Этос в судебной речи адвоката
(Володина С. И.) ("Адвокатская практика", 2009, N 3) Текст документаЭТОС В СУДЕБНОЙ РЕЧИ АДВОКАТА
С. И. ВОЛОДИНА
Володина С. И., кандидат юридических наук, адвокат.
Этос, логос и пафос - три составляющие речи, и, конечно, речи судебной. При всей важности всех составляющих первой и важнейшей будет этос. Захотят ли слушать оратора, во многом зависит от соблюдения этических речевых норм и правил выступающим. Этос - это умение профессионально ориентироваться в ситуации общения. Для развития правильного этического мышления адвоката необходимы широта и основательность общего гуманитарного образования, особая наблюдательность, четкое понимание задач защиты и безупречная тактичность. Задействовав соответствующий термин теоретической риторики, можно утверждать, что знание оратором общих и специфических черт, характеризующих мораль, культурно-речевые, социально-психологические и эмоциональные особенности аудитории, наличие высокого темпа реакции обеспечивает соответствие его речи этосу, т. е. социально-культурным условиям и нормам коммуникации, прежде всего нравственным нормам. Как замечают современные исследователи, "вера словам собеседника, как и сама способность быть убедительным, только опосредованно связана с качествами красноречия... Всякие рассуждения о красноречии в отсутствие связи с этикой и нравственной философией превращаются либо в красивые разговоры, либо в "обманную науку" о внешней словесной красоте при отсутствии нравственного фундамента, который представляет собой основу для возникающего контакта и доверия к оратору" <1>. -------------------------------- <1> Аннушкин В. И., Муратова К. В. Риторика и дипломатия. М., 1998. С. 10.
Общеизвестно, что для судебных ораторов России XIX в. свойственна мощная этическая аргументация. К. И. Чуковский в мемуарных записях об А. Ф. Кони пишет: "У него было великое множество тем, но о чем бы он ни говорил, всякая его лекция звучала как моральная проповедь, всячески упорно твердившая о том, как прекрасна человеческая совесть, сколько счастья в служении добру" <2>. Так об Анатолии Федоровиче выскажутся очень многие его современники и ученики. -------------------------------- <2> Лукашевич С. В. Топика как способ создания аргументации в юридических текстах: Дис. ... к. ф.н. М., 2004. С. 45.
Сам А. Ф. Кони утверждал, что "в области судебного состязания проведение в судебную жизнь этических начал тесно связано с разработкой того, что нравственно дозволительно или недозволительно в судебных прениях. Вот почему можно и даже должно говорить об этической подготовке судебного красноречия, для истинной ценности которого недостаточно одного знания обстоятельств дела, знания родного языка и умения владеть им и следования формальным указаниям закона" <3>. Утверждение Анатолия Федоровича было справедливо в его время, не утратило своей актуальности и сегодня. -------------------------------- <3> Кони А. Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Кони А. Ф. Собр. соч. Т. 4. М., 1967. С. 66.
Во вступительном слове к сборнику речей замечательного адвоката Россельса Л. М. Яхнич сказал: "В своих речах Россельс выступает как моралист, он в своих речах ставит вопросы, обличающие все то, что нужно обличать, проповедуя идеи адвокатуры". Так много откликов на выступления ни одного адвоката, с единогласной оценкой его как моралиста, я не встречала в публикуемой литературе. Значит, для профессиональной адвокатской среды это имеет огромное значение. Об этичности в речах и в методах ведения дел блестящий современный адвокат С. Л. Ария сказал вечные слова: "...в речах своих адвокат должен соблюдать подчеркнутое уважение к суду, избегать всего, что даже отдаленно может быть воспринято судом как бестактность... Уважительный тон обязателен для адвоката и при необходимости критики позиций процессуальных противников... Адвокату в процессе нельзя быть ни развязным, ни самоуверенным... К этичности в работе относится и повышенная внимательность к интересам и нуждам клиентов..." <4>. Это основные, важнейшие требования к речи адвоката. -------------------------------- <4> Ария С. Л. Мозаика. М., 2000. С. 151 - 153.
Известный советский адвокат Я. С. Киселев о судебной речи говорил, что это цементированный единый волевой акт, она призвана убедить, склонить к восприятию точки зрения оратора как к единственно верной, исключающей всякую иную. И то, как адвокат излагает доводы противника и какие избирает способы их опровержения, определяет не только профессиональный, но и нравственный уровень его речи. Примером такой речи может послужить и любая из речей Я. С. Киселева, вот отрывок одной из них: "Нас учат: наказание должно быть индивидуализировано. Это значит, что каждый раз нам следует подумать над тем, что оно принесет этому осужденному, под силу ли оно ему. И, подумав над этим, Вы решите, не следует ли выполнить мою просьбу: определить моей подзащитной в пределах отбытого срока. Бывают ведь такие случаи, когда мягкость и справедливость полностью совпадают. Я убежден, что здесь они совпали" <5>. Насколько тонко и одновременно убедительно высказана просьба о мере наказания. И результат был. -------------------------------- <5> Киселев Я. С. Речи советских адвокатов. М., 1968. С. 54.
А блестящий советский адвокат и теоретик риторики В. Д. Гольдинер так начал одну из своих речей: "Читая обвинительное заключение в части, относящейся к хищению вакуумной установки, я вспомнил исторический факт, очень похожий на анекдот. Знаменитому философу-идеалисту указали, что созданная им теория противоречит фактам. Философ, привыкший к отвлеченным, умозрительным размышлениям, высокомерно ответил: "Тем хуже для фактов". Великий русский физиолог И. П. Павлов назвал факты воздухом для ученого. Не будет преувеличением сказать, что факты являются воздухом и для судебного деятеля" <6>. Не случайно образность будет названа самым важным качеством речи этого прекрасного оратора. -------------------------------- <6> Гольдинер В. Д. Речи советских адвокатов. М., 1968. С. 23.
А не менее прекрасный советский адвокат А. С. Экмекчи так обратился к суду: "Правда гласит: моя подзащитная не виновна, она оклеветана, она должна быть оправдана. И я уверен: еще долгие-долгие годы, как и прежде, в ночную тьму, в снежную стужу и в осеннюю слякоть по первому зову людей замечательный врач, моя подзащитная будет спешить к ним на помощь, облегчая страдания и творя добро" <7>. Правильная тональность при формулировании просьбы является важнейшим риторическим умением, так ярко продемонстрированным этим адвокатом. -------------------------------- <7> Экмекчи А. С. Речи советских адвокатов. М., 1968. С. 145.
Этос - это умение ориентироваться в самой ситуации общения <8>. В общем виде это ответ на вопрос, что и как можно говорить в защитительной речи или что нельзя говорить в судебных прениях. -------------------------------- <8> См.: Яковлева Е. А. Риторика в современном обществе и образовании. М.: Наука, 2003. С. 16.
Однако значение этоса современными адвокатами недооценивается. Только 15% опрошенных адвокатов со стажем до пяти лет считают, что это обязательное требование к речи защитника. Иначе считают стажированные адвокаты. Уже 90% адвокатов со стажем более 15 лет разделяют эту точку зрения. А 95% судей считают, что речи, произносимые современными адвокатами, не в полной мере соответствуют этой категории. В частности, ими приводится пример, что некоторые адвокаты начинают речь словами "Совершенно не важно, что я сейчас скажу, Вы решение уже приняли". По замечанию И. В. Пешкова, риторика налагает запрет на нетворческое и безответственное поведение человека, поскольку задача риторики как раз и состоит в том, чтобы изобретать и осуществлять общественно ответственные поступки, отличные от ритуального поведения <9>. Без способности к созиданию нового нет красноречия, немыслимого без новых слов на вечные темы, соответствующих сегодняшним проблемам и сегодняшней злобе дня. -------------------------------- <9> См.: Пешков И. В. Риторика поступка М. М. Бахтина // Диалог: теоретические проблемы и методы исследования. М., 1991. С. 157.
Логика "вечных тем" проста и на обыденном уровне доступна всякому думающему человеку. Чтобы говорить о мотиве, нужно безупречно этим владеть. Приведу лишь фрагмент из речи С. Л. Арии: "Можно ли не учесть весь трагизм ее положения, можно ли закрыть глаза на это стечение тяжких житейских бед?! Более ста лет трогательный и нежный образ гетевской Маргариты волнует человеческие души, будя в людях сострадание, боль за разбитую жизнь несчастной девушки. Но ведь Маргарита убила своего младенца! Почему же поступок ее вызывает в нас не гнев, а сострадание? Видимо, люди понимают, что не злая воля, а стечение тягчайших обстоятельств толкнуло Маргариту на преступление. И преступление Маргариты в глазах людей превращается в ее трагедию, в ее несчастье. Понять - значит простить, и ей прощают, ее жалеют" <10>. -------------------------------- <10> Ария С. Л. Мозаика. Записки адвоката. Речь по делу Саморуковой З. В. М., 2000. С. 173.
Чтобы понять эти темы по-своему, чтобы сказать важное, необходимо умение не просто создать иллюстрацию и в конечном счете образ, а проникнуть самому и показать другому. Очень часто именно образ лежит в основе творческого понимания и эмоциональной оценки вопросов, решаемых судьей в совещательной комнате и которые представляют стороны. Блестяще подводит слушателей к восприятию событий С. Л. Ария по другому делу: "На этом и заканчивается простая, не представляющая особых трудностей юридическая часть анализа. Теперь нужно перейти к вопросу, представляющему наибольшую сложность: почему 18-летний юнец решился на это страшное дело? В ряду преступлений, вызывающих в нас гнев и возмущение, но как-то объясняемых взрывом человеческих страстей и эмоций, пусть низменных и отталкивающих, но понятных, изредка немым для нашего разума пятном всплывает поступок, противоречащий всем законам, божеским и человеческим, вызывающий у нас дрожь полной своей непонятностью, как молния у первобытного человека" <11>. И его слова, как молния, проникают во всех, кто читает эти строки. -------------------------------- <11> Ария С. Л. Мозаика. Записки адвоката. Речь по делу Раскина. М., 2000. С. 208.
Широта и основательность гуманитарного образования, особая наблюдательность, понимание задач защиты, тактичность исключительно важны для развития этического мышления.
Название документа