействие при рассмотрении сообщений о нарушениях трудовых прав граждан.

31 августа 2009 г. руководитель следственного управления издал указание "Об усилении процессуального контроля за соблюдением закона при проверке сообщений о преступлениях по фактам невыплаты заработной платы". Этим указанием предписано активизировать работу по выявлению фактов злостных и массовых невыплат заработной платы руководителями предприятий с использованием данных Росстата, территориальных органов Роструда, администраций городов и районов, обеспечить осуществление эффективного упреждающего контроля по сообщениям о преступлениях этой категории. Руководителям следственных отделов предписано организовать взаимодействие с органами прокуратуры при проведении проверок по сообщениям о преступлениях этой категории с целью обеспечения участия в ходе проверки работника прокуратуры, курирующего вопросы надзора за исполнением федерального законодательства.

В результате согласованных действий на основании качественно проведенных прокурорами городов и районов проверок по фактам невыплаты заработной платы следственные органы возбудили 14 уголовных дел по ч. 1 ст. 145.1 УК.

Принятыми мерами удалось исключить факты необоснованного направления материалов для проведения процессуальных проверок при явном отсутствии признаков преступления.

Вопросы возбуждения уголовных дел по ст. 145.1 УК в каждом случае согласовываются с центральным аппаратом следственного управления, что позволило избежать фактов необоснованного возбуждения уголовных дел этой категории, случаев отмен постановлений о возбуждении либо прекращения уголовных дел не зафиксировано.

Благодаря предпринятым мерам существенно возросло как количество уголовных дел, возбужденных по признакам преступления, предусмотренного ст. 145.1 УК, так и число дел, оконченных производством.

Если в 2008 г. было возбуждено 1 уголовное дело по ч. 1 ст. 145.1 УК, которое приостановлено производством в связи с розыском подозреваемого, то в 2009 г. возбуждено 14 уголовных дел, 5 из которых направлены в суд для рассмотрения по существу. Еще 2 уголовных дела направлены для рассмотрения в суд в январе 2010 г. Возбужденные в 2009 г. уголовные дела по фактам невыплаты заработной платы не прекращались и не приостанавливались.

Кроме того, следственное управление проделало работу по расследованию преступлений прошлых лет по фактам невыплаты заработной платы. В производстве следственного отдела по г. Вуктылу находилось уголовное дело в отношении Ш. по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 145.1 УК, по факту невыплаты заработной платы работникам ООО "Норд-Сервис", повлекшей тяжкие последствия, которое в 2008 г. было приостановлено производством в связи с розыском подозреваемого. Благодаря активной работе следственного отдела и органов внутренних дел местонахождение подозреваемого осенью 2009 г. установлено на территории Кабардино-Балкарской Республики. Производство по уголовному делу возобновлено, и дело направлено в суд для рассмотрения по существу.

Вопросы качественного расследования уголовных дел по фактам невыплаты заработной платы постоянно обсуждаются на семинарах, проводимых с работниками следственных отделов, по выявленным недостаткам в работе по сообщениям о преступлениях этой категории готовятся информационные письма. Постановления о привлечении в качестве обвиняемого по уголовным делам этой категории, объем и достаточность доказательств по уголовным делам согласовываются как с центральным аппаратом следственного управления, так и с надзирающими прокурорами, государственными обвинителями. Благодаря подобной практике не допускалось фактов необоснованного привлечения лиц к уголовной ответственности.

Всего в ходе расследования уголовных дел по фактам невыплаты заработной платы полностью погашена задолженность перед работниками ООО "Ухтинский механический завод" в размере 3,3 млн. руб., ООО "Княжпогостский завод ДВП" - 10 млн. руб., ООО "Ресурс" - 3,5 млн. руб., ООО "Сыктывдинский ЛПК" - 3,8 млн. руб.

В текущем году удалось добиться погашения задолженности по заработной плате на сумму, превышающую 320 млн. руб.

В результате принятых мер реагирования задолженность по заработной плате на крупных и средних предприятиях региона на 1 января 2010 г. сокращена до 380 тыс. руб.

Название документа