Приоритет судебного решения

(Кузуб О.)

("ЭЖ-Юрист", 2009, N 32)

Текст документа

ПРИОРИТЕТ СУДЕБНОГО РЕШЕНИЯ

О. КУЗУБ

Ольга Кузуб, руководитель отдела Юридического бюро "Падва и Эпштейн".

Высший Арбитражный Суд РФ в информационном письме Президиума от 21.07.2009 N 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" упорядочил практику рассмотрения арбитражными судами споров о признании права собственности на недвижимое имущество и об установлении иных вещных прав и обязательств, подлежащих регистрации.

Формальная или неформальная проверка

В первую очередь ВАС РФ обращает внимание на то, что Федеральная регистрационная служба (ФРС) осуществляет формальную проверку решения суда, представленного на государственную регистрацию прав в качестве правоустанавливающего документа, который определяет в резолютивной части право собственности истца (заявителя в ФРС) на объект недвижимого имущества. Регистрация не подразумевает анализ вступившего в законную силу судебного акта по существу или проверку его законности.

На практике действительно встречались отказы в регистрации прав в связи с оценкой регистратором доказательств, указанных в тексте решения суда. ВАС РФ последовательно отстаивал принцип обязательности судебных актов арбитражных судов для иных государственных органов (ст. 16 АПК РФ), в том числе указывал, что ФРС не вправе "переоценивать обстоятельства, установленные судебным актом" (Определение ВАС РФ от 06.04.2009 N ВАС-3274/09 об отказе в передаче дела N А40-41869/07-50-339 в Президиум ВАС РФ). В п. 1 письма ВАС РФ также говорит о незаконности новой оценки "доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт". Это полностью соответствует прерогативе оценки доказательств арбитражными судами первой и апелляционной инстанций (ст. 286 АПК РФ).

Однако для ФРС вопрос состоит именно в оценке представленного правоустанавливающего документа, указанного в решении суда (договор, акт приема-передачи, постановление и т. д.), так как регистратор вправе отказать в регистрации, когда "документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства" (абз. 4 п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 28 Закона о регистрации). Иными словами, регистратору предоставлено общее право оценивать текст правоустанавливающего документа по существу и не указан как исключение случай, когда оценка уже дана судом. ВАС РФ ставит в данном вопросе точку, отдавая приоритет полной и всесторонней судебной оценке.

Подобный вопрос появился в связи с категоричной формулировкой о регистрации как единственном доказательстве существования права (п. 1 ст. 2 Закона о регистрации). Эта формулировка в начале практики применения Закона о регистрации (с 1998 года) вызвала противоречивые судебные решения о возможности оспаривать зарегистрированные правоустанавливающие документы или сделку, возникшее из которой право зарегистрировано. Постепенно практика стала единообразной и отнесла акт государственной регистрации к одному из доказательств по делу, не сделав его "царицей доказательств".

В 2009 году ВАС РФ использовал удачные формулировки, которые полностью устранили недомолвки, и установил:

- оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить с использованием способов защиты (ст. 12 ГК РФ), применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения;

- суд отказывает в признании недействительным зарегистрированного права, если не оспорены основания возникновения права;

- способами защиты могут быть: виндикация, признание недействительными сделок и применение последствий недействительности сделок; признание недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, на основании которого право зарегистрировано за конкретным лицом.

(Постановление Пленума ВАС РФ от 28.04.2009 N 15148/08, Определения ВАС РФ от 23.07.2009 N ВАС-8731/09, от 09.07.2009 N ВАС-8109/09, от 18.05.2009 N 5539/09, от 22.01.2009 N 15321/08, от 01.07.2009 N ВАС-7348/09, от 28.04.2009 N 15148/08).

Иные основания отказа в регистрации прав

Высший Арбитражный Суд РФ указывает на недопустимость как предположения регистратора о допущенных процессуальных нарушениях, так и отказа в регистрации на основании абз. 6 п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 28 Закона о регистрации, который говорит о ситуации: "Лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества". ВАС РФ толкует Закон о регистрации таким образом, что вынесение решения судом не является выдачей правоустанавливающего документа (п. 2 письма).

При этом здесь нет противоречия с перечисленными в п. 1 ст. 28 Закона о регистрации основаниями для отказа в регистрации, поскольку ВАС РФ делает вывод о незаконности отказа по такому основанию со следующей оговоркой. Если регистратор отказывает со ссылкой на предполагаемые процессуальные нарушения, то отказ незаконный; но иным подобное основание мотивировать невозможно. Фактически ВАС РФ исключает возможность отказа в регистрации права, установленного судебным актом, по абз. 6 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.

ВАС РФ устанавливает недопустимость отказа в исполнении решения суда о признании права даже в том случае, если суд не указал ограничения (обременения) права, зарегистрированные в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В этой ситуации регистрируется новое право, а ранее внесенные записи не меняются (п. 3 письма).

Отказ заявителю, представившему решение суда по абз. 7 п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 28 Закона о регистрации, будет незаконным. ВАС РФ подробно не комментирует возможность отказа в регистрации в случае противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (абз. 11 п. 1 ст. 20, п. 1 ст. 28 Закона о регистрации), ведь такое право регистратора очевидно. В качестве примера подобного противоречия ВАС РФ приводит несовпадение лица - правообладателя по ЕГРП и лица, указанного в судебном акте в качестве ответчика (п. 6 письма). Данная позиция ВАС РФ направлена на предотвращение злоупотреблений со стороны истцов и неполноты исследования доказательств судом.

Позиция ВАС РФ подтверждает право собственника (заявителя) регистрировать право без каких-либо документов, обязательных во всех иных случаях (не на основании решения суда). В частности, если право на недвижимое имущество возникло до 31.01.98, а судом оно подтверждено позже, то на регистрацию из правоустанавливающих документов представляется только решение суда.

Особую важность данное указание приобретает, если первоначальные правоустанавливающие документы (договор, акт приема-передачи, постановление, распоряжение и т. д.) были утрачены, что и побудило заявителя обратиться в суд. При этом ВАС РФ использует формулировку "и тогда, когда регистрируемое право возникло до вступления в силу Закона о регистрации", что исключает возможность отказа в регистрации права, установленного судебным актом, по абз. 9 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации.

Рекомендации истцам

ФРС будет вынуждена учитывать позицию ВАС РФ при рассмотрении документов заявителей, представивших решения суда о признании права. Предлагаем конкретные рекомендации истцам (заявителям) при обращении в суд и ФРС:

- до обращения в суд с иском следует получить выписку из ЕГРП, в которой указан правообладатель и основания регистрации его права; эта выписка в любом случае будет затребована у истца судом (п. 6 письма). Рекомендуемая формулировка требований в суде: "Признать недействительным договор и т. п., применить последствия недействительности сделки; признать недействительным постановление, распоряжение и т. д., на основании которых право зарегистрировано за конкретным лицом";

- в случае фактического владения имуществом иным лицом, нежели истец, рекомендуемая формулировка требований в суде следующая: "Истребовать имущество из чужого незаконного владения";

- обращения со специальным требованием относительно погашения записи в ЕГРП, признания недействительной государственной регистрации права и т. п. не требуется;

- при регистрации остается обязательным представление технического документа на объект недвижимости, а именно кадастрового паспорта (ранее - кадастровый план, технический паспорт) (п. 5 письма). Таким образом, даже в случае рассмотрения спора без кадастрового паспорта после вынесения решения судом заявитель обязан оформить его в Роснедвижимости;

- ФРС осуществляет формальную проверку решения суда: отслеживает, есть ли отметка о вступлении решения в законную силу и печать, представлены ли документы в необходимом количестве экземпляров (п. 1 письма). Поэтому на регистрацию должны быть представлены две копии всех судебных актов, заверенных печатью принявших их судов, либо судебная и нотариальная копии.

Название документа

Интервью: Новые полномочия судебных приставов

("ЭЖ-Юрист", 2009, N 32)

Текст документа

НОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

В. В. ЩЕПОТИН

Изменения, внесенные в Федеральный закон "О судебных приставах", вызвали широкий общественный резонанс. Одни комментаторы говорят о неоправданном расширении полномочий приставов, а другие, наоборот, о том, что фактически все осталось по-прежнему, поскольку изменения регламентируют то, что было записано в иных нормативных правовых актах, а также закрепляют на уровне закона давно сложившуюся практику. Свою точку зрения о новеллах специально для "ЭЖ-Юрист" высказал руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области - главный судебный пристав Московской области Владимир Васильевич Щепотин.

Каково Ваше мнение о степени важности внесенных поправок?

- Безусловно, те поправки, которые внесли законодатели (Федеральный закон от 19.07.2009 N 194-ФЗ) важны для Службы судебных приставов в целом и будут способствовать своевременному, а также более эффективному исполнению судебных актов и актов других органов. Эти поправки позволят более продуктивно бороться со злостными должниками.

В дополнение к имеющимся полномочиям судебным приставам предоставлено право входить в помещение, занимаемое должником, а также на территории и в помещения при наличии достаточных оснований полагать, что там находится разыскиваемое лицо. Делается это для задержания или принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову суда, дознавателя или судебного пристава-исполнителя. Мы можем также проверять документы, удостоверяющие личность граждан, во время проведения исполнительных действий.

Если раньше при проведении различных рейдов приставы не имели возможности установить личность граждан (документы водителей, к примеру, проверяли сотрудники ГИБДД, а нам предоставляли информацию), то теперь мы имеем право самостоятельно проверять документы у водителя и пассажиров машины, чтобы убедиться, не являются ли они неплательщиками по кредитам, алиментам, квартплате, штрафам ГИБДД и т. д. В таком же порядке мы будем работать при проведении всех исполнительных действий.

Закон дополнен статьей, запрещающей использование словосочетания "судебный пристав" в наименовании организаций и должностей, кроме ФССП России и ее должностных лиц (ст. 2.1). Вы часто встречались с аферистами, маскирующимися под судебных приставов? Как отличить судебного пристава от лжепристава?

- Как только с 1 февраля 2008 года (после вступления в силу новой редакции Федерального закона "Об исполнительном производстве") судебных приставов наделили правом входить в жилье должника без его согласия, сразу появились аферисты, желающие воспользоваться этими правами. С начала 2008 года во многих городах Московской области были зафиксированы случаи мошенничества под прикрытием Службы судебных приставов. Мошенники орудовали в таких городах, как Клин, Ногинск, Дедовск, Наро-Фоминск, Истра и др. К сожалению, наши предупреждения о появившихся в Подмосковье лжеприставах услышали не все.

Прежде всего, если у вас нет неоплаченного долга, судебные приставы к вам не придут. Они осуществляют свою деятельность только на основании судебных решений и актов иных органов.

Визит судебного пристава не может быть полной неожиданностью: сначала он направляет должнику копию постановления о возбуждении исполнительного производства и дает время для добровольного исполнения решения суда. Судебный пристав имеет право принимать наличные денежные средства в счет погашения долга, но при этом обязательно заполняет квитанционную книжку - документ строгой финансовой отчетности.

В соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" исполнительные действия проводятся в рабочие дни с 6 до 22 часов.

Судебный пристав-исполнитель обязан совершать исполнительные действия в форменной одежде. Он должен представиться и предъявить служебное удостоверение в раскрытом виде. Фотография и подпись руководителя на удостоверении защищены голограммами, внутренняя часть документа заламинирована пленкой с водяными знаками ФССП России. И не стесняйтесь потребовать у судебного пристава предъявить служебное удостоверение. Настоящий работник нашей Службы его обязательно покажет.

Кроме того, к должникам судебный пристав приходит с материалами исполнительного производства. Он всегда разъяснит, на каком основании проводятся исполнительные действия, и предъявит подлинник исполнительного документа, никакие копии не допускаются. Настоящий пристав никогда не будет изымать у должника паспорт и другие личные документы.

Статья 3 Закона дополнена положением, в соответствии с которым заместители старшего судебного пристава должны иметь высшее юридическое образование. Без него высокопоставленный судебный пристав не справится с возложенными на него обязанностями?

- Заместители начальников отделов - заместители старших судебных приставов должны иметь высшее юридическое образование прежде всего потому, что вопросы, с которыми сталкиваются судебные приставы-исполнители, являются специфическими. И для того, чтобы их решать, необходимо специальное образование. Лицо, которое не имеет юридического образования, не сможет должным образом организовать исполнение в рамках действующего Закона.

Старшему судебному приставу и его заместителям разрешили носить и хранить огнестрельное оружие при исполнении служебных обязанностей (ст. 4 Закона). Раньше такое право было только у судебных приставов по ОУПДС. При этом последние обязаны проходить военно-врачебную экспертизу на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (ст. ст. 4, 11 Закона). Обязаны ли старшие судебные приставы проходить медпроверку? Прямо в Законе об этом не говорится.

- Судебные приставы попадают в разные ситуации. Должники бывают разные - адекватные и неадекватные. Иногда пристав остается один на один с вооруженным лицом.

Например, в Люберецком районе во время проведения исполнительных действий должник открыл стрельбу. Также были прецеденты нанесения должниками телесных повреждений работникам Управления.

В Серпуховском районе судебный пристав по ОУПДС задержал осужденного, пытавшегося сбежать из-под стражи.

За 6 месяцев текущего года судебными приставами по ОУПДС Управления ФССП по Московской области обнаружено и изъято при попытке проноса в арбитражные суды и суды общей юрисдикции Московской области 446 предметов, 40 из которых - огнестрельное оружие, 322 - боеприпасы, 69 - холодное оружие, 15 - газовое и травматическое оружие.

Вот почему судебные приставы, как и сотрудники милиции, будут иметь огнестрельное оружие и нести ответственность за его применение.

Эта поправка в Законе говорит прежде всего о доверии законодателя к Службе судебных приставов.

Кроме этого, данная мера дополнительно дисциплинирует должников.

В свете последних событий лицам, которые носят огнестрельное оружие, необходимо проходить военно-врачебную экспертизу на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Теперь старший судебный пристав может исполнять или возложить на своего заместителя обязанности судебного пристава-исполнителя (новая редакция ст. 10 Закона). О необходимости наделения старшего судебного пристава подобными полномочиями представители ФССП России говорили давно и часто. Объясните, зачем это нужно?

- Есть категория исполнительных документов, которые являются сложными, поэтому начальник отдела - старший судебный пристав может возложить исполнение документов данной категории, а также социально значимых исполнительных документов (связанных с предоставлением жилья, выплатой алиментов, выплатой заработной платы, приостановлением деятельности организаций и др.) на более квалифицированного, чем рядовой судебный пристав-исполнитель, работника, т. е. на своего заместителя.

Данная мера положительно скажется на итогах проведения исполнительных действий. Здесь необходимо применять полный комплекс мер, чтобы эффективно взыскать задолженность, например, по заработной плате.

В Управлении ФССП по Московской области такие социально значимые исполнительные производства, как взыскание заработной платы, находятся на особом контроле. В структурных подразделениях Управления по сегодняшний день идет напряженная работа с должниками - юридическими лицами, которые уклоняются от выплат зарплаты своим подчиненным.

Так, в отделе судебных приставов по Мытищинскому муниципальному району на исполнении находится исполнительное производство о взыскании заработной платы с ООО "КР-Производство". Сумма задолженности этой организации перед своими работниками составила почти 4 миллиона рублей. Однако денежными средствами для погашения долга данная фирма не располагала. Судебным приставам пришлось наложить арест на имущество организации и передать его на оценку для последующей реализации в счет погашения задолженности.

В Одинцовском районном отделе судебных приставов Московской области с должниками по заработной плате борются другим способом. Так, например, в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем наложено ограничение на движение денежных средств предприятия ФГУП "Часцовский завод железобетонных изделий" при Спецстрое России, сумма задолженности которого перед коллегами составила порядка 5 миллионов рублей. Данная мера позволила все поступающие денежные средства перечислять исключительно в счет погашения задолженности по заработной плате сотрудникам Часцовского завода.

Судебный пристав по ОУПДС получил право при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда, входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда. Является ли поручение судьи для судебного пристава обязательным в данной ситуации?

- Судебный пристав по ОУПДС вправе осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда, дознавателя или судебного пристава-исполнителя по постановлению судьи, а также по его поручению. Вскрытие и вход в жилище возможны только при соблюдении четырех условий:

- эти действия проводятся исключительно в рамках исполнительного производства;

- эти действия проводятся только по решению суда;

- должна быть санкция начальника отдела - старшего судебного пристава;

- обязательно должны присутствовать не менее двух понятых.

В новой редакции Закона подверглись критике формулировки, связывающие те или иные права судебного пристава с его же субъективным усмотрением - "наличием оснований полагать" (например, ч. 2 ст. 11 Закона). Нет ли опасений, что практика применения этих норм сложится так же, как и у печально известной ст. 12 Закона "О милиции", которую при желании можно применить почти всегда?

- Если у судебного пристава по ОУПДС имеется информация о том, что лицо, которое необходимо доставить в суд, к дознавателю или к судебному приставу-исполнителю, находится, например, у своей двоюродной сестры или у родителей, это и дает ему основания полагать, что такое лицо может быть там. Однако это положение Закона не дает право судебному приставу останавливать гражданина, скажем, на улице и проверять его документы. Действия судебного пристава должны быть обоснованны и проводиться только в рамках исполнительного производства. При совершении совместных рейдов с ГИБДД судебные приставы могут проверять документы граждан, удостоверяющие личность на наличие задолженностей по имеющейся базе данных должников.

Если у лица выявлена задолженность, ему предлагается погасить свой долг на месте. В случае отсутствия у должника денежных средств судебным приставом накладывается арест на его имущество для последующей реализации. Так, 4 августа 2009 года во время проведения совместного рейда с сотрудниками ГИБДД был наложен арест на автомобиль Volkswagen, водитель которого задолжал банку более 700 тысяч рублей. Судебные приставы по Наро-Фоминскому муниципальному району на погрузчике транспортировали машину для последующей оценки и реализации в счет погашения задолженности по кредиту.

Недавно в г. Красногорске Московской области проходил совместный рейд отдела судебных приставов по Красногорскому муниципальному району с сотрудниками ГИБДД. По итогам рейда владельцу автомобиля Nissan пришлось расстаться с автомобильным компрессором, на который судебные приставы наложили арест в счет погашения задолженности по штрафу ГИБДД в размере 100 рублей. У должника и этой суммы не оказалось с собой.

Зачем судебным приставам полномочия по задержанию граждан и проникновению в жилые помещения, ведь такие полномочия традиционно ассоциируются с силовыми ведомствами? Не могли ли соответствующие потребности Службы быть реализованы в порядке межведомственного взаимодействия, например, с органами МВД России? Или это ведомство работает недостаточно эффективно?

- Работа Службы судебных приставов основывается на Федеральных законах "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах" и на основании изменений в Федеральный закон "О судебных приставах", вступивших в силу 19.07.2009. Наше Управление тесно взаимодействует с различными ведомствами Московской области, с которыми заключены соглашения. Но к каждому исполнительному производству необходимо подходить индивидуально. Это, правда, не значит, что мы должны везде привлекать сотрудников милиции для вскрытия квартир или других помещений. Да, мы привлекаем участковых для наведения порядка, но по мере необходимости.

В случае противоправных действий со стороны должников судебный пристав составляет протокол об административном правонарушении. При воспрепятствовании лицом проведению исполнительных действий мы передаем его органам МВД.

Интервью провели

Алексей Каширин, газета "ЭЖ-Юрист"

Анатолий Гара, кандидат политических наук, юрист

Название документа