Взаимодействие государственного обвинителя с органами предварительного расследования

(Аббасов А., Гусев В.)

("Законность", 2009, N 9)

Текст документа

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБВИНИТЕЛЯ С ОРГАНАМИ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

А. АББАСОВ, В. ГУСЕВ

Аббасов А., начальник управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами прокуратуры Республики Татарстан.

Гусев В., начальник надзорного отдела того же управления.

Не только правовое, но и территориальное отделение прокуроров, поддерживающих государственное обвинение в суде, от следственного аппарата прокуратуры России принесло новые трудности, в том числе технические, в осуществлении взаимодействия с органами предварительного расследования.

Неизменной остается для государственных обвинителей проблема обеспечения доказывания в уголовном процессе: неявка свидетелей со стороны обвинения и изменения в пользу обвиняемых показаний, вызванные практически всегда оказываемым на них давлением, необходимость обеспечения в связи с этим безопасности свидетелей и возникновение неожиданных алиби.

Между тем перспективы законодательного регулирования рассматриваемых вопросов неопределенны, а названные проблемы - весьма насущны.

Именно поэтому, как представляется, решением коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 19 февраля 2008 г., посвященной итогам работы органов прокуратуры в 2007 г., среди мер, направленных на повышение эффективности деятельности по укреплению законности и правопорядка, прокурорам субъектов Федерации в целях эффективной реализации государственными обвинителями предоставленных законом полномочий было поручено выработать действенный механизм взаимодействия и обмена информацией между работниками подразделений, надзирающими за следствием, производством дознания, обеспечивающими участие в рассмотрении уголовных дел судами, должностными лицами, осуществляющими предварительное расследование.

Реализуя это решение коллегии, прокурор Республики Татарстан, руководитель следственного управления Следственного комитета и руководители других правоохранительных органов утвердили и затем направили в городские, районные прокуратуры и подразделения правоохранительных органов на местах совместное указание от 22 мая 2008 г. "Об обеспечении взаимодействия государственных обвинителей и работников подразделений, связанных с раскрытием и расследованием преступлений".

Основная задача этого документа - нормативное закрепление взаимодействия государственного обвинителя и работников оперативных и следственных подразделений в процессе досудебной подготовки и судебного рассмотрения уголовного дела.

Теперь основные способы и методы решения проблем, возникающих у гособвинителя в случае неявки потерпевших или свидетелей, изменения ими показаний, при появлении каких-то новых свидетелей или документов со стороны защиты, зафиксированы документарно, и это должно помочь гособвинителям в эффективной реализации функции уголовного преследования в судебном процессе, поскольку место личных контактов и связей, просьб, уговоров и обмена любезностями заняли подробно и точно сформулированные, официально утвержденные общеобязательные правила должностного поведения, нарушение или несоблюдение которых может влечь дисциплинарную ответственность.

Указание выделяет основные этапы взаимодействия государственного обвинения с работниками следственных и оперативных подразделений: на стадии досудебной подготовки и судебного рассмотрения уголовного дела, оценки его результатов с правовой и организационной точек зрения.

Прежде всего, указание предоставляет государственному обвинителю право на стадии досудебной подготовки в случае необходимости истребовать у должностных лиц подразделений, связанных с расследованием преступлений, информацию, необходимую для эффективного выполнения в суде функции уголовного преследования. Названные должностные лица обязаны безотлагательно предоставлять гособвинителям истребованные сведения и материалы, в том числе в письменном виде и на иных носителях.

По делам, требующим явки в судебное заседание участников судопроизводства со стороны обвинения, незамедлительного получения дополнительных материалов и документов, а также защиты безопасности участников процесса (это особенно важно по делам об организованной преступности), по предложению государственного обвинителя руководители следственных и оперативных подразделений обеспечивают взаимодействие с соответствующими работниками органов внутренних дел, федеральной безопасности, по контролю за оборотом наркотиков, налоговой службы, Федеральной службы исполнения наказаний, экспертных учреждений. Государственным обвинителям об исполнении их поручений сообщается письменным рапортом.

Приказом Генерального прокурора от 20 ноября 2007 г. N 185 "Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства" предписывается регулярно анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, используя результаты анализа для совершенствования деятельности прокуроров, повышения качества государственного обвинения, устранения ошибок, допускаемых при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и дознания. Из этого следует, что для государственных обвинителей влиять на качество следствия и надзора за процессуальной деятельностью - их обязанность.

Особую значимость эта задача приобрела после образования Следственного комитета и внесения в уголовно-процессуальный закон связанных с этим изменений. И это понятно, поскольку и следователи, и прокуроры, надзирающие за процессуальной деятельностью, и государственные обвинители - звенья единой цепи, объединенной общей задачей - обеспечить законность и неотвратимость наказания за преступление.

В связи с этим указанием от 22 мая 2008 г. устанавливаются формы влияния гособвинителей на качество следствия.

Например, по результатам судебного рассмотрения уголовного дела, обобщения судебной практики государственный обвинитель проводит оперативное совещание с должностными лицами подразделений по расследованию преступлений, учебно-методическое занятие, направляет информационное письмо о недостатках и нарушениях закона, ставит вопрос об ответственности виновных должностных лиц. Руководители следственных и оперативных подразделений обеспечивают организацию совещания, учебно-методического семинара, рассмотрение информации государственного обвинителя и принятие по ней надлежащих мер.

Все это делалось государственными обвинителями и раньше, но указание закрепило конкретные процедуры, в рамках которых эта работа должна проводиться. И что особенно важно, определены лица, ответственные за ее организацию, результаты, меры по повышению эффективности взаимодействия.

В соответствии с указанием в городской, районной и специализированной прокуратурах совместно с соответствующими подразделениями Следственного комитета, а в управлении по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами республиканской прокуратуры - с аппаратами СУ СК при прокуратуре РФ по РТ, а также Министерства внутренних дел и Комитета по контролю за оборотом наркотиков составляется полугодовой план учебно-методических занятий государственных обвинителей с должностными лицами подразделений, осуществляющих расследование преступлений. Ответственные за организацию занятий - горрайпрокуроры и прокуроры специализированных прокуратур, заместитель прокурора республики, курирующий уголовно-судебную работу, руководители СУ СК и его подразделений, соответствующих подразделений органов внутренних дел, по контролю за оборотом наркотиков.

Как показали проведенные в порядке контроля проверки, в том числе с выездом в города и районы, между органами прокуратуры, оперативными и следственными подразделениями других правоохранительных органов налажено определенное взаимодействие, осуществляется оперативное сопровождение рассмотрения уголовных дел, представляющих особую сложность, в необходимых случаях принимаются меры по обеспечению явки участников процесса оперативно-розыскными подразделениями органов внутренних дел, службы безопасности, наркоконтроля. В отдельных случаях при необходимости обеспечения явки в судебное заседание участников судопроизводства со стороны обвинения, а равно исключения негативного воздействия на них со стороны заинтересованных лиц, а также в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" в целях обеспечения их безопасности создаются группы оперативного сопровождения с назначением старшего для оказания содействия государственному обвинителю.

Эффективно сотрудничают государственные обвинители с оперативными службами по делам, рассматриваемым в Верховном суде Республики Татарстан. По наиболее сложным из них распоряжением прокурора РТ создаются группы обвинителей, куда входят сотрудники уголовно-судебного управления, отделов по надзору за следствием аппарата прокуратуры республики.

Только в 2008 г. рассмотрено 8 дел о бандитизме и преступных сообществах в отношении 81 человека и одно - о терроризме и участии в незаконном вооруженном формировании с центром в Чеченской Республике в отношении 17 человек (приговоры по этим делам постановлены Верховным судом РТ), осужденных с участием коллегии присяжных заседателей.

Большинство этих приговоров уже рассмотрены кассационной инстанцией и практически без изменений вступили в законную силу.

По всем этим делам создавались группы оперативного сопровождения из сотрудников оперативных подразделений, отвечавших за раскрытие преступлений, определялись ответственные за каждый этап работы лица, на которых гособвинителями возлагались обязанности по своевременному обеспечению явки свидетелей, сбору дополнительных доказательств, проверке алиби подсудимых, обеспечению безопасности участников процесса и т. д.

Реализация указания приносит ожидаемые плоды и на районном уровне.

Благодаря оперативным и целенаправленным действиям оперуполномоченных ОБЭП г. Набережные Челны по исполнению поручений государственного обвинителя удалось опровергнуть в суде алиби, выдвинутое подсудимыми Г. и С., обвинявшимися в совершении ряда мошенничеств и присвоении чужого имущества.

По делу О. и Ф. о групповых насильственных действиях сексуального характера государственным обвинителем сотрудникам ОУР Центрального ОВД г. Набережные Челны было поручено производство поисковых мероприятий, направленных на опровержение алиби, выдвинутого одним из подсудимых. В результате было доказано, что подсудимый дал ложные показания.

По делу вымогателей З. и А. сотрудниками Управления уголовного розыска УВД Казани была обеспечена безопасность и явка в суд 10 зашифрованных свидетелей из числа лиц, ранее состоявших в организованной преступной группе.

Существенную помощь оказывают оперативные работники и по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, также обеспечивая явку зашифрованных свидетелей.

Но не все так гладко. Есть и недостатки в механизме взаимодействия и обмена информацией между работниками.

Вопреки требованиям Генерального прокурора РФ и совместного указания деятельность подразделений по раскрытию и расследованию преступлений не всегда соответствует целям эффективного выполнения государственными обвинителями возложенных на них полномочий.

В процессе рассмотрения Верховным судом РТ уголовного дела в отношении А. об убийстве, сопряженном с вооруженным разбоем, возникла необходимость в обеспечении явки в судебное заседание свидетелей обвинения Н. и С., на ключевых показаниях которых в ходе предварительного расследования строилось обвинение.

В соответствии с указанием от 22 мая 2008 г. государственным обвинителем следственному отделу по г. Казани СУ СК при прокуратуре РФ по РТ было дано поручение совместно с сотрудниками служб, осуществляющими оперативное сопровождение по делу, обеспечить явки в суд указанных свидетелей. Оперативное сопровождение по делу осуществляли сотрудники УР МВД РТ и ОУР одного из УВД Казани.

Однако, вследствие несогласованности действий оперативных служб, волокиты и откровенного нежелания работать, в течение длительного времени явка свидетелей в судебное заседание обеспечена не была. По устному сообщению начальника криминальной милиции района сотовый телефон свидетеля был отключен, а по месту жительства его неоднократно застать не удавалось.

Между тем свидетель Н. проживал вблизи г. Казани, и, проверяя достоверность информации, государственный обвинитель в телефонном разговоре с Н. выяснила, что телефон у него всегда был включен и с места жительства он никуда не отлучался.

Не было надлежащим образом исполнено и поручение об обеспечении явки в суд свидетеля С.

Изучив противоречащие друг другу, а порой содержащие и откровенно ложные сведения, рапорты о местонахождении свидетеля, гособвинитель сам выяснил, что сотрудник выехал в служебную командировку в Краснодарский край и посредством факсимильной связи получил справку из местного УВД, подтверждающую местонахождение свидетеля и невозможность в связи с этим его прибытия в суд, а также заявление С. с просьбой об оглашении его показаний.

Иногда обсуждение недостатков в работе по раскрытию и расследованию преступлений проводится разобщенно, что, как правило, не приводит к выработке мер, направленных на устранение причин, порождающих служебные просчеты и нарушения закона.

В связи с изложенным вопрос об усилении взаимодействия гособвинителей с работниками оперативных и следственных подразделений рассмотрен на коллегии прокуратуры республики. Приняты конкретные решения, направленные на активизацию этой работы и укрепление законности.

Управлением по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами исполнение горрайпрокурорами совместного указания от 22 мая 2008 г. взято на контроль, систематически анализируется состояние взаимодействия государственного обвинения с подразделениями, осуществляющими процессуальный надзор, органами по раскрытию и расследованию преступлений, обобщается и распространяется информация о положительном опыте использования судебной практики в работе по повышению качества следствия и дознания, оказывается методическая помощь горрайпрокурорам. Запланирована контрольная проверка исполнения решения коллегии.

Название документа