Институт адвокатуры - школа обретения практических навыков будущих юристов
(Либанова С. Э.) ("Адвокат", 2009, N 6) Текст документаИНСТИТУТ АДВОКАТУРЫ - ШКОЛА ОБРЕТЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ
С. Э. ЛИБАНОВА
Либанова С. Э., кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Курганского государственного университета, докторант УрГЮА, заведующая специализированной адвокатской конторой N 3 г. Кургана.
Молодежь - наше будущее - большой, сильный, социально незащищенный, но интеллектуально развитый слой общества. Решение сложных, многогранных, проявляющих себя практически во всех сферах жизни проблем подрастающего поколения имеет важнейшее значение для перспектив развития как гражданского общества, так и государства. Уже сегодня требуется не только законодательное закрепление перспектив развития общества, одним из основных направлений которого является улучшение условий существования и широких возможностей профессионального роста молодежи, но разработка механизма, позволяющего претворить это в жизнь в кратчайшие сроки. Государство ни организационно, ни экономически не в состоянии одновременно решать все накопившиеся проблемы. Но проблема образования в целом и юридической науки в частности оказывает влияние на длительные перспективы развития страны и должна быть решена незамедлительно. Как ни парадоксально, наименее законодательно разработанными и подготовленными к использованию оказались именно вопросы, касающиеся проблем обучения подрастающего поколения, в том числе юридического. Достижение высокого уровня образования является важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений. Это способствует формированию жизненных установок личности и в конечном итоге развитию гармоничного и цивилизованного гражданского общества, в котором реально, а не фиктивно права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. ст. 2, 18 Конституции РФ) <1>. В условиях падения престижа права и расцвета правового нигилизма проблема профессионального и высшего образования, включая воспитание правовой культуры, приобретает все большее значение для укрепления социальных основ гражданского общества. -------------------------------- <1> Конституция Российской Федерации. М.: Айрис-Пресс, 2002.
Конституционно наше государство объявлено и правовым, и социальным. Но пока не господствует закон, пока права человека поставлены в зависимость от произвола чиновника и не обеспечена судебная защита этих прав, уравнивающая взаимную ответственность государства и личности, правовым оно не будет. Не станет оно и социальным, не решив поставленных перед ним обществом задач. Важное и весьма специфичное место в системе гарантирования судебной защиты конституционных прав и свобод, а также в создании надлежащих условий последовательной реализации задач судопроизводства принадлежит конституционному институту квалифицированной юридической помощи - институту адвокатуры. Конституционно-правовая природа права каждого на получение именно квалифицированной юридической помощи (ст. 48) имеет гарантирующее значение для реализации конституционного права на судебную защиту (ст. 46) и непосредственно влияет на характер осуществления правосудия. В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. любое государство должно обеспечить каждому гражданину эффективные средства правовой защиты. В России конституционно закреплено общее правило, гарантирующее каждому человеку право на квалифицированную юридическую помощь. Зафиксировав в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ волю народа, гарантировав каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе в некоторых случаях бесплатно, в последующем приняв Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатуре), государство существенно расширило признание сферы действия адвокатуры, повысив ее социальный статус. Сравнительно недавно адвокатура как корпорация независимых адвокатов была законодательно признана еще и институтом гражданского общества (ст. 3 Закона об адвокатуре) <2>. По нашему мнению, исследование нового социально-правового статуса адвокатуры позволяет рассматривать именно этот институт гражданского общества как потенциальную школу начинающих юристов, позволяющую им не только определиться с будущей карьерой, но и начать ее формировать на основах нравственности, определяемых Кодексом профессиональной этики адвоката (далее - КПЭА) <3>, еще в период получения высшего образования гармонично сочетая его с практикой. -------------------------------- <2> Российская газета. 2002. N 100; СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4262; 2004. N 35. Ст. 3607; N 52 (ч. 1). Ст. 5267. <3> Российская газета. 2005. 5 окт.
Практическая деятельность студента в адвокатском образовании гармонизирует получаемые им при обучении в юридической школе теоретические познания, оторванные от реальных отношений. Стихийное отсутствие на лекциях студентов выпускного курса, подрабатывающих на "юридическом поприще" во всевозможных коммерческих и некоммерческих организациях, не способствует ожидаемому от них обществом качеству получаемых знаний. Результат такой порочной практики непредсказуем, что само по себе опасно для общества. На адвокатуру как институт гражданского общества в целом должно быть возложено и правовое просвещение народа, а не только осуществление публичного безвластного надзора за исполнением чиновничеством российских законов и доклад о таком соблюдении верховной власти. Средства для исполнения таких функций в адвокатуре имеются. Гражданское общество их уже выделило, а законодатель закрепил в ст. 3 Закона об адвокатуре. Вопрос чисто организационный: как наладить образовательный процесс. Для этого не нужно создавать всякие межведомственные государственные центры, достаточно создания стажированной адвокатуры. Стажированная адвокатура - это адвокатура, обязательная работа (практика) в которой необходима для получения специальности юриста каждому выпускнику юридического вуза (факультета). В последние годы широко обсуждаются вопросы юридического образования, связанные с реформированием высшей школы. Одним из путей решения проблем представляется профессиональное самоопределение начинающих юристов на базе адвокатуры как института гражданского общества. Принято считать, что профессиональное образование представляет собой совокупность систематизированных знаний, умений и практических навыков, позволяющих выполнять определенную работу по ожидаемому стандарту. Исходя из данного определения надлежит ставить задачи и находить пути их решения. Задача - выработка комплекса действенных мероприятий, включающих в систему подготовки специалистов не только получение ими теоретической базы, но и практических навыков, объединенных единой системой воспитательного воздействия на студентов. Решение задачи обусловливается основным и факультативным условиями. К основному условию относится наличие такого профессорско-преподавательского состава, который сам бы отвечал необходимому стандарту в теоретических познаниях и практических навыках. Предполагается, что преподаватель способен в процессе обучения воспитать, заинтересовать студента, дать ему мотивацию и сформировать у него профессиональное мышление и понимание своей полезности обществу. Под преподавателем предлагается понимать педагога, обладающего не только глубокими теоретическими знаниями, но и имеющего практические навыки в преподаваемой им отрасли знаний. К сожалению, совместить эти требования не всегда возможно из-за отсутствия кадров: "практики" углубленно занимаются практикой, а ученые - "теорией". Отсюда вытекает необходимость создать единый механизм, обеспечивающий передачу знаний и навыков подрастающему поколению при подготовке специалистов завтрашнего дня. Одна из причин возникновения в высшем образовании проблем, связанных с сомнениями в профессиональном уровне выпускаемых юридическими вузами страны специалистов, - разрыв в образовательном процессе между преподаванием учебных дисциплин и практической подготовкой этих же студентов (специалистов) на стадии обучения. Такой разрыв между теорией и практикой ведет к еще более опасным последствиям, а именно к утрате учебными дисциплинами своих научных корней. Следует заметить, что в последнее время получили распространение программы "клинического" юридического обучения, главной целью которых является обучение навыкам профессиональной деятельности в сфере правового обеспечения, например предпринимательства. Такая "клиника" уже несколько лет действует при Институте экономики и права Уральской государственной юридической академии. Некоторые пробелы в теоретических знаниях нужно восполнять именно в период прохождения профессиональной практики, а не на первых этапах самостоятельной трудовой деятельности, когда довлеет груз возможной ошибки. Ибо только стажированная практика побудит студента с уважением и почтением отнестись к достижениям юридической науки. Только такая практика заставит начинающего юриста обратиться за помощью в разрешении вставших перед ним профессиональных проблем к юридической науке. И тогда у него на всю профессиональную жизнь останется потребность обращаться за помощью к юридической науке. Трудность кроется в отсутствии механизма реализации права студента-юриста на прохождение профессиональной практики под руководством специалиста, профессионализм и педагогическое мастерство которого не вызывают сомнений. Остается решить самый простой и одновременно сложный вопрос - организационный. Здесь представляется целесообразным использовать именно институт адвокатуры, наделив его дополнительной функцией как признанный институт гражданского общества. Эта функция достаточно новая для адвокатского сообщества. Требуется выработать новый механизм организации российской адвокатуры, при котором станет возможным достижение поставленных целей. Суть решения обозначенной задачи кроется в упорядочении взаимодействия адвокатских палат и вузов (факультетов), готовящих юристов. Действующее законодательство позволяет это делать легитимно. В силу ст. 2 Закона об адвокатуре адвокат вправе заниматься научной и преподавательской деятельностью. Вуз может заключать договора на прохождение производственной практики студентами с различными предприятиями, организациями и учреждениями. По существу, специализированные (стажированные) адвокатские образования могут вступать во взаимоотношения со студентами, будущими юристами, обеспечив им получение практических навыков, требуемых в любой без исключения профессии юриста, да и не только юриста. Возможно, первоначально это можно доверить только так называемым цензовым адвокатам. Впоследствии возникнут цензовые адвокатские структуры для обучения мастерству, членами которых будут являться цензовые адвокаты. Статус цензового адвоката и круг адвокатов, ему соответствующих, могут определяться либо квалификационной комиссией, либо советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации. Сторонами новых отношений являются вуз (факультет), студент-юрист и стажированное адвокатское образование. Изначально они могут взаимодействовать в рамках определенной региональной программы, разработанной совместно вузом (вузами) и адвокатской палатой. Между адвокатурой в лице ее специализированного (стажированного) адвокатского образования и студентами-юристами предполагается осуществление совместной работы. Цензовые адвокаты могут использовать в своей адвокатской практике труд студентов - будущих юристов, одновременно обучая их и наглядно показывая, как требуется применять полученные ими теоретические знания. Более того, только стажированный в адвокатуре юрист может поступить на работу по окончании вуза (факультета) в государственные органы, например в прокуратуру. Все работодатели заинтересованы в наличии у выпускника вуза (факультета) практических навыков. Школа адвокатуры, пройденная во время обучения в вузе, будет способствовать развитию личности и становлению действительно профессионального юриста. Более того, не просто юриста, а юриста, получающего по окончании стажировки характеристику цензора-адвоката о наличии качеств, позволяющих претендовать в последующем на работу в государственной службе. Доктринальность настоящего предложения заключается в использовании школы адвокатуры как повсеместной и обязательной школы юриста по приобретению практических юридических и обыденных жизненных знаний, являющейся началом юридической карьеры. Это будет школа приобретения первоначальной юридической квалификации, требуемой при приеме юриста на любую работу. Подтверждением и основой для данного предложения является не только новый статус адвокатуры как института гражданского общества, но и сама история адвокатуры. Для получения статуса присяжного поверенного требовалось достижение 25-летнего возраста, наличие высшего юридического образования или пяти лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства либо помощника присяжного поверенного. Пятилетняя стажировка у лиц, не имеющих высшего юридического образования, была своеобразным цензом на знания. В настоящее время в адвокатуру принимают только с высшим юридическим образованием, т. е. ценз знаний обеспечен силой закона. Но вопрос в наличии профессиональных навыков как таковых остается до сих пор нерешенным. Ценз навыка является одним из важных при поступлении молодого специалиста на работу и интересует любого потенциального работодателя ничуть не меньше ценза знаний. Причем презюмируется, что цензом знаний обладают все выпускники вуза, следовательно, наличие ценза навыков будет определяющим при отборе кадров. Соответствие выпускника юридического вуза потребностям работодателя по наличию у него ценза навыков представляется возможным воспитать в процессе взаимодействия адвокатуры и студентов-юристов. Пять лет были установлены Судебными уставами 1862 г. по той причине, что для причисления к присяжным поверенным не обязательно было иметь высшее юридическое образование (поначалу), а достаточно было проработать на определенных "судебных" должностях или помощником адвоката. Таким образом, претендент получал практические знания. Но это в первую очередь знания, а потом уже навыки. Положение о присяжных поверенных было впервые опубликовано 30 сентября 1862 г. в дополнении к "Сенатским ведомостям" N 78 для всеобщего обсуждения, в результате которого было представлено около 400 замечаний, опубликованных в шести томах <4>. -------------------------------- <4> Черкасова Н. В. Формирование и развитие адвокатуры в России в 60 - 80-е годы XIX века. М.: Наука, 1987. С. 30.
В настоящее время, например в Адвокатской палате Курганской области, регулярно проходят преддипломную практику выпускники юридического факультета Курганского государственного университета, независимо от формы обучения. Это позволяет им успешно сдать государственные экзамены, а при получении диплома юриста не только ориентироваться в выборе места работы, но и получать престижные должности. Институт адвокатуры может и должен стать школой юристов, началом их юридической карьеры. Изначальное приобретение навыков профессии юриста, а в последующем и повторное, после прохождения всего курса теоретических знаний, овладение практическими навыками реально может происходить именно в институте адвокатуры. Для этого каждый студент-юрист должен стажироваться (проработать) в адвокатуре не менее двух, а то и трех учебных лет. Не только теоретическое, но и практическое овладение знаниями в период учебы, безусловно, послужит выполнению образовательных целей. Роль определенных (специализированных) адвокатских образований, являющихся базовыми как для прохождения студентами-юристами студенческой практики, так и для продолжения работы после получения диплома в должности помощника адвоката, будет аналогична функциям клинических больниц для студентов-медиков. Такие адвокатские образования будут иметь статус специализированных (стажированных). Фактически вся учеба будет проходить в процессе живой юридической работы. Можно провести параллель с учебой студентов технических вузов, предполагающей обязательное выполнение лабораторных работ, опытов, исследований, непосредственно вытекающих из производственных заданий конкретных предприятий. Факультативным условием с точки зрения получения профессионального образования объективно необходимым и важным является наличие системы воспитательного воздействия на студентов и формирование их личности, обладающей ожидаемыми морально-нравственными качествами. Период обучения в вузе - это, как правило, период формирования личности молодого человека. Каким человеком выйдет студент из стен вуза, зависит в большой степени от того, какие дисциплины он будет изучать, как они будут преподаваться, какие нравственные представления у него сформируются в процессе учебы: право - минимум морали. Создание школы стажированной адвокатуры способно помочь в решении разных задач профессионального воспитания. Еще одним доводом, позволяющим школой стажирования юристов признать именно адвокатуру, является наличие именно у сообщества адвокатов правил юридической профессии, корни которых уходят в века. Соблюдению правил поведения в адвокатском сообществе и соответствию адвоката требованиям нравственности, необходимым для выполнения профессиональных обязанностей, обусловленных работой с людьми, адвокатура уделяет все больше и больше внимания. Об этом свидетельствует отнесение ст. 4 Закона об адвокатуре к законодательству об адвокатуре в широком смысле Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого Первым всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. Представляется, что в недалеком будущем без прохождения такой стажировки в адвокатуре ни один выпускник не получит диплом об окончании юридического вуза и не будет назначен на государственную службу, даже на те должности, которые не входят в так называемый перечень юридических должностей. Этот довод обоснован тем, что каждый имеющий диплом юриста должен обладать ожидаемыми от него навыками и юридическими знаниями. Весь спектр юридических знаний востребован наиболее комплексно и разносторонне именно в профессии адвоката в силу исторически сложившегося его социально-правового статуса в любом обществе. Стажировка в институте адвокатуры может явиться базой для ожидаемого обществом стандарта профессионального поведения будущего юриста и, возможно, решит проблемы оказания действительно квалифицированной юридической помощи, провозглашенной конституционно. Но этот вопрос требует отдельного исследования. Новое содержание статуса адвокатуры, закрепленное законодательно и определившее адвокатуру дополнительно не только как сообщество адвокатов, а ранее как профессию <5>, возложило на нее выполнение дополнительной социально значимой функции - функции обязательного стажирования будущих юристов <6>. -------------------------------- <5> Т. Н. Добровольская дает в Большой советской энциклопедии 1985 г. следующее определение: "Адвокатура - организация адвокатов в СССР, добровольная общественная организация лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, построенная на началах выборности всех ее органов самоуправления. Организация адвокатуры регламентирована положениями, принятие которых отнесено к компетенции союзных республик; адвокатурой называют также профессию адвоката". <6> См.: Либанова С. Э. Адвокатура Российской Федерации в механизме конституционной защиты прав. Курган: Изд-во "Курганский пограничный институт ФСБ России", 2009.
Проблемы формирования духовного мира будущего специалиста, соединения образования с нравственным воспитанием и формированием уважения к праву и закону особенно важно для будущих юристов, а также для развития российской юридической науки, призванной стоять на страже защиты конституционных прав. Предлагаемый вариант создания школы стажированной адвокатуры способен помочь в решении и этого аспекта проблемы профессионального воспитания молодежи. Социальную значимость российского бизнеса и его практический вклад в решение социальных задач, связанных с проблемами молодежи, представляется возможным и необходимым соединить с его обязательствами по созданию для молодых работников рабочих мест в реальном секторе производства не только после окончания вуза, но и в период учебы в виде производственной практики как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Сотрудничество бизнес-структур со школой стажированной адвокатуры также является целесообразным и экономически выгодным, реальным уже сегодня.
Библиография
Конституция Российской Федерации. М.: Айрис-Пресс, 2002. Черкасова Н. В. Формирование и развитие адвокатуры в России в 60 - 80-е годы XIX века. М.: Наука, 1987. С. 30. Либанова С. Э. Адвокатура Российской Федерации в механизме конституционной защиты прав. Курган: Изд-во Курганского пограничного института ФСБ России, 2009.
Название документа