Использование адвокатами фокус-групп при подготовке к участию в отборе присяжных заседателей и в последующих судебных действиях
(Александров А. С., Спирин С. В.) ("Адвокатская практика", 2008, N 6) Текст документаИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДВОКАТАМИ ФОКУС-ГРУПП ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УЧАСТИЮ В ОТБОРЕ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ И В ПОСЛЕДУЮЩИХ СУДЕБНЫХ ДЕЙСТВИЯХ
А. С. АЛЕКСАНДРОВ, С. В. СПИРИН
Александров А. С., профессор кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД РФ, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Нижегородской правовой академии, доктор юридических наук.
Спирин С. В., аспирант кафедры уголовного процесса и криминалистики Нижегородской правовой академии.
Целью настоящей статьи является представление зарубежного опыта и практического значения работы юристов с так называемыми фокус-группами при подготовке к судебному процессу с участием присяжных заседателей. Статья затрагивает историю возникновения, определение понятия и основных черт, а также дает подробное описание положительных эффектов от использования метода "фокус-группы" практикующим юристом. Обозначены краткие рекомендации по работе с фокус-группой для успешного общения с аудиторией в судебном заседании. За рубежом работа юристов с фокус-группами при подготовке к процессу в суде присяжных имеет широкое применение. Не претендуя на фундаментальность, в настоящей статье мы расскажем о том, какую пользу извлекают американские адвокаты из общения с фокус-группами при подготовке к работе с настоящим жюри <1>. Возможно, их опыт будет интересен и нашим судебным адвокатам. -------------------------------- <1> Вопрос о методиках формирования фокус-групп подлежит рассмотрению в отдельной статье.
Фокус-группы стали использоваться в социологических исследованиях с 30-х годов XX в. Социологи заинтересовались проблемой достоверности данных, получаемых при опросе групп населения с использованием закрытого вопросника. Результатом явилось использование социологами и психологами так называемого нестрогого интервью с применением открытых вопросов, позволяющих давать опрашиваемым объяснение в широких пределах. Опрос не отдельных людей, а их групп, с использованием открытых вопросов сформировал метод "фокус-группы". Во время Второй мировой войны этот метод применялся в исследованиях мотивации и морального состояния военнослужащих. После Второй мировой войны фокус-группы начали использоваться в области маркетинга <2>. Первые научные определения понятия "фокус-группа" были даны учеными маркетологами. Так, Ричард А. Крюгер вывел шесть основных черт: 1) это люди, 2) собранные в группы, 3) имеющие определенные характерные признаки, 4) предоставляющие определенную информацию 5) об обстоятельствах действительности 6) в совместной дискуссии <3>. -------------------------------- <2> См.: Richard A. Krueger. Focus Groups: A Practical Guide for AppliedResearch (2nd ed.). London: Sage Publications, 1994. P. 7. <3> См.: Richard A. Krueger. Focus Groups: A Practical Guide for Applied Research (2-nd ed.). London: Sage Publications, 1994. P. 16.
Другое определение было дано профессиональным маркетинговым исследователем, доктором Дж. Темпелтон, описавшей фокус-группу как "небольшое, временное общение, с целью коллективного открытия" <4>. -------------------------------- <4> Jane Farley Templeton. The Focus Group: A Strategic Guide to Organizing, Conducting and Analyzing the Focus Group Interview (4-th edition, revised ed.). London: Sage Publications, 1994. P. 4.
В юридической практике фокус-группы называют "имитационное жюри" ("mock jury" или "Mock Jurors"), их собирают для "условного" исследования дела или для неформальной дискуссии по нему. Фокус-группы обеспечивают адвокатов и других юристов информацией, о том, как люди думают, говорят и воспринимают конкретные темы <5>. Отмечается, что их применение имеет важный аспект, хотя его значение нельзя преувеличивать: они не предсказывают точно того, как могут "проголосовать" реальные присяжные <6>. Они не могут заменить статистически надежное исследование. И тем не менее фокус-группы позволяют получить ценную и объективную информацию для подготовки к настоящему процессу <7>. А это, в свою очередь, зависит от формата работы с фокус-группой, обеспеченности информацией, и типов вопросов, заданных или не заданных фокус-группе <8>. Информацию, которая может быть получена при работе с фокус-группой, и выводы, которые можно будет сделать на ее основе для разработки судебной тактики, приводим ниже. -------------------------------- <5> Как отмечается в литературе "преимущество "имитационных жюри" в том, что вы можете получить информацию о мотивах принятия ими решений, которую вы не можете получить от присяжных в настоящем процессе. См.: Bray R. M. and Kerr N. L. Use of the Simulation Method in the Study of Juror Behavior: Some Methodological Considerations // Law and Human Behavior. 1979. Vol. 3. P. 107, 119. <6> См.: Geoffrey P. Kramer and Norbert L. Kerr. Laboratory Simulation and Bias in the Study of Juror Behavior // Law and Human Behavior. 1989. Vol. 13. P. 89, 99; Stephan C. Sex and Prejudice in Jury Simulation // Journal of Psychology. 1974. Vol. 88. P. 307, 311. <7> См.: Bray R. M. and Kerr N. L. Use of the Simulation Method in the Study of Juror Behavior: Some Methodological Considerations // Law and Human Behavior. 1979. Vol. 3. P. 107, 119; Bermant G. The Logic of Simulation in Jury Research // Criminal Justice and Behavior. 1974. Vol. 1. P. 224. <8> См.: Jeffrey T. Frederick. The Psychology of The American Jury. 1987. NJ: Rotgers University P. 306 - 307.
1. Использование фокус-групп позволяет определить особенности взаимоотношений людей. Например, если ваш доверитель является членом составляющей меньшинство в обществе группы, к которой обычно бывает враждебно настроено большинство людей, вам необходимо выяснить, смогут ли представители тех или иных этносоциальных сообществ быть объективными по отношению к вашему подзащитному <9>. Проблемы такого рода увеличиваются, если преступление получило огласку. Фокус-группы могут помочь проинформировать и об этом. Есть возможность оценить влияние такого фактора в пользу противника. -------------------------------- <9> Вопросы, связанные с подозрениями в необъективном составе присяжных заседателей, часто встают достаточно остро. См., например: Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 10 марта 2005 г. N 19-о05-12сп (извлечение) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 6.
2. Повышает уверенность при отборе присяжных. Информация, полученная в фокус-группах, используется при подготовке к отбору комплектного состава присяжных заседателей. Она дает пользу для определения предмета и оптимальной формы вопросов кандидатам в присяжные. Такую пользу приносит беседа с участниками группы непосредственно о событиях дела, личности участников, их прошлом и других обстоятельствах, имеющих значение для решения участников фокус-группы. Имеется возможность проверить реакцию кандидатов на задаваемые им вопросы, определить форму вопроса, позволяющую установить, будет ли кандидат полезен делу в качестве присяжного или нет. Отбор присяжных заседателей имеет критически важные последствия для исхода дела, ведь речь идет о формировании судебной аудитории. А как известно, фактор аудитории составляет часть системы аргументации. Поэтому адвокату следует принять меры к недопущению в число присяжных лиц, потенциально опасных для его дела, а с другой стороны, стремиться к тому, чтобы среди присяжных оказалось максимальное число тех, кто будет максимально лояльным к его подзащитному. Общеизвестна роль учета социально-этнических, демографических признаков при отборе кандидатов в присяжные заседатели. Опрос участников фокус-групп может быть дополнен традиционным демографическим исследованием, помогающим объяснить, почему отдельные представители некоторых слоев населения стремятся соответствовать или отклоняться от общепринятых норм. Такая информация позволяет определиться не только с выбором присяжных, но и с разработкой аргументов для присяжных, к которым они будут наиболее восприимчивы. 3. Позволяет разработать объединяющую тему. Понятие темы состоит в тесной связи с содержанием "истории", которую стороны предлагают присяжным посредством представления своих доказательств, исследования доказательств, путем прямого и перекрестного допроса каждого свидетеля, путем участия в проведении следственных действий, выступлений в прениях. Хорошая тема проста, уникальна и легко понятна как совокупность основных фактов. По этому поводу надо сказать, что секрет "настоящего рассказа" в том, что у него есть сюжет, начало, середина и конец, которые имеют связные отношения друг с другом и которые формируют ясную линейную прогрессию. Если в рассказе есть элементы, которые не объяснены, неясны, противоречивы, рассказ становится менее убедительным. История должна соответствовать укоренившимся верованиям об обычных причинах и следствиях в человеческих делах, она должна быть основана на разумных обобщениях относительно развития событий, мотивов людей. Как пишет П. Мерфи: "Полная история - это такая история, части которой формируют логическую и ясную прогрессию. Но мы могли бы пойти далее и добавить, что, культурно, наше ожидание состоит в том, что у полной истории должны быть определенные характеры: герой, злодей, шут, девица, заключенная в тюремную башню, рыцарь на белом коне, который спасает ее, возможно даже король и королева. Большинство судебных дел имеет если не полный набросок этих характеров, то, по крайней мере, несколько характеров, которые могут быть сыграны в таких ролях. До известной степени слушание по судебному делу может быть охарактеризовано как длительное прослушивание истории. Герой одной стороны - злодей с точки зрения другой стороны, и можно было бы расценить задачу присяжных так, как будто они являются ассистентами режиссера, которые решают, какая роль кажется более подходящей для того или иного актера. Кто герой этой пьесы? Полицейский, который раскрыл преступление, или подсудимый, который был неправильно обвинен и который, как будут рассказывать, окажется невиновен в конце концов? Кто злодей? Судьи, которые оказались убеждены в том, что рассказ полон, и что герой одержал победу в конце, обнаружат, что им легче принять дело этой стороны за истину, чем они могли бы сделать это в отношении дела другой стороны. Это имеет смысл; безопасно доверять этому. Это согласуется с накопленным опытом народных сказок и легенд, которые мы все слышали, когда росли" <10>. -------------------------------- <10> Murphy P. An Introductory Essay / Evidence, Proof, and Facts. A Book of Sources. Oxford, 2003. P. 8 - 9.
Фокус-группы подскажут темы, которые близки или, напротив, далеки людям определенного слоя общества. Убедительная тема подведет фундамент под показаниями свидетелей, другими доказательствами; объединит доказательства в общей системе дела и, напротив, ослабит эффект убедительности от доказательств противника. 4. Позволяет разрабатывать вступительную речь и прения на идеях, сгенерированных в фокус-группах, которые являются источником запоминающихся выражений. Знаменитая фраза "если это не подтверждается, Вы должны оправдать" в уголовном деле О. Дж. Симпсона <11> по слухам исходила из фокус-группы. Такие фразы кратко и незабываемо суммируют, метафорически или буквально, тему послания присяжным. Они могут также служить для того, чтобы посеять сомнение и скептицизм относительно выдвинутого обвинения. -------------------------------- <11> О. Дж. Симпсон, в прошлом звезда американского футбола, был обвинен в убийстве 12 июня 1994 г. своей жены Николь Браун-Симпсон и ее любовника Рона Голдмана и оправдан жюри.
Опять же напомним один из законов аргументации. Для того чтобы заставить данную аудиторию, в данном месте и данное время поверить оратору, нужно знать аудиторию, ее современные вкусы, надежды, предубеждения. В судебной аргументации наряду с приведением фактических данных не менее важной составляющей является использование устойчивых выражений, формул, в которых воплощено общее мнение относительно каких-либо явлений, событий. Эти устойчивые выражения используются для достижения единства оратора со слушателями. Автор договаривается с аудиторией, что именно при помощи такой-то формулы он будет называть факты, определять их ценность, связи и пр. Нужно, чтобы слушатели отождествляли себя и свою точку зрения с тем, кто использует или одобряет использование данных формул убеждения. При работе с фокус-группой юрист может опробовать эффективность тех или иных формул, штампов, образов из народного фольклора. Устойчивые выражения, такие, как пословицы, поговорки, максимы, являются одновременно и формой, и содержанием. В отношении данных устойчивых выражений существует неизменная реакция речедеятелей, они являются для них мыслительными стереотипами (поговорки, пословицы) <12>. -------------------------------- <12> См.: Амиров К. Ф. Пословица и поговорка в речи государственного обвинителя / Метко сказать - порок наказать: пословицы и поговорки разных народов мира о праве и законности. Казань: Идел-Пресс, 2006. С. 10 - 12.
5. Юристу следует адаптировать юридическую формулу своей позиции к языку, используемому обычными людьми, какими и бывают присяжные. Дискуссия в фокус-группе иногда показывает взгляды простых людей в обсуждении поставленных перед ними вопросов. Для более эффективной передачи вкладываемого значения возникает необходимость говорить с присяжными на языке, который они обычно используют. 6. Фокус-группы помогут определить, как различные социально-экономические или культурные группы рассматривают дело. Люди используют свой опыт для формирования мнения, которое влияет на их точку зрения. Дело может включать аспекты, которые будут разделять людей. Работа с представителями различных групп полезна для определения и разработки способов постановки вопросов, которые объединят участников разных групп. Этот опыт может быть распространен и на отбор присяжных, чтобы попытаться идентифицировать тех, чьи убеждения могут пагубно повлиять на исход дела, и устранить их от участия в процессе. 7. Дискуссии фокус-группы показывают имеющиеся у людей предубеждения. Они могут быть основаны на предубеждениях об определенных этнических группах, о личности участника процесса или о поведении людей определенных профессий, враждебности к юридической системе или конкретному закону. Вы обнаружите как предположения, основанные на опыте, создают помехи способности присяжных воспринимать и понимать факты. 8. Работа с фокус-группой позволяет найти слабые места в вашей позиции, о которых вы не узнали или даже вообще не могли узнать. Например, вы твердо считаете, что поведение оппонента было преднамеренным, но ваши факты, рассмотренные посторонними людьми, оказываются не способными поддержать ваш вывод. Вы получаете возможность изучить причины несогласия с вашими аргументами, разработать альтернативные точки зрения или, возможно, даже обнаружить важные факты, которые заставят людей воспринимать ваши аргументы иначе. Эту информацию также можно использовать для подготовки к отбору присяжных. 9. И наоборот, есть возможность увидеть сильные стороны вашего дела, на которые вы, возможно, не обратили внимания. Когда вы имеете факты, которые люди находят убедительными, вы можете основываться на таких фактах. Можно заметить, что использование всего, что вы считаете значимым, необязательно, что некоторые детали могут не иметь отношения или значения в глазах присяжных. Оценить независимость более слабых фактов, которые остаются убедительными для небольшой группы людей. Но поскольку люди интерпретируют доказательства по-разному, присяжные могут прийти к согласию по весьма разным причинам, даже делая свои выводы на основе совсем других фактов. Поэтому, используя такой факт или аргумент, можно повысить вероятность того, чтобы смутить присяжных и размыть влияние своего сильного доказательства. Фокус-группы помогают лучше определить, что использовать, а что не использовать при ведении доказывания; наилучшую композицию доказательств, тактику представления тех или иных доказательств. 10. Можно узнать, какие вопросы будут, возможно, возникать у присяжных. Поскольку присяжным затруднительно их задавать в суде, то аргументатору следует попытаться их предугадать и ответить на них самому в ходе аргументирования, в том числе во время проведения допросов, других процессуальных действий. Вопросы от фокус-групп покажут приемлемость аргументации, покажут, где требуется специальное или дополнительное образование для понимания сообщения свидетеля, специалиста. Они могут показать неправильное понимание доказательств и фактов какими-то людьми. Работа с фокус-группой может подсказать, что люди могут истолковывать ваши факты, основываясь на своих собственных предположениях, когда вы опускаете определенные детали. Проверка ваших доказательств фокус-группой поможет заполнить такие пробелы и слабые места заранее. 11. Наблюдение за взаимодействием участников фокус-группы при оценке фактов дает представление о совещательном процессе, который, вероятно, будет иметь место между присяжными. Появляется возможность использовать аргументы, использованные участниками фокус-группы, чтобы убедить одних и объединить других вокруг своей позиции. 12. Можно заранее обнаружить, имеются ли в деле аспекты, которые побуждают присяжных игнорировать законы <13>. На Западе такие действия присяжных называют "нуллификацией". Русские адвокаты отмечали этот эффект по отношению присяжных из числа крестьян к убийцам конокрадов. В наше время эффект нуллификации может проявить себя совершенно неожиданно. По-видимому, он имел место при рассмотрении уголовного дела в отношении Квачкова. -------------------------------- <13> "Когда коллегия присяжных выносит оправдательный вердикт при неоспоримых доказательствах вины подсудимого, она поступает так, поскольку не соглашается с правовыми нормами или их применением в данном деле. Когда присяжные поступают таким образом, они выступают в роли как судей права, так и судей факта; отказываясь применить норму права, они таким образом ее "нуллифицируют". См.: Бернам У. Правовая система США (пер с англ.). М., 2006. С. 176.
13. Фокус-группа дает возможность узнать, как преподнести сложную информацию, представление о сложном процессе, событии присяжным так, чтобы им было легко это понять. Участники фокус-группы предупредят о необходимости лучше или по-другому определить основные пункты вашей позиции, которые они могут истолковать иначе. Особенно это важно в делах, предметом которых являются специальные, технические вопросы. Отработка на "условных присяжных" вопросов терминологии помогут найти нужные слова для судебной аудитории. 14. Использование фокус-группы может иметь целью подготовку своего специалиста/эксперта к даче показаний, представлению заключения. Специалист, выступающий на стороне защиты, может принять участие в игре перед "mock jury". Полезным будет помочь специалисту понять доступность его показаний, выводов. Специалист, поработавший с людьми, наблюдавший их размышления по поводу его показаний, может лучше адаптировать свои показания к потребностям присяжных <14>. Можно использовать фокус-группу для того, чтобы опробовать различные способы доведения специалистом до слушателей сложной информации, в том числе определить, кто из нескольких специалистов передает ее наиболее эффективно. -------------------------------- <14> См.: Jeffrey T. F. The Psychology of The American Jury. P. 307.
15. Использование фокус-группы может также помочь подготовить ваших свидетелей к даче показаний. Свидетели обычно не имеют опыта показаний в суде. Им нужно понимать, что правила общения в суде, отличаются от тех, которые мы используем в повседневном общении. Каждое слово, каждый жест имеют значение. О технике подготовки своего свидетеля к даче показаний, в частности и о так называемом контрольном списке для свидетеля, уже достаточно много писалось в нашей литературе. В частности, отмечалось, что судебное доказательство не стоит ничего, если его как следует не преподнести. Сила судебного доказательства в его речевом представлении, т. е. психолингвистической действительности и действенности - убедительности <15>. -------------------------------- <15> См.: Адвокат в уголовном процессе: Учеб. пособие / Под ред. Львовой. М.: Новый Юрист, 1997; Александров А. С., Стуликов А. Н. Судебные доказательства и доказывание в уголовном суде. Н. Новгород: Волго-Вятская академия государственного управления, 2002; Александров А. С., Гришин С. П. Перекрестный допрос в суде. М., 2007. С. 148.
Иными словами, мы говорим о таком приеме, как "подготовка" своего свидетеля к представлению показаний с участием фокус-группы. Фокус-группе может быть представлена и видеозапись его показаний, т. е. без контакта со свидетелем. Фокус-группы могут помочь увидеть и избежать неправильного понимания показаний, ошибки в поведении свидетеля, которые ослабляют эффект от его показаний <16>. Она может психологически подготовить и самого свидетеля к даче показаний в судебном заседании. -------------------------------- <16> См.: Aaron Abbott and Adam Davis. Pre-Trial Assessments Make Witness Testimony Pay Off // Risk Management. 1989. Jun. P. 36.
Естественно, такого рода подготовка не должна превращаться в искусственное создание доказательства, давление на свидетеля. Досудебная "подготовка свидетеля" к прямому и перекрестному судебным допросам - это не подстрекательство к даче ложных показаний или укрепление его в заблуждениях - это принятие мер к эффективному "представлению его показаний". При подготовке своего свидетеля необходимо, понимать, что целью доказывания выступает истина, а не победа любой ценой. 16. Данные фокус-группы помогут в планировании судебной тактики и стратегии <17>. Фокус-группу можно использовать для проверки наилучшего порядка представления своих доказательств. Важно получить предварительную информацию о силе и слабостях ваших аргументов. Ведь композиция доводов, стиль, манера представления доказательств могут увеличить силу аргументации или ослабить ее. Поскольку вопросы, с которыми юрист будет обращаться на допросе и к своему свидетелю и свидетелям противной стороны, являются способом обращения к присяжным, постольку отработка их формы, последовательности, темпа и пр. требует внимания. -------------------------------- <17> См.: Donald E. Vinson. The shadow jury: an experiment in litigation science // ABA Journal. 1982. Oct. Vol. 68. P. 1242 - 1246.
17. Работа с фокус-группой позволяет отработать представление и исследование вещественных доказательств, а также фотографий, видеозаписей и т. п., что является приложениями к протоколам или иными документами. Проверка убедительности "вещественных доказательств" очень важна для построения тактики судебного доказывания, с помощью которой можно или усилить, или ослабить доказательства. Важно выяснить у членов фокус-группы, какие приемы повышают эффективность, прежде всего наглядность, имеющихся по делу вещественных доказательств в вашу пользу. Так как вещественные доказательства, как правило, "играют" в пользу прокурора, следует опробовать тактические ходы по ослаблению их убедительности. Можно поработать над подготовкой к представлению своих вещественных доказательств, документов, сопровождению их показаниями своего специалиста, свидетеля; выбором удобного момента во время судебного заседания для представления доказательства. Можно определить, какие доказательства существенны, какие несущественны, а что может быть излишним и не подлежит представлению. Использование схем, компьютерных моделей позволяет присяжным лучше понять, соединить и запомнить доказательства. Надо понять, что можно сделать в этом плане. Итак, речь идет об интерпретации данных, которые содержатся в вещественном доказательстве. И отработать ходы вашей интерпретации в отношении вещественных доказательств имеет смысл заранее. 18. Можно использовать фокус-группу для собственной подготовки к выступлению в суде. Можно практиковать вопросы кандидатам в присяжные, вступительную речь и прения <18>, способы оперирования доказательствами, язык тела, форму вопросов, интонацию, использование речевых форм и т. п. -------------------------------- <18> Например, П. Сергеич завершил свою книгу "Искусство речи на суде" следующими словами: "Прежде чем говорить на суде, скажите вашу речь во вполне законченном виде перед "потешными" присяжными. Нет нужды, чтобы их было непременно двенадцать; довольно трех, даже двух, но важен выбор: посадите перед собой вашу матушку, брата-гимназистика, няню или кухарку, денщика или дворника. Сказать речь перед такими судьями необыкновенно трудно. Если вы этого не испытали, то и представить себе не можете, как это мудрено. Такое упражнение, пожалуй, покажется вам смешным; испытайте и вы оцените его пользу. Если ваша речь окажется хороша, то есть будет понятна и убедительна перед "потешными", то и настоящие присяжные будут в вашей власти". См.: Сергеич П. Искусство речи на суде. М., 2008. С. 355 - 356.
19. Позволяет улучшить восприятие присяжными речь судебного адвоката. Получить информацию об аспектах представления материала: что им понравилось; что им мешает; может ли адвокат быть услышан и понят; на чем стоит сделать акцент, изменить интонацию; выяснить отвлекают ли присяжных его одежда, манера держаться и пр. Таким образом, опрос фокус-групп используется по ряду целей, которые приносят пользу. Многочисленные фокус-группы становятся особенно полезны, когда объясняют залог наилучшего восприятия фактов, технических моментов и тем, которые убеждают присяжных. Использование их в начале процесса помогает избежать необязательных расходов и усилий, помогает подготовиться к суду. И последнее. В работе с фокус-группой важно отступить от собственных предвзятых мнений и суметь услышать то, что говорят о нем посторонние, обычные люди. Надо избежать искушения убеждать группу в достоинствах своего дела. Надо постараться быть максимально объективным, чтобы услышать, какие вопросы привлекают их внимание, какие предположения они делают о материалах, не представленных им, какие аналогии они используют, обсуждая дело. Их комментарии, вопросы и наблюдения могут обеспечить ценное понимание мнения реальных присяжных, и служить в качестве базы для опроса кандидатов в присяжные, а также в ходе судебной аргументации на всем протяжении судебного процесса. Если этого удалось достичь, то появляются хорошие шансы для успешного общения с аудиторией в судебном заседании.
Название документа