Доступность знаний профессиональных юристов - доступность правосудия
(Мирза Л., Смородинова А. Г.) ("Адвокатская практика", 2008, N 6) Текст документаДОСТУПНОСТЬ ЗНАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЮРИСТОВ - ДОСТУПНОСТЬ ПРАВОСУДИЯ
Л. МИРЗА, А. Г. СМОРОДИНОВА
Мирза Л., кандидат юридических наук, научный сотрудник сектора проблем правосудия Института государства и права РАН.
Смородинова А. Г., доцент кафедры уголовного процесса Московского университета МВД РФ, кандидат юридических наук.
В настоящее время предметом особой заботы является повышение уровня квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам, включая оказание бесплатной юридической помощи. Автором статьи отмечается необходимость обеспечения повсеместной доступности знаний профессиональных юристов. При этом для многих граждан формально доступная защита оказывается невозможной с финансовой точки зрения. Перечисляя категории дел и лиц, в отношении которых предусмотрена возможность оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи, в качестве препятствий развитию института можно выделить следующие: несостоятельность традиционной системы назначения адвокатов, бюрократичность порядка предоставления бесплатной юридической помощи, несистемный подход. Решение проблемы видится автору в заимствовании положительного зарубежного опыта. В настоящее время предметом особой заботы является повышение уровня квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам, включая оказание бесплатной юридической помощи. Постоянные качественные и количественные изменения законодательства осложняют и без того непростую ситуацию с оказанием юридической помощи малоимущим слоям населения, несмотря на то что система защиты прав человека с каждым годом расширяется: введен институт мировых судей, все более видимой и эффективной становится работа Европейского суда. Только в 2007 г. им было рассмотрено около 29 тысяч дел. Однако далеко не каждый юрист может дать консультацию о порядке обращения в этот суд, а ведь это очень действенный механизм. Доступность знаний профессиональных юристов необходима сегодня повседневно и повсеместно, но для многих граждан формально доступная защита оказывается невозможной с финансовой точки зрения. В России законодательство, регулирующее вопрос оказания бесплатной юридической помощи на федеральном и региональном уровнях, ограничивает субъектов ее получения по критерию среднедушевого дохода семьи заявителей. Он должен быть ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством. По данным Министерства экономического развития и торговли РФ, во II квартале 2007 г. доля численности населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составила около 29,8 млн. человек. Даже если предположить, что потребность в бесплатной юридической помощи возникает хотя бы один раз в год в среднем у одного из ста граждан, имеющих право на ее получение в соответствии с действующим законодательством, то таких граждан в среднем по России должно быть не менее 300 тыс. человек. Таким образом, права на бесплатную юридическую помощь лишены все граждане, имеющие доходы выше прожиточного минимума. Без возможности получить бесплатную квалифицированную юридическую помощь остались такие категории населения, как инвалиды, многодетные семьи, родители и супруги погибших или получивших увечье участников и ветеранов боевых действий и т. д. Получается, что для социально незащищенного гражданина, которого нет в "списке", судебное разбирательство будет изначально несправедливым. Такое положение не позволяет обеспечить полноценную реализацию прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи и доступ к правосудию. Как известно, адвокат для участия в уголовном судопроизводстве приглашается путем назначения или найма. Труд адвоката, участвующего в качестве защитника по назначению, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Практика показывает, что традиционная система назначения адвокатов оказывается крайне малоэффективной из-за того, что предусмотренные гарантии не обеспечивают доступности должной квалифицированной и полной правовой помощи. Особенно это проявляется в условиях, когда неплатежеспособная, юридически неквалифицированная сторона заведомо находится в проигрышном положении, так как за неимением средств она лишена возможности получить своевременную юридическую помощь. Ввиду малозначительности предлагаемого бюджетом вознаграждения адвокаты всячески избегают оказывать юридическую помощь по назначению государством либо осуществляют ее некачественно. Поэтому в основном для оказания подобной юридической помощи привлекаются адвокаты, имеющие небольшой опыт работы. Несомненно, это порождает проблему нарушения конституционной гарантии на получение квалифицированной юридической помощи и неисполнимости других конституционных прав человека и гражданина. Согласно Закону юридическая помощь оказывается бесплатно в следующих случаях <1>: -------------------------------- <1> См.: ст. 26 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре".
1) истцам - по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; 2) ветеранам Великой Отечественной войны - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью; 3) гражданам России - при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий; 4) гражданам России, пострадавшим от политических репрессий, - по вопросам, связанным с реабилитацией. Кроме того, свои законы об оказании юридической помощи населению (в том числе бесплатной) вправе принимать субъекты Российской Федерации <2>. Так, Закон г. Москвы "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в г. Москве" вдобавок к перечисленным категориям включил в список малоимущих граждан и инвалидов I группы или имеющих ограничения способности к трудовой деятельности III степени - по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью. -------------------------------- <2> См., например: Закон г. Москвы от 4 октября 2006 г. N 49 "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" // Вестник мэра и Правительства Москвы. 2006. N 59; Постановление Московской городской Думы от 4 октября 2006 г. N 273 "О Законе города Москвы "Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве" // Ведомости Московской городской Думы. 2006. N 10. Ст. 265.
Бесплатная юридическая помощь оказывается во всех случаях несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Согласно ч. 2 ст. 26 Закона об адвокатуре "перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации". Такие нормативные акты были приняты лишь в небольшом количестве субъектов Федерации. Обычно перечень необходимых документов включает письменное заявление об оказании бесплатной юридической помощи, паспорт гражданина или иной основной документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, справку о среднедушевом доходе семьи или доходе одиноко проживающего гражданина за три месяца, предшествующих месяцу обращения, с указанием величины прожиточного минимума на дату обращения, пенсионное удостоверение, удостоверение ветерана Великой Отечественной войны и т. д. Однако сбор перечисленных документов, длительное ожидание решения о предоставлении бесплатной помощи делает этот процесс утомительным и часто унизительным. А сами требования входят в противоречие с социальными ожиданиями граждан, которые, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, рассчитывают на своевременную юридическую поддержку. Вместе с тем ни органы, производящие назначение защитника, ни адвокаты или их образования никак не устанавливают материальное положение подозреваемого, обвиняемого, подсудимого. Действующее законодательство не только не требует этого, но и не предоставляет такой возможности на практике. Хотя в ст. 51 УПК РФ нет четкой нормы о том, что помощь в случаях, предусмотренных статьей, обязательно является бесплатной для подозреваемого или обвиняемого. Некоторые попытки поставить назначение бесплатного защитника органами следствия, дознания, прокурором или судом в зависимость от его материального положения делаются адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации при определении ими порядка оказания помощи по назначению. Например, п. 15 Порядка участия адвокатов в качестве защитников по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора, суда, утвержденного решением совета адвокатской палаты Новгородской области, устанавливает, что "в случаях назначения защитника по ходатайству подозреваемого, обвиняемого, подсудимого в постановлении должны содержаться причины, по которым указанные лица или их родственники не могут пригласить защитника самостоятельно". Возможно, частично решить эту проблему позволяют нормы Федерального закона об адвокатуре, закрепляющее положение о том, что адвокатам, участвующим в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению, может выплачиваться дополнительное вознаграждение за оказание бесплатной юридической помощи российским гражданам за счет средств адвокатской палаты (п. 10 ст. 25). Это положение означает фактическое признание государством существующей в коллегиях практики, которая сложилась только потому, что государство не вполне исполняет свою обязанность по оплате труда адвокатов. Указанные проблемы в области предоставления бесплатной юридической помощи не являются, за небольшими исключениями, специфичными для России. Многие, в том числе развитые, государства сталкивались с аналогичными трудностями и искали пути их решения. В числе подобных решений можно назвать установление порядка учреждения юридических консультаций по инициативе органов государственной власти, а также государственной поддержки таких консультаций посредством оказания финансовой и материально-технической помощи; обеспечение адвокатских объединений помещениями для организации приема граждан и оказание юридической помощи по льготным тарифам арендной платы и оплаты коммунальных услуг; выделение служебных помещений для адвокатов, направленных для работы в юридические консультации; государственную поддержку альтернативных механизмов оказания бесплатной юридической помощи - в первую очередь это касается общественных организаций и юридических в их различных вариациях. Таким образом, проблема отсутствия системы юридического сопровождения граждан, нуждающихся в бесплатной юридической помощи, существует. Можно сделать неутешительный вывод о том, что правовые, финансовые, организационные предпосылки доступа к юридической помощи для всех нуждающихся в ней граждан в России недостаточны. Простое возложение обязанностей на адвокатов не решает проблемы, приводит к отказу от помощи под различными предлогами. Отдельные примеры благотворительности в данной сфере показывают отсутствие здесь какой-либо системы.
Название документа