Советская адвокатура в первые послевоенные годы (1945 - 1950-е годы)

(Клевцов А. В.)

("Адвокатская практика", 2009, N 4)

Текст документа

СОВЕТСКАЯ АДВОКАТУРА В ПЕРВЫЕ

ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ (1945 - 1950-Е ГОДЫ)

А. В. КЛЕВЦОВ

Клевцов А. В., инспектор Департамента контроля расходов в области национальной экономики Счетной палаты Российской Федерации, кандидат юридических наук.

Статья посвящена развитию советской адвокатуры в 1945 - 1950-е годы. Послевоенный период в истории адвокатуры характеризуется нехваткой кадров, большими финансовыми сложностями, снижением качества защиты прав и интересов граждан и юридических лиц, что связано прежде всего с последствиями войны. Прослеживается рост доверия власти адвокатуре. В 1950-е годы в печати звучат призывы к закреплению права обвиняемого иметь защитника в стадии предварительного следствия, предоставлению адвокатам возможности участвовать в заседаниях судов в надзорной инстанции.

Важным этапом в истории российской адвокатуры является послевоенный период, когда наша страна, понесшая огромный ущерб, начинает постепенно восстанавливать мирную жизнь.

С прекращением войны и переходом на мирные условия работы главной задачей российской адвокатуры становится заполнение кадрами всех свободных районов; подготовка и переподготовка адвокатов (профессиональная и идейно-политическая); участие в организации работы судов и трибуналов и оказание помощи суду и прокуратуре в деле проведения революционной законности; вовлечение всех адвокатов в общественные работы, в особенности в избирательные кампании по выборам в Верховный Совет СССР (агитация). Массово-политическая агитация и популяризация советских законов выражалась в чтении лекций и проведении бесед с населением на актуальные в то время темы: сталинская Конституция; Положение о выборах; процесс в Нюрнберге; международный трибунал и его задачи; международное положение; наследственное право; охрана социалистической собственности; ответственность за кражу, хулиганство и др. Продолжалось участие в мероприятиях, связанных с Отечественной войной: прием и устройство всех демобилизованных; оказание им помощи, а также семьям погибших на войне адвокатов и детям семей погибших, что выражалось в том числе в сборе средств на пособия, путевки детям, дрова, посев, подарки, иные вещи [8].

В первые послевоенные годы, когда политические репрессии вновь стали набирать обороты, коллегии адвокатов страны были подвергнуты чисткам, проводившимся под предлогом аттестации. В результате из адвокатуры были окончательно изгнаны члены, неугодные властям. Заметно усилилось партийное влияние на организацию. Стала значительно повышаться соответствующая идеологическая подготовка, что позволяло власти не сомневаться в надежности новых советских адвокатов [1, с. 17 - 18].

5 октября 1946 г. ЦК ВКП(б) принимает Постановление "О расширении и улучшении юридического образования в стране" [2, с. 24 - 29], которое было направлено на скорейшую ликвидацию недостатков образования и подготовки профессиональных кадров. Значительно расширен прием студентов в вузы, введено пятилетнее обучение на юридических факультетах, улучшено среднее юридическое образование. Кадры адвокатов пополнялись воспитанниками советских вузов. Таким образом, адвокатура вполне органично вошла в систему институтов советского общества, не изменяя существующие организационные формы работы.

В дальнейшие послевоенные годы мирного строительства и восстановления государства адвокатура постоянно увеличивала объем работы по оказанию правовой помощи гражданам и организациям.

Во второй половине 1940-х - 1950-е годы часто проводились межобластные совещания председателей коллегий адвокатов по разным вопросам, в частности контролю за качеством работы адвокатов. Проверялось качество устных советов, практиковалось стенографирование защитительных речей и их рецензирование, изучение судебных дел, качество составленных деловых бумаг, работы по обслуживанию организаций; ревизии юридических консультаций; комплексное обследование работы отдельных адвокатов; гонорарная практика. Обсуждались вопросы о кадрах коллегии адвокатов; о состоянии помещений и оборудования консультаций; организация работы президиума коллегии по руководству [9 - 11].

18 февраля 1950 г. Министерство юстиции (далее - МЮ) СССР утвердило Приказ N 10 "Об улучшении руководства органов юстиции работой адвокатуры", после издания которого отмечалось значительное улучшение руководства работой коллегий адвокатов со стороны местных органов юстиции. Начальники областных и республиканских управлений юстиции стали больше вникать в работу коллегий, принимать меры к укреплению кадров адвокатуры, контролировать качество юридической помощи, состояние трудовой дисциплины. Возросло количество адвокатов с юридическим образованием с 63% в 1951 г. до 71% в 1954 г. [7, ед. хр. 728, л. 2 - 3, 6].

Однако в дальнейшем отмечались недостатки существовавшей в эти годы системы контроля за деятельностью коллегий, не способствовавшей повышению уровня работы адвокатов. Так, председатель Белгородского областного суда В. Козлов указывал на множественные недостатки в работе адвокатов. Например, когда вместо защиты законных интересов и прав обвиняемого адвокат осуществлял защиту незаконных притязаний обвиняемого, неизбежно перераставшую в защиту преступника и самого преступления. Это сопровождалось автоматическим составлением кассационных и надзорных жалоб на каждый приговор. Отмечался слабый уровень юридических знаний многих защитников в целом и в области гражданских дел в особенности, недостаток работы с молодыми кадрами коллегии. Отдельные суды, особенно в областных центрах, были вынуждены часами ожидать адвоката или переносить слушание дела. Объяснялось это, во-первых, нежеланием некоторых президиумов увеличивать состав коллегий адвокатов до количества, которое обеспечивало бы нормальную работу судов. Делалось это исключительно в интересах сохранения высоких заработков адвокатов. Во-вторых, некоторые адвокаты, имея на руках соглашение на участие в суде на конкретную дату, принимали поручения на это же число для участия в процессе в другом деле, очевидно, по тем же причинам. Такое поведение отдельных адвокатов и президиумов коллегий подрывало и без того невысокий авторитет советской адвокатуры, а Министерство юстиции РСФСР не могло обеспечивать непосредственный действенный контроль и оперативно решать вопросы, относящиеся к деятельности всех коллегий республики. Поэтому В. Козлов обосновывал необходимость установления государственного контроля за деятельностью адвокатуры на местах, который осуществляли бы исполкомы областных и краевых советов депутатов [3, с. 28 - 31]. С этим нельзя было согласиться, прежде всего потому, что вопросы деятельности коллегий адвокатов должны решаться единообразно во всей республике, что нельзя гарантировать при подчинении местным органам власти в различных областях. Такая система не нашла поддержки власти.

После смерти И. В. Сталина в марте 1953 г., с прекращением репрессий, наступлением "хрущевской оттепели" и критикой культа личности права адвокатов стали расширяться. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1956 г. были отменены дискриминирующие адвокатуру законы: Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г., регулирующее особый порядок производства по делам о терактах и террористических организациях; Постановление ЦИК СССР от 14 сентября 1937 г., закрепляющее правила рассмотрения дел о контрреволюционном вредительстве и диверсиях.

В июне 1952 г. МЮ СССР утвердило Положение о юридических консультациях коллегий адвокатов, нормы которого в 1956 г. вошли в Типовые правила внутреннего трудового распорядка для адвокатов [4, с. 63 - 64]. Данные акты, закрепив выработанные практикой правила и принципы, подробно определяли организацию и порядок работы юридических консультаций. Этого требовало то обстоятельство, что действовавшее Положение об адвокатуре СССР 1939 г. [6, с. 41 - 43] данную область регламентировало лишь в самой общей форме. Устанавливалось, что заведующий консультацией назначался из числа адвокатов, имеющих высшее юридическое образование и практический стаж работы в адвокатуре не менее трех лет. При отсутствии в консультации адвоката такого уровня заведующим мог быть назначен адвокат со средним специальным образованием и практическим стажем один год. Впервые детально определены его права и обязанности: организация и планирование всей работы консультации; прием посетителей и оформление поручений от них; распределение дел между адвокатами; установление конкретного размера вознаграждения за выполненную работу; контроль за дисциплиной и качеством работы и др. Все свои функции глава консультации исполнял на основе принципа единоначалия, его распоряжения и указания по работе являлись обязательными для адвокатов и стажеров данной консультации.

8 октября 1955 г. коллегия МЮ РСФСР приняла Постановление N 7-П "О подборе, расстановке и воспитании кадров адвокатов РСФСР". В целях выполнения его указаний коллегии адвокатов разрабатывали планы соответствующих мероприятий, которые проводились в жизнь [7, ед. хр. 737, л. 11, 82, 101 - 107]:

- организация для всех адвокатов и утверждение планов семинарских занятий, в которых предусмотрены отдельные темы для молодых адвокатов;

- подведение итогов заочной учебы адвокатов, не имеющих высшего юридического образования, отстающим устанавливались сроки для погашения задолженности. Были адвокаты, которые не имели юридического образования и по возрасту были не в состоянии учиться в ВЮЗИ, но обладали хорошей теоретической подготовкой и практическим стажем, и таким образом являлись лучшими по квалификации специалистами;

- заслушивание на собраниях адвокатов докладов о моральном облике адвоката, построенных на материалах, взятых из жизни коллегий;

- проведение совещаний с молодыми адвокатами по вопросам условий их работы;

- велось обобщение контроля за качеством работы;

- при президиумах некоторых коллегий действовал актив из квалифицированных адвокатов, созданный для проверки выступлений адвокатов в судах;

- изучение качества рецензий выступлений адвокатов в судах, что обсуждалось на заседаниях президиума.

В 1950-х годах стало очевидным, что система оплаты труда адвокатов, функционирующая по Положению 1939 г., не являлась действенной и эффективной. Отсутствие гарантированного минимума заработка вынуждало адвокатов стремиться находить платежеспособных клиентов в ущерб другим категориям граждан. Это, помимо того что несовместимо со званием адвоката, порождало возникновение неблагополучных взаимоотношений между адвокатами, практикующими в одном районе, городе. Устаревшая система оплаты труда адвокатов все чаще подвергалась критике.

В связи с этим в конце 1955 г. МЮ СССР разработало Примерное положение о порядке оплаты труда адвокатов, в котором устанавливался принцип гарантированного минимума заработка для всех адвокатов. Одобренное 19 октября ЦК профсоюза работников госучреждений и коллегий МЮ СССР Положение было рекомендовано коллегиям адвокатов для применения [7, ед. хр. 752, л. 1 - 4].

В основу было положено установление гарантированного минимума и особой доплаты в зависимости от нагрузки. Введение данного порядка производилось по решению общего собрания адвокатов. Президиум должен был ежегодно определять в зависимости от состояния бюджета коллегии размер минимальной заработной платы и вносить его на утверждение общего собрания. Допускалось установление 3 - 5 ставок гарантированного минимума. В компетенции президиума - ежегодное определение для каждого члена минимального размера исходя из квалификации, образования, стажа, нагрузки на работе в юрконсультации.

Оплата труда производилась следующим образом: а) выплачивался гарантированный минимум; б) если общая выработка адвоката за месяц выше минимума и отчислений в президиум, то адвокату выплачивалось от 50 до 75% приработка - в зависимости от финансового состояния коллегии.

Из приработка при президиуме образовывался резервный фонд.

Однако данное Положение не обеспечило единообразную систему оплаты труда. В Липецкой коллегии существовало пять разрядов. Пятый - минимальный, зарплата не ниже 500 руб., первый - не выше 1000 руб. Подобная система была в Калужской и в ряде других областей [7, ед. хр. 752, л. 53, 68].

В Брянской областной коллегии адвокатов в соответствии с данными правилами было установлено определенное соотношение между категориями при начислении зарплаты: адвокаты III категории получали условную единицу из поступившего вала за месяц; второй категории - 1,2; первой - 1,4. За ведение дела в районе дополнительно начислялось 25%. За недобросовестное отношение к работе - перевод решением производственного совещания в низшую категорию [7, ед. хр. 752, л. 5].

Во Владимирской области система определения заработка была гораздо сложнее. Действовали следующие принципы применения надбавок [7, ед. хр. 752, л. 7]:

1. Надбавки за квалификацию: а) наличие высшего юридического образования - + 10%; б) наличие среднего юридического образования - + 5%; в) непрерывный стаж в данной коллегии адвокатов: от 3 до 5 лет - + 3%; 5 - 10 лет - +5 %; 10 - 15 лет - + 10%; свыше 15 лет - + 15%.

2. Надбавки за выполнение финансового плана, под которым понималась среднемесячная зарплата адвоката по данной коллегии, за вычетом отчислений:

а) выполнение финплана от 100 до 110% - прибавка 10%; б) выполнение 111 - 120% - + 15%; в) выполнение 121 - 130% - + 20%; г) выполнение 131 - 150% - + 30%; д) выполнение 151 - 200% - + 40%; е) выполнение свыше 200% - + 50%.

При выполнении финансового плана ниже 100%: а) 99 - 90% - минус 10%; б) 89 - 75% - минус 20%; в) 74 - 50% - минус 30%; г) ниже 50% - минус 40%.

Несмотря на такое разнообразие и запутанность некоторых систем оплаты труда, новые правила сыграли положительную роль. До введения новой системы некоторые адвокаты не получали за месяц зарплату, находясь при исполнении обязанностей. Кроме того, разрешился вопрос об обеспечении зарплатой молодых адвокатов и адвокатов, работающих в нерентабельных районах; повысилась трудовая дисциплина.

В 1950 - 1956 гг. в отношении адвокатуры проводилась практика установления предельной численности адвокатов, уже вводившаяся в 1928 г. Совет Министров СССР своим распоряжением от 21 февраля 1950 г. N 1782-р предоставил право МЮ СССР устанавливать предельную численность адвокатов каждой конкретной коллегии, что было осуществлено уже 2 марта того же года.

Многими это новшество было поддержано. Председатель президиума Краснодарской краевой коллегии адвокатов А. Гуков в письме в МЮ РСФСР от 13 января 1958 г. писал, что опыт показал, что существование лимита численности полезно сказывалось. Президиум имел больше возможностей для подбора адвокатов, не только отвечающих формальным требованиям, но и обладающих высокими политическими и деловыми качествами. Критерии конкурса для приема в адвокаты соответственно расширялись. Председатель президиума Саратовской адвокатуры В. Денисов отмечал, что таким образом устраняется излишняя текучесть кадров, повышается трудовая дисциплина, улучшается качество [7, ед. хр. 768, л. 4, 7].

Однако практика показала: установление предельной численности ограничило право президиумов на прием новых членов вопреки Положению об адвокатуре 1939 г. Это подтвердило МЮ СССР, которое 28 апреля 1956 г. своим приказом предписало прием в коллегию производить на основании правил Положения об адвокатуре, без учета соблюдения требований ранее установленной предельной численности. МЮ РСФСР при ревизиях коллегий после отмены предельной численности не устанавливало фактов приема в коллегию новых членов без потребности в пополнении. Общее количество адвокатов с 7731 с 1 января 1956 г. к 1958 г. даже снизилось на 202 адвоката [7, ед. хр. 768, л. 1, 2]. Изложенное свидетельствует о том, что в данное время у советской власти уже не было объективных оснований ограничивать право президиумов коллегий адвокатов по приему новых членов.

Сложности развития адвокатуры в данный период были обусловлены объективными причинами. Прежде всего это прошедшая война и тяжелое восстановление страны после нее. Данные факторы повлекли за собой другие - нехватку квалифицированных кадров, большие финансовые затруднения, отсутствие достаточного количества и качества помещений для нормальной работы адвокатов и др. Все это, в свою очередь, отражалось на качестве защиты прав и интересов граждан и юридических лиц. Однако власть все больше доверяет адвокатуре и уже не воспринимает ее как вражеское дореволюционное буржуазное образование, что наблюдалось в первые годы советской власти. В 1950-е годы все чаще звучали призывы к внедрению в жизнь предложений о праве обвиняемого иметь защитника в стадии предварительного следствия, о предоставлении адвокатам возможности, наряду с прокурорами, участвовать в заседаниях судов, пересматривающих в порядке надзора вступившие в силу приговоры и решения, что значительно усилит процессуальные гарантии на следствии и в суде [5, с. 39]. Однако только в результате прошедшей в конце 50-х - начале 60-х годов XX в. в Советском Союзе масштабной правовой реформы стали расширяться права адвокатов на участие в суде и на предварительном следствии.

Литература

1. Быковская Е. А. Адвокатура Новосибирской области в 1920 - 80-е гг.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук / Алтайский государственный университет. Барнаул, 2003.

2. Власов В. За дальнейший подъем юридического образования и советской науки права // Социалистическая законность. 1947. N 11.

3. Козлов В. Государственный контроль за деятельностью адвокатуры // Социалистическая законность. 1959. N 7.

4. Мартинович И. И. Адвокатура Беларуси: история и современность. Минск: Тесей, 2002.

5. Нейштадт Т. Д. Советский адвокат. М.: Типография Общества по распространению политических и научных знаний РСФСР, 1958.

6. Положение об адвокатуре СССР, утв. СНК СССР 16 августа 1939 г. // СП СССР. 1939. N 49. Ст. 394; Советская юстиция. 1939. N 15 - 16.

Архивные источники

7. Государственный архив Российской Федерации. Фонд N А-353 "Юстиция, Министерство юстиции РСФСР (1917 - 1963) НКЮ РСФСР". Опись 13.

8. Доклад оргбюро президиума коллегии адвокатов Горьковской области за время с 1 июля по 31 декабря 1945 г. Ед. хр. 680. Л. 2-50.

9. Протоколы кустовых совещаний председателей президиумов коллегий адвокатов и материалы к ним. 1946 г. Ед. хр. 681. Л. 1-117.

10. Протоколы кустовых совещаний председателей президиумов коллегий адвокатов по вопросам идейно-политического воспитания адвокатов за сентябрь - ноябрь 1949 г. Ед. хр. 704. Л. 1-364.

11. Стенограмма межобластного совещания председателей краевых и областных коллегий адвокатов в г. Новосибирске от 4 апреля 1953 г. по вопросам контроля за качеством работы адвокатов и материалы к ним. Ед. хр. 721.

Название документа