История прокурорского надзора в России, надзора за соблюдением прав и свобод военнослужащих

(Трофимов Н. И.) ("Военно-юридический журнал", 2009, N 8) Текст документа

ИСТОРИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА В РОССИИ, НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Н. И. ТРОФИМОВ

Трофимов Н. И., соискатель кафедры прокурорской деятельности Уральской государственной юридической академии, полковник юстиции запаса.

Для полного и всестороннего исследования проблем надзора органов военной прокуратуры за исполнением законодательства о соблюдении прав и свобод военнослужащих необходимо проследить путь исторического развития как органов прокуратуры в целом в Российской Федерации, так и военной прокуратуры, в первую очередь возникновение и преобразование ее правозащитных функций. Слово прокурор происходит от латинского "procurare" - заботиться <1>. -------------------------------- <1> Юридическая энциклопедия. М., 1997. С. 370.

Прокуратура как орган надзора за исполнением законов создана во Франции ордонансом от 25 марта 1302 г. короля Филиппа IV. Прокуратура возникла из потребностей и интересов королевской власти и всецело зависела от нее, а прокуроры назывались "людьми короля" <2>. Генерал-прокурор являлся в точном и полном смысле глазами короля, через посредство которых король мог следить за правильностью хода всего государственного механизма <3>. Таким образом, прокуратура защищала права государства в лице монарха. -------------------------------- <2> Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М., 1889. С. 412. См. также: Савенков А. Н. Прокурорский надзор: Учебно-методическое пособие. Иркутск, 1999. С. 5. <3> Веретенников В. И. Очерки истории генерал-прокуратуры доекатерининского времени. Харьков, 1915. С. 27.

В допетровской России не существовало прокуратуры в нынешнем ее понимании. До начала XVIII в. функции надзора в России по Судебнику 1497 г. выполняли Боярская дума, опричнина (при царе Иване Грозном), однако их роль была практически сведена к нулю. Функцию надзора выполняли и многочисленные приказы - Челобитный, Приказ тайных государевых дел, Приказ "что на сильных челом бьют", Счетный приказ <4>. -------------------------------- <4> Казанцев С. М. История царской прокуратуры. СПб., 1993. С. 8 - 9.

Особое место среди них занимал Приказ тайных дел, который осуществлял контроль за исполнением своих обязанностей должностными лицами в войсках, руководил подавлением восстаний и упреждал волнения. Согласно Соборному уложению 1649 г. во время сбора и в военное время суд над ратными людьми осуществляли полковые командиры или по их назначению - полковые судьи, а также стрелецкие сотенные головы и другие воинские начальники. В мирное время ратные люди жили по своим поместьям и дворам и за преступления несли ответственность перед приказами, воеводами, губными и земскими старостами, т. е. общими судебными органами, функции которых выполняли местные органы администрации. Указом Петра I от 2 марта 1711 г. "Об обязанностях Сената" была введена должность фискалов, которым было предписано "над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, также сбор казны и прочего" <5>. Одновременно в штаты регулярных полков вводились должности военных юристов-аудиторов, которые были советниками (юридическими консультантами) командиров-судей и помогали осуществлять правосудие в войсках. Назначенные военным командованием из числа строевых офицеров председатель и члены военных судов не имели юридической подготовки, поэтому устав определял: "того ради держать при войсках генерал, обер и полковых аудиторов, от которых весьма требуется добрее искусство в правах... разуметь правду, быть добрым юристом", что послужило началом "проведения юридического элемента в войска". -------------------------------- <5> ПСЗ. Т. 4. N 2331.

В обязанности войсковых фискалов, согласно Воинскому уставу, входил надзор за злоупотреблениями по службе и возбуждением обвинения в нижнем и верхнем военных судах. В связи с тем что тайный надзор не принес ожидаемых результатов, Петр I ввел гласное дежурство штаб-офицеров гвардии для надзора за поведением сенаторов, но они не могли вникнуть в сущность рассматриваемых вопросов, а лишь следили за внешним порядком. Указом от 17 марта 1714 г. "О фискалах и их деятельности и действиях" были подробно определены организация и обязанности фискалата <6>. Основной обязанностью фискалов являлся тайный надзор монарха за действиями всех должностных лиц прежде всего в целях борьбы с казнокрадством и взяточничеством. Кроме этого, фискалат не был способен предупреждать нарушение закона <7>. -------------------------------- <6> ПСЗ. Т. 5. N 2786. <7> См.: Даев В. Г., Маршунов М. Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 1990. С. 10.

Указом Петра I от 12 января 1722 г. <8> с реорганизацией Сената учреждена система прокуратуры, были установлены должности генерал-прокурора и обер-прокурора при Сенате, прокуроров в коллегиях, с общей подчиненностью генерал-прокурору. Предназначение созданного органа Петр I определил относительно генерала-прокурора словами: "...сей чин, яко око наше и стряпчий о делах государственных, того ради надлежит верно поступать, ибо перво на нем взыскано будет" <9>. Сущность прокурорской деятельности заключалась в широких контрольных функциях, осуществляемых в интересах монарха, и обозначалась термином "инстиговать". -------------------------------- <8> ПСЗ. Т. 6. N 3877. <9> Памятники русского права. Вып. 8. М., 1961. С. 218.

Создавая прокуратуру, Петр I полагал, что прокуратура должна стоять на страже интересов государя, государства, церкви и всех граждан. При возложении на генерал-прокурора надзора за соблюдением интересов государства и исполнением законов Петр говорил и о защите интересов граждан, об охране их прав, предоставленных законом. 17 апреля 1722 г. он издал Указ "О хранении прав гражданских", в котором изложил требования по защите прав граждан наряду с управлением государством. Указом от 27 апреля 1722 г. наряду с введением должности генерал-прокурора учреждались должности прокуроров военной (воинской) и морской (адмиралтейской) коллегий, которые были обязаны "...смотреть, чтобы дела отправлялись по указам и регламентам, наблюдать, чтобы коллегия в судах и расправе поступала праведно, останавливать исполнение дел, несогласных с законом, смотреть за исполнением своей должности фискалами" <10>. Таким образом, 1722 г. можно считать годом основания как территориальных, так и военной прокуратуры. -------------------------------- <10> Указ от 27 апреля 1722 г. // Российское законодательство X - XX вв. Т. 4. Законодательство периода становления абсолютизма. М., 1986. С. 194 - 199.

24 февраля 1727 г. были упразднены надворные суды, а вместе с ними и должности состоявших при них прокуроров, а в последующем были ликвидированы прокурорские должности в большинстве коллегий, т. е. прокуратура как ведомство практически прекратила свое существование. Однако 2 октября 1730 г. должности генерал-прокурора и прокуроров в коллегиях и надворных судах были восстановлены. Таким образом, прокуратура выполняла те же функции, что и создаваемая Петром I. Глава 27 "Учреждения для управления губерний Российской империи" от 7 ноября 1775 г. "О прокурорской и стряпческой должности" посвящена организации прокуратуры в губерниях и непосредственно в судебных местах <11>. Прокуроры должны были осуществлять общий (административный) надзор за соблюдением законности, однако без права непосредственного участия в разрешении дел и принесения протеста. В случае обнаружения тех или иных нарушений закона прокуроры могли лишь доводить об этом до сведения губернского правления и генерал-прокурора <12>. -------------------------------- <11> Памятники русского права. Выпуск 8. М., 1961. С. 146. <12> Даев В. Г., Маршунов М. Н. Основы теории прокурорского надзора. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990. С. 14.

Министр юстиции Г. Р. Державин, основываясь на "Учреждении о губерниях и законах" от 8 сентября 1802 г., подготовил и 22 сентября 1802 г. направил губернским прокурорам циркулярный ордер из семи пунктов. В п. 1 говорилось: "О всяком акте присутственного места, противоречащем закону или наносящем вред интересам службы или ущербу интересов Императорского величества или народа, губернский прокурор обязан, не приостанавливая исполнения, сообщить губернскому правлению и одновременно своему министру". Сенатским указом от 15 декабря 1802 г. циркулярный ордер подтвержден и стал обязательным для исполнения всеми присутственными местами <13>. -------------------------------- <13> ПСЗ Российской империи. СПб., 1830. Т. 27. N 20552. С. 397. См. об этом: Орлов Ю. Г. По стезе правды и законов (генерал-прокурор Г. Р. Державин) // Законность. 1993. N 9 (707). С. 43.

По актам XVIII - середины XIX столетий на лиц прокурорского надзора возлагались обязанности по надзору за деятельностью Сената, коллегий, судов, губернаторов и их канцелярий, ряда других учреждений. В последующем на прокуратуру были возложены и различные административные функции, что все больше превращало ее из органа надзора в орган государственного управления. Это показывает, что целью создания прокуратуры являлось не уголовное преследование, а общий (административный) надзор. Характеризуя этот период деятельности прокуратуры, известный русский ученый Н. В. Муравьев писал: "Затрудненные своим неясным и невыгодным положением, разбрасываясь в многообразии обязанностей, ослаблявшем все учреждения, благонамереннейшие и способнейшие из прокуроров сами сознавали, что "один в поле не воин" и что стесненный в своих проявлениях и конечном воздействии, правильный надзор везде и за всеми есть фикция, нечто отвлеченное и недостаточное..." <14>. -------------------------------- <14> Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т. 1. С. 433 - 435.

Судебная реформа 1864 г. закрепила основополагающие принципы деятельности прокуратуры. При этом прокуратура лишалась полномочий по общему надзору за соблюдением законности. Статьей 135 Учреждения судебных установлений 1864 г. было закреплено: "Предметы занятий лиц, коим вверен прокурорский надзор, ограничить делами судебного ведомства" <15>. Как отмечает В. Г. Лебединский, основной причиной свертывания деятельности прокуратуры в области надзора за законностью действий администрации было то, что этот надзор стал не нужен, так как он "связывал руки" "всесильной администрации, верно стоящей на страже интересов дворянства и буржуазии" <16>. -------------------------------- <15> Учреждения судебных установлений. Российское законодательство X - XX вв. М., 1991. Т. 8. С. 33 - 34. <16> Лебединский В. Г., Каленов Ю. А. Прокурорский надзор в СССР. С. 291.

Судебная реформа 1864 г. окончательно закрепила свертывание деятельности прокуратуры и как органа надзора, и как органа управления <17>. -------------------------------- <17> Звягинцев А. Г., Орлов Ю. Г. Под сенью русского орла. Российские прокуроры. Вторая половина XXI - начало XX в. М., 1996.

Данные нормы вызывали сожаление. Так, известный русский правовед А. Ф. Кони писал: "Упразднение прав и обязанностей по надзору за ходом несудебных дел следует признать большой ошибкой составителей судебных уставов. Совершенное изменение в характере деятельности, быть может, и выходило красивым с теоретической точки зрения, но и противоречило условиям нашей административной жизни и шло вразрез с внутренними потребностями нашего губернского строя" <18>. -------------------------------- <18> Кони А. Ф. За последние годы. СПб., 1898.

Тем не менее ряд авторов делают ошибку, считая, что прокуроры после 1864 г. стали осуществлять только обвинительную функцию в судах <19>. Участие прокурора в рассмотрении в судах уголовных дел являлось главной, но не единственной функцией прокуратуры. Помимо ее прокуратура осуществляла, правда в очень ограниченных формах, общий (административный) надзор, который под влиянием общественного мнения правительство вынуждено было возродить, однако ни о каком реальном вмешательстве в административные дела не могло быть и речи <20>. -------------------------------- <19> Смирнов А. Ф. Прокуратура и проблемы управления. М., 1997. С. 16 - 17. <20> Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. С. 369 - 373, 402 - 404; Даев В. Г., Маршунов М. Н. Основы теории прокурорского надзора. Л., 1990. С. 15 - 16.

Министр юстиции (генерал-прокурор) Н. В. Муравьев в Наказе чинам прокурорского надзора выделил участие в некоторых делах административного ведомства, а именно: наблюдение в губернских присутствиях по крестьянским, по воинской повинности в качестве отдельной отрасли прокурорского надзора, а формами проявлений деятельности прокурорского надзора: 1) канцелярское делопроизводство; 2) заключения по делам <21>. -------------------------------- <21> Наказ министра юстиции генерал-прокурора Н. В. Муравьева чинам прокурорского надзора. СПб., 1896. С. 3.

Проводимые в России реформы прокуратуры создали предпосылки к необходимости образования органов военной прокуратуры. 28 мая 1867 г. император Александр II утвердил Военно-судебный устав, установивший пост главного военного прокурора и должность главного военно-морского прокурора, и была сформирована "вертикаль" военной прокуратуры. Таким образом, Александр II является основоположником создания военно-прокурорских органов в России. Однако военная прокуратура, как и вся система прокуратуры, не являлась самостоятельным государственным органом, а входила в состав суда. Так, при Главном военном суде находился военный генерал-прокурор с заместителями. В отделениях Главного военного суда полагались заместитель генерал-прокурора с помощниками. Военный прокурор и его помощники находились при каждом постоянном военном суде. В отличие от прокуроров при территориальных судах, военным прокурорам не предоставлялось право возбуждать уголовное преследование против военнослужащих. Можно было только сообщить об обнаруженном преступлении соответствующему военному начальнику, и, в случае оставления последним такого сообщения без последствий, военный прокурор должен был донести об этом непосредственному высшему начальству и главному военному прокурору <22>. -------------------------------- <22> Савенков А. Н. Военная прокуратура: история и судьбы. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2004. С. 304.

Все чины военно-прокурорского надзора были связаны особой иерархической подчиненностью, а в целом подчинены военному министру, который был наделен правом личного доклада государю по делам Военно-судного управления. Военный министр участвовал в законодательной деятельности. Это выражалось в праве законодательной инициативы, в праве обсуждения законопроектов в Военном совете, в Государственном Совете и в Государственной Думе. В таком виде военная прокуратура действовала до Октябрьской революции, а в период становления советской власти была упразднена. Декретом СНК РСФСР от 24 ноября 1917 г. "О суде", получившим название "Декрет о суде N 1", институт прокурорского надзора был ликвидирован. В нем указывалось: "Упразднить доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора" <23>. -------------------------------- <23> СУ РСФСР. 1917. N 4. Ст. 50.

На основании этого же Декрета создавались новые советские суды, но прокуратуры в создаваемом государственном механизме не было. В сложной обстановке перехода от Гражданской войны к мирному строительству и осуществления новой экономической политики возникла объективная необходимость создания самостоятельного государственного органа по надзору за соблюдением законов. Теоретические основы организации прокурорского надзора и назначение революционной законности в Советской России были сформулированы выдающимся русским юристом В. И. Лениным в работе "О "двойном" подчинении и законности" <24>. -------------------------------- <24> Ленин В. И. ПСС. Т. 45. С. 197 - 201.

Ленинские идеи о прокуратуре нашли свое воплощение в Положении о прокурорском надзоре от 28 мая 1922 г. Этим актом на прокуратуру возлагалось осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих законов постановлений (ч. 2 ст. 1) <25>. Таким образом, основной задачей ставилось уголовное преследование виновных, а затем отмена незаконных актов, в том числе нарушающих права трудящихся. -------------------------------- <25> СУ РСФСР. 1922. N 44. Ст. 539.

Этим же актом в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная военная прокуратура. Таким образом, прокуратура не стала самостоятельным государственным органом, а входила в качестве отдела в Народный комиссариат юстиции РСФСР, руководитель которого одновременно являлся и прокурором республики. Положение о судоустройстве РСФСР, введенное Постановлением ВЦИК на IV сессии IX созыва 11 ноября 1922 г. <26>, в ст. 6 установило, что для надзора за общим соблюдением законов, непосредственного наблюдения за производством предварительного следствия и дознания, поддержания обвинения на суде действует государственная прокуратура. -------------------------------- <26> СУ РСФСР. 1922. N 69. Ст. 902.

В последующие годы шел процесс становления прокурорского надзора уже в рамках СССР, и одной из важных вех на пути этого процесса стало создание прокуратуры Верховного Суда СССР. В соответствии с Положением о Верховном Суде СССР от 23 ноября 1923 г. учреждалась прокуратура Верховного Суда, определялись ее функции, правомочия, структура и штаты (раздел VII, ст. 21) <27>. В этом акте из возложенных на прокурора Верховного Суда СССР направлений деятельности был предусмотрен общий надзор. -------------------------------- <27> Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1923. N 10. Ст. 311.

В соответствии с Конституцией СССР 1924 г. учреждался Верховный Суд СССР и при нем пост прокурора Верховного Суда СССР, но его полномочия принципиально не изменились <28>. -------------------------------- <28> Вестник ЦИК и СТО Союза ССР. 1924. N 2. Ст. 24.

Впервые непосредственно о защите прав граждан средствами прокурорского надзора было сказано в циркуляре НКЮ от 4 февраля 1924 г. N 23 об утверждении Инструкции о правах и обязанностях прокурора по трудовым делам при Верховном Суде РСФСР <29>. В развитие этого акта Наркоматом труда и НКЮ 14 мая 1924 г. была издана Инструкция о взаимоотношениях трудовой прокуратуры с местными органами НКТ, в которой общий надзор был ориентирован на предупреждение нарушений норм трудового законодательства и борьбы с его нарушителями <30>. О надзоре за законностью действий органов советской власти, государственных и общественных учреждений и частных лиц, который возлагался на прокуратуру союзных и автономных республик, устанавливал п. 14 Основ судоустройства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. <31>. -------------------------------- <29> Еженедельник советской юстиции. 1924. N 5. С. 119. <30> Еженедельник советской юстиции. 1924. N 23 - 24. С. 571. <31> СЗ СССР. 1924. N 23. Ст. 203.

Первым законодательным актом, подробно регламентирующим организацию и деятельность военной прокуратуры, явилось Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре, утвержденное Постановлением ЦИК и СНК СССР 20 августа 1926 г. <32>. Пунктом 16 на военную прокуратуру было возложено осуществление общего надзора за законностью действий всех должностных лиц и учреждений РККА и опротестование нарушающих закон приказов, циркуляров, постановлений и иных распоряжений, за исключением оперативных. -------------------------------- <32> СЗ СССР. 1926. N 57. Ст. 413.

30 января 1929 г. в Положение внесены значительные изменения, возложив на военную прокуратуру общий надзор за законностью действий не только должностных лиц РККА, но и должностных лиц военизированной охраны путей сообщения Народного комиссариата путей сообщения СССР, а равно военизированной охраны предприятий и сооружений, имеющих особое государственное значение <33>. -------------------------------- <33> СЗ СССР. 1929. N 13. Ст. 106. См. также: Савенков А. Н. Военная прокуратура: история и судьбы. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2004. С. 67.

В Положении о Верховном Суде Союза ССР и Прокуратуре Верховного Суда Союза ССР, утвержденном 24 июля 1929 г., Постановлением ЦИК и СНК СССР закреплялись права и обязанности прокурора Верховного Суда Союза ССР в области общего надзора, однако они носили в основном управленческий характер по отношению к прокурорам союзных республик (ст. ст. 58 и 67). Кроме этого, была установлена должность старшего помощника прокурора Верховного Суда Союза ССР по военной прокуратуре и военной коллегии Верховного Суда Союза ССР (ст. 89) <34>. -------------------------------- <34> СЗ СССР. 1929. N 50. Ст. 445.

С утверждением 17 декабря 1933 г. Положения о Прокуратуре СССР военная прокуратура стала одной из ее структурных подразделений на правах управления <35>. Главный военный прокурор являлся старшим помощником прокурора СССР. С начала 30-х годов функции военной прокуратуры стали расширяться вслед за расширением подсудности дел военным трибуналам. Ложная теория "обострения классовой борьбы", которой оправдывалось применение необоснованных массовых репрессий, сказалась и на деятельности военной прокуратуры. Те же военные прокуроры, которые пытались противостоять произволу, подвергались репрессиям как "враги народа". -------------------------------- <35> СЗ СССР. 1934. N 1. Ст. 2а, 2б.

Несмотря на то что военная прокуратура территориально создается по месту расположения судов, функции ее значительно расширяются и уже не ограничиваются поддержанием государственного обвинения в судах. В этот период усиливается значение надзорных функций прокуратуры за всеми подразделениями Вооруженных Сил. Окончательно процесс централизации и образования единой прокурорской системы в СССР был завершен с принятием 5 декабря 1936 г. Конституции СССР. Статьей 113 Конституции СССР 1936 г. установлено, что "высший надзор за точным исполнением законов всеми Народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, равно как отдельными должностными лицами, а также гражданами СССР, возлагается на прокурора СССР" <36>. -------------------------------- <36> Конституция и конституционные акты Союза ССР 1922 - 1936 гг. М., 1940. С. 187.

Постановлением Совета Министров СССР от 27 июля 1946 г. "Об утверждении Положения о Главной военной прокуратуре Вооруженных Сил СССР" Главная военная прокуратура Красной Армии была преобразована в Главную военную прокуратуру Вооруженных Сил Союза ССР <37>. -------------------------------- <37> Вестник Верховного Совета СССР. 1946. N 16.

24 мая 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил Положение о прокурорском надзоре в СССР, явившееся первой попыткой кодификации норм, устанавливающих не только порядок образования и структуру органов прокуратуры, но и основные полномочия прокуроров в различных видах надзорной деятельности, а также обязанности участников прокурорско-надзорных отношений <38>. -------------------------------- <38> Ведомости Верховного Совета СССР. 1955. N 9. Ст. 222. См. об этом: Даев В. Г., Маршунов М. Н. Основы теории прокурорского надзора. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. С. 28.

Глава 11 была посвящена надзору за исполнением законов учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами СССР. Кроме того, ст. 41 предусматривалось наличие Главной военной прокуратуры, возглавляемой главным военным прокурором. В последующие годы законодательство конкретизировало функции органов военной прокуратуры и ее полномочия были расширены. Положением "О военной прокуратуре СССР" от 14 декабря 1966 г. в ст. 2 закреплено, что в соответствии с Положением "О прокурорском надзоре в СССР" военная прокуратура призвана охранять права и законные интересы военнослужащих и их семей, рабочих и служащих Вооруженных Сил и других граждан. Статьей 7 на военных прокуроров была возложена обязанность принимать и рассматривать заявления и жалобы на нарушения закона органами военного управления, должностными лицами, военнослужащими, проверять эти заявления и жалобы и принимать меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов военнослужащих и других граждан. Для осуществления надзора военным прокурорам предоставлялась совокупность полномочий, во многом дублировавшая Положение о прокурорском надзоре <39>. -------------------------------- <39> ВВС СССР. 1979. N 50. Ст. 1021.

В соответствии со ст. 164 главы 21 Конституции СССР 1977 г. высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагался на генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров <40>. -------------------------------- <40> ВВС СССР. 1977. N 41. Ст. 617.

Принятый в соответствии с Конституцией СССР Закон о прокуратуре СССР впервые в качестве одной из задач выделил охрану от всяких посягательств социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами (п. 3 ст. 2). Причем данная задача была поставлена второй после охраны закрепленного Конституцией СССР общественного строя СССР, его политической и экономической системы. Эти и другие задачи достигались при осуществлении надзора за исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (общий надзор) (ст. ст. 22 - 27.1). Статьей 2 Положения о военной прокуратуре, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР 4 августа 1981 г. <41>, задачей военной прокуратуры закреплена охрана от всяких посягательств прав и свобод военнослужащих, военных строителей и призванных на сборы военнообязанных, членов их семей, рабочих и служащих Вооруженных Сил СССР и других граждан. Таким образом, в отличие от Положения 1966 г. был расширен перечень лиц, чьи не только права, но и свободы подлежали защите со стороны военной прокуратуры. В ст. 8 подчеркивалось, что военные прокуроры в установленном законом порядке должны рассматривать предложения и заявления, а также жалобы на нарушения закона, принимать меры к восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов военнослужащих и призванных на сборы военнообязанных, членов их семей и других граждан. При осуществлении надзора военные прокуроры обладали теми же полномочиями, что и территориальные прокуроры (ст. ст. 18 - 22). -------------------------------- <41> Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1981 N 5403-X "Об утверждении Положения о военной прокуратуре" // Ведомости ВС СССР. 1981. N 32. Ст. 956.

Серьезной вехой демократических преобразований в России стало принятие Конституции в 1993 г. Впервые в истории нашего государства права и свободы человека объявлены высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита вменены в обязанность государства (ст. 2 Конституции России). Это концептуальное конституционное положение явилось основой и ключевым принципом последующего формирования обновленного законодательства Российской Федерации и ее субъектов. Впервые направление "Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина" выделено отдельной главой (глава 2 раздела 3) в Законе о прокуратуре Российской Федерации в редакции от 17 ноября 1995 г. Это свидетельствует о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической ситуации правозащитного потенциала данного вида деятельности прокуратуры и в том числе военной прокуратуры. Военная прокуратура Приволжско-Уральского военного округа также имеет свою историю, начало которой обозначено в первые годы молодого Советского государства. Так, в соответствии с решением сессии ВЦИК, Приказом Революционного Военного Совета Республики от 30 сентября 1922 г. N 2111 объявлены новые штаты военных трибуналов военных округов, армий и отделов ревтрибуналов, которые вводились в действие с 27 сентября 1922 г. Во исполнение данного Приказа Реввоенсовета республики 19 октября 1922 г. издается Приказ N 2154 командующего войсками Приволжского военного округа <42> и с 27 октября 1922 г. начинается формирование военной прокуратуры Приволжского военного округа. -------------------------------- <42> Архив военной прокуратуры ПурВО.

В этом же году, в целях планомерного и полного обслуживания войск ПриВО, как отмечалось в приказах командующего войсками округа, 4 и 19 октября 1922 г. были созданы отделы реввоентрибуналов при 32-й Саратовской стрелковой дивизии и 1-й Казанской стрелковой дивизии, в штатах которых числилась военная прокуратура, возглавляемая помощником военного прокурора Приволжского военного округа. Помощники назначались прокурором республики по представлению помощника прокурора республики при верховном трибунале по военной коллегии и военного прокурора округа. Созданная военная прокуратура Приволжского военного округа осуществляла надзор за воинскими частями, учреждениями и органами ОГПУ на территории Самарской, Саратовской, Симбирской, Астраханской, Пензенской, Царицынской, Тюменской, Челябинской, Пермской и Екатеринбургской губерний, Башкирской, Татарской, Чувашской, Марийской АССР и Вотской автономной области. По итогам организационных мероприятий прокурором Военной коллегии Верховного Суда Республики 13 марта 1923 г. был подготовлен и направлен в подчиненные прокуратуры циркуляр с подведением итогов и постановкой задач, в котором, в частности, говорилось: "Органы военно-прокурорского надзора на местах уже в достаточной степени организованы, чтобы поставить работу в соответствующие ее задачам условия. Назначение военной прокуратуры отнюдь не исчерпывается одною только судебной деятельностью при трибуналах. Преследуя широкие цели укрепления революционной законности в армии и флоте, она не может ограничиваться работой по рассмотрению копий отдаваемых военными начальником письменных распоряжений. Военная прокуратура должна установить живую связь с войсковыми частями учреждениями, ибо только таким образом она станет на высоте своих задач". Первого июля 1935 г. на основании приказа народного комиссара обороны Союза ССР от 17 мая 1935 г. N 079 и Директивы НШ РККА от 25 мая 1935 г. на базе военной прокуратуры 13-го стрелкового корпуса сформирована военная прокуратура Уральского военного округа с местом дислокации в г. Свердловске по адресу: ул. Мира, 26. В соответствии с директивой Генерального штаба года военная прокуратура Приволжского военного округа 30 декабря 1989 г. переименована в военную прокуратуру Приволжско-Уральского военного округа. Одновременно расформирована военная прокуратура Уральского военного округа. После распада СССР Уральский регион превратился в приграничный с рядом государств Центральной Азии, часть из которых характеризовались крайне нестабильной обстановкой. В этих условиях для оптимизации управления войсками, дислоцированными на Урале, во исполнение указа Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 757 и Приказа Министра обороны РФ от 25 июля 1992 г. на базе Краснознаменной общевойсковой армии, штаб которой находился в Екатеринбурге, в границах Свердловской, Тюменской, Челябинской и Курганской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов был восстановлен Уральский военный округ. Вновь разделены Приволжский и Уральский военный округа, что повлекло за собой разделение прокуратуры, которая 1 октября 1992 г. переименована в военную прокуратуру Приволжского военного округа, воссоздана военная прокуратура Уральского военного округа. Решение вопросов военной реформы и структурной перестройки Вооруженных Сил Российской Федерации привело и к реорганизации военных прокуратур Приволжского и Уральского военных округов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2001 г. N 337с, 1 сентября 2001 г. на базе Приволжского и Уральского военных округов образован Приволжско-Уральский военный округ. Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21 июня 2001 г. N 594/к43 с 1 сентября 2001 г. военные прокуратуры Приволжского и Уральского военных округов преобразованы в военную прокуратуру Приволжско-Уральского военного округа с центром в г. Екатеринбурге. В ее состав передан личный состав военных прокуратур расформированной военной прокуратуры Приволжского военного округа. Военная прокуратура округа создана в административных границах республик - Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртской, Чувашской; областей - Кировской, Курганской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тюменской, Ульяновской и Челябинской, Коми-Пермяцкого, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В состав прокуратуры включены 29 военных прокуратур: Екатеринбургского, Еланского, Магнитогорского, Нижнетагильского, Чебаркульского, Челябинского, Тюменского, Курганского, Сургутского, Шадринского, Самарского, Пермского, Саратовского, Оренбургского, Казанского, Ижевского, Уфимского, Кировского, Вольского, Пензенского, Тоцкого, Ульяновского, Чайковского, Сызранского, Йошкар-Олинского, Тольяттинского, 58-я военная прокуратура гарнизонов, а также военные прокуратуры - войсковые части 18426, полевая почта 62507 (257-я военная прокуратура г. Душанбе). В соответствии с решением заместителя генерального прокурора Российской Федерации - главного военного прокурора из состава аппарата военной прокуратуры Приволжско-Уральского военного округа 1 сентября 2001 г. создан прокурорско-следственный участок в г. Самаре. Из анализа законодательных актов можно сделать следующие выводы. Надзор за соблюдением прав и свобод граждан до 70-х годов XX в. не являлся доминирующим в практике органов прокуратуры. Основное внимание уделялось надзору за соблюдением государственных интересов. О защите прав и свобод граждан наиболее ярко было сказано применительно к участию прокурора в гражданском судопроизводстве, а затем эта задача была распространена на так называемый общий надзор.

Название документа