Надзор за законностью регистрации и разрешения сообщений о преступлениях в органах Следственного комитета
(Городков Ю.)
("Законность", 2008, N 8)
Текст документа
НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИЯ
СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ОРГАНАХ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА
Ю. ГОРОДКОВ
Городков Ю., прокурор отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов прокуратуры Северо-Западной транспортной прокуратуры.
Одно из основных полномочий прокурора, предоставленных ему п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК, - осуществление проверок исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Реализация прокурором этого полномочия в системе органов Следственного комитета при прокуратуре РФ приобрела свои особенности.
Прежде всего, это обусловлено тем, что Следственный комитет, являясь одновременно поднадзорным прокуратуре органом, в соответствии с п. 4 ст. 11 Закона о прокуратуре входит в систему прокуратуры РФ и в соответствии с его п. 1 ст. 20.1 является органом прокуратуры, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение федерального законодательства об уголовном судопроизводстве.
В этой связи возникает вопрос о тех возможных мерах прокурорского реагирования, которые могут быть приняты в случае выявления в следственном органе нарушений федерального законодательства, регламентирующего порядок приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.
Одной из мер прокурорского реагирования в настоящее время является требование прокурора. Однако в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК, п. 1.11 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 136 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" требование, как процессуальный документ, направляется с целью устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного расследования.
Между тем в соответствии с ч. 1 ст. 156 УПК предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела и, таким образом, не охватывает стадию проведения доследственных проверок, а также сферу регистрации и учета сообщений о преступлениях.
Получается, что законодатель исключил возможность направления требования об устранении нарушений федерального законодательства, как процессуального документа, в случае выявления нарушений законодательства, допущенных на стадии приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.
Наиболее актуален в данном случае вопрос о возможности и эффективности принятия прокурором такой меры прокурорского реагирования, как внесение представления в соответствии со ст. 24 Закона о прокуратуре.
Так, в ответах на представления Северо-Западной транспортной прокуратуры, внесенных в Северо-Западное следственное управление на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ, следствием изложены доводы о несостоятельности ссылки прокурора на норму ст. 24 Закона о прокуратуре во внесенных представлениях. Следственный орган обосновал свою позицию тем, что в соответствии с п. 1 ст. 21 данного Закона предметом надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, к каковым Следственный комитет при прокуратуре РФ не относится.
Представляется, что этот довод не является обоснованным.
Согласно п. 1 Положения о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 1 августа 2007 г. N 1004, Следственный комитет является органом прокуратуры Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре она осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, к каковым относится и Следственный комитет при прокуратуре РФ.
Кроме того, согласно ст. 21 предметом надзора являются: соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями некоммерческих организаций.
Нормой п. 15 Положения о Следственном комитете при прокуратуре РФ определено, что Следственный комитет является юридическим лицом.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 и ч. 1 ст. 50 ГК РФ Следственный комитет является некоммерческой организацией, следовательно, соблюдение им Конституции РФ и исполнение законов (в том числе УПК РФ) является предметом прокурорского надзора.
Таким образом, представляется, что прокурор на основании ст. 24 Закона о прокуратуре и ст. 37 УПК вправе внести представление об устранении нарушений закона в следственные органы Следственного комитета или их руководителям, которые полномочны устранить допущенные нарушения, а невключение отдельным пунктом Следственного комитета в перечень п. 1 ст. 21 Закона о прокуратуре не является пробелом в действующем законодательстве.
Одна из особенностей данного вида надзора в системе Следственного комитета - отсутствие у прокурора возможности привлечения должностных лиц следственного органа к ответственности, например административной по ст. 17.7 КоАП РФ, за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Так, в действующем законодательстве, в том числе в Законе о прокуратуре, порядок привлечения должностных лиц СК при прокуратуре РФ к административной ответственности не регламентирован. В норме ст. 42 этого Закона есть лишь указание на то, что любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного следователем (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры, однако сам порядок производства по делам об административных правонарушениях, совершенных следователями (руководителями следственных органов, их заместителями), законодательно не регламентирован.
Аналогичная ситуация сложилась и с возможностью привлечения должностных лиц СК к уголовной ответственности (например, за умышленное сокрытие тяжкого, особо тяжкого преступления, факт которого выявлен прокурором).
В этой ситуации прокурор уполномочен лишь вынести в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган СК при прокуратуре РФ для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.
Следующей особенностью осуществления проверок исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в системе органов СК является то обстоятельство, что во многих регионах территории обслуживания следственных отделов на транспорте Следственного комитета при прокуратуре РФ не совпадают с зонами обслуживания транспортных прокуратур, что влечет определенные трудности при осуществлении этого вида надзора и процессуального контроля внутри самого следственного органа.
То обстоятельство, что следователь и руководитель следственного органа находятся в разных регионах или лицо, проводящее проверку по сообщению о преступлении, находится на значительном расстоянии от надзирающего прокурора, порождает несвоевременность поступления прокурору копий процессуальных решений по материалам доследственных проверок и самих материалов, а также делает невозможным проведение надзирающим прокурором проверок материалов, находящихся в производстве, с целью устранения возможной волокиты, а также обеспечения принятия законного, обоснованного решения.
В целях решения проблемы Северо-Западным транспортным прокурором приняты следующие меры. В состав Северо-Западной транспортной прокуратуры входят 19 транспортных прокуратур (на правах районных). В состав же Северо-Западного следственного управления на транспорте СК при прокуратуре РФ входят 5 межрайонных следственных отделов на транспорте, а руководители, осуществляющие регистрацию сообщений о преступлениях, уголовных дел и ведение соответствующих книг учета, территориально расположены на значительном удалении от места нахождения ряда надзирающих транспортных прокуроров. В этой связи Северо-Западным транспортным прокурором дано указание, согласно которому транспортные прокуроры по местам расположения следственных отделов проводят проверки исполнения требований федерального законодательства, регламентирующего прием, регистрацию и разрешение сообщений о преступлениях в соответствующих следственных отделах на транспорте с изучением книг регистрации сообщений о преступлениях. По результатам таких проверок направляют остальным транспортным прокурорам, которые также осуществляют по обслуживаемым объектам надзор за процессуальной деятельностью соответствующих следственных отделов на транспорте, информацию о зарегистрированных сообщениях о преступлениях на поднадзорных последним территории, акватории и объектах с целью проведения сверок представленных регистрационно-учетных данных с поступившими прокурору копиями постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и организуют проверку материалов, находящихся в производстве без принятых по ним процессуальных решений.
Таким образом, в настоящее время не все трудности, возникающие в связи с применением норм федерального законодательства при осуществлении прокурорского надзора в этом направлении, удается решить на местном уровне. Сложившаяся ситуация (в целях устранения возможности злоупотребления должностными лицами следственных органов своими полномочиями) требует внесения изменений и в УПК РФ, и в Закон о прокуратуре. Это должно обеспечить улучшение состояния законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в системе органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Название документа