Гарантии предоставления юридической помощи малоимущим (анализ законодательства Японии и России)

(Боровик И. Е.) ("Адвокат", 2010, N 1) Текст документа

ГАРАНТИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МАЛОИМУЩИМ (АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЯПОНИИ И РОССИИ)

И. Е. БОРОВИК

Боровик И. Е., адвокат Адвокатской палаты Московской области.

Условиями реализации прав и свобод человека и гражданина являются создание максимально благоприятных юридических возможностей для полноценного развития личности, составляющих социально-правовой механизм защиты, а также совершенствование средств защиты прав и свобод <1>. -------------------------------- <1> Орлова О. В. Социально-правовой механизм реализации и защиты прав и свобод личности в гражданском обществе // Государство и право. 2008. N 7. С. 71 - 75.

Основной Закон России закрепляет в статье 18 принцип-гарантию, согласно которому права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов. Что касается возможности непосредственного применения норм, закрепляющих эти права, она обусловлена природой соответствующих прав и установлением определенных гарантий <2>. О. Е. Кутафин писал, что гарантии - это меры, обеспечивающие возможность реализации физическим лицом принадлежащих ему прав и свобод <3>, получающие детальное обоснование во всех отраслях действующего права <4>. -------------------------------- <2> Эбзеев Б. С. Конституция Российской Федерации: прямое действие и условия реализации // Государство и право. 2008. N 7. С. 5 - 15. <3> Государственное право Российской Федерации: Курс лекций / Под ред. О. Е. Кутафина. Т. 1. М., 1993. С. 220. <4> Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М., 1995. С. 190 - 191.

Для того чтобы права и свободы могли эффективно осуществляться, необходимо наличие действенного механизма гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина, "устойчивого к всевозможным нарушениям и негативным внутригосударственным воздействиям" <5>. В России такой механизм и сами гарантии только формируются <6>, в связи с чем представляется, что разработка и введение в отечественную правоприменительную практику действенных юридических гарантий, направленных на обеспечение прав и свобод личности, есть единственное средство предотвращения и сдерживания злоупотреблений органов государственной власти. Иными словами, от эффективности действия юридических гарантий зависит степень реализации прав, свобод и обязанностей граждан, правоприменительная практика и, в конечном счете, подчиненность государства праву <7>. -------------------------------- <5> Калашников С. В. Права и свободы человека и гражданина. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества. М., 2002. <6> Калашников С. В. Указ. соч. <7> Там же.

Ввиду того что в России правовое демократическое государство находится в стадии становления, на фоне существующих проблем обеспечения прав и свобод граждан особую роль играет конституционная гарантия обеспечения каждому квалифицированной юридической помощи <8>, поскольку она предполагает обязанность государства по предоставлению таковой и юридическую ответственность органов власти и управления за непринятие мер по надлежащему обеспечению ею граждан в соответствии с их потребностью. Необходимо отметить, что данная обязанность государства закреплена не только в Основном Законе России, но и в конституциях различных государств. Анализ законодательства зарубежных стран (на примере Японии) показывает, что оказание юридической помощи в предусмотренных законом случаях является обязанностью государства и реализуется адвокатами (ст. 34 Конституции Японии 1946 г.). -------------------------------- <8> К особой группе конституционных юридических гарантий прав человека и гражданина относятся судебные гарантии, применяемые при осуществлении гражданского, административного, уголовного и конституционного судопроизводства (ст. ст. 45 - 56): гарантия государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ст. 45), гарантия судебной защиты (ст. 46), признание суда присяжных (ст. 47), право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48), презумпция невиновности (ст. 49), право защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону (ч. 2 ст. 45), право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека и гражданина (ч. 3 ст. 46) и др., которые обеспечивают защиту прав и свобод личности при осуществлении различных видов судопроизводства.

Основная проблема эффективной реализации конституционной нормы по предоставлению юридической помощи состоит в необходимости создать прочные законодательные гарантии, которые содержались бы в нормах конституционных федеральных и федеральных законов, а также от их четкой направленности и определенности применительно к конкретным субъектам оказания квалифицированной юридической помощи. Однако механизм предоставления бесплатных или льготных юридических услуг в России эффективным назвать нельзя. Часть 2 ст. 48 Конституции РФ предусматривает гарантии права пользоваться помощью адвоката задержанному, заключенному под стражу, обвиняемому с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Конституция Японии гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической защиты, даже когда обвиняемый не может сам обратиться к помощи квалифицированного адвоката и защитника назначает государство. Адвокат по законодательству Японии в обязательном порядке предоставляется лицу на основании статей 34 и 37 Конституции, где закреплено, что никто не может быть задержан или подвергнут лишению свободы, если ему не будет немедленно предъявлено обвинение и предоставлено право обратиться к адвокату <9>. Закрепляется также право быть задержанным только при наличии достаточных оснований, которые должны быть сообщены на открытом заседании суда в присутствии самого задержанного и его адвоката. -------------------------------- <9> Закон о практикующих адвокатах от 10 июня 1949 г. N 205, статья 1 которого гласит: "На практикующего адвоката возложена миссия защищать основные права человека, реализуя их в процессе осуществления правосудия. Адвокат обязан добросовестно выполнять возложенные на него обязанности и содействовать поддержанию общественного порядка и улучшению правовой системы". Другими словами, адвокаты призваны защищать основные права человека и работать на поддержание социальной справедливости, поскольку они работают в судах и поскольку именно они способствуют повышению качества юридического обслуживания.

Конституционная гарантия по предоставлению квалифицированной юридической помощи в законодательстве Японии получила свое дальнейшее развитие и закрепление не только в Законе о практикующих адвокатах 1949 г., но и в Законе от 2 июня 2004 г. "О всесторонней юридической поддержке". Согласно Закону юридическая помощь адвоката назначается судом, председателями судов, судьями для защиты лиц, являющихся несовершеннолетними, потерпевшими, а также членам их семей (которые пострадали вследствие совершенного преступления; их супругам, родственникам по прямой линии в случае смерти либо причинения серьезного физического или нравственного страдания), ответчиками или подозреваемыми в совершении преступлений в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Японии для того, чтобы обеспечить им доступ к участию в судопроизводстве и полному использованию системы компенсаций за причиненный вред и поддержке пострадавших от преступлений и членов их семей. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в статье 26 перечисляет лиц, относимых к числу субъектов рассматриваемого конституционного права, гарантированного малоимущим: истцов по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, о возмещении вреда, связанного с трудовой деятельностью, при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий, ветеранов войны, граждан, пострадавших от политических репрессий, несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Таким образом, законодательством Японии установлен значительно более широкий круг лиц, имеющих право на получение квалифицированной юридической помощи адвоката. Ввиду изложенного полагаем, что необходимо ввести законодательные гарантии <10>, конкретизирующие и обеспечивающие эффективную реализацию данной конституционной нормы-гарантии. Поскольку согласно действующему законодательству квалифицированную помощь в Российской Федерации оказывают адвокаты <11>, на которых государством возложена данная конституционная обязанность <12> (Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июля 2004 г. в абзаце пятом п. 2 <13> указал, что на адвокатов "возложена публичная обязанность обеспечивать защиту прав и свобод человека и гражданина (в том числе по назначению судов), гарантируя тем самым право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, что вытекает из статей 45 (часть 1) и 48 Конституции Российской Федерации", в том числе в установленных законом случаях бесплатно), а также государственные юридические бюро <14>, повсеместное создание которых видится государству наилучшим способом решения проблемы обеспечения населения квалифицированной юридической помощью. Думается, российское законодательство недостаточно полно определяет случаи, когда юридическая помощь должна быть оказана бесплатно, и не на рыночных принципах. А между тем осуществление публично-правовой функции - обеспечение каждому доступности квалифицированной юридической помощи адвоката - это в первую очередь обеспечение доступности юридических услуг с точки зрения материально-финансовых возможностей их потребителей. По нашему мнению, к таким случаям должна относиться не только традиционная помощь адвоката в уголовном процессе, но и ряд жизненно важных вопросов, относящихся к сфере трудового, жилищного, семейного законодательства <15>. Кроме того, даже тем "условным" правом на юридические услуги могут воспользоваться лишь граждане Российской Федерации, а присутствие на территории страны беженцев, иностранных граждан, лиц без гражданства законодатель во внимание не принимает. -------------------------------- <10> Отсутствие в части 1 ст. 48 Конституции РФ указаний на субъектов, имеющих право оказывать квалифицированную юридическую помощь и одновременно наличие формулировки "квалифицированная юридическая помощь" делают "установление критериев квалифицированной юридической помощи" и обусловленных ими особенностей и условий допуска тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах судопроизводства прерогативой законодателя. <11> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Российская газета. 2002. N 100. <12> Часть 1 ст. 48 Конституции РФ возложила на адвоката конституционную обязанность в случаях, предусмотренных законом, оказывать юридическую помощь бесплатно. <13> Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 15-П; от 28 января 1997 г. N 2-П. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья Н. Соколова "Адвокатура и власть: неравное партнерство" включена в информационный банк согласно публикации - "ЭЖ-Юрист", 2007, N 5 ------------------------------------------------------------------ <14> "В 2006 году на эксперимент было выделено 50 млн. руб., а в 2007 году эта сумма увеличена до 65 млн. руб. И это только на 10 субъектов Российской Федерации. Нетрудно подсчитать, что в масштабах всей России такая "помощь" обойдется казне почти в 6 млрд. руб. Адвокатам, которые оказывают гражданам юридическую помощь в уголовном судопроизводстве по назначению по всей Российской Федерации, выплачивается несоизмеримо меньше" (Соколов Н. Н. Адвокатура и власть: неравное партнерство // Адвокатская палата. 2007. N 3. С. 6 - 8. <15> Шабордина М. Н. Бесплатная юридическая помощь малоимущим по гражданским делам: миф или реальность? // Сборник тезисов конференции. М.: МГЮА, 2009.

Во исполнение статьи 48 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, и статьи 62, закрепляющей, что "иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором", необходимо устранить не соответствующий Конституции России и общепризнанным принципам и нормам международного права пробел Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", дополнив его статьей следующего содержания: "На территории Российской Федерации лица, не имеющие гражданства, имеют такие же права и обязанности в сфере получения квалифицированной юридической помощи, как и граждане России. Оказание квалифицированной юридической помощи гражданам России, находящимся за пределами территории Российской Федерации, осуществляется на основе международных договоров и двусторонних соглашений Российской Федерации со странами пребывания граждан. Получение квалифицированной юридической помощи иностранными гражданами, временно находящимися на территории России, осуществляется в соответствии с двусторонними международными договоренностями Российской Федерации и соответствующих государств. Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, наделены такими же правами и обязанностями в области оказания правовых услуг, как и граждане России, если иное не предусмотрено международными договорами". Так, подобный подход реализуется Адвокатской палатой Московской области: решением Совета АПМО от 15 апреля 2009 г. N 4/23-8 "О порядке предоставления юридической помощи бесплатно малоимущим, нуждающимся и гражданам Российской Федерации на территории Московской области" установлено, что бесплатная юридическая помощь должна предоставляться как гражданам Российской Федерации, так и иностранцам, лицам без гражданства, лицам, прибывающим на временную работу, переселенцам и иным категориям лиц, нуждающимся в бесплатной юридической помощи. Предметом регулирования указанного решения является правовая незащищенность малоимущих, а также отдельных категорий граждан России, обеспечение им доступа к правосудию, осуществление конституционных, гражданских прав и свобод и охраняемых законом интересов. В Японии возмещение затрат, связанных с оказанием юридической помощи, также производится не за счет государства, но из средств самого адвокатского сообщества. Защита, будучи не только правом, но и конституционной обязанностью адвокатов (ст. 34 Конституции Японии 1946 г.), тем не менее не ставит адвокатуру в финансовую либо какую-то иную зависимость от государства. Напротив, адвокатура Японии неподконтрольна, независима и осуществляет свою деятельность на основе полной финансовой автономии. Источниками самофинансирования являются ежемесячные членские взносы - 5200 йен и добровольные пожертвования. Из этих средств корпорация и оплачивает труд адвокатов, участвующих в защите бесплатно или оказывающих помощь малоимущим по гражданским, семейным делам. Японская Федерация ассоциаций адвокатов принимает поручение на ведение гражданского дела, если имеется перспектива выигрыша процесса. Безусловно, составной частью такого механизма должна быть система достойных денежных компенсаций, позволяющая максимально устранить "нерыночность" в подходе к оказанию юридической помощи малоимущим. Отсутствие нормальной оплаты труда адвокатов по назначению значительно сужает возможности свободно выбирать защитника и, следовательно, право на доступ к правосудию, гарантированное частью 1 ст. 46 Конституции РФ <16>. В России в целом такого механизма, увы, пока не существует. Однако согласно упомянутому решению Совета АПМО от 15 апреля 2009 г., именуемому Порядок предоставления юридической помощи бесплатно малоимущим, нуждающимся и гражданам РФ на территории Московской области, размер вознаграждения адвокату за фактически выполненную работу по оказанию бесплатной юридической помощи и компенсационных выплат устанавливается решением Совета АПМО на основании представленного адвокатом отчета, которые перечисляются на счет адвокатского образования. Финансирование профессиональной деятельности и компенсация расходов, включая транспортные при выполнении поручения в ином судебном районе, производится Советом АПМО по документам, подтверждающим соответствующие расходы. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья Н. Соколова "Адвокатура и власть: неравное партнерство" включена в информационный банк согласно публикации - "ЭЖ-Юрист", 2007, N 5 ------------------------------------------------------------------ <16> "Ежегодно десятки тысяч адвокатов исполняют поручения об участии в качестве защитников по назначению, однако не всегда своевременно получают за это оплату. Проблема задолженности государственных структур перед адвокатами носит системный характер" (Соколов Н. Н. Указ. соч.). "В 2008 году со стороны Правительства Москвы не производилась оплата адвокатам за оказание гражданам юридической помощи бесплатно в порядке ст. 26 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" при том, что в бюджете Правительства Москвы было предусмотрено на эти цели 6000000 рублей. Реализация Постановления Правительства Москвы N 1040-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" (от 4 октября 2006 года N 49) тормозится неподписанием со стороны Департамента социальной защиты населения города Москвы договора с Адвокатской палатой о компенсации расходов адвокатам за оказание бесплатной юридической помощи малообеспеченным гражданам по причине необходимости упорядочения подготовки и выдачи документов заявителем в режиме "одного окна" управлениями социальной защиты населения районов г. Москвы. Есть надежда, что в ближайшее время ст. 26 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" об оказании гражданам юридической помощи бесплатно заработает" (из Отчетного доклада о деятельности Совета Адвокатской палаты г. Москвы в 2008 г.) // Газета "Адвокат", издание Международного союза (содружества) адвокатов. 2009. N 2. С. 1, 2.

Библиография

Государственное право Российской Федерации: Курс лекций // Под ред. О. Е. Кутафина. Т. 1. М., 1993. С. 220. Закон о практикующих адвокатах Японии от 10 июня 1949 г. N 205 // http://www. Japanese_Law_Translation. mht. Калашников С. В. Права и свободы человека и гражданина. Система конституционных гарантий обеспечения прав и свобод граждан в условиях формирования в России гражданского общества. М., 2002. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М., 1995. Орлова О. В. Социально-правовой механизм реализации и защиты прав и свобод личности в гражданском обществе // Государство и право. 2008. N 7. Отчетный доклад о деятельности Совета Адвокатской палаты г. Москвы в 2008 г. // Адвокат. 2009. N 2. ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Статья Н. Соколова "Адвокатура и власть: неравное партнерство" включена в информационный банк согласно публикации - "ЭЖ-Юрист", 2007, N 5 ------------------------------------------------------------------ Соколов Н. Н. Адвокатура и власть: неравное партнерство // Адвокатская палата. 2007. N 3. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" // Российская газета. 2002. N 100. Шабордина М. Н. Бесплатная юридическая помощь малоимущим по гражданским делам: миф или реальность? // Сборник тезисов конференции. М.: МГЮА, 2009. Эбзеев Б. С. Конституция Российской Федерации: прямое действие и условия реализации // Государство и право. 2008. N 7.

Название документа