Полномочия Министерства юстиции Российской Федерации в сфере контроля за адвокатурой (на примере работы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области)
(Кадцына С. Д.)
("Адвокатская практика", 2009, N 6)
Текст документа
ПОЛНОМОЧИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СФЕРЕ КОНТРОЛЯ ЗА АДВОКАТУРОЙ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ
УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
С. Д. КАДЦЫНА
Кадцына С. Д., начальник отдела по вопросам правовой помощи и международного сотрудничества Управления Минюста России по Свердловской области (spurfo@mail. utk. ru).
Представляемая статья исследует и обобщает адвокатский опыт по Свердловской области. Обозначаются вопросы адвокатуры как института, выполняющего часть государственных задач, ее деятельность непосредственно связана с работой судов, правоохранительных и других государственных органов. Это обстоятельство предопределяет необходимость взаимодействия адвокатуры и государства и государственного контроля за адвокатурой.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе в установленных законодательством случаях бесплатно. Одним из инструментов реализации этого конституционного положения является адвокатура - институт гражданского общества, обеспечивающий оказание бесплатной юридической помощи на профессиональной основе в целях защиты прав и законных интересов граждан.
Адвокатура выполняет часть государственных задач, ее деятельность непосредственно связана с работой судов, правоохранительных и других государственных органов. Это обстоятельство предопределяет необходимость взаимодействия адвокатуры и государства и государственного контроля за адвокатурой.
В целях формирования эффективной системы органов исполнительной власти Президентом Российской Федерации издан Указ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ), в котором уточнены полномочия федеральных министерств, служб и агентств, а также закреплена преобразованная структура этих органов.
В соответствии с Указом Министерству юстиции Российской Федерации переданы ряд функций Федеральной регистрационной службы, в том числе по контролю в сфере адвокатуры.
Особенности контрольных полномочий органов юстиции в сфере адвокатуры определяются тем, что:
- адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления;
- адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления и корпоративности;
- любая проверка деятельности адвокатов при исполнении ими своих обязанностей должна быть регламентирована нормативно-правовым актом.
Государство отказалось от функции управления институтом адвокатуры, но, как гарант обеспечения конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, участвует в решении вопросов организации деятельности адвокатуры и контроле за надлежащим исполнением адвокатами профессиональных обязанностей.
Согласно Положению об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному Приказом Минюста России от 25 июля 2008 г. N 151, территориальные органы юстиции осуществляют следующие полномочия в сфере адвокатуры:
- ведут реестр адвокатов субъекта Российской Федерации;
- выдают адвокатам соответствующие удостоверения, а также документ, подтверждающий статус адвоката (в случае изменения членства в адвокатской палате);
- участвуют в работе квалификационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на статус адвоката, и рассмотрению жалоб на действия (бездействие) адвокатов;
- вносят представления о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату;
- готовят необходимые документы и обращаются в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката в случае, если совет адвокатской палаты в установленный срок со дня поступления представления не рассмотрел его;
- требуют проведения внеочередного собрания (конференции) адвокатов с целью досрочного прекращения полномочий совета адвокатской палаты в случае неисполнения советом требований федерального законодательства.
Реестр адвокатов субъекта Федерации содержит сведения: о регистрационных номерах; фамилии, имени, отчестве адвокатов; реквизитах решений о присвоении, приостановлении, возобновлении, прекращении статуса адвоката; изменении членства в адвокатской палате; реквизитах уведомлений адвокатской палаты; выдаче адвокатам удостоверения, в том числе нового взамен утраченного или испорченного.
Кроме этого, территориальным органом Минюста России формируются реестровые дела адвокатов, в которые вносятся документы, имеющие отношение к статусу адвоката.
Региональный реестр дает четкое представление о количественном и возрастном составе, образовании и стаже работы по юридической специальности представителей адвокатского сообщества субъекта Федерации.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвоката при адвокатской палате субъекта Федерации создается квалификационная комиссия.
Квалификационная комиссия формируется на срок в два года в количестве 13 членов по следующим нормам представительства: от адвокатской палаты - семь адвокатов; от территориального органа юстиции - два представителя; от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - два представителя; от областного суда - один судья; от арбитражного суда субъекта Российской Федерации - один судья.
Заседания квалификационной комиссии созываются председателем квалификационной комиссии по мере необходимости, но не реже четырех раз в год.
Деятельность квалификационной комиссии содействует повышению качественного состава адвокатского сообщества и обеспечивает контроль за исполнением адвокатами своих профессиональных обязанностей, этических норм, иных требований законодательства об адвокатуре и адвокатской деятельности.
Квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену, проводит квалификационный экзамен с целью проверки наличия у претендента необходимых профессиональных знаний, принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката.
О присвоении претенденту статуса адвоката квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения уведомляет территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату удостоверение.
Форма удостоверения утверждается Минюстом России. В удостоверении должна быть фотография адвоката, заверенная печатью территориального органа юстиции.
Удостоверение адвоката является единственным документом, подтверждающим статус адвоката, за исключением случая изменения членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации, когда территориальный орган Минюста выдает адвокату документ, подтверждающий статус адвоката взамен сданного удостоверения.
Полномочием по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) адвокатов наделен наряду с квалификационной комиссией совет адвокатской палаты субъекта Федерации.
Процедура рассмотрения и разрешения жалоб определена Кодексом профессиональной этики адвоката, принятым I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.
Квалификационная комиссия по результатам рассмотрения жалобы на основании непосредственного исследования доказательств и документов, представленных участниками дисциплинарного производства, а также их устных объяснений дает заключение о наличии (отсутствии) в действиях адвоката нарушения норм профессиональной этики, о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей.
Совет адвокатской палаты с учетом заключения квалификационной комиссии принимает решение о наличии в действиях адвоката дисциплинарного проступка и о применении к адвокату мер дисциплинарной ответственности. К адвокату может быть применена одна из следующих мер: замечание, предупреждение, прекращение статуса адвоката, иные меры, установленные собранием адвокатов субъекта Федерации.
Наиболее существенным полномочием территориальных органов юстиции в сфере адвокатуры является право вносить представления в адвокатскую палату и обращаться с заявлением в суд о прекращении статуса адвоката. Если орган юстиции располагает сведениями об обстоятельствах, являющихся основанием для прекращения статуса адвоката, он направляет представление о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату. В случае если совет адвокатской палаты в трехмесячный срок не рассмотрел представление, территориальный орган юстиции вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката.
В настоящее время в связи с реализацией данного полномочия у территориальных органов юстиции возникают определенные сложности. В первую очередь они связаны с отсутствием в законодательстве Российской Федерации четких механизмов проверки сведений, являющихся основаниями для направления в адвокатскую палату указанного представления.
Отсутствует у территориального органа юстиции и право обращаться в суд в случаях, если адвокатская палата, рассмотрев представление о прекращении статуса адвоката, отказала в его удовлетворении либо адвокат был привлечен к менее строгой мере дисциплинарной ответственности.
Реализацию полномочий в сфере контроля за адвокатурой на территории Свердловской области осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области (далее - Управление).
В регионе профессиональную адвокатскую деятельность осуществляют 1975 адвокатов.
В период 2002 - 2008 гг. в реестр адвокатов Свердловской области внесены сведения о 2480 адвокатах.
За 12 месяцев 2008 г. в региональный реестр адвокатов внесены сведения о 93 адвокатах:
- прекращен статус 89 адвокатов, в подавляющем большинстве случаев по личному заявлению (62), в связи со смертью (15), в связи с неисполнением адвокатом решений адвокатской палаты либо профессиональных обязанностей перед доверителем (9);
- приостановлен статус 13 адвокатов в связи с неспособностью более 6 месяцев исполнять свои профессиональные обязанности;
- возобновлен статус 7 адвокатов;
- внесены изменения в отношении 12 адвокатов в связи с переменой ими фамилии, имени, отчества;
- исключены сведения в отношении 4 адвокатов в связи с переездом их на территорию другого субъекта Федерации.
По данным Адвокатской палаты Свердловской области, в субъекте Федерации зарегистрированы и действуют 38 коллегий адвокатов, 12 адвокатских бюро, 299 адвокатских кабинетов, 8 юридических консультаций, 3 филиала адвокатских образований других субъектов Российской Федерации.
В 2008 г. Управлением оформлено и выдано 120 удостоверений адвоката, из них: 85 - в связи с присвоением статуса адвоката, 5 - в связи с изменением членства в адвокатской палате, 12 - в связи со сменой фамилии, 18 - взамен испорченных и утраченных.
Управление направляет информацию об адвокатах, прекративших и приостановивших свой статус, в Главное управление внутренних дел по Свердловской области, в Управление Федеральной службы безопасности по Свердловской области, в Управление судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Свердловской области и в Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Свердловской области во избежание случаев незаконного использования удостоверений адвоката.
В 2008 г. состоялось 10 заседаний квалификационной комиссии Адвокатской палаты Свердловской области.
Квалификационной комиссией проведено 10 экзаменов, по результатам которых статус адвоката присвоен 85 претендентам; рассмотрено 73 дисциплинарных производства в отношении адвокатов.
Управлением рассмотрено 24 обращения в отношении действий (бездействия) адвокатов, в том числе 6 обращений из центрального аппарата Росрегистрации, 1 - из Минюста России, 9 - от органов предварительного следствия и дознания, 1 - из суда.
Все поступившие обращения в установленные сроки направлены по подведомственности в Адвокатскую палату Свердловской области для рассмотрения по существу, поскольку касались допущенных адвокатами нарушений профессиональных обязанностей и порядка участия в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда.
Представлений о прекращении статуса адвоката Управлением в адрес адвокатской палаты Свердловской области не вносилось в связи с отсутствием сведений, которые могли служить основанием для направления соответствующего представления.
В связи с отсутствием оснований для созыва внеочередного собрания (конференции) адвокатов данное требование Управлением также не выдвигалось.
Название документа