Проблемы субсидируемой юридической помощи

(Бутовченко Т. Д.)

("Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ", 2009, N 1)

Текст документа

ПРОБЛЕМЫ СУБСИДИРУЕМОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Т. Д. БУТОВЧЕНКО

Бутовченко Татьяна Дмитриевна, президент Адвокатской палаты Самарской области.

Термин "бесплатная юридическая помощь" мне категорически не нравится, поскольку ничего бесплатного не бывает и быть не должно. Полагаю правильным с точки зрения формы и содержания юридическую помощь, которую бесплатно получают граждане России, называть субсидируемой. Хочу обозначить свою позицию по отношению к такой форме помощи, которую оказывают студенты юридических клиник институтов и университетов, заслуживающее уважение и благодарность "тимуровское движение" - "общественные дружинники" от юриспруденции. Обязанность студентов - учиться, и просто несерьезно возлагать обеспечение конституционного права российских граждан на получение квалифицированной юридической помощи на юридическое студенчество.

Статья 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" отсекла от возможности получения квалифицированной юридической помощи практически всех малоимущих, которые в ней нуждаются. Исправить ситуацию федеральные и региональные законодатели за предыдущие годы пытались несколькими способами: проведением эксперимента по созданию государственных юридических бюро (Самара вошла в число десяти регионов России, где проводится эксперимент), принятием региональных законов, регулирующих получение субсидируемой юридической помощи малоимущими и отдельными категориями граждан. Касательно госюрбюро могу сказать следующее: очень затратный и малоэффективный вариант. В Самарской области бюро действуют четыре года. Этакие четыре дорогие юридические конфетки в четырех отдельно взятых сельских населенных пунктах. В каждом из них мне приходилось бывать лично, а также в составе финских и голландских делегаций. В глаза бросается одно: их офисы пусты. Или в этих населенных пунктах нет достаточного количества малообеспеченных граждан, либо у этих граждан нет юридических проблем. Осмысливая ситуацию с деятельностью госюрбюро, с большой долей оптимизма можно признать их необходимость с целью создания своеобразных социальных "пунктов" для специальных слоев населения в крупных мегаполисах для того, чтобы они осуществляли первоначальный анализ: наличие правовой проблемы и направление за получением квалифицированной юридической помощи в адвокатские образования. От такого разделения функций выиграли бы и адвокаты, непосредственно оказывающие юридическую помощь по консультированию, составлению правовых документов и представительству в судах. Профессионалы-адвокаты были бы избавлены от необходимости выслушивания жалоб на судьбу, на неумение запросить и получить какую-то справку.

Серьезным механизмом доступа к субсидированной юридической помощи являются региональные законы об оказании юридической помощи отдельным категориям граждан. В тех регионах, где местный закон не пошел далее положений статьи 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", ситуация катастрофическая. Сразу оговорюсь, что доводы президентов адвокатских палат о достаточно большом объеме юридической помощи, оказываемой бесплатно без всякой компенсации адвокатам за выполняемую работу, в силу только социальной функции адвокатуры, у меня вызывают большую долю скепсиса. Если такая работа и ведется, то в качестве компенсации за установление пониженных ставок за арендуемые адвокатскими образованиями помещения либо на каких-либо иных взаимовыгодных условиях, зачастую достигнутых благодаря личным отношениям. Такой, знаете ли, своеобразный бартер. Я не отношусь к сторонникам такого варианта. Единственный и четкий эквивалент труда - его оплата. Бесплатно адвокат работать не должен, хотя никто не запретит ему оказывать бесплатную юридическую помощь, такое поведение может только приветствоваться, но это совсем другая тема.

Система субсидируемой юридической помощи в Самарской области кроме, конечно же, Конституции РФ, Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" регулируется Законом Самарской области от 10 декабря 2007 года N 144-ГД "Об оказании юридической помощи отдельным категориям граждан, проживающих на территории Самарской области", ежегодно заключаемым контрактом между Министерством гуманитарного и социального развития Самарской области и Палатой адвокатов Самарской области и решением Совета ПАСО от 28 февраля 2008 года N 08-02-09/СП. По Закону Самарской области право на субсидируемую юридическую помощь имеют малоимущие граждане и все пенсионеры, инвалиды I и II группы, участники Великой Отечественной войны независимо от размера получаемого дохода по всем юридическим вопросам, кроме связанных с предпринимательской деятельностью. Правительство Самарской области ежегодно заключает с Палатой адвокатов Самарской области государственный контракт, которым устанавливаются перечень видов юридической помощи и размер оплаты труда адвокатов. Государственный контракт на 2009 год заключен на сумму 1148000 рублей 3 февраля и истекает 31 декабря текущего года. В 2008 году Правительство Самарской области оплатило труд адвокатов в размере 1075000 рублей, в 2007 году - 770580 рублей. Для информации: население Самарской области 3000000 человек, в системе субсидированной юридической помощи участвуют около 400 адвокатов, количество граждан, получивших субсидированную помощь в 2008 году, - 707 человек. Размер оплаты труда адвоката в государственном контракте определен по аналогии с Постановлением Правительства N 400: консультация - 236 рублей, составление правового документа - 1100 рублей, представительство в суде - 1300 рублей судодень. Малоимущие работающие граждане подтверждают свое право на субсидируемую юридическую помощь представлением соответствующих документов из отделов социальной защиты населения, остальные получатели - представлением копий документов, подтверждающих отношение к соответствующей категории граждан (пенсионного удостоверения, трудовой книжки, удостоверения инвалида или участника войны и паспорта, подтверждающего факт проживания в регионе). Копии документов заверяются подписью адвоката и печатью адвокатского образования, в которое обратился гражданин. Ежемесячно ПАСО оформляет акт, который является основанием для оплаты, поступающей на расчетный счет палаты для последующего перечисления в адвокатские образования. В Палате адвокатов Самарской области создан Центр субсидированной юридической помощи, в который может обратиться человек, имеющий право на получение данного вида социальной помощи, в этом случае обращение распределяется так же, как требование на участие адвоката в уголовном судопроизводстве. Вступление адвоката в уголовный процесс вне установленного порядка, минуя Центр СЮП, образует состав дисциплинарного проступка. Установленный Советом ПАСО порядок обеспечивает равномерное распределение дел между адвокатами, установленные стандарты качества и является действенным механизмом борьбы с "карманными адвокатами". Подобный порядок действует уже на протяжении года и зарекомендовал себя самым лучшим образом. Однако было бы наивным утверждать, что он абсолютно совершенен. Необходимость ежегодного заключения госконтракта вызывает обоснованные нарекания граждан и адвокатов. Перерывы в действии контракта могут затягиваться от одного до трех месяцев. В случае истечения срока действия контракта или исчерпания средств ПАСО извещает адвокатов и входит в Правительство Самарской области с предложением выделить дополнительные бюджетные средства на данные цели. Ежегодное участие в конкурсе на заключение контракта также не в интересах граждан. Поскольку единственным провайдером этой помощи в регионе являются адвокаты, то в конкурсе, кроме ПАСО, других участников не имеется. Пока проходит процедура конкурса, граждане субсидированной помощи не получают вообще. Палата адвокатов предлагает максимально упростить оформление допуска к получению субсидированной помощи, увеличить расценки по ее видам, чтобы сделать эту работу привлекательной для большего числа высококвалифицированных адвокатов с целью улучшения качества оказанной юридической помощи. Палата адвокатов, неся серьезные финансовые расходы по организации и контролю за качеством оказываемой юридической помощи, должна иметь возможность компенсировать свои расходы не за счет членских взносов адвокатов, а за счет бюджетного финансирования.

Ознакомившись с проектом Федерального закона "Об оказании квалифицированной юридической помощи" и концепцией проектов Федеральных законов "О системе оказания государственной правовой помощи" и "О внесении изменений в некоторые федеральные законы в целях обеспечения оказания бесплатной юридической помощи малообеспеченным и социально незащищенным категориям граждан", хотелось бы обратиться к законодателям с предложением не шить лоскутное одеяло из множества законов, направленных на регулирование важнейшей деятельности по оказанию квалифицированной юридической помощи населению. Комплексное решение проблемы всегда экономичнее и эффективнее.

Название документа