Корыстные руководители

(Мошкович М., Захаров В.)

("ЭЖ-Юрист", 2009, N 15)

Текст документа

КОРЫСТНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ

М. МОШКОВИЧ, В. ЗАХАРОВ

Мария Мошкович, газета "ЭЖ-Юрист".

Вениамин Захаров, газета "ЭЖ-Юрист".

Статья 145.1 (уголовная ответственность за невыплату заработной платы), введенная в Уголовный кодекс Российской Федерации после чисто российского кризиса 1998 года, очень пригодилась и сегодня для борьбы с "последствиями мирового экономического кризиса". В настоящее время она является одним из основных "пугал" для испытывающих финансовые трудности работодателей - наравне со статьями за неуплату налогов и за преднамеренное банкротство.

Указанием от 14.11.2008 N 229/7р Генпрокурор России Юрий Чайка обязал нижестоящих прокуроров усилить надзор за соблюдением конституционных прав граждан на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. В частности, было сформулировано требование инициировать применение мер уголовно-правового воздействия в отношении руководителей и должностных лиц, которые не выплачивают вознаграждение за труд свыше двух месяцев.

Данное Указание выполняется весьма исправно. Так, 15 апреля прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа сообщила о заключении под стражу бывшего заместителя генерального директора акционерного общества "Геолого-разведочная компания "Северная экспедиция" Сергея Степанова, задолжавшего работникам за четыре месяца более 70 млн. рублей. Прокуратура Ольгинского района Приморского края 14 апреля утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении генерального директора ООО "Биобанк" Александра Колесникова. Ряд работников данного ООО не получили заработную плату с июля 2008 по январь 2009 года на общую сумму свыше 640 тысяч рублей. И такие сообщения появляются на официальном сайте Генпрокуратуры почти ежедневно.

Все бы хорошо - честь и хвала прокурорам за поддержку трудового населения. Зарплату людям задерживать нельзя, тем более в наше тяжелое время. Однако закон беспристрастен, его надо соблюдать в отношении как обиженных трудящихся, так и обидевшего их управленца. А привлечение последнего к уголовной ответственности законно только в случае, если будет доказано, что задержка зарплаты производилась им из корыстной или иной личной заинтересованности - такова на сегодняшний день формулировка ст. 145.1 УК РФ. То есть если, например, директор пустил зарплатные деньги на приобретение для себя загородного дома. Или сознательно не платил неугодному работнику с целью заставить его написать заявление об уходе.

Между тем вышеупомянутый Сергей Степанов направил денежные средства предприятия (при наличии задолженности по зарплате) на расчеты с поставщиками. А руководитель ООО "Биобанк" - на некие нужды, уступающие по приоритету выплате заработной платы. На какие именно - Генпрокуратура не сообщает, но очевидно, что не на личные.

Еще раз подчеркнем, что обязанность нанимателя выплачивать работникам честно заработанные ими суммы не является и не может являться предметом дискуссии. Вопрос в том, когда за неисполнение этой обязанности можно сажать за решетку.

Увеличение числа случаев применения ст. 145.1 УК РФ, без всякого сомнения, говорит о недопустимо расширительном толковании понятия "корыстная или иная личная заинтересованность". Следователи зачастую указывают в качестве мотива данного преступления карьерные или экономические соображения (желание директора сохранить хорошие отношения с контрагентами или учредителями, удержать предприятие на плаву во время кризиса и т. п.). Однако эти соображения вполне естественны и нормальны для любого руководителя. А желание хорошо исполнять должностные обязанности никак не может свидетельствовать о наличии некоей личной корыстной цели в невыплате зарплаты работникам.

Представляется, что если уж власть решила бороться с невыплатой зарплат подобным способом, то нужно перестать лицемерить и внести в статью 145.1 УК РФ соответствующие поправки. Например: "Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, совершенная руководителем при наличии достаточного количества денежных средств на счету, наказывается...". Тогда руководитель будет точно знать, что статья за задержку зарплаты грозит ему просто по факту задержки, независимо от мотивов, которыми он руководствовался. Правда, такие поправки будут не очень хорошо выглядеть на фоне объявленной кампании по декриминализации законодательства - но чего уж там, ведь кризис на дворе...

Название документа

Интервью: Прокурор отвечает за все

("Законность", 2009, N 5)

Текст документа

ПРОКУРОР ОТВЕЧАЕТ ЗА ВСЕ

С. ШЕВЧЕНКО

Областную Нижегородскую прокуратуру Валерий Алексеевич Максименко возглавляет менее трех лет. О его несомненных успехах на этом посту свидетельствует недавняя награда - звание "Заслуженный юрист Российской Федерации". Предлагаем его интервью.

Валерий Алексеевич, кризис задел сегодня все слои населения. Каким образом вы отстаиваете права людей?

- Прокуратура всегда их отстаивала. С обострением ситуации и прокуратура свои усилия умножила. Мы анализируем каждый факт невыплаты зарплаты и при необходимости принимаем меры. В области много предприятий, попавших в кризис. Среди них, например, ОАО "Втормет", задолженность по заработной плате на котором составляет 10,7 млн. руб. и образовалась в связи с вынужденным снижением объемов производства, неперечислением денежных средств контрагентами, прекращением кредитования банками. Предприятие занимается заготовкой и переработкой лома черных металлов и производством грузоподъемных кранов и кранового оборудования для промышленности. На нем работает около 500 человек. Отсутствие денежных средств у предприятия повлекло цепную реакцию: проблемы с зарплатой, непоступление обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Решением Арбитражного суда Нижегородской области на предприятии введена процедура наблюдения.

По факту нарушения сроков выплаты заработной платы прокурором Канавинского района г. Нижнего Новгорода возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении юридического лица ОАО "Втормет". Его генеральный директор ранее уже привлекался к административной ответственности за несвоевременную выплату заработной платы по постановлению Государственной инспекции труда. В настоящее время СО по Канавинскому району города СУ СК при прокуратуре РФ по Нижегородской области проводит проверку по факту задолженности по заработной плате на предприятии свыше двух месяцев.

Справка. По состоянию на 1 января 2009 г. сумма просроченной задолженности на предприятиях Нижегородской области составила около 63 млн. руб., уменьшившись по сравнению с задолженностью на 1 декабря 2008 г. в 2,2 раза. В прошлом году по постановлениям прокуратуры вдвое возросло количество руководителей, привлеченных к административной ответственности, и почти настолько же - к дисциплинарной.

Не секрет, что собственники энергетических предприятий нередко перекладывают свои затраты на потребителей. А что происходит у вас?

- Мы постоянно отслеживаем цены на все услуги, работаем вместе с антимонопольной комиссией. Надзор за исполнением законов в сфере ЖКХ доставил нам много забот. Прокуроры обнаружили неудовлетворительное техническое состояние жилого фонда, отсутствие тепла, неправильное начисление платы за коммунальные услуги и другие крупные недочеты. Мы наказали в дисциплинарном и административном порядке многих правонарушителей, по протестам прокуроров приведено в соответствие либо отменено 66 незаконных правовых актов.

Иногда возникают неожиданные проблемы. При проверках было выявлено два дома для престарелых, не имеющих правового статуса. Так, в Кстовском районе в доме для ветеранов проживало 6 человек, он незаконно финансировался из местного бюджета. Там даже не было обслуживающего персонала. Мы направили представление губернатору области, и нам сообщили, что "незаконных" обитателей переводят в ближайший социальный дом. По большому счету, это проблема органов соцзащиты, местного самоуправления и других структур. Разумеется, прокурор не должен подменять контролеров и выполнять их работу. Но мы часто проводим проверки самостоятельно, потому что контролирующие органы, органы власти и местного самоуправления нередко не дорабатывают; в какой-то степени приходится восполнять их пробелы. Так, после прокурорской проверки аптек была решена проблема обеспечения инвалидов лекарственными средствами. После нашего вмешательства у многих инвалидов появились бесплатные места на автостоянках, пандусы в магазинах и культурных заведениях. В прошлом году по поручению Генпрокуратуры мы провели проверку по состоянию законности защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Обнаружили большие нарушения. Так, более 142 млн. руб. было выделено из бюджета области на приобретение жилья, положенного детям по гарантии государства, но за год было истрачено всего 5,7 млн. Мы добились, чтобы соответствующие органы активизировали работу.

Справка. В результате принятых прокуратурой мер по защите жилищных прав детей-сирот за три месяца (ноябрь 2008 г. - январь 2009 г.) органами местного самоуправления приобретены 52 квартиры.

Поскольку Нижегородская область - один из крупнейших индустриальных центров, сюда идет серьезный поток инвестиционных и федеральных средств на реализацию различных государственных программ. Справляются ли со своими задачами органы финансового контроля?

- Они не могут в полной мере проверить всех получателей бюджетной поддержки, что во многом обусловлено не только их малочисленностью, но и неэффективностью планирования объектов проверки. Поэтому и нарушений они находят мало. Здесь на нас возложена огромная ответственность. Мы взяли под жесткий контроль реализацию приоритетных национальных проектов, целевое использование получаемых для них денежных средств. Отслеживаем каждую копейку, возбуждается много уголовных дел. Выясняется: органы местного самоуправления не соблюдают требования к условиям и порядку проведения мероприятий при предоставлении субсидий в рамках нацпроектов, бюджетные учреждения нарушают права работников образования и здравоохранения, порядка учета имущества, передаваемого муниципалитетам в рамках проектов "Здоровье" и "Образование", и так далее. Достаточно большое количество нарушений - в сфере агропромышленного комплекса. Часто совершаются хищения денежных средств, незаконно получаются кредиты, незаконно размещаются субсидии на эти кредиты. И мы реагируем. Милиция тоже заняла в этом серьезную позицию.

Национальный план противодействия коррупции - каково участие прокуратуры в его реализации?

- Весьма существенное. По указанию Генпрокуратуры мы создали отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции. Отдел заработал, показатели увеличились по сравнению с предыдущим годом во много раз. Создана межведомственная постоянно действующая рабочая группа в составе наших работников, СУ СКП, а также ГУВД, УФСБ, УФСКН, ГУФСИН России по Нижегородской области. Для обмена информацией заключено соглашение с территориальным управлением Росфиннадзора. Активизирована надзорная деятельность горрайпрокуроров. Мы пошли по такому пути: отдел на каждый месяц составляет график выездов на места, где существуют проблемы в организации надзора либо где назначены молодые прокурорские работники. Ведется постоянный мониторинг работы оперативных и следственных подразделений правоохранительных органов. В прошлом году провели серьезные проверки в милицейских рядах и выяснили, что с этой работой дело обстоит из рук вон плохо, написали представление. В результате наказано около двух десятков сотрудников. Более того, направлены в суд уголовные дела в отношении 46 сотрудников милиции, уличенных во взятках. Так что борьба с коррупцией во многом лежит на наших плечах. Объем работы столь велик, что заслуживает отдельного изложения.

Справка. Правоохранительные органы области в 2008 г. выявили вдвое больше преступлений коррупционной направленности, чем в 2007 г. - 1154. Судами области рассмотрено 171 уголовное дело, из них 42 - в отношении должностных лиц правоохранительных органов, 5 - в отношении должностных лиц органов госвласти и местного самоуправления. По 166 уголовным делам вынесены обвинительные приговоры.

Где еще надо "подтянуть гайки"?

- В Нижегородской области - 62 района, но выявляются далеко не все преступления в сфере незаконного оборота наркотиков. Поэтому в прошлом году проверили работу аппарата ФСНК и обнаружили очень большие нарушения. Аппарат и его руководители плохо организуют и контролируют работу подчиненных, выявляемость наркопреступности упала на 70%. Оперативные дела - пустые, разработок хороших нет. Когда же сплошь и рядом составляются формальные отчеты, не дающие возможности думать о перспективе, тогда нет речи о раскрываемости, показателях, наведении порядка. Более 30 руководителей наказано по нашему представлению. Мы собрали координационное совещание, где вместе с ФСНК обсудили итоги ее работы. Есть объективные причины: служба создана в основном из бывших сотрудников налоговой полиции. Но дело-то не должно страдать! Поэтому прокуратура оказывает посильную помощь. Делимся опытом, участвуем в мониторинге наркоситуации, телемарафонах, антинаркотической пропаганде.

Повлияло ли на отношения прокуратуры с областной администрацией назначение на пост губернатора Нижнего Новгорода Валерия Шанцева?

- Мы встречаемся с ним не реже одного раза в месяц, обмениваемся мнениями, информацией, обсуждаем те или иные проблемы, которым надо уделить внимание. Участвуем в рабочих встречах администрации. Все вопросы, подлежащие надзору, контролируем, изучаем проекты правовых актов, пишем заключения, отзывы. Если их не учитывают, то принимаем меры. В прошлом году представили более 70 актов прокурорского реагирования на решения правительства, нормативные акты, законы области. Споры неизбежны, но самое главное - мы достигли взаимопонимания.

Какие проблемы испытывает сама прокуратура?

- Подведение итогов за 2008 г. показало: серьезной проблемой остается качество апелляционных и кассационных представлений. Поэтому мы собрали специальную конференцию с участием гособвинителей, где обсудили ситуацию. А в помощь подготовили сборник методических рекомендаций, разослали его на места. В книжку вошли приказы Генпрокурора РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, обзоры судебной практики Верховного Суда и нашего областного суда, а также другой практический материал.

Выпустили "Речи государственных обвинителей", опубликовав в нем лучшие выступления прокуроров Нижегородской области. На их примере можно научиться составлять обвинительную речь творчески, выбирая правильную процессуальную позицию на основании тщательного изучения материалов, аргументировать выступление с использованием разнообразных логических и ораторских приемов. В конференции участвовал председатель областного суда, который высказал свои пожелания. Мы работаем с судами в нормальном режиме. Вот только один факт: в прошлом году с участием присяжных заседателей рассмотрено четыре уголовных дела, по всем вынесены обвинительные приговоры.

Как прошла реформа следствия?

- Весь прошлый год мы в какой-то степени находились в критическом состоянии: приходилось, превозмогая себя, выкарабкиваться из сложившегося положения. Из прокуратуры области в конце 2007 г. в Приволжскую транспортную прокуратуру, следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Нижегородской области перешла практически третья часть прокурорских работников - 250 человек, в том числе 4 заместителя прокурора области, 6 начальников управлений и отделов, 4 прокурора района и 22 заместителя горрайпрокуроров. Пришлось срочно заполнять вакансии. Мы справились.

Вопрос в другом. Произошел дисбаланс в полномочиях. Например, мы не можем вносить представления в Следственный комитет, как в органы милиции или наркоконтроля, вот мы и оказались в положении переписывающихся. Но в то же время это орган, который ведет предварительное расследование, поэтому прокурор должен обладать всеми процессуальными полномочиями, чтобы реагировать на нарушения. Перестройка системы показала: эффективно она может работать не в последнюю очередь за счет личных отношений. Поскольку начальник СУ СКП - мой бывший заместитель, он правильно понимает закон, интересы дела, порядка. Мы сразу собрали всех прокуроров, он - начальников отделов, договорились, что работаем в одной системе. Поэтому ощутимых конфликтов не возникало, отношение к требованиям или письмам прокуроров адекватно. Прокуроры поддерживают и начальников подразделений, и следователей; если необходимо, помогают, проводят совместные мероприятия, совещания и так далее. А если отношения не складываются?.. Рассуждать ведь можно и так: раз я не отвечаю за результаты следствия, зачем они мне нужны?

Предвидятся большие профессиональные проблемы. Я работал следователем семь лет, знал назубок все о работе милиции. Сегодня приходят прокуроры без всякой практики, как они будут надзирать за следствием? Только исходя из теоретических познаний, не поработав "на земле" ни дня. Возникает проблема качественного надзора. Далее. У следователей всегда была перспектива роста, сегодня они ее лишены. Вот многие и рвутся обратно в прокуратуру. Раскрываемость в нашей области - самая низкая в округе, 35,3%. Конечно, она повышается понемногу, опять же с нашей помощью, но это не тот результат, который нужен.

Говорят: "День тянется медленно, а годы летят быстро". Возникает ли у вас такое ощущение?

- Верно говорят. Казалось бы, недавно окончил Кубанский университет, а уже 23 года пролетели. После этого я пять лет работал следователем в прокуратуре города Майкопа, потом следователем в прокуратуре Адыгейской автономной области (тогда Адыгея входила в состав края). С должности прокурора-криминалиста меня перевели в Краснодарскую краевую прокуратуру - следователем по особо важным делам. В 1993 г. я возглавил прокуратуру Тбилисского района Краснодарского края. Через четыре года стал прокурором Западного округа города Краснодара, через два - заместителем прокурора Краснодарского края. В 2001 г. меня назначили начальником управления Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе, в 2002 г. переехал в Москву: меня назначили начальником отдела Генпрокуратуры в Центральном федеральном округе. В 2004 г. был назначен начальником 16-го управления Генпрокуратуры, затем почти год работал начальником Главного управления ГП РФ в Южном федеральном округе, а в 2006 г. я стал прокурором Нижегородской области.

Есть ли кому наследовать вашу профессию?

- Моя дочь Алина после окончания Кубанского университета работает в прокуратуре Краснодарского края. Эту же альма-матер окончила и моя жена Ирина, мы учились вместе. Семейная традиция продолжается.

Название документа