Обеспечение участия прокуроров в арбитражном судопроизводстве

(Гурулев Д. В.) ("Законность", 2013, N 12) Текст документа

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРОВ В АРБИТРАЖНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Д. В. ГУРУЛЕВ

Гурулев Дмитрий Викторович, заместитель прокурора Тамбовской области, старший советник юстиции.

Автор статьи пишет об оптимизации информационных (компьютерных) технологий при обеспечении участия прокуроров в арбитражном судопроизводстве.

Ключевые слова: прокурор, арбитражное судопроизводство, информационные технологии.

Ensuring participation of public prosecutors in arbitration proceedings D. V. Gurulev

The author of the article writes about optimization of information (computer) technologies in ensuing participation of public prosecutors in arbitration proceedings.

Key words: public prosecutor, arbitration proceedings, information technologies.

Принятие органами прокуратуры на вооружение достижений современных компьютерных технологий позволяет облегчить организационно-техническую и методическую работу, повысить качество подготовки документов и актов реагирования по всем направлениям деятельности прокуратуры, в том числе качество подготовки исковых заявлений в арбитражный суд, поддержания заявленных требований в суде, а также качество апелляционного, кассационного и надзорного обжалования. По мнению С. Казакова, необходимо изменение существующих подходов к формированию программно-аппаратной и совершенствованию информационно-технологической инфраструктуры с учетом концепции построения и развития создаваемой информационной системы организации прокуратуры <1>. -------------------------------- <1> См.: Казаков С. Информационная система органов прокуратуры // Законность. 2005. N 10. С. 2.

Как показал проведенный опрос <2>, 48% опрошенных прокуроров субъектов Федерации отметили востребованность электронного документооборота и электронного обмена данными между прокуратурами низшего звена и подразделениями (управлениями, отделами, старшими помощниками) прокуратуры субъекта РФ по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе. -------------------------------- <2> Во время исследования было опрошено в 2013 г. 120 прокуроров субъектов Федерации.

Одним из главных аспектов повышения эффективности работы прокурора в арбитражном судопроизводстве 50% опрошенных считают информационное взаимодействие с арбитражным судом. Приведенные данные свидетельствуют о том, что возникла необходимость организации мероприятий по созданию информационных систем и единых технологий в деятельности по обеспечению участия прокуроров в арбитражном судопроизводстве. Эффективность использования компьютерной техники в прокуратуре субъекта Федерации напрямую зависит от развитости локальной информационной сети. К ней должны быть подключены городские, районные и приравненные к ним специализированные прокуратуры. Построенная сеть позволяет исключить потерю времени, связанную с почтовой пересылкой документов, повышает оперативность представления информации, сокращает время принятия решений, обеспечивает совместное использование информационной системы и значительно оптимизирует работу прокуроров. Рассмотрим ключевые аспекты информационной модели интегрированной информационно-коммуникационной сети. Интегрированная информационно-коммуникационная сеть образует единое информационное пространство и обеспечивает строго регламентированное и безопасное информационное взаимодействие как по горизонтали, так и по вертикали. Понятие единой информационно-коммуникационной сети подразумевает возможность взаимодействия каждого с каждым и коллективное использование информационных ресурсов каждого участника взаимодействия с целью повышения общей эффективности работы каждой из сторон и всей прокуратуры в целом. Единая интегрированная информационно-коммуникационная сеть призвана упростить разработку, создание и сопровождение конкретных информационных объектов, отражающих те или иные элементы и процессы участия прокурора в арбитражном процессе как действенного средства укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов. При этом каждое информационное приложение рассматривается как отдельный информационный модуль. Задача состоит в том, чтобы логически и функционально увязать их между собой, организовать их взаимодействие, обеспечить согласованность функционирования <3>. -------------------------------- <3> См.: Самарина Е. А. Модульно-тематические, информационные технологии в профессиональном образовании // Информатика и образование. 2008. N 12. С. 24.

Результат функционирования каждого информационного модуля (продукт внутриведомственного информационного производства) должен стать ресурсом, потребляемым другими информационными модулями. В настоящее время результат внутриведомственного информационного производства, выраженный в виде внутриведомственных баз данных, потребляется только прокуратурой и не предназначен для прямого использования в информационном производстве другими государственными структурами. Результатом информационного производства прокуратуры субъекта Федерации должны пользоваться прокуратуры города, района. Одной из основных задач единой интегрированной информационно-коммуникационной сети является стимуляция прокуратуры субъекта Федерации и прокуратуры города, района к эффективному информационному обмену между собой. Стимуляция и поощрение должны выполняться различными путями, в том числе и посредством предоставления единой и стандартной информационно-коммуникационной сети, обеспечивающей простоту и эффективность внутри - и межведомственного взаимодействия. На вершине пирамиды прикладных информационных модулей, решающих различные конкретные задачи прокуратуры по участию прокурора в арбитражном судопроизводстве, должен находиться информационный модуль интегрированного мониторинга состояния материалов, требующих реагирования в форме исков или заявлений в арбитражные суды и др. Основными архитектурными элементами этой единой интегрированной информационно-коммуникационной сети являются центры обработки данных (ЦОД), объединенные между собой оптоволоконными линиями связи и образующие единую широкополосную телекоммуникационную среду коллективного использования для передачи данных, изображения, видео, мультимедиа и других типов трафика. Ключевыми технологиями построения магистрали являются: протокольный стек TCP/IP, технология виртуальных частных сетей VPN и многопротокольная коммутация меток MPLS <4>. -------------------------------- <4> См.: Петров А. В., Тихомиров М. М., Федулов Ю. Г. Применение ситуационных центров в региональном управлении. М.: Интерпракс, 2004.

В состав ЦОД включены высокопроизводительные серверы и базы данных, образующие распределенный вычислительный ресурс и сеть хранения, которые коллективно используются в интересах прокуратуры. Одна из задач этих средств - создание межведомственной системы, которая регулирует и контролирует информационные процессы (сегмент информационного пространства). Единая интегрированная информационно-коммуникационная сеть создается как межведомственная система сбора, хранения, анализа и распространения детализированной информации в том числе по вопросу участия прокурора в арбитражном судопроизводстве. Детализированная информация и данные материалов, выявленные в ходе прокурорских проверок нарушения гражданского, бюджетного, земельного и другого законодательства, требующие прокурорского реагирования, хранятся в первичных базах данных органов прокуратуры, которые являются владельцами и администраторами этого информационного ресурса и отвечают за его актуальность и целостность. Первичные базы данных - элемент внутриведомственной информационно-коммуникационной среды. Прокуратура, как владелец базы данных, определяет ее внутреннюю структуру, форматы данных, семантику полей и т. д. Предметом регулирования со стороны единой интегрированной информационно-коммуникационной сети является реализация регламентов межведомственного взаимодействия, а также форматы данных, их семантика и протоколы обмена. Состав и форма представления данных (синтаксис), их семантика и регламент их потребления определяются действующими федеральными законами, указами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ, другими документами, составляющими нормативную правовую базу создания и использования этого информационного ресурса. При внедрении такой системы взаимодействие между подразделениями прокуратуры осуществляется через информационные порталы, представляющие собой единые точки входа в их внутреннее информационное пространство. Информационный портал - составной элемент внутреннего шлюза, образующего внутренний периметр единой интегрированной информационно-коммуникационной сети. Одна из задач информационного портала - сопряжение форматов данных, их семантики и протоколов обмена внешних запросов межведомственного взаимодействия и их приведение к внутренней форме, организация доступа к внутренним базам данных и формирование ответа в соответствии с требованиями единой интегрированной информационно-коммуникационной сети. Информационные ресурсы, как и любые другие ресурсы, являются объектом управления и, следовательно, подлежат регистрации и учету. Регистрация и учет данных информационных ресурсов возлагаются на регистр, который представляет собой распределенную базу метаданных, реализуемую и обслуживаемую средствами ЦОД. Одно из назначений регистра информационных ресурсов - обеспечение согласованного и безопасного обмена информацией между подразделениями. Организация работы с документами - важная составная часть процессов деятельности прокуратуры и принятия решений, что существенно влияет на оперативность и качество исполнения функций. Алгоритм принятия решения (по предъявлению и поддержанию исков и заявлений в арбитражные суды) состоит из следующих элементов: получение информации, переработка информации, анализ, подготовка и принятие решения. Вся документация прокуратуры делится на три документопотока: входящие (поступающие) документы, исходящие (отправляемые) документы, внутренние документы. Каждый из документопотоков имеет свою особенность в составе, количестве, обработке и движении. В технологической цепочке обработки и движения документов можно выделить этапы: прием и первичная обработка документов; предварительное рассмотрение и распределение документов; регистрация; контроль за исполнением; информационно-справочная работа; исполнение документов и отправка. Информация по направлению работы участия прокурора в арбитражном судопроизводстве поступает из различных подразделений прокуратуры (отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, отдела по надзору за исполнением федерального законодательства), Торгово-промышленной палаты, органов государственной власти и местного самоуправления, лицензирующих органов, налоговых органов, СМИ. Внутри организации она трансформируется, проходя следующие этапы: сбор информации, ее накопление, фиксирование наличия информации и ее параметров; систематизация информации, аналитика; подготовка иска (заявления) в суд; исполнение управленческих решений; контроль качества подготовленных исков и заявлений в суд (достаточность доказательств, приведенных в обоснование заявленных требований); подписание руководством. Алгоритм работы документопотока по направлению работы участия прокурора в арбитражном судопроизводстве моделируется в следующую автоматизированную информационную систему. Цикл прохождения информации, отраженной в документах, - цикл документопотоков. Документирование - это обязательное условие осуществления процесса работы по участию прокурора в арбитражном судопроизводстве, представляющее собой запись необходимой информации по установленным формам. Работа по разным направлениям деятельности ведется по указанному алгоритму, который и определяет дело, которое отражается в циклах документопотока и состоит из исходных данных, хода работы и результата. Каждый этап рассмотрения дела (формирование наблюдательного производства), предусмотренный определенной процедурой, отражается (идентифицируется) соответствующим видом документа (заявление, иск, постановление и копии документов в обоснование заявленных требований, а также выписки из нормативных правовых актов, регулирующих предмет заявленных прокурором требований). На любом этапе фиксирования документальной информации происходит накопление (или актуализация) справочной информации, характеризующей предмет и объект применения законодательства, или сопоставление уже имеющихся данных с новыми документальными источниками информации (архив). Информационная система обеспечивает контроль на любой стадии прохождения документов по делу и его состояние на момент запроса. Для взаимосвязи всех элементов дела вводится понятие карточки рассмотрения дела (КРД). КРД обеспечивает однозначную взаимосвязь всех материалов и информации, относящихся к делу, а также их реквизитов - исходные данные, направление деятельности, суть проблемы, поручение, исполнитель, документы по делу и их виды, результат рассмотрения и т. д. Такая организация информационной системы: - унифицирует подходы к организации участия прокурора в арбитражном судопроизводстве; - определяет направления и принципы автоматизации деятельности прокуратуры; - обеспечивает работу системы при изменении процедур рассмотрения дел без изменения программной структуры и алгоритма самой программы; - позволяет импортировать и экспортировать информацию без участия конкретного исполнителя и создает предпосылки для межтерриториального обмена; - организует работу каждого исполнителя и во взаимосвязи с другими и т. д. Внедрение единой интегрированной информационно-коммуникационной сети в прокуратуре субъекта Федерации позволит оптимизировать работу по следующим направлениям: - осуществление внутреннего контроля за поступившими из других подразделений этой прокуратуры и подчиненных прокуратур материалами, требующими реагирования в форме исков или заявлений в арбитражные суды; - обеспечение оперативного доступа к указанным материалам; - изучение, анализ и контроль работы по направлению деятельности участия прокурора в арбитражном судопроизводстве; - осуществление контроля уровня сложности и качества исполнения исковых заявлений (заявлений); - осуществление контроля и самоконтроля прокуроров, контроль сроков; - проведение более эффективного информационно-аналитического анализа; - координация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявлению исков и заявлений; - распространение передового опыта, участие в мероприятиях по повышению деловой квалификации работников прокуратуры. Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что сегодня уже есть необходимость создания и внедрения специализированного программного обеспечения по направлениям деятельности органов прокуратуры. Принятие органами прокуратуры на вооружение достижений современных компьютерных технологий, а именно специализированной программы на основе веб-технологий, позволит облегчить организационно-техническую и методическую работу, повысить качество подготовки документов и актов реагирования.

Пристатейный библиографический список

1. Казаков С. Информационная система органов прокуратуры // Законность. 2005. N 10. 2. Петров А. В., Тихомиров М. М., Федулов Ю. Г. Применение ситуационных центров в региональном управлении. М.: Интерпракс, 2004. 3. Самарина Е. А. Модульно-тематические, информационные технологии в профессиональном образовании // Информатика и образование. 2008. N 12.

Название документа