Современные задачи российской прокуратуры
(Быкова Е. В., Парфенова М. В.) ("Российская юстиция", 2013, N 11) Текст документаСОВРЕМЕННЫЕ ЗАДАЧИ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ
Е. В. БЫКОВА, М. В. ПАРФЕНОВА
Быкова Е. В., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.
Парфенова М. В., кандидат юридических наук, старший научный сотрудник НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ.
В статье рассматриваются некоторые аспекты прокурорского надзора за соблюдением прав и законных интересов подозреваемого, обвиняемого, а также лиц и организаций, потерпевших от преступлений.
Ключевые слова: прокурор, права человека, уголовное судопроизводство, верховенство закона, прокурорский надзор.
In article some aspects of public prosecutor's supervision of observance of the rights and legitimate interests of the suspect accused, and also persons and the organizations which were injured from crimes are considered.
Key words: prosecutor, human rights, criminal justice, rule of law, public prosecutor's supervision.
В современных межгосударственных отношениях человек, его права и свободы являются объектом повышенного внимания, которые должны обеспечиваться как на международном, так и на внутригосударственном уровне. Российская Федерация, взяв курс на построение правового государства, установила одним из приоритетных направлений своей государственной деятельности признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Ведущая роль в сфере обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью и уголовного преследования в Российской Федерации по праву принадлежит органам прокуратуры. В настоящее время все закрепленные в международно-правовых документах принципы и стандарты деятельности прокурора являются составной и неотъемлемой частью единого национального правового механизма обеспечения верховенства закона и фундаментальных прав и свобод человека и гражданина, о которых говорится прежде всего во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и других международных документах. Точное и неуклонное выполнение этой основополагающей идеи Конституции Российской Федерации особенно важно в сфере уголовного судопроизводства, где конституционные права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других участников уголовного судопроизводства ограничиваются в наибольшей степени. Неслучайно назначение уголовного судопроизводства состоит в защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также в защите личности от незаконного, необоснованного осуждения, обвинения, ограничения ее прав и свобод (ч. 1 ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации <1>). -------------------------------- <1> Далее - УПК РФ.
Положения данной статьи отнесены к числу принципов уголовного судопроизводства, что имеет основополагающее значение для всех органов предварительного расследования, поскольку они определяют смысл и содержание назначения уголовного судопроизводства. Российское уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон (ст. 15 УПК РФ). Полная реализация принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве неизбежно ведет к возрастанию ответственности прокурора за выполнение обязанности доказывать предъявленное подсудимому обвинение, за обеспечение его законности и обоснованности. Выступающий на стороне обвинения прокурор обладает процессуальным статусом, который существенно отличается от процессуального положения других представителей стороны обвинения. Только на него закон возлагает обязанность по одновременному осуществлению двух важнейших уголовно-процессуальных функций - уголовного преследования и надзора за законностью процессуальной деятельности органов дознания и предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ). Надзор за исполнением законов органами предварительного расследования и уголовное преследование - две взаимосвязанные, органично дополняющие друг друга составляющие деятельности прокурора. При этом надзор выступает важнейшим элементом системы гарантий законности предварительного расследования, правомерного и обоснованного уголовного преследования, соблюдения прав участников уголовного судопроизводства, законного и соразмерного их ограничения. В этой связи сложно переоценить значение прокурорского надзора за соблюдением прав подозреваемого, обвиняемого, а также лиц и организаций, потерпевших от преступлений, поскольку именно он служит одним из элементов государственного механизма обеспечения конституционных гарантий личности в уголовном судопроизводстве. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод граждан в уголовном судопроизводстве является одной из востребованных функций прокуратуры в суровую эпоху всеобщих перемен <2>. -------------------------------- <2> Кехлеров С. Г. Некоторые итоги и потенциал правозащитной деятельности прокуратуры // Права человека в России и правозащитная деятельность государства. М., 2003. С. 47.
На протяжении последних лет усилия прокуратуры Российской Федерации были направлены в том числе на решение задач по обеспечению верховенства закона, соблюдению конституционных прав личности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, а также содействию суду в принятии законного, обоснованного и справедливого приговора в судебных стадиях уголовного процесса. Учитывая исторический опыт России, тип российского уголовного процесса, систему и структуру органов предварительного расследования, уровень профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов и правовой грамотности населения, следует констатировать, что надзорная деятельность прокурора в этом направлении всегда была достаточно действенной. Особую важность для повышения уровня законности имеет организация и осуществление прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела. В задачи прокурорского надзора на данном этапе входит предупреждение, выявление, устранение нарушений установленного законом порядка приема, регистрации, учета и разрешения уполномоченными на то органами дознания и предварительного следствия сообщений о преступлениях, восстановление нарушенных в результате несоблюдения этого порядка прав физических и юридических лиц. В ходе прокурорского надзора выявляется и устраняется значительное число нарушений закона, допускаемых органами дознания и следователями, путем отмены незаконно принятых решений о возбуждении, отказе в возбуждении уголовных дел и использования других мер прокурорского реагирования. Содержание стадии возбуждения уголовного дела не ограничивается принятием компетентным органом соответствующего процессуального решения. Она включает в себя деятельность по оценке сведений, содержащихся в поступивших материалах и сообщениях о преступлениях. Важная часть этой деятельности состоит в установлении наличия или отсутствия достаточных поводов и оснований для возбуждения дела. Завершает рассматриваемую стадию принятие решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, при этом должно обращаться внимание на своевременность реагирования на поступающую в правоохранительные органы информацию о совершенных и готовящихся преступлениях, создание предпосылок для успешного расследования по ним. Необходимость прокурорского надзора за соблюдением законности и прав граждан на стадии возбуждения уголовного дела вызвана рядом нарушений, таких как нарушение учетно-регистрационной дисциплины в ходе рассмотрения сообщений о преступлениях, в том числе укрытие преступлений от учета; попытки должностных лиц, производящих предварительную проверку информации о преступлениях, фальсифицировать фактические данные для необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела; стремление не ставить на учет неочевидные, заведомо трудно раскрываемые преступления и улучшить таким способом статистические показатели раскрываемости. Анализ правоприменительной практики показывает, что, несмотря на принимаемые меры, органами предварительного расследования продолжают допускаться многочисленные нарушения закона при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях. Так, в прошедшем году сохранилась положительная динамика выявленных прокурором нарушений закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, которые составляют большинство от всех выявленных нарушений на досудебных стадиях уголовного процесса (если в 2011 г. прокурорами было выявлено 2921344 таких нарушения, их рост по сравнению с 2010 г. составил 12,3%; то в 2012 г. уже 3428095, а рост по сравнению с 2011 г. составил уже 17,3%) <3>. -------------------------------- <3> Статистические отчеты "О работе прокурора" по форме "П" за 2010 г.; форма 514 (НСиД) статистической отчетности Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2011 - 2012 гг.
Прокуроры отмечают, что основными причинами процессуальных нарушений на стадии возбуждения уголовного дела является неполнота проводимых проверок сообщений о преступлениях, поспешность и необоснованность выводов о наличии признаков уголовно наказуемого деяния, а также отсутствие объективного, взвешенного подхода к принятию важнейшего процессуального решения, инициирующего процедуру уголовного преследования. Одним из главных приоритетов прокурорского надзора в уголовном судопроизводстве является обеспечение конституционного принципа неприкосновенности личности, нарушение которого в досудебном производстве в полной мере не устранено вследствие поверхностной оценки оснований и мотивов, положенных в основу принятия решений о задержании должностными лицами органов дознания и предварительного следствия, а также упущений в организации прокурорами надзора за порядком применения к гражданам мер процессуального принуждения, влекущих нарушение прав подозреваемых и обвиняемых на свободу и личную неприкосновенность. К сожалению, прокурорами продолжают выявляться факты задержания лиц в качестве подозреваемых по основаниям, предусмотренным административным законодательством, чем грубо нарушаются их конституционные права и требования уголовно-процессуального законодательства. При производстве задержания по-прежнему имеются случаи нарушения положений уголовно-процессуального закона. Всего в 2012 году по различным основаниям освобожден каждый четвертый задержанный, а всего 31097 лиц (2011 г. - 31991). Прокуроры отмечают, что распространенность нарушений в рассматриваемой сфере носит системный характер и является, как правило, непреодолимым препятствием в осуществлении задач и достижении целей уголовного судопроизводства, нарушаются права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений, в том числе права на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство, закрепленные в Конституции Российской Федерации и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ходе досудебного производства по делу прокуроры принимают активное участие при рассмотрении судами ходатайств следователей, дознавателей об избрании в отношении подозреваемых, обвиняемых мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога, о продлении срока содержания под стражей и производстве следственных действий, ограничивающих конституционные права участников уголовного судопроизводства, что является дополнительной гарантией соблюдения законности. Так, в 2012 г. прокуроры приняли участие в 569921 заседании при рассмотрении постановлений следователей об избрании, продлении меры пресечения и производстве следственных действий, а также в 58666 заседаниях при рассмотрении аналогичных постановлений дознавателей. Помимо этого, в ходе предварительного следствия допускаются нарушения права на защиту. В соответствии с информацией прокуратур субъектов Российской Федерации ими в 2011 г. выявлено на 26,8% таких фактов больше, чем в 2010 г. Приведенные данные не могли не сказаться на соотношении заявленных жалоб в Европейский суд по правам человека против России в сторону их уменьшения по сравнению с прошлым периодом. Так, по данным председателя Европейского суда по правам человека Д. Шпильмана, Российская Федерация в абсолютных цифрах продолжает лидировать по количеству обращений граждан в Европейский суд по правам человека <4>. В 2012 г. на рассмотрении в Страсбурге находились 28593 жалобы из России. Это примерно пятая часть от всех жалоб (ранее была 1/3), находящихся в ЕСПЧ. Однако, если рассматривать соотношение числа таких жалоб и численность населения России, получится, что в 2012 г. было 7,5 жалобы на 100000 человек. С этой цифрой Россия занимает 21-е место среди 47 государств Совета Европы. Средний по Европе показатель - 8 жалоб на 100000 жителей. Из жалоб, поступивших в Страсбург из России, примерно 99% признаются неприемлемыми. Из более двух десятков тысяч жалоб из России в прошлом году рассмотрено по существу всего 216 жалоб, по результатам было принято 134 постановления. И лишь в 122 из них ЕСПЧ констатировал хотя бы одно нарушение Конвенции и Протоколов <5>. -------------------------------- <4> Далее - ЕСПЧ. <5> См.: Рос. газета. 2013. N 24(6000). 6 февраля.
Несмотря на положительную динамику деятельности прокурора по защите прав участников уголовного судопроизводства и обеспечения равенства их прав, Россия предпринимает все усилия для дальнейшего совершенствования практики применения уголовно-процессуального законодательства в этом направлении. Подводя итог сказанному, необходимо еще раз подчеркнуть определяющее значение прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав основных участников уголовного процесса - подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего. Обеспечение прав данных лиц постоянно находится в поле зрения прокуроров. Каждый случай нарушения их прав является объектом повышенного внимания. Деятельность прокуроров имеет важное превентивное значение и служит надежной гарантией от незаконного, необоснованного ограничения прав и законных интересов заинтересованных лиц. По нашему убеждению, правозащитный потенциал прокуратуры даже в рамках ее сегодняшнего статуса далеко не исчерпан. Его дальнейшее развитие должно совершенствоваться путем расширения надзорных полномочий прокурора за принятием процессуальных решений органами дознания и предварительного следствия. Следуя рекомендациям Совета Европы, руководствуясь собственным опытом, сложившимися традициями и необходимостью усиления борьбы с преступностью, Россия в состоянии предпринять очередные реформаторские шаги, направленные на укрепление статуса прокуратуры как органа, обеспечивающего верховенство закона во всех сферах жизни и общества.
Список использованной литературы
1. Кехлеров С. Г. Некоторые итоги и потенциал правозащитной деятельности прокуратуры // Права человека в России и правозащитная деятельность государства. М., 2003. 2. Статистические отчеты "О работе прокурора" по форме "П" за 2010 г.; форма 514 (НСиД) статистической отчетности Генеральной прокуратуры Российской Федерации за 2011 - 2012 гг. 3. Российская газета. 2013. N 24(6000).
Название документа