Борьба с незаконным оборотом наркотиков - профилактика имущественных преступлений

(Еремеев И.)

("Законность", 2009, N 1)

Текст документа

БОРЬБА С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ - ПРОФИЛАКТИКА

ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

И. ЕРЕМЕЕВ

Еремеев И., прокурор Невского района Санкт-Петербурга, кандидат юридических наук.

Анализ уголовных дел об имущественных преступлениях дает достаточные основания утверждать, что зачастую субъектами этих преступлений являются наркозависимые лица, а мотив совершения преступлений - добыть средства на очередную дозу наркотических веществ.

С учетом этого в Санкт-Петербурге в 2008 г. перестроена тактика прокурорского надзора и работа правоохранительных органов в сфере незаконного оборота наркотических средств.

Прокурором Санкт-Петербурга издан Приказ "Об организации надзора за соблюдением законодательства в сфере оборота наркотических и психотропных веществ", совместно с Управлением ФСКН России и ГУВД по СПб и ЛО разработаны и введены в действие методические рекомендации и изданы совместные приказы о тактике и методике проведения ОРМ, следственных и иных процессуальных действий по уголовным делам о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотиков.

Работа организована таким образом, что лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, связанного с незаконным оборотом наркотиков, подвергается тщательной проверке на причастность к корыстно-насильственным преступлениям, а также по дактилоскопическим учетам. В отделах милиции и УФСКН создаются фотокартотеки задержанных, по их месту жительства в первые сутки проводится обыск в целях отыскания не только наркотических средств и предметов, связанных с их незаконным оборотом, но и вещей, ценностей, которые могли быть добыты преступным путем. В отношении каждого подозреваемого в силу повышенной социальной опасности рассматривается вопрос о наличии предусмотренных уголовно-процессуальным законом оснований для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

В целях исключения фактов ненадлежащей отработки и принятия дополнительных мер по установлению мест сбыта наркотических средств, указываемых задержанными по факту хранения наркотических средств, подозреваемые, давшие объяснения, показания о случайном обнаружении наркотиков, а также и о подкидывании им таковых, в первые же сутки после задержания подробно опрашиваются помощниками районных прокуроров, осуществляющими ежедневную проверку дежурных частей и ИВС территориальных органов внутренних дел. При получении данных о сбыте наркотиков прокурорами районов в порядке ст. 37 УПК РФ даются указания (вносятся требования) о принятии мер по установлению источника происхождения наркотических средств в рамках возбужденного уголовного дела.

В целях вскрытия и последующей ликвидации латентных адресов сбыта наркотических средств в городской и районных прокуратурах действуют телефоны доверия для сообщения о фактах незаконного оборота наркотиков, которые заносятся в электронную компьютерную базу, а затем под контролем прокуратуры направляются в территориальные отделы милиции для проверки оперативным путем. В последующем надзирающий прокурор проверяет полноту проверок, законность и обоснованность принятых решений. В необходимых случаях проверка поручается территориальному отделу управления ФСКН.

Периодически прокуратурой города (предварительно население информируется через СМИ) проводится акция "горячая линия", в процессе которой по телефону поступает информация о фактах незаконного оборота наркотиков либо о бездействии, коррупции со стороны отдельных должностных лиц правоохранительных органов, которые подвергаются проверке.

В целях выявления фактов отравления в результате передозировки наркотическими средствами систематически проверяются районные и городская станции скорой медицинской помощи.

При этом используются данные ОДН УВД и КДН администраций районов о семьях, дети либо родители в которых потребляют наркотические средства.

Прокуратура с привлечением образовательных учреждений организует рейды по местам концентрации подростков и молодежи, организовывает работу по выявлению и пресечению фактов незаконного оборота наркотиков в клубных заведениях. Развлекательные заведения, в отношении которых есть достаточная информация как об очагах распространения наркотических средств, подвергаются проверке правоохранительными и контролирующими органами. При наличии предусмотренных законом оснований деятельность юридических лиц на основании судебных решений приостанавливается, руководители организаций привлекаются к административной ответственности. Исполнение судебных решений контролируется прокуратурой.

В одном из крупных районов Санкт-Петербурга, Невском (численность населения - 436,6 тыс. чел.), в течение длительного времени была сложная криминогенная ситуация - постоянный рост преступности при низком уровне ее раскрываемости.

При широкой распространенности незаконного оборота наркотиков в районе выявляемость правоохранительными органами района указанных преступлений была низка. Органы внутренних дел фактически самоустранились от борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков, между ними и органами госнаркоконтроля (ФСКН) отсутствовало какое-либо взаимодействие. Разрозненность их работы, недоверие друг к другу - все это отражалось на эффективности принимаемых мер.

После назначения в июне 2007 г. прокурор Невского района, проанализировав ситуацию, прежде всего обратил внимание на необходимость принятия ряда организационных мер по профилактике преступлений, в том числе и в сфере незаконного оборота наркотических средств, принятия мер к усилению координирующей роли прокуратуры района. В этой связи было проведено координационное совещание руководителей правоохранительных органов района, выработаны дополнительные меры, направленные на профилактику и активизацию выявляемости преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, налаживание взаимодействия между правоохранительными органами района. Проведен ряд заседаний рабочей группы при прокуроре района по конкретным направлениям работы, на которых обсуждалась необходимость проведения тех или иных конкретных совместных мероприятий, заслушаны руководители УВД и его подразделений, отдела ФСКН, ФСБ, указано на недостатки в их работе.

Прокуратурой района обращено внимание правоохранительных органов, а также учреждений здравоохранения, образования на необходимость выявления наркозависимых лиц, что является одним из способов профилактики незаконного оборота наркотиков.

В этой связи в 2008 г. УВД, центром профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних "Контакт", КДН администрации района проведены 4 локальные профилактические операции; прокуратурой района и УФСКН с привлечением других контролирующих органов проведены рейды по проверке ночных клубов.

Только за 8 месяцев 2008 г. прокуратурой района организовано и проведено семь комплексных проверок развлекательных заведений, в отношении которых имелась информация о распространении наркотиков среди посетителей. При этом выявлены факты незаконного оборота наркотиков, а также многочисленные нарушения требований законодательства в иных сферах. Возбуждено уголовное дело, руководители и сами юридические лица привлечены к административной ответственности, приостановлена деятельность одного клуба. Контролирующими органами внесены соответствующие предписания об устранении нарушений закона. С руководителями всех проверенных заведений в прокуратуре района проведена соответствующая беседа, получены объяснения о причинах распространения в руководимых ими заведениях наркотических средств, приняты другие меры прокурорского реагирования.

Налажено взаимодействие с ГУЗ "Межрайонный наркотический диспансер N 1", с УВД по Невскому району, образовательными учреждениями. В случаях выявления лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков и склонных к совершению правонарушений, указанные учреждения незамедлительно уведомляют правоохранительные органы.

В результате предпринятых мер поставлено на учет наркозависимых лиц на 110 больше, чем за аналогичный период 2007 г. (всего - 1075). Цифра сама по себе не показательна, но наличие сведений о наркобольных важно для дальнейшей профилактики незаконного оборота наркотических средств, особенно для выявления мест сбыта.

Ответственный за это направление работы заместитель прокурора района организовал ежедневную работу с оперативными сводками штаба УВД в части незаконного оборота наркотиков. По каждому факту задержания лица с наркотическим средством в прокуратуру района поступает информация о результатах проверки подозреваемого на причастность к корыстно-насильственным преступлениям и об установлении источника сбыта наркотика. Каждое задержанное по фактам хранения наркотиков лицо опрашивается об источнике приобретения наркотиков и иных известных подозреваемому адресах сбыта наркотиков, которые в дальнейшем подвергаются проверке. Так, в результате проверки полученных от задержанного сведений в августе 2008 г. УВД совместно с УФСКН на территории района ликвидирован один из адресов сбыта наркотиков, а также задержаны два лица в связи с хранением наркотических средств.

Принятыми прокуратурой района мерами удалось организовать тесное взаимодействие и обмен оперативно значимой информацией между УВД и УФСКН. Введена практика возможного избрания меры пресечения, не связанного с заключением под стражу, в отношении подозреваемых, задержанных милицией за хранение наркотиков, при изъявлении ими желания оказать содействие правоохранительным органам в изобличении лиц, осуществляющих сбыт наркотических средств. При этом задержанные лица после оформления материалов о незаконном приобретении и хранении наркотических средств направляются в отдел ФСКН для проведения ОРМ в целях пресечения канала сбыта наркотиков.

В районе создана электронная база данных учета фактов незаконного оборота наркотиков, которая обновляется не только за счет анонимных сообщений и заявлений граждан о фактах незаконного оборота наркотиков, но и информации из уголовных дел и отказных материалов УФСКН и УВД, сведений из инициативных рапортов участковых уполномоченных милиции. С помощью этой базы данных отслеживается количество поступающих сообщений о фактах незаконного оборота наркотиков по определенным адресам и результаты их проверки. В 2008 г. в результате проверки по заданию прокуратуры района 40 сообщений о фактах незаконного оборота наркотиков УВД и УФСКН возбуждено 13 уголовных дел. При этом, в связи с неудовлетворительным качеством проведенных территориальными органами внутренних дел проверок отдельных сообщений, прокурором района внесено представление в адрес начальника РУВД и одновременно направлено информационное письмо на имя первого заместителя начальника ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, по результатам рассмотрения которых должностные лица из числа руководящего состава территориальных отделов милиции привлечены к дисциплинарной ответственности.

На жесткий контроль поставлена работа участковых уполномоченных по выявлению мест сбыта, притонов, чего ранее от них в должной мере не требовалось. Указанная работа отслеживается и анализируется непосредственно прокуратурой района, результаты обсуждаются на рабочих совещаниях. В отношении участковых уполномоченных милиции, на территории оперативного обслуживания которых выявляются факты систематического сбыта наркотиков, проводится проверка, по результатам которой принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования. В результате активизации работы участковых уполномоченных милиции и использования их инициативных рапортов только в августе 2008 г. лишь одним отделом внутренних дел N 70 было выявлено и раскрыто 10 преступлений данной категории.

В ходе проведенной в августе 2008 г. по инициативе прокуратуры района межведомственной профилактической операции "Семья" сотрудниками УВД по Невскому району при проверке сведений, полученных у состоящей на учете в ОДН несовершеннолетней, выявлен и ликвидирован притон для потребления наркотических средств. Содержатель притона П., сбывавший наркотики, в том числе и несовершеннолетним, привлечен к уголовной ответственности по ст. ст. 228, 230, 232 УК РФ, в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

Прокуратурой района проведены занятия с сотрудниками УВД по тактике и методике выявления, документирования фактов незаконного распространения наркотиков, преступной деятельности притонов, разработаны методические рекомендации по вопросам подготовки материалов и расследования на первоначальном этапе фактов организации притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, которые направлены для использования в УВД района.

В настоящее время правоохранительные органы нацелены на необходимость проведения по каждому уголовному делу по факту незаконного оборота наркотиков неотложных обысков по месту жительства задержанного в целях выявления наркотических средств и возможной преступной деятельности по их распространению, а также предметов от других имущественных преступлений.

За 8 месяцев 2008 г. в Невском районе выявлено и пресечено 438 (на 123 больше, чем за аналогичный период в 2007 г. (АППГ)) преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, из них 265 (на 62 больше, чем в АППГ), или 60,5%, фактов сбыта наркотических средств, 6 наркопреступлений в составе ОПГ, выявлено и ликвидировано 2 наркопритона. Раскрываемость преступлений этой категории составила 71,6%, в суд направлено 291 (+ 113 к АППГ) уголовное дело.

За правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков к административной ответственности привлечено 131 (+ 32 к АППГ) лицо, что также является важным средством профилактики наркопреступности и наркомании.

В результате принятых комплексных мер общий уровень преступности в Невском районе снизился на 20,9%, повысилась раскрываемость преступлений, что в настоящее время составляет 41,6% (+ 16,8% к АППГ), снизилось количество совершенных краж на 26,1%, грабежей - на 30,2%, разбоев - на 52,6%, с одновременным существенным повышением раскрываемости указанных корыстно-насильственных преступлений.

Название документа