Государственное обеспечение гарантий независимости, самоуправления и финансирования адвокатской деятельности
(Грудцына Л. Ю.) ("Адвокат", 2009, N 7) Текст документаГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙ НЕЗАВИСИМОСТИ, САМОУПРАВЛЕНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Л. Ю. ГРУДЦЫНА
Грудцына Л. Ю., кандидат юридических наук, адвокат Московской коллегии адвокатов "Адвокат", доцент кафедры конституционного, административного и финансового права Академического международного института.
Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов. Обеспечивать соблюдение данных принципов, безусловно, призвано государство с помощью применения государственно-властного механизма ограничения (контроль за тем, чтобы адвокаты не выходили за рамки закона) и принуждения (воспрепятствование третьим лицам нарушать принцип независимости адвокатуры, а также вмешиваться в вопросы адвокатского самоуправления и корпоративных отношений). Ведущую роль в оказании населению квалифицированной юридической помощи играет адвокатура, организация и деятельность которой строятся на основе Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изм. и доп.) (далее - Закон об адвокатуре). Вместе с тем слабость институтов гражданского общества и обусловленные этим задачи адвокатуры по защите гражданского общества характерны для современной России и не слишком актуальны для сложившихся цивилизованных общественных систем <1>. -------------------------------- <1> См.: Баренбойм П., Резник Г., Мозолин В. Правовая реформа XXI века и адвокатура. М.: Юстицинформ, 2007. С. 22.
Авторитет института адвокатуры как одного из элементов судебной системы за последние пятнадцать лет существенно повысился. В Концепции судебной реформы РСФСР 1991 г. <2> констатировалось, что уровень развития адвокатуры - индикатор состояния демократии в обществе, один из признаков защищенности прав человека и формирования полноценного гражданского общества. Новые условия изменили роль и место адвокатуры в системе органов публичной власти, а также круг ее задач при защите прав и законных интересов граждан. -------------------------------- <2> См.: Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1 "О концепции судебной реформы в РСФСР" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1991. N 44. Ст. 1435.
До 2002 г. в России продолжала действовать советская система адвокатуры, урегулированная Положением об адвокатуре, утвержденным Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. (далее - Положение об адвокатуре) <3>. Принятие новых кодексов, прежде всего Уголовно-процессуального кодекса РФ, заметно изменило процессуальный статус адвоката, расширило его процессуальные права и привело к тому, что Положение 1980 г. стало препятствовать развитию института адвокатуры; в нем не были учтены современные тенденции развития адвокатуры, связанные с созданием новых организационных структур адвокатской деятельности, параллельным развитием сети организаций, оказывающих правовые услуги. Руководствуясь Положением об адвокатуре, было непросто реализовать нормы о квалифицированной юридической помощи, закрепленные в ст. 48 Конституции РФ. -------------------------------- <3> См.: Закон РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР" // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.
В развитие конституционной нормы в Законе об адвокатуре дано четкое определение основного направления адвокатской деятельности - оказание квалифицированной юридической помощи. Отметим, что необходимость принятия подобного рода акта давно была осознана как российским законодателем, так и участниками регулируемых правоотношений, но попытки найти компромисс между сторонниками "огосударствления" института адвокатуры и теми, кто видел в адвокатуре независимую от государства, самостоятельную организацию, затянули процесс принятия Закона об адвокатуре. Вместе с тем в результате дебатов вокруг проектов Закона в окончательный его вариант вошли только те нормы, которые получили одобрение большинства экспертов. А это, следовательно, не могло не сказаться на юридической технике данного Федерального закона. Как правильно отмечает А. Г. Кучерена, трудности юридического оформления института адвокатуры были обусловлены несколькими факторами. Во-первых, тем, что совершенствование адвокатской деятельности должно было быть вписано в канву судебно-правовой реформы. Кроме того, несомненно, что деятельность адвокатуры подлежит нормативному регулированию лишь в определенных пределах (понятие, принципы, гарантии) <4>. В остальном она должна была определяться внутрикорпоративными правилами и стандартами - кодексами адвокатской этики. И самое важное - Закон об адвокатуре должен был нормативно оформить складывающуюся в России систему адвокатуры как особого элемента гражданского общества - самоуправляемой, независимой корпорации профессионалов, на которую возложена публично-правовая обязанность - оказание квалифицированной юридической помощи. -------------------------------- <4> См.: Адвокатура в России: Учебник / Под ред. Л. А. Демидовой, В. И. Сергеева. М.: Юстицинформ, 2004. С. 71.
Напрямую взаимоотношениям адвокатского сообщества и государства посвящена статья 3 ("Адвокатура и государство") Закона об адвокатуре, согласно части 1 которой адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов. Обеспечивать соблюдение данных принципов, безусловно, призвано государство с помощью применения государственно-властного механизма ограничения (контроль за тем, чтобы адвокаты не выходили за рамки закона) и принуждения (воспрепятствование третьим лицам нарушать принцип независимости адвокатуры, а также вмешиваться в вопросы адвокатского самоуправления и корпоративных отношений). В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти: - обеспечивают гарантии независимости адвокатуры; - осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам России бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством; - при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи; - гарантируют и осуществляют социальное обеспечение адвокатов, предусмотренное для граждан Конституцией РФ. Государство призвано не контролировать и не надзирать за деятельностью адвокатуры, как это было в советские времена, а обеспечивать гарантии ее независимости. Подобный подход законодателя является значительной победой всего адвокатского сообщества в борьбе с государством за свою независимость <5>. -------------------------------- <5> См.: Адвокатура в России: Учебник. С. 71.
Субъекты, управомоченные осуществлять функцию государственного руководства адвокатурой, в истории ее организационного развития неоднократно менялись. К их числу относились: Министерство юстиции СССР, министерства юстиции союзных и автономных республик, управления НКЮ союзных республик при областных и краевых Советах депутатов трудящихся, а также исполкомы этих советов. Одновременно с указанными органами с 1922 по 1939 г. к участию в государственном руководстве адвокатурой привлекался и суд. В истории советской адвокатуры не было такого периода, когда государственное руководство ею осуществлялось только одним судом, хотя и сегодня существует взгляд на возможность привлечения суда к выполнению функции государственного руководства адвокатурой. Можно вспомнить, что привлечение суда к руководству адвокатурой в 1922 - 1939 гг. даже совместно с Министерством юстиции и исполкомами областных (краевых) Советов депутатов трудящихся и предоставление ему права принимать участие в рассмотрении дисциплинарных дел о проступках адвокатов поставили адвокатуру в зависимость от суда и привели к нежелательным последствиям. Так, по Положению о коллегии защитников от 5 июля 1922 г. постановления президиума коллегии по дисциплинарным делам могли быть обжалованы в президиум губисполкома. В те времена во многих местах установились ненормативные взаимоотношения суда с защитниками, что выражалось в неосновательном привлечении защитников к дисциплинарной ответственности, пренебрежительном и высокомерном отношении судебных работников к адвокатам, в подхалимстве и угодничестве адвокатов. Таковы были негативные последствия подчинения адвокатуры судебной власти <6>. -------------------------------- <6> См.: Баренбойм П., Резник Г., Мозолин В. Указ. соч. С. 24, 25.
Организация советской адвокатуры на началах независимости от суда и прокуратуры была впервые закреплена в 1939 г. Положением об адвокатуре СССР <7>. Профессор М. А. Чельцов в свое время писал: "Специфика адвокатской работы, ставящая адвокатов в необходимость соприкосновения с клиентами - тяжущимися и подсудимыми, требует сохранения самоуправляющейся адвокатской организации, независимой от тех органов - суда и прокуратуры, с которыми ее представители не только встречаются на общей для них работе, но и сталкиваются. Освобождение адвокатских коллегий из-под дисциплинарного надзора местных судов и передача всего комплекса вопросов адвокатуры в НКЮ имеют в этом отношении огромное принципиальное и практическое значение" <8>. -------------------------------- <7> Практика подтвердила, что только при такой организации создаются необходимые условия для выполнения адвокатами своих профессиональных обязанностей - служение защите прав граждан, их интересам, соблюдение законности. <8> См.: Чельцов М. Об адвокатской профессии и юридической природе советской адвокатуры // Советское государство и право. 1940. N 7. С. 124, 125.
К этому следует добавить, что нецелесообразность привлечения суда к выполнению функции государственного руководства адвокатурой вытекает не только из взаимоотношений органов управления, коллегий адвокатов и суда. На практике между судами и президиумами коллегии адвокатов, заведующими юридическими консультациями нередко возникали разногласия по различным вопросам, а именно: о причинах срывов судебных заседаний, об обеспечении требований судов выделить защитников, о дисциплинарной ответственности адвокатов в связи с частными определениями судов, которые не всегда были обоснованными. Причинами вынесения необоснованных частных определений являлись недооценка роли адвокатов в судебном процессе, перекладывание ответственности за срыв дел и неявку на процесс только на адвокатов, хотя нередко процессы срывались и по вине других участников, в том числе суда. Поэтому было неправильно уполномочивать суд решать спорные вопросы, вытекавшие из его взаимоотношений с адвокатурой. Неправильным был и сам факт вынесения в подобных случаях частных определений в отношении президиумов коллегий адвокатов, что противоречит статье 29 УПК РФ. Сегодня ситуация во взаимоотношениях адвокатуры с государственными органами резко изменилась: нет партийного "подхода", а отношения с Минюстом России постепенно приобретают цивилизованный характер. Хотя, если исходить из положений ранее действовавшего законодательства об адвокатуре, любой чиновник мог вмешиваться в любую сферу деятельности адвокатуры. В статье 32 Положения об адвокатуре РСФСР 1980 г. было записано, что Министерство юстиции в пределах своей компетенции контролирует соблюдение коллегиями адвокатов требований Закона об адвокатуре, данного Положения <9>, других актов законодательства, регулирующих деятельность адвокатуры; устанавливает порядок оплаты юридической помощи и, по согласованию с соответствующими ведомствами, условия оплаты труда адвокатов <10>. -------------------------------- <9> К сожалению, в конце 1990-х гг. наметилась другая тенденция - переход от безвластия и бездеятельности органов государственного управления в лице Минюста России, согласно действовавшему тогда Положению об адвокатуре РСФСР 1980 г., к руководству деятельностью адвокатуры в субъектах Федерации, вплоть до жесткого "зажима" адвокатуры, попыток взять ее под строгий государственный контроль. <10> См.: Бойков А. Д. Третья власть. Курск, 1999. С. 269.
31 марта 1992 г. Федеративный договор и Конституция РФ отнесли регулирование вопросов адвокатуры к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, что подразумевало наличие у последних полномочий на правовое управление данной сферой. Некоторые вопросы регулирования адвокатурой перешли сразу к субъектам Федерации, многие из которых, ввиду пассивности Минюста России, взяли всю полноту власти над адвокатурой в свои руки. В соответствии со статьей 73 Конституции РФ субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти при учреждении специализированных органов конституционного контроля - конституционных, уставных судов (палат), осуществляющих на их территории судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Утвержденные субъектами Федерации вопросы судопроизводства в этих органах могут регулировать допуск и участие адвокатов в рассмотрении дел. Государство во взаимоотношениях с адвокатурой имеет минимум три основных интереса в сфере ее деятельности: - повсеместное качественное оказание юридической помощи населению России, с тем чтобы каждый гражданин знал свои права и умел защищаться; на предварительном следствии и в суде обеспечение защитой как обвиняемых и подсудимых, так и потерпевших от преступлений; финансирование расходов на оказание помощи малоимущим; издание инструкции по оплате юридической помощи; - прием в члены коллегии адвокатов с той целью, чтобы в адвокатском корпусе работали ранее ни в чем не скомпрометировавшие себя квалифицированные юристы, отвечающие всем требованиям профессии адвоката; - создание нормальных условий для деятельности адвокатуры в России, обеспечение правовых и материальных гарантий адвокатам, освобождение адвокатских структур от налогов и сборов. Как верно отмечает Г. А. Смагин, принятие Закона об адвокатуре юридически оформило принадлежность адвокатуры к институтам гражданского общества и возложение на нее отдельных публично-правовых функций <11>. По мнению С. В. Степина, "подкрепить растущий авторитет адвокатуры можно лишь путем повышения качества и эффективности оказываемой адвокатами правовой помощи. Для этого необходимо создание адвокатуры качественно нового типа, основанной на историческом опыте как самой российской адвокатуры, так и на достижениях правового регулирования адвокатуры в цивилизованных государствах. В связи с этим реализация положений и принципов Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" остается одной из самых актуальных проблем проводимой судебной реформы в России" <12>. К сказанному необходимо добавить, что реализация положений Закона об адвокатуре должна осуществляться в комплексе с применением других нормативных правовых актов, обеспечивающих функционирование адвокатуры на территории России в настоящее время. -------------------------------- <11> См.: Смагин Г. А. Конституционно-правовые вопросы оказания юридической помощи в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 4, 5. <12> Цит. по: Адвокатская деятельность: Учеб.-практ. пособие / Под ред. В. Н. Буробина. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЭКМОС, 2003. С. 59.
Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит из Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", других федеральных законов, Кодекса профессиональной этики адвоката <13>, нормативных правовых актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации. -------------------------------- <13> Кодекс профессиональной этики адвоката, принят Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. // Бюллетень Минюста России. 2004. N 3.
Вместе с тем необходимо заметить, что в основе правового регулирования адвокатской деятельности и адвокатуры в России лежат не только принципы, закрепленные отечественным законодательством, но и общепризнанные стандарты, принятые в международном сообществе. Так, в соответствии с международным принципом добросовестного выполнения международных обязательств после официального признания, ратификации и одобрения международные договоры и общепризнанные нормы и принципы международного права имеют обязательную силу на территории России. Согласно части 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Тем самым государство, используя государственно-правовой механизм в сфере законодательного регулирования института адвокатуры и адвокатской деятельности, признает приоритет и необходимость ориентироваться на нормы международного права, чем поднимает нормы и стандарты деятельности российских адвокатов до международно-правовых норм и стандартов. Государство, с помощью легитимных направлений реализации государственно-правового механизма создавая благоприятный правовой режим (путем принятия национального законодательства, ратификации международных договоров и др.) для адвокатов, формирует и поддерживает российскую адвокатуру как важнейший институт гражданского общества. Более того, данная норма обеспечивает взаимодействие сообщества правовых государств на основе универсальных принципов и норм международного общения, обязательных для всех государств и иных субъектов международного права. Отметим, что весь ряд международных правовых актов, так или иначе участвующих в регулировании деятельности адвокатуры, можно разделить на три четко выраженные категории: - международные нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина, общего характера (например, Устав ООН 1945 г. <14>); -------------------------------- <14> См.: Устав Организации Объединенных Наций (г. Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.). Текст устава официально опубликован не был.
- международные нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию прав и свобод человека и гражданина, специального характера; - международные нормативные правовые акты, устанавливающие общие принципы оказания юридической помощи и деятельности адвокатов. Закон об адвокатуре призван обеспечить в ходе осуществления в России судебной реформы правовое регулирование вопросов деятельности адвокатуры, взаимодействия органов самоуправления адвокатов с государственными органами, должностными лицами и гражданами. Таким образом, его цель - расширить правовые и организационные возможности адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам <15>. -------------------------------- <15> См.: Адвокатская деятельность: Учеб.-практ. пособие. С. 61.
Закон об адвокатуре лишь частично оправдал надежды, которые возлагали на подобный акт теоретики и практики института адвокатуры. Как замечает по этому поводу Г. М. Резник, "когда после принятия Закона об адвокатуре тут же выясняется необходимость его корректировки, трудно избежать реакции в виде саркастических усмешек. Между тем подобную ситуацию не стоит драматизировать. Встречается она не столь редко и обычно обязана своим появлением стремлению примирить непримиримое, достичь компромисса там, где он объективно невозможен. Бывает, что огрехи допускаются на последней стадии шлифовки законопроекта - уже после того, как он прошел второе чтение: известно, что стилистическое "улучшение" часто меняет юридический смысл" <16>. Данные обстоятельства имели место и в процессе разработки, прохождения и принятия Закона об адвокатуре. В связи с этим сразу же после его принятия многие ученые заговорили о необходимости внесения в данный Федеральный закон поправок и изменений. -------------------------------- <16> Цит. по: Резник Г. М. "Настройка" Закона об адвокатуре: от правовой концепции к непротиворечивой практике // Российская юстиция. 2002. N 10.
Наиболее серьезные изменения в Закон об адвокатуре были внесены спустя два с половиной года после его вступления в законную силу Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Как отмечает А. Шаров, "поправки касаются не только уточнения некоторых терминов, но и таких принципиальных вопросов, как прекращение адвокатского статуса, а также изменение членства в адвокатских палатах" <17>. -------------------------------- <17> Цит. по: Шаров Г. А. Адвокат без статуса. Приняты изменения к Закону об адвокатуре // Российская газета. 2004. 23 дек.
Ряд нормативных правовых актов процессуального характера обоснованно можно включить в состав законодательства, регулирующего правоотношения в области адвокатской деятельности. Так, конкретные права и обязанности адвокатов при выполнении поручений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях регламентируются процессуальными кодексами: Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ. Здесь необходимо отметить, что в последнее время Конституционный Суд РФ неоднократно рассматривал различные процессуальные нормы, в соответствии с которыми адвокаты имели преимущественное право перед другими категориями юристов в области защиты интересов граждан в судах различных уровней. В частности, Конституционный Суд РФ отметил, что часть 5 ст. 59 АПК РФ в системной связи с пунктом 4 ст. 2 Закона об адвокатуре лишает возможности организации и частнопрактикующих юристов выполнять взятые по договору обязательства представлять интересы клиента в арбитражном суде в случаях, когда клиентом является не гражданин, а организация. При этом Конституционный Суд РФ, указывая на то, что в данном случае законодатель избрал критерием для ограничения допуска к участию в качестве представителей в арбитражном процессе не квалификационные требования, связанные с качеством юридической помощи и необходимостью защиты публичных интересов, а лишь организационно-правовую форму, в которой выступает участник судопроизводства, нуждающийся в юридической помощи, постановил: признать часть 5 ст. 59 АПК РФ не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 19 (ч. ч. 1 и 2), 46 (ч. 1), 55 (ч. 3) и 123 (ч. 3) в той мере, в какой она в системной связи с пунктом 4 ст. 2 Закона об адвокатуре в действующей системе правового регулирования исключает для выбранных организациями лиц, оказывающих юридическую помощь, возможность выступать в арбитражном суде в качестве представителей, если они не относятся к числу адвокатов или лиц, состоящих в штате этих организаций. Кроме процессуальных кодексов адвокатская деятельность регулируется некоторыми другими федеральными законами. Например, в статье 22 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматриваются дополнительные случаи оказания адвокатами юридической помощи бесплатно, в частности военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы. Другой пример - положения статьи 7 Закона РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", в которой устанавливаются дополнительные гарантии прав гражданина при оказании ему психиатрической помощи: право на помощь адвоката, встречи с адвокатом наедине, гарантия обеспечения администрацией лечебного учреждения возможности приглашения адвоката, гарантия тайны переписки с адвокатом. Правительство России и федеральные органы исполнительной власти также могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, регулирующим адвокатскую деятельность. В частности, в статье 14 Закона об адвокатуре предусмотрено создание региональных реестров адвокатов, порядок ведения которых определяется федеральным органом юстиции. Приказом министра юстиции РФ от 29 июля 2002 г. N 211 был утвержден Порядок ведения реестров адвокатов субъектов Федерации, регламентирующий вопросы внесения сведений о лицах, получивших статус адвоката, о приостановлении, возобновлении или прекращении статуса адвоката, оформления, выдачи, учета, хранения и уничтожения удостоверений адвоката. В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи Правительство РФ может принимать нормативные акты о финансировании деятельности труда адвокатов за счет государства и выделении адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи. Во исполнение статьи 25 Закона об адвокатуре было принято Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда", в соответствии с которым устанавливается не только размер вознаграждения адвоката, но и порядок компенсации адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам России. Отметим, что в формировании законодательства об адвокатской деятельности существенную роль играет такой орган исполнительной власти, как Министерство юстиции РФ, нормативные акты которого в данной области регулируют и формальные стороны адвокатской деятельности, и существенные вопросы, касающиеся, например, оплаты услуг адвокатов <18> или осуществления на территории России деятельности адвокатов иностранных государств <19>. -------------------------------- <18> См.: Приказ Минюста России N 257, Минфина России от 6 октября 2003 г. N 89н "Об утверждении Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда, в зависимости от сложности уголовного дела" // Российская газета. 2003. N 211. <19> См.: Приказ Минюста России от 12 января 2004 г. N 2 "Об утверждении формы и порядка предоставления выписки из реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. N 6.
Обозревая федеральное законодательство, принятое в развитие норм Закона об адвокатуре, заметим, что данный сегмент всего российского законодательства об адвокатуре является наиболее "молодым" и самым перспективным. Представляется, что в дальнейшем вполне обоснованно осуществлять регулирование на основе указанного Закона посредством принятия Министерством юстиции РФ федеральных актов. При этом необходимо заметить, что подобное законотворчество никоим образом не должно означать постановку адвокатуры под юрисдикцию того же Минюста России: данное министерство по своему профилю вполне может создавать адекватную реакцию федерального законодателя на любые изменения в области адвокатской деятельности. Особенно подробно следует остановиться на реализуемом в форме принятия нормативных правовых актов государственно-правовом механизме организации компенсационных выплат адвокатам за оказанную ими в порядке части 2 ст. 48 Конституции РФ бесплатную юридическую помощь. В соответствии со статьей 50 УПК РФ и во исполнение статьи 25 Закона об адвокатуре было принято Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 400 "О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда" <20> (в ред. Постановления Правительства РФ от 28 сентября 2007 г. N 625). Согласно пункту 1 документа размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, составляет за один день участия не менее 275 руб. и не более 1100 руб., а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным или выходным днем, а также в ночное время - не менее 550 руб. и не более 2200 руб. -------------------------------- <20> СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2925.
Таким образом, государство, посредством нормы Закона обязывая адвокатов в определенных случаях оказывать населению бесплатную юридическую помощь, берет на себя обязательство компенсировать адвокатам понесенные ими в процессе такой работы расходы. Иными словами, государство, возлагая определенные обязательства на адвокатуру, накладывает обязательство и на себя - оказывать финансовую поддержку адвокатам. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 445 "О порядке оказания адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами" был принят Приказ ФСО России от 23 января 2006 г. N 28 "О порядке осуществления выплат адвокатам в качестве вознаграждения и (или) компенсации расходов при оказании ими юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами" <21> (в ред. Приказа ФСО России от 12 ноября 2007 г. N 530). -------------------------------- <21> Российская газета. 2006. N 42.
Согласно пункту 1 данного Приказа выплаты адвокатам в качестве вознаграждения и (или) компенсации расходов при оказании ими юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, установленным федеральными законами, осуществляются в соответствии с Правилами оказания адвокатами юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 445. Решение о выплате принимает командир (начальник) воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу, на основании соглашения (гражданско-правового договора, заключенного в простой письменной форме между военнослужащим (уполномоченным им лицом) и адвокатом (адвокатами), об оказании юридической помощи военнослужащему), подписанных сторонами актов о выполнении в соответствии с этим соглашением работ, которые прилагаются к сопроводительному письму, оформленному на бланке адвокатского образования и заверенному печатью. Согласно пункту 3 Приказа ФСО России от 23 января 2006 г. N 28 выплаты производят финансовые аппараты федеральных органов государственной охраны, в которых военнослужащие состоят на денежном довольствии, в размерах, указанных в соглашении, но не свыше установленных Правилами, на основании документов и решения командира (начальника) воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу, путем перечисления денежных средств на текущий (расчетный) счет адвокатского образования в течение 30 дней со дня получения воинской частью документов. Согласно Приказу Министра обороны РФ от 13 октября 2005 г. N 430 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат адвокатам в качестве вознаграждения и (или) компенсации расходов при оказании ими юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами" <22> (в ред. Приказа Министра обороны РФ от 22 октября 2007 г. N 439), заместители Министра обороны РФ, начальники служб Министерства обороны РФ, главнокомандующие видами Вооруженных Сил РФ, командующие войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил РФ, начальники главных и центральных управлений Министерства обороны РФ, командующие объединениями, командиры соединений и воинских частей, начальники организаций Вооруженных Сил РФ, военные комиссары обязаны обеспечить с 4 августа 2005 г. (дата вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 445) выплату адвокатам в качестве вознаграждения и (или) компенсации расходов при оказании ими юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами. -------------------------------- <22> Российская газета. 2005. N 268.
В соответствии с пунктом 3 Приказа от 15 октября 2007 г. Министерства юстиции РФ N 199, Министерства финансов РФ N 87н "Об утверждении Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела" <23> время занятости адвоката исчисляется в днях, в которые адвокат был фактически занят выполнением поручения по соответствующему уголовному делу независимо от длительности работы в течение дня по данному уголовному делу, в том числе в течение нерабочего праздничного или выходного дня, ночного времени. -------------------------------- <23> Российская газета. 2007. N 241.
Рассмотрим особенности механизма налогообложения адвокатских образований в России как одного из основных направлений реализации государственно-правового механизма формирования и поддержки института адвокатуры и адвокатской деятельности. В соответствии с пунктом 6 ст. 244 гл. 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ <24> был принят Приказ Министерства финансов РФ от 6 февраля 2006 г. N 23н "Об утверждении формы "Данные об исчисленных суммах единого социального налога с доходов адвокатов" и рекомендаций по ее заполнению". -------------------------------- <24> СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; 2001. N 1. Ст. 18; 2002. N 1. Ст. 4; N 22. Ст. 2026; 2003. N 1. Ст. 2; 2004. N 30. Ст. 3088.
Согласно пункту 2 Рекомендаций по заполнению данных об исчисленных суммах единого социального налога с доходов адвокатов (приложение N 2 к Приказу Министерства финансов РФ от 6 февраля 2006 г. N 23н), данные за налоговый период представляются коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, юридическими консультациями в налоговый орган лично, или направляются в виде почтового отправления с описью вложения, или передаются по телекоммуникационным каналам связи. В соответствии с пунктом 7 ст. 244 НК РФ Приказом ФНС России от 22 ноября 2007 г. N ММ-3-05/645@ "Об утверждении формы справки о суммах единого социального налога, уплаченных за истекший налоговый период коллегией адвокатов, адвокатским бюро или юридической консультацией за адвоката" была утверждена форма Справки о суммах единого социального налога, уплаченных за истекший налоговый период коллегией адвокатов, адвокатским бюро или юридической консультацией за адвоката. Согласно письму ФНС России от 30 мая 2007 г. N 04-2-03/000487 "О профессиональных налоговых вычетах адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты", право на получение профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных в статье 221 НК РФ, имеют налогоплательщики, зарегистрированные в установленном порядке и ведущие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, частнопрактикующие нотариусы и другие лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой. Профессиональные налоговые вычеты указанным лицам предоставляются в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от осуществляемой деятельности. Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности. Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 ст. 1 Закона об адвокатуре адвокатская деятельность не является предпринимательской, при этом в пункте 1 ст. 2 данного Закона установлено, что адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности. Аналогичные ограничения установлены и в отношении нотариальной деятельности, которая не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Следовательно, вышеуказанная норма о применении профессионального налогового вычета в размере 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности, не распространяется на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, частнопрактикующих нотариусов и других лиц, занимающихся в установленном законодательством порядке частной практикой, но не имеющих статуса индивидуального предпринимателя и не внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Таким образом, указанные налогоплательщики могут получить профессиональные налоговые вычеты в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением доходов от занятия частной практикой. В письме ФНС России от 19 апреля 2006 г. N 04-2-02/306@ "Налогообложение доходов адвокатов, полученных за работу в адвокатской палате" разъясняется: в статье 226 НК РФ определено, что российские организации (включая адвокатские палаты), от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию из доходов налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц. Исчисление сумм и уплата налога на доходы производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых выступает налоговый агент, за исключением доходов, исчисление и уплата налога на которые осуществляются в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 НК РФ с зачетом ранее удержанных сумм налога. Исчисление сумм налога производят налоговые агенты нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка в размере 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога. В письме ФНС России от 20 февраля 2006 г. N ГВ-6-05/186@ "О налогообложении единым социальным налогом доходов адвокатов, осуществляющих профессиональную деятельность в адвокатском кабинете" <25> разъясняется, что расчет налога по итогам налогового периода производится налогоплательщиками, указанными в подпункте 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, за исключением адвокатов, т. е. индивидуальными предпринимателями, самостоятельно, исходя из всех полученных в налоговом периоде доходов с учетом расходов, связанных с их извлечением, и ставок, указанных в пункте 3 ст. 241 НК РФ. -------------------------------- <25> Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2006. N 7.
Положения пункта 6 ст. 244 НК РФ относятся к адвокатам, осуществляющим в течение налогового периода профессиональную деятельность в коллегиях адвокатов, адвокатских бюро или юридических консультациях, и не могут быть применены к адвокатам, ведущим профессиональную деятельность в адвокатском кабинете, которые тем не менее статьей 235 НК РФ отнесены к налогоплательщикам единого социального налога. Таким образом, основные направления реализации государственно-правового механизма формирования и поддержки института адвокатуры и адвокатской деятельности можно представить в виде следующей таблицы.
Государственно-правовой механизм
формирования института поддержки института адвокатуры и адвокатуры и адвокатской адвокатской деятельности деятельности
Закрепление в Федеральном законе Закрепление в Федеральном законе высоких профессиональных высоких профессиональных требований (условий) к лицу, требований к лицу, получившему претендующему на получение статус адвоката и статуса адвоката осуществляющему адвокатскую деятельность
Наличие у претендента на И этим вопросам посвящена статья получение статуса адвоката "Издание нормативных правовых высшего юридического образования актов, регламентирующих порядок оказания адвокатами юридической помощи бесплатно"
Наличие у претендента на Финансирование расходов на получение статуса адвоката стажа оказание помощи малоимущим; работы не менее двух лет по осуществление финансирования юридической специальности либо деятельности адвокатов, стажировки в адвокатском оказывающих юридическую помощь образовании в течение не менее российским гражданам бесплатно в одного года случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации
Необходимость успешной сдачи Организация на территории России квалификационного экзамена, адвокатских палат субъектов принятия присяги и получения Федерации и Федеральной палаты адвокатского удостоверения для адвокатов РФ - начала адвокатской практики общероссийской негосударственной некоммерческой организации, объединяющей адвокатские палаты субъектов Федерации на основе обязательного членства
Обязательное присутствие в Создание механизма контроля над квалификационной комиссии формами и сроками компенсации адвокатской палаты субъекта адвокатам понесенных расходов Федерации при сдаче экзамена (Приказ Министерства юстиции РФ представителей Минюста России и от 15 октября 2007 г. N 199, судейского корпуса Министерства финансов РФ N 87н)
Создание нормальных условий для деятельности адвокатуры, обеспечение правовых и материальных гарантий адвокатам
Обеспечение реализации гарантий законности, независимости, самоуправления и корпоративности адвокатуры, а также принципа равноправия адвокатов
Проведение особой налоговой политики в отношении адвокатских образований, включающей освобождение некоторых адвокатских структур от налогов и сборов
Гарантирование и осуществление социального обеспечения адвокатов, предусмотренного для граждан Конституцией РФ
При необходимости выделение адвокатским образованиям служебных помещений и средств связи
На основании изложенного сделаем следующие выводы. Во-первых, к основным направлениям реализации государственно-правового механизма формирования и поддержки института адвокатуры и адвокатской деятельности следует относить: а) наличие существующей и принятие необходимой законодательной базы (как национальной, так и ратификации международных правовых актов) для деятельности адвокатуры в качестве самостоятельного независимого и самоуправляемого института гражданского общества (Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"; Уголовно-процессуального кодекса РФ; Гражданского процессуального кодекса РФ; Арбитражного процессуального кодекса РФ); б) установление специальной процедуры получения статуса адвоката (допуск и сдача квалификационного экзамена, принесение присяги, получение удостоверения адвоката, присоединение к одной из адвокатских палат субъектов Федерации, занесение сведений об адвокате в региональный реестр адвокатов); в) провозглашение государственных гарантий независимости и защиты адвоката и членов его семьи в случае нарушения их прав и свобод; г) установление механизма и государственных гарантий компенсации адвокатам расходов, понесенных ими в ходе оказания бесплатной юридической помощи (в частности, Приказ Министра обороны РФ от 13 октября 2005 г. N 430 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат адвокатам в качестве вознаграждения и (или) компенсации расходов при оказании ими юридической помощи военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, по вопросам, связанным с прохождением военной службы, а также по иным основаниям, установленным федеральными законами"); д) формирование механизма государственного контроля над формами и сроками компенсации адвокатам понесенных расходов (в частности, Приказ Министерства юстиции РФ от 15 октября 2007 г. N 199, Министерства финансов РФ N 87н "Об утверждении Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела"); е) принятие специального налогового законодательства (благоприятного налогового режима) об организационно-правовых формах деятельности адвокатских образований, подразумевающего следующее: - налоговыми агентами адвокатов по уплате ЕСН являются адвокатские образования, в которых они состоят (коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации), что освобождает адвокатов, кроме учредивших адвокатский кабинет, от самостоятельной уплаты налога; - право адвокатов, учредивших адвокатский кабинет, на получение специальных профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением доходов от осуществляемой деятельности (а не 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности, как установлено общей нормой); ж) материально-техническое и методическое оснащение юридических консультаций, созданных в форме учреждений, в случае если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на данной территории, составляет менее двух на одного федерального судью. Во-вторых, государственно-правовой механизм формирования и поддержки адвокатуры как важнейшего института гражданского общества в сфере оказания квалифицированной юридической помощи реализуется по крайней мере в трех основных направлениях: а) повсеместное качественное оказание юридической помощи населению России, с тем чтобы каждый гражданин знал свои права и умел защищаться; обеспечение защитой на предварительном следствии и в суде как обвиняемых и подсудимых, так и потерпевших от преступлений, финансирование расходов на оказание помощи малоимущим; издание инструкции по оплате юридической помощи; б) прием в члены коллегии адвокатов, направленный на то, чтобы в адвокатском корпусе работали ранее не скомпрометировавшие себя ни в чем квалифицированные юристы, отвечающие всем требованиям профессии адвоката; в) создание нормальных условий для деятельности адвокатуры в России, обеспечение правовых и материальных гарантий адвокатам, освобождение адвокатских структур от налогов и сборов.
Библиография
Адвокатура в России: Учебник / Под ред. Л. А. Демидовой, В. И. Сергеева. М.: Юстицинформ, 2004. Адвокатская деятельность: Учеб.-практ. пособие / Под ред. В. Н. Буробина. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: ЭКМОС, 2003. Баренбойм П., Резник Г., Мозолин В. Правовая реформа XXI века и адвокатура. М.: Юстицинформ, 2007. Бойков А. Д. Третья власть. Курск, 1999. Резник Г. М. "Настройка" Закона об адвокатуре: от правовой концепции к непротиворечивой практике // Российская юстиция. 2002. N 10. Смагин Г. А. Конституционно-правовые вопросы оказания юридической помощи в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. Чельцов М. Об адвокатской профессии и юридической природе советской адвокатуры // Советское государство и право. 1940. N 7. Шаров Г. А. Адвокат без статуса. Приняты изменения к Закону об адвокатуре // Российская газета. 2004. 23 дек.
Название документа