"Прокуратура: направления деятельности"

(Махов В. Н.) ("Законность", 2009, N 6) Текст документа

"ПРОКУРАТУРА: НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В. Н. МАХОВ

Махов В. Н., доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и уголовного процесса РУДН, заслуженный юрист РФ.

Сейчас официально признана такая отрасль юридической науки, как прокурорский надзор. Это наименование науки о прокуратуре и ее деятельности сложилось в годы советской власти, при социализме; в годы, когда тоталитарному государственному режиму нужен был сильный государственный орган, осуществляющий высший надзор за исполнением законов.

Основной отраслью надзора был так называемый общий надзор, охватывающий все сферы деятельности в стране, не было надзора только за исполнением законов органами КПСС. При этом в угоду прокурорскому надзору была отодвинута на второй план и фактически предана забвению основная функция прокуратуры, которая как главная свойственна прокуратуре в других государствах и прокуратуре дореволюционной России (после Судебной реформы 1864 г.). Речь идет о функции уголовного преследования. В УПК РСФСР 1923 г. как бы по инерции употребляются в нескольких случаях термины "уголовное преследование", "возбуждение и прекращение уголовного преследования". Но с годами все большую значимость в науке и на практике приобрел термин "возбуждение уголовного дела". При этом М. Чельцов отождествлял понятия "возбуждение уголовного дела" и "возбуждение уголовного преследования" <1>. По сути, сходную позицию заняли авторы большинства учебников о советском уголовном процессе, в которых были разделы о возбуждении уголовного дела и не было разделов (а иногда и упоминания вообще) об уголовном преследовании. Мотивы такого забвения функции уголовного преследования (обвинения) Б. Галкин объясняет тем, что суждение об осуществлении прокурором функции обвинения умаляет истинное представление о прокурорском надзоре в уголовном процессе, надзоре, осуществляемом и за судом. Не случайно, что в работе этого автора есть параграф "Прокурорский надзор в уголовном судопроизводстве" <2>. -------------------------------- <1> См.: Чельцов М. А. Советский уголовный процесс. Госюриздат, 1951. С. 215. <2> См.: Галкин Б. А. Советский уголовно-процессуальный закон. М.: Юридическая литература, 1962. С. 185.

Объективности ради отметим, что свою позицию Б. Галкин отстаивал, опровергая утверждение А. Вышинского о том, что в суде обязанность прокурора не наблюдать за законностью, а поддерживать обвинение (Социалистическая законность, 1938, N 6, с. 53). Из некоторых работ об уголовном процессе в этом отношении стоит выделить работы М. Строговича, который немало писал о возбуждении уголовного преследования как о самостоятельном институте, отличном от института возбуждения уголовного дела: "актом привлечения к уголовной ответственности против определенного лица является уголовное преследование" <3>. -------------------------------- <3> Строгович М. С. Привлечение к уголовной ответственности. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1943. С. 2.

Позже, возражая тем, кто отождествлял понятия "возбуждение уголовного дела" и "возбуждение уголовного преследования", он писал, что если уголовное дело возбуждается по факту совершенного преступления, то уголовное преследование еще не возбуждается; обвинять в совершении преступления можно только определенное лицо, занимающее в уголовном процессе определенное положение, т. е. обвиняемого. Из этого общего правила М. Строгович делал лишь одно исключение: уголовное преследование может быть начато (заметим, что здесь он избегает термина "возбуждение") до привлечения лица в качестве обвиняемого... при появлении в деле подозреваемого <4>. -------------------------------- <4> Строгович М. С. Курс советского уголовного процесса. М.: Наука, 1968. С. 195.

Уместно в этом контексте отметить, что, вопреки официальной политике, приведенное суждение об уголовном преследовании М. Строгович высказал в "Курсе советского уголовного процесса" в самостоятельном разделе об уголовном преследовании. Кроме того, суждение о подозреваемом можно считать довольно новаторским потому, что в то время еще сказывалось влияние Циркуляра Прокурора СССР от 6 июня 1937 г., который предписывал не допускать наименования "подозреваемый" и вообще исключить из следственной практики фигурирование лица в положении подозреваемого; далее предлагалось, если есть в отношении лица данные, указывающие на совершение им преступления, привлекать это лицо к уголовной ответственности и допрашивать его в качестве обвиняемого; важно отметить, что появление подозреваемого и в этой работе М. Строгович связывал с возбуждением уголовного преследования (а не уголовного дела). Итак, уголовное преследование до 70-х годов прошлого века, образно говоря, было "в опале", этого термина, как и термина "процессуальное руководство", не было в УПК РСФСР 1960 г. Но прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении дознания и предварительного следствия по обоснованному мнению ряда авторов не мог охватить ту сферу деятельности, которую ранее было принято называть уголовным преследованием. Поэтому в науке советского уголовного процесса все активнее в 70 - 80 гг. стала разрабатываться идея о процессуальном руководстве деятельностью органов предварительного расследования. При этом мнения о содержании этой деятельности, ее соотношении с прокурорским надзором за следствием и дознанием были неоднозначны. Большинство авторов в этой ситуации склонялось к тому, что процессуальное руководство расследованием является одним из проявлений прокурорского надзора за расследованием преступлений. Эта позиция привела к тому, что в учебниках о прокурорском надзоре до сего времени, как правило, нет самостоятельных разделов об уголовном преследовании, т. е. о той основной функции прокурора, которая ныне действующим УПК признана основной в деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве. УПК РФ восстановил в отечественном процессе институт уголовного преследования, посвятив ему гл. 3, и определил в п. 55 ст. 5, что это - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Термин "уголовное преследование", кроме того, нашел закрепление во многих статьях УПК. Несмотря на изменения, внесенные в УПК в июне 2007 г., можно утверждать, что прокурор, решая вопрос о направлении дела в суд, имея право при этом вернуть уголовное дело для дополнительного следствия, поддерживая в суде государственное обвинение, пользуясь большими полномочиями в отношении дознавателей, является основным участником уголовного судопроизводства, осуществляющим уголовное преследование. Уголовное преследование законодатель (ст. 1 Закона о прокуратуре) выделил в самостоятельное направление деятельности прокуратуры, отдельное от надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие. В учебниках, в разделе об уголовном преследовании, представляется уместным раскрыть и содержание деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ, которому теперь в Законе о прокуратуре посвящена весьма объемная ст. 20.1. Следователи согласно ст. 21 УПК также уполномочены осуществлять уголовное преследование. Представляется, это направление деятельности прокуратуры должно быть более полно освещено в учебной литературе для студентов-юристов. Поэтому предлагается в юридических вузах вместо курса "Прокурорский надзор" ввести курс "Прокуратура: направления деятельности". При этом помимо приведенных доводов нужно учитывать, что в настоящее время направления деятельности прокуратуры весьма многогранны. Закон о прокуратуре помимо пяти отраслей прокурорского надзора, а также уголовного преследования возложил на прокуроров обязанность осуществлять деятельность на некоторых других, не менее важных направлениях. Без прокуроров немыслимо рассмотрение в судах уголовных дел публичного обвинения и дел частно-публичного характера. Прокуроры участвуют в рассмотрении гражданских, арбитражных дел, дел об административных правонарушениях. Прокуратура - основной правоохранительный орган, осуществляющий международное сотрудничество (прежде всего по уголовным делам), на прокуратуру законом возложены функции координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, рассмотрение и разрешение жалоб и иных сообщений, она принимает участие в правотворческой деятельности. Справедливости ради нужно признать, что в учебниках, посвященных прокурорскому надзору, как правило, есть разделы, где говорится и о названных направлениях деятельности прокуратуры, но делается это недостаточно полно. Следует признать, что представление о назначении прокуратуры, ее деятельности будет значительно полнее в учебниках, именуемых "Прокуратура: направления деятельности".

Название документа