Форма договора воздушной перевозки пассажира

(Машин В. В.) ("Юрист", 2008, N 9) Текст документа

ФОРМА ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА

В. В. МАШИН

Машин В. В., аспирант факультета экономики и права МГИ им. Е. Р. Дашковой.

Часто в практике встречается тот факт, что авиапассажиры, зная термин "договор воздушной перевозки пассажира", не совсем верно представляют правовую природу данного договора. Это выражается в том, что иногда они требуют данный договор "на бумаге", подписанный со стороны руководителя авиакомпании, т. к., по их мнению, договор должен быть оформлен в письменной форме с подписями сторон договора. Данное мнение пассажира строится на обыденном опыте и поэтому, учитывая специфику воздушных перевозок, не подходит к данному договору. Билет, оформленный на бумажном носителе, не является договором воздушной перевозки пассажира. Бумажная форма билета также не означает того, что договор воздушной перевозки пассажира заключен в письменной форме. Но, несмотря на это, все требования о письменной форме совершения сделок, предусмотренные гражданским законодательством РФ, при покупке авиабилета соблюдены. Это также относится и к электронному билету. Ни Гражданский кодекс РФ, ни Воздушный кодекс РФ не содержат определенных требований к форме договора воздушной перевозки пассажира. Следовательно, к форме договора воздушной перевозки пассажира применимо общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 161 Гражданского кодекса РФ, а именно: сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. Таким образом, договор воздушной перевозки пассажира должен быть заключен в письменной форме. Данная норма является императивной, и она дает прямое указание на письменное закрепление юридического факта. В соответствии со ст. 105 Воздушного кодекса РФ билет и багажная квитанция - перевозочные документы, выдаваемые пассажиру. Пункт 2 ст. 786 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа - багажной квитанцией. И как уже упоминали выше, аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 105 Воздушного кодекса РФ. То есть билет подтверждает факт заключения договора воздушной перевозки пассажира. Подобного мнения придерживается Н. В. Сирик: "...билет удостоверяет заключение договора и внесение пассажиром провозной платы..." <1>. Это позволяет говорить о том, что выдача пассажиру бумажного билета не является соблюдением требования о заключении договора перевозки в письменной форме. -------------------------------- <1> Сирик Н. В. Гражданско-правовое регулирование перевозки как составной части туристского продукта // Современное право. 2007. N 4.

Договор воздушной перевозки пассажира по своей правовой природе является двусторонней сделкой. Это означает, что для признания договора заключенным необходимо встречное и согласованное волеизъявление двух сторон. Волеизъявление перевозчика на заключение договора воздушной перевозки опосредуется совершением им публичной оферты, то есть содержащего все существенные условия договора предложения, из которого усматривается воля заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). При этом абзац 2 п. 1 ст. 160 Гражданского кодекса РФ указывает на возможность совершения двусторонних (многосторонних) сделок способами, установленными п. 2 и 3 ст. 434 Гражданского кодекса РФ. Пункт 3 ст. 434 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса РФ. Пункт 3 ст. 438 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т. п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Такой способ совершения акцепта получил название "конклюдентные действия". Конклюдентные действия (от лат. concludo - заключаю, делаю вывод) в гражданском праве - действия лица, выражающие его волю установить правоотношение (например, совершить сделку), но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении. В условиях распространения автоматических средств, облегчающих процедуру приобретения товаров и услуг (использование торговых и игровых автоматов, автоматических камер хранения и т. п.), конклюдентные действия как юридический факт, порождающий гражданские правоотношения, получают все большее распространение. Согласно п. 2 ст. 158 ГК РФ конклюдентными действиями могут совершаться сделки, которые в соответствии с законом могут быть совершены устно <2>. -------------------------------- <2> Волосов М. Е., Додонов В. Н., Капинус Н. И., Капинус О. С., Крутских В. Е., Мишустина Е. А., Панов В. П., Сюкияйне Л. Р., Щерба С. П. Большой юридический словарь. Издательский дом "ИНФРА-М", 2006.

Применительно к заключению договора воздушной перевозки пассажира конклюдентным действием пассажира будет являться оплата билета при его заказе. Факт оплаты будет являться со стороны пассажира акцептом публичной оферты, совершенной авиакомпанией (п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, при покупке бумажного авиабилета требование о заключении договора перевозки в письменной форме считается соблюденным в силу прямого указания Гражданского кодекса РФ, поскольку конклюдентные действия пассажира по оплате авиаперевозки приравниваются к письменной форме договора. Вышеизложенное позволяет говорить о том, что требование Гражданского кодекса РФ о совершении договора воздушной перевозки в письменной форме считается соблюденным не в силу того, что пассажир получает бумажный билет, а в силу того, что он фактом оплаты совершает акцепт публичной оферты конклюдентным действием. В. Д. Бордунов, Б. П. Елисеев подтверждают данное мнение: "...на практике акцепт потребителем оферты перевозчика состоит в совершении фактических действий по оплате услуг по перевозке и приобретению авиабилета..." <3>. -------------------------------- <3> Бордунов В. Д., Елисеев Б. П. Электронный билет - новая форма заключения договора международной воздушной перевозки // Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2006.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 314-ФЗ в ст. 105 Воздушного кодекса РФ были внесены изменения. В частности, был на законодательном уровне закреплен электронный билет. Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. При использовании электронного перевозочного документа пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки (далее - выписка), из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок. Формы билета, багажной квитанции, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта. Данным органом является Министерство транспорта РФ, которое своим Приказом от 8 ноября 2006 г. N 134 утвердило форму электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации. Электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации представляют собой документы, используемые для удостоверения договора перевозки пассажира, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме и имеет следующую структуру и содержание: 1) структура электронного билета: - электронный полетный купон (в зависимости от количества рейсов число электронных полетных купонов может составлять от 1 до 4); электронный контрольный купон; электронный агентский купон; маршрут/квитанция; - наличие электронного полетного купона и маршрута/квитанции является обязательным; 2) содержание электронного билета: а) электронный полетный, электронный контрольный и электронный агентский купоны электронного билета содержат следующую обязательную информацию о перевозке пассажира и багажа: - наименование и (или) код перевозчика; - номер рейса; дата отправления рейса; - наименование и (или) коды пунктов/аэропортов отправления и назначения для каждого рейса; - время отправления рейса; - код класса бронирования; код статуса бронирования; б) маршрут/квитанция электронного билета включает следующую информацию о перевозке пассажира и багажа: - сведения о пассажире (для внутренних перевозок - фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок - фамилия, другие сведения, предусмотренные международными нормами); - наименование и (или) код перевозчика; - номер рейса; - дата отправления рейса; - время отправления рейса; - наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; - тариф; - эквивалент тарифа (если применяется); итоговая стоимость перевозки; - форма оплаты; - сборы (если применяются); - наименование и (или) код класса бронирования; - код статуса бронирования; - дата оформления; - наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; - норма бесплатного провоза багажа (по усмотрению); - уникальный номер электронного билета. Маршрут/квитанция оформляется и выдается обязательно; в) электронный полетный купон, электронный контрольный купон, электронный агентский купон, маршрут/квитанция электронного билета могут содержать другую дополнительную информацию об условиях перевозки или особенностях обслуживания пассажиров и багажа. Электронный полетный купон электронного билета отражает следующие статусы: - открыт для использования; аэропортовый контроль; прошел регистрацию; обмен/переоформление; использован для перевозки/использован; перевозка не по расписанию; посадка на борт пассажира произведена; только для информации; распечатан; произведен возврат; приостановлен; недоступен для использования; аннулирован; обмен при распечатке; закрыт. Статус электронного полетного купона может отражать другую дополнительную информацию о его состоянии и применении. При выдаче пассажиру электронного билета договор воздушной перевозки считается заключенным так же, как и при выдаче пассажиру бумажного билета. Содержание договора воздушной перевозки при выдаче пассажиру электронного билета полностью соответствует содержанию договора воздушной перевозки при выдаче пассажиру бумажного билета. Заключение договора воздушной перевозки пассажира путем приобретения бумажного билета в кассах перевозчика или у агента нам примерно понятно и ясно, т. к. мы, опираясь на собственный жизненный опыт, хорошо это представляем. Рассмотрим заключение договора воздушной перевозки с электронным билетом. Во-первых, пассажир обращается к перевозчику или агенту перевозчика непосредственно или посредством телефона или Интернета. Во-вторых, перевозчик или агент перевозчика выясняют наличие свободных мест на воздушном судне и сообщают об этом пассажиру. В-третьих, перевозчик или агент перевозчика разъясняют пассажиру условия договора воздушной перевозки пассажира, и при согласии пассажира с условиями договора воздушной перевозки пассажир вносит плату согласно тарифу за услугу воздушной перевозки. После чего получает электронный билет, что по сути своей является записью в реестре перевозочных документов перевозчика. Электронный билет по своему смыслу должен значительно облегчить возможности приобретения билета для воздушной перевозки. В. Д. Бордунов, Б. П. Елисеев подтверждают это, говоря: "...преимущества использования технологии электронного билета для пассажиров выражаются в: - дополнительных каналах приобретения авиабилетов; - возможности самообслуживания при бронировании, оформлении перевозки, регистрации в аэропорте и др.; - невозможности утраты, хищения, повреждения электронного билета; - возможности в любой момент подтвердить факт заключения договора воздушной перевозки..." <4>. -------------------------------- <4> Бордунов В. Д., Елисеев Б. П. Электронный билет - новая форма заключения договора международной воздушной перевозки. (Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 17 апреля 2006 г.)

Как видно из приведенного описания, единственной особенностью такого заключения договора является то, что пассажир не получает бумажного билета. Однако, как уже было отмечено ранее, бумажный билет нельзя считать письменной формой договора. Письменная форма договора перевозки считается соблюденной в силу прямого указания Гражданского кодекса РФ, поскольку пассажир совершил акцепт публичной оферты авиакомпании своим конклюдентным действием - фактом оплаты услуг авиаперевозчика. Поэтому при приобретении электронного билета требование о совершении договора в письменной форме также считается соблюденным, поскольку пассажир также оплачивает услуги авиаперевозчика. Именно поэтому отсутствие у пассажира бумажного авиабилета не влечет признания договора воздушной перевозки незаключенным. С практической точки зрения электронный билет упрощает процедуру приобретения билета. Изложенное позволяет сделать обоснованный вывод о том, что в случае приобретения электронного билета, так же как и в случае приобретения бумажного билета, договор воздушной перевозки признается заключенным с соблюдением требования Гражданского кодекса РФ о письменной форме.

Название документа