Изменения в налогообложении с 2009 года

(Семенихин В. В.)

("Налоги" (газета), 2008, N 37)

Текст документа

ИЗМЕНЕНИЯ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ С 2009 ГОДА

В. В. СЕМЕНИХИН

Улучшения в налогообложении концессионных соглашений

Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг

"3. Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

4.1) передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации."

2009: На основании Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ с 1 января 2009 г. (а для целей начисления НДС - с 1 октября 2008 г.) в соответствии с вновь введенным подпунктом 4.1 пункта 3 статьи 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", как первоначальная передача от концедента к концессионеру, так и возврат от концессионера к концеденту, в том числе имущества, созданного или приобретенного в рамках концессионного соглашения.

Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации

2008: На основании Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ с 1 октября 2008 г. у статьи 174.1 НК РФ изменилось название, и теперь она распространяется на концессионные соглашения, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".

"1. В целях настоящей главы ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса, возлагается на участника товарищества, которым являются российская организация либо индивидуальный предприниматель (далее в настоящей статье - участник товарищества).

При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом на участника товарищества, концессионера или доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные настоящей главой."

2008: На основании Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ с 1 октября 2008 г. в соответствии с пунктом 1 статьи 174.1 НК РФ при совершении операций в соответствии с концессионным соглашением на концессионера возлагаются обязанности налогоплательщика НДС.

"2. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом участник товарищества, концессионер или доверительный управляющий обязан выставить соответствующие счета-фактуры в порядке, установленном настоящим Кодексом."

2008: На основании Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ с 1 октября 2008 г. в соответствии с пунктом 2 статьи 174.1 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав в соответствии с концессионным соглашением концессионер обязан выставить соответствующие счета-фактуры.

"3. Налоговый вычет по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и по имущественным правам, приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом предоставляется только участнику товарищества, концессионеру либо доверительному управляющему при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами этим лицам, в порядке, установленном настоящей главой."

2008: На основании Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ с 1 октября 2008 г. в соответствии с пунктом 3 статьи 174.1 НК РФ налоговый вычет по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и по имущественным правам, приобретаемым для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения, то есть не для передачи имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению (как первоначальная передача от концедента к концессионеру, так и возврат от концессионера к концеденту, в том числе имущества, созданного или приобретенного в рамках концессионного соглашения), в соответствии с концессионным соглашением предоставляется только концессионеру (не концеденту) при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами только концессионеру.

"При осуществлении участником товарищества, ведущим общий учет операций в целях налогообложения, концессионером или доверительным управляющим иной деятельности право на вычет сумм налога возникает при наличии раздельного учета товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, используемых при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), концессионным соглашением или договором доверительного управления имуществом и используемых им при осуществлении иной деятельности."

2008: На основании Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ с 1 октября 2008 г. в соответствии с пунктом 3 статьи 174.1 НК РФ при осуществлении концессионером иной деятельности право на вычет сумм налога возникает при наличии раздельного учета товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав, используемых при осуществлении операций в соответствии с концессионным соглашением и используемых им при осуществлении иной деятельности.

Статья 251. Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

"1. При определении налоговой базы не учитываются следующие доходы:

37) в виде имущества и (или) имущественных прав, полученных по концессионному соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации."

2009: На основании Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с вновь введенным подпунктом 37 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества или имущественных прав, полученных по концессионному соглашению в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", как первоначальная передача от концедента к концессионеру, так и возврат от концессионера к концеденту, в том числе имущества созданного или приобретенного в рамках концессионного соглашения.

Статья 256. Амортизируемое имущество

"1. Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 20 000 рублей.

Амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения в порядке, установленном настоящей главой."

2009: На основании Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ амортизируемое имущество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения, до момента передачи, например, концеденту.

Статья 257. Порядок определения стоимости амортизируемого имущества

"1. Под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 20000 рублей.

Первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом."

2009: На основании Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с пунктом 1 статьи 257 НК РФ первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов.

Статья 264. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией

"1. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика:

10.1) плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата)."

2009: На основании Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с вновь введенным подпунктом 10.1 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относится концессионная плата, то есть плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения.

Статья 374. Объект налогообложения

"1. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьей 378 настоящего Кодекса."

2009: На основании Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, полученное по концессионному соглашению, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Напомню, что с 1 января 2008 г. имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд) исключительно у учредителя доверительного управления, даже если оно учитывается не на балансе учредителя.

"2. Объектами налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств, имущество, полученное по концессионному соглашению.

В целях настоящей главы иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в порядке, установленном в Российской Федерации для ведения бухгалтерского учета."

2009: На основании Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с пунктом 2 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается имущество, полученное по концессионному соглашению.

"3. Объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество."

2009: На основании Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с пунктом 3 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.

Статья 378.1. Особенности налогообложения имущества при исполнении концессионных соглашений

"Имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера."

2009: На основании Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии со статьей 378.1 НК РФ имущество, переданное концессионеру и (или) созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.

Изменения в налоговой системе

Статья 39. Реализация товаров, работ или услуг

"3. Не признается реализацией товаров, работ или услуг:

4.1) передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с законодательством Российской Федерации."

2009: На основании Федерального закона от 30.06.2008 N 108-ФЗ с 1 января 2009 г. (а для целей начисления НДС - с 1 октября 2008 г.) в соответствии с вновь введенным подпунктом 4.1 пункта 3 статьи 39 НК РФ не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества и (или) имущественных прав по концессионному соглашению в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", как первоначальная передача от концедента к концессионеру, так и возврат от концессионера к концеденту, в том числе имущества, созданного или приобретенного в рамках концессионного соглашения.

Статья 101.2. Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения

"5. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу."

2009: На основании Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с вновь введенным пунктом 5 статьи 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. То есть если не будет обжалования решения в вышестоящем налоговом органе, то суды не примут к рассмотрению дела по налоговым спорам после этой даты. При этом, даже несмотря на то, что налоговые органы в два раза более предвзято относятся к налогоплательщику и, соответственно, принимают решения в его пользу в два раза реже, чем суды, они все равно не готовы, по признанию руководства ФНС, к исполнению этой функции. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Статья 84. Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц. Идентификационный номер налогоплательщика

"8. На основе данных учета федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации."

2009: На основании Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с пунктом 8 статьи 84 НК РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном не Правительством Российской Федерации, а Министерством финансов Российской Федерации.

Изменения в налоге на доходы физических лиц

Изменения в стандартных налоговых вычетах

Статья 218. Стандартные налоговые вычеты

"1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:

3) налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1 - 2 пункта 1 настоящей статьи, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 40000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 40000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется."

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 121-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 218 НК РФ до 40000 руб. повышен порог, до которого предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 400 руб. за каждый месяц налогового периода. Данный вычет действует у одного налогового агента за каждый месяц налогового периода, включая месяц, в котором у работника исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода доход составил (не превышая) 40000 руб. В последующие месяцы налогового периода указанный налоговый вычет не предоставляется.

"4) налоговый вычет в размере 1000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на..."

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 121-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ до 1000 руб. повышена сумма стандартного налоговый вычета на одного ребенка за каждый месяц налогового периода.

"...каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;

каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя."

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 121-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ стандартный налоговый вычет на детей в сумме 1000 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на супругу или супругу приемного родителя.

"Указанный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 280000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется."

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 121-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ до 280000 руб. повышен порог, до которого предоставляется стандартный налоговый вычет в размере 1000 руб. на одного ребенка за каждый месяц налогового периода. Данный вычет действует у одного налогового агента за каждый месяц налогового периода, включая месяц, в котором у налогоплательщика исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода доход составил (не превышая) 280000 руб. В последующие месяцы налогового периода указанный налоговый вычет не предоставляется.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ в сумму дохода налогоплательщика, ограничивающую применение стандартного налогового вычета, не попадает сумма дохода, не подлежащая налогообложению в соответствии со статьей 217 НК РФ. В том числе суммы материальной помощи, не превышающие 4000 руб.

Рекомендую: данное письмо сохранило свою силу и с 1 января 2009 г.

(Письмо ФНС России от 5 июня 2006 г. N 04-1-04/300.)

"Налоговый вычет, установленный настоящим подпунктом, производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супруга (супруги) родителя, опекунов или попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя."

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ налогоплательщики, утратившие статус опекуна или попечителя, в частности, в связи с достижением их подопечными возраста 18 лет, права на данный стандартный налоговый вычет не имеют.

Рекомендую: данное письмо сохранило свою силу и с 1 января 2009 г.

Рекомендую: налоговым агентам, при предоставлении налогового вычета в размере 1000 руб. за каждый месяц налогового периода, контролировать статус опекуна или попечителя.

(Письмо Минфина России от 24.01.2008 N 03-04-05-01/9.)

"Указанный налоговый вычет удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак."

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 121-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ стандартный налоговый вычет на детей в сумме 1000 руб. за каждый месяц налогового периода предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), а не только вдовам (вдовцам), как раньше. Что означают слова "единственный родитель", неизвестно, но, по-моему, такой статус налогоплательщика - единственного родителя будет иметь и вдова (вдовец), и родитель, никогда не состоявший в зарегистрированном браке, когда ребенок рожден вне брака или его отцовство не установлено, и родитель после лишения родительских прав второго родителя. В перечень документов, подтверждающих право единственного родителя на получение у налогового агента стандартного налогового вычета на ребенка в двойном размере, входят: свидетельство о рождении ребенка и справка из загса о записи отца ребенка по указанию матери. Для одиноких родителей (не состоящих в зарегистрированном браке) прекращено предоставление стандартного налогового вычета на детей в двойном размере.

"Налоговый вычет предоставляется родителям и супругу (супруге) родителя, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

При этом иностранным физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, такой вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета."

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 121-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ стандартный налоговый вычет на детей в сумме 1000 руб. за каждый месяц налогового периода может предоставляться в двойном размере только одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета. Так как стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления, то непонятна технология, в соответствии с которой будет передаваться данный вычет между родителями. Проблема состоит в том, кому писать заявление об отказе от получения данного налогового вычета. Ведь своему налоговому агенту это заявление не нужно, так как это отказ, а налоговому агенту другого родителя это заявление не напишешь, так как это не налоговый агент того, кто пишет заявление. Я опасаюсь того, что налоговые органы потребуют, чтобы для предоставления вычета в двойном размере в соответствии с пунктом 4 данной статьи представлялась декларация, и на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления данного стандартного налогового вычета в двойном размере. Хотя, по-моему, если отказывающийся от вычета родитель напишет два заявления, одно налоговому агенту супруга, со ссылкой на другое, направляемое своему налоговому агенту (или укажет, что отказывается от налогового агента в первом заявлении), то по аналогии с предоставлением налогового вычета в двойном размере единственному родителю данный налоговый вычет в двойном размере можно и предоставить.

"Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и сохраняется до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзацах пятом и шестом настоящего подпункта, или в случае истечения срока действия либо досрочного расторжения договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или в случае смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в образовательном учреждении и (или) учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения."

Изменения в налогообложении материальной выгоды

Статья 212. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды

"2. При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как:

1) превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора."

2009: На основании Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ с 1 января 2009 г. в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 212 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, а не трех четвертых, как ранее, что снижает размер налоговой базы при получении материальной выгоды. Напомню, что с 1 января 2008 г. для расчета дохода в виде материальной выгоды берется ставка рефинансирования, установленная Центральным банком Российской Федерации не на дату получения таких средств (то есть в момент получения займа), а на дату фактического получения налогоплательщиком дохода (то есть в текущем периоде).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 212 НК РФ при расчете налоговой базы в отношении доходов физических лиц, полученных от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, необходимо принимать во внимание две суммы - сумму процентов за пользование заемными средствами, исчисленную исходя из двух третьих действующей на дату получения заемных средств ставки рефинансирования Банка России, и сумму процентов, исчисленную исходя из условий договора. Если налогоплательщику предоставляется беспроцентная ссуда (то есть проценты за пользование ссудой не уплачиваются), то его доходом будет являться сумма процентов за пользование заемными средствами, исчисленная исходя из трех четвертых действующей на дату получения заемных средств ставки рефинансирования Банка России.

Рекомендую: данное частично письмо действует и после 1 января 2009 г., после изменения процентного выражения к ставке рефинансирования.

(Письмо Минфина России от 18.06.2007 N 03-04-06-01/193.)

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 212 НК РФ поскольку дата получения доходов в виде материальной выгоды определена подпунктом 3 пункта 1 статьи 223 Кодекса как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, то в отношении доходов, полученных с 1 января 2008 г., для целей расчета налоговой базы будет применяться ставка рефинансирования, установленная Банком России на дату получения дохода налогоплательщиком, то есть на каждую дату уплаты процентов по кредиту.

Рекомендую: данное письмо действует и после 1 января 2009 г.

Рекомендую: контролировать изменение ставки рефинансирования, установленной Банком России на каждую дату уплаты процентов по кредиту.

(Письмо Минфина России от 25.01.2008 N 03-04-06-01/20.)

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 212 НК РФ в случае, если организацией выдаются беспроцентные кредиты (займы), то фактической датой получения доходов в виде материальной выгоды следует считать соответствующие даты возврата заемных средств. С 1 января 2008 г. для целей расчета налоговой базы при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами используется ставка рефинансирования Банка России, установленная на дату фактического получения дохода налогоплательщиком. В отношении доходов в виде материальной выгоды за пользование беспроцентными кредитами (займами), полученных с 1 января 2008 г., для целей расчета налоговой базы будет применяться ставка рефинансирования, установленная Банком России на дату получения дохода налогоплательщиком, то есть на каждую дату возврата заемных средств.

Рекомендую: данное письмо действует и после 1 января 2009 г.

Рекомендую: по беспроцентным кредитам (займам) контролировать изменение ставки рефинансирования, установленной Банком России на каждую дату возврата заемных средств.

(Письмо Минфина России от 23.04.2008 N 03-04-06-01/103; письмо Минфина России от 11.04.2008 N 03-04-06-01/83; письмо ФНС России от 13.02.2008 N ШС-6-3/98@; письмо Минфина России от 04.02.2008 N 03-04-07-01/21.)

------------------------------------------------------------------

Название документа