Деятельность нотариусов при исполнении и направлении запросов компетентных органов иностранных государств об истребовании наследственных дел на территории Российской Федерации
(Кадникова А. Н.)
("Нотариус", 2008, N 5)
Текст документа
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НОТАРИУСОВ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ И НАПРАВЛЕНИИ
ЗАПРОСОВ КОМПЕТЕНТНЫХ ОРГАНОВ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ОБ
ИСТРЕБОВАНИИ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЛ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. Н. КАДНИКОВА
Кадникова А. Н., главный специалист-эксперт отдела международной правовой помощи Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Уральскому федеральному округу.
В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
При исполнении международных обязательств Российской Федерации в части истребования и пересылки копий наследственных дел и материалов по ним нотариусам необходимо руководствоваться многосторонними конвенциями, международными договорами, подписанными и ратифицированными Российской Федерацией, главой XXI Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, Приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 242 "Об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации" и от 24 декабря 2007 г. N 249 "Об утверждении Методических рекомендаций об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере оказания международной правовой помощи".
Из числа международных конвенций на сегодняшний день наиболее применяемой российскими нотариусами является Минская конвенция - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.).
В ст. 44 Конвенции установлен принцип равенства, согласно которому граждане каждой из стран - участниц Минской конвенции могут наследовать на территориях других стран имущество или права по закону или по завещанию на равных условиях и в том же объеме, что и граждане данной страны. В ст. 45 и 48 Минской конвенции определена территориальная компетенция нотариусов или других лиц, уполномоченных на совершение данного вида юридических действий, в отношении прав наследования. Право наследования имущества, кроме недвижимости, определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой наследодатель имел последнее постоянное место жительства. Право наследования недвижимого имущества определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, на территории которой находится это имущество. Поэтому в случае смерти в России гражданина Украины, имевшего движимое и недвижимое имущество на территории обеих стран, при удостоверении наследственных прав на недвижимое имущество на Украине компетентным является нотариус Украины по месту его нахождения, а в отношении остального имущества - нотариус России по последнему месту жительства наследодателя.
Производство по делам о наследовании движимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой имел место жительства наследодатель в момент своей смерти, а производство по делам о наследовании недвижимого имущества компетентны вести учреждения Договаривающейся Стороны, на территории которой находится имущество.
В ст. 46 Минской конвенции определен порядок наследования имущества государством. Если по законодательству Договаривающейся Стороны, подлежащему применению при наследовании, наследником является государство, то движимое наследственное имущество переходит Договаривающейся Стороне, гражданином которой является наследодатель в момент смерти, а недвижимое наследственное имущество переходит Договаривающейся Стороне, на территории которой оно находится.
Двусторонние договоры Российской Федерации о правовой помощи устанавливают примерно такой же порядок разрешения наследственных вопросов.
Согласно Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 249 нотариус обращается с запросом о правовой помощи в виде поручения (просьбы) об оказании содействия в получении сведений, документов, информации и иных видов правовой помощи, предусмотренных международными договорами и необходимых для совершения конкретного нотариального действия. Это могут быть поручения (просьбы): о получении копий наследственных дел и материалов по ним; о пересылке документов, касающихся личных или имущественных прав и интересов граждан запрашиваемого государства; о предоставлении сведений о законодательстве иностранного государства и практике его применения; об установлении адресов лиц, проживающих на территории иностранного государства; о принятии мер, необходимых для обеспечения охраны наследства, находящегося на территории запрашиваемого государства, или для управления этим наследством; о вскрытии (оглашении) завещания.
Процедура оформления наследственных прав в отношении иностранного лица аналогична такой же процедуре в отношении российских лиц. В частности, в ст. 61 Основ законодательства РФ о нотариате установлено, что нотариус, получивший сообщение об открывшемся наследстве, обязан известить об этом тех наследников, место жительства или работы которых ему известно. Нотариус может также произвести вызов наследников путем помещения публичного извещения или сообщения об этом в средствах массовой информации. Поэтому в случае наличия информации о том, что все или часть наследников проживают за рубежом, нотариус должен принять меры к их извещению.
Поручение (просьба) оформляется в соответствии с требованиями международных договоров, на соответствующем бланке, удостоверяется подписью нотариуса и заверяется оттиском гербовой или иной печати.
Поручение (просьба) должно включать следующие сведения:
- наименование запрашиваемого органа юстиции иностранного государства;
- наименование и адрес государственной нотариальной конторы, фамилию, имя, отчество работающего в ней нотариуса либо фамилию, имя, отчество нотариуса, занимающегося частной практикой (с указанием нотариального округа), или лица, временно исполняющего обязанности нотариуса, от которого исходит поручение (просьба);
- информацию о том, в связи с чем необходимы сведения или документы;
- фамилию, имя и отчество наследодателя, дату его рождения и смерти;
- место регистрации или постоянного пребывания наследодателя либо лица, в отношении которого запрашивается информация;
- другие сведения, необходимые для исполнения поручения (просьбы).
Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе или занимающийся частной практикой, а также лицо, временно исполняющее обязанности нотариуса, направляют поручение (просьбу) органам юстиции иностранного государства в порядке, установленном международным договором и законодательством Российской Федерации, т. е. через Министерство юстиции России и его территориальные органы в федеральных округах.
Специалисты центрального аппарата и управлений Минюста России по федеральным округам при поступлении поручения (просьбы) проверяют его на соответствие международному договору и направляют в установленном порядке компетентным органам иностранного государства.
Поручение (просьба) нотариуса из иностранного государства об оказании содействия в получении копий наследственных дел и материалов по ним или ответов по поручению (просьбе) передается соответствующему нотариусу также через Министерство юстиции России и его территориальные органы в федеральных округах.
Поручение (просьба) нотариуса и ответ, составленный в связи с исполнением поручения (просьбы) иностранного нотариуса, объем которых превышает один лист, должны быть прошиты (в случаях если к поручению (просьбе) прилагаются документы, то они прошиваются вместе с ним), пронумерованы, скреплены подписью нотариуса и удостоверены оттиском его печати, при этом количество листов должно быть указано прописью.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Уральскому федеральному округу (далее - Управление) проведено обобщение результатов деятельности нотариусов, действующих в пределах Уральского федерального округа, в сфере оказания международной правовой помощи за шесть месяцев 2008 г.
В первом полугодии 2008 г. в Управлении находилось на исполнении 388 запросов об оказании правовой помощи, об истребовании копий наследственных дел и материалов по ним с учетом остатка нерассмотренных документов на начало отчетного периода (10 документов). Из них 333 запроса об оказании правовой помощи поступило из компетентных органов иностранных государств (далее - международные ходатайства) и 55 запросов - от нотариусов, действующих в пределах Уральского федерального округа (далее - российские ходатайства).
Приведенные данные свидетельствуют о том, что компетентные органы иностранных государств активнее используют возможность обращения за оказанием международной правовой помощи, а именно истребованием копий наследственных дел и материалов по ним, чем нотариусы, действующие в пределах Уральского федерального округа.
В связи с вышеизложенным и в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц нотариусам рекомендуется активнее использовать возможность обращения за оказанием международной правовой помощи в компетентные органы иностранных государств; предпринимать все меры к установлению круга наследников, проживающих на территории иностранного государства, их адресов и наследуемого имущества, а также предпринимать все меры, необходимые для обеспечения охраны наследства, находящегося на территории Российской Федерации.
Название документа