Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение
(Малиновский А. А.) ("Журнал российского права", 2008, N 4) Текст документаКОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ: ПОНЯТИЕ И ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
А. А. МАЛИНОВСКИЙ
Малиновский Алексей Александрович, доцент МГИМО (Университет) МИД РФ, кандидат юридических наук.
Кодекс профессиональной этики не является изобретением сегодняшнего дня. В частности, более 300 лет назад был разработан и дошел (практически в неизменном виде) до наших дней Кодекс самурая (Бусидо Сосинсю). Данный Кодекс представляет собой свод этических правил профессионального воина, которые регламентировали его поведение как в бою, так и в мирной жизни <1>. -------------------------------- <1> См.: Клири Т. Кодекс самурая. Ростов н/Д, 2001.
Сегодня принято говорить о профессиональной этике врача, педагога, журналиста, существуют этические кодексы в бизнесе, у военных, в сфере торговли, существуют международные этические кодексы для работников музеев, общества Красного креста и в рамках других международных профессиональных объединений. В силу развивающейся профессионализации перед специалистами различных направлений все чаще возникают нравственные коллизии, решить которые, опираясь только на профессиональные знания, невозможно <2>. Поэтому основной задачей разработчиков этических кодексов является формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики, которые направлены на разрешение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в различных сферах профессиональной деятельности. -------------------------------- <2> Букреев В. И., Римская И. Н. Этика права. М., 1998. С. 23.
В настоящее время в России и других государствах многими профессиональными сообществами приняты разнообразные кодексы профессиональной этики <3>. Данные кодексы своими предписаниями дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность аудиторов, врачей, журналистов, юристов и других представителей наиболее важных и общественно-значимых профессий. Об этом прямо указывается в некоторых актах. Например, ст. 2 Кодекса профессиональной этики адвоката (принятого Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г., с изменениями и дополнениями от 8 апреля 2005 г.) предписывает, что настоящий Кодекс дополняет правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. -------------------------------- <3> См.: Кобликов А. С. Юридическая этика. М., 1999; Барщевский М. Ю. Адвокатская этика. Самара, 1999; Пашин С. А. Судейская этика. М., 2001.
Поскольку указанные кодексы в большинстве своем содержат нравственно-этические нормы, которые регулируют ту или иную профессиональную деятельность, постольку данные нормативные акты и именуются следующим образом: "кодекс профессиональной этики", "этический кодекс", "кодекс чести", "декларация этических норм", "хартия профессиональных принципов", "деонтологический кодекс" и т. п. Причины принятия этических кодексов следующие. Во-первых, действующее законодательство, регламентирующее права и обязанности конкретных специалистов, не может охватить своим регулированием все нюансы их профессиональной деятельности. Поэтому и возникает необходимость в дополнительном регулировании профессионального поведения. Разумеется, лучше всех разбираются в своих проблемах представители конкретных специальностей, которые и разрабатывают корпоративные правила. Кроме того, во многих законодательных актах о профессиональной деятельности содержатся положения, обязывающие соблюдать нормы корпоративной этики (к примеру, согласно ст. 7 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат обязан соблюдать Кодекс профессиональной этики адвоката). Таким образом, принятие кодекса профессиональной этики является в некоторых случаях необходимым в силу предписания закона. Во-вторых, поскольку правовое регулирование (как разновидность государственного вмешательства в жизнь отдельного гражданина и общества в целом) имеет свои пределы, постольку и законодатель стремится минимизировать свое вторжение в нравственно-этическую сферу общества, которая традиционно регламентируется религиозными и нравственными нормами, обычаями и традициями. В этой связи принятие этического кодекса следует рассматривать как результат упорядочивания общественных отношений внутри гражданского общества силами самого общества. Наличие кодексов профессиональной этики - это показатель нравственной зрелости общества, которое может без помощи государства самостоятельно регламентировать поведение своих членов. В-третьих, представители некоторых профессий (к примеру, врач, судья и др.) в силу своего правового статуса имеют чрезвычайно широкий простор субъективного усмотрения. Иными словами, свобода их действий (которые могут быть не только социально-полезными, но и общественно-вредными) зачастую ограничена лишь относительно-определенными правовыми предписаниями и собственной совестью. Как указывается в Кодексе врачебной этики (одобренном III Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.), "врач должен помнить, что главный судья на его врачебном пути - это его собственная совесть". Однако совесть, как известно, понятие неконкретное и зачастую весьма субъективное. В этой связи задача этических кодексов как раз и заключается в том, чтобы привести порой диаметрально противоположные представления членов профессионального сообщества о добре и зле к общему социально-полезному знаменателю. Этого можно достичь, только формализовав нравственные идеалы, на которых базируется та или иная профессиональная деятельность, возведя их в обязательные к исполнению корпоративные принципы и нормы. Учитывая, что далеко не каждый адвокат, врач, судья или журналист добровольно придерживается в своей работе категорического императива, сформулированного И. Кантом, профессиональное сообщество вынуждено заставлять своих членов соблюдать формально-определенную корпоративную мораль. Как указывается в преамбуле Кодекса профессиональной этики психиатра (принятом на Пленуме Правления Российского общества психиатров 19 апреля 1994 г.), психиатр, как и любой врач, в своих действиях руководствуется чувством сострадания, доброжелательности, милосердия, однако существует необходимость письменного закрепления общепринятых правил профессиональной психиатрической этики. Большая социальная значимость некоторых профессий предопределяет и повышенную ответственность перед обществом представителей этих профессий. В этой связи этический кодекс является дополнительным препятствием на пути различных профессиональных злоупотреблений и нарушений. В частности, согласно ст. 4 Кодекса профессиональной этики психиатра запрещаются следующие действия, представляющие собой злоупотребления положением врача: использование своих знаний вопреки медицинским интересам или с целью искажения истины; применение к лицу психиатрических мер без достаточных оснований; отказ в психиатрической помощи лицам, которые в ней нуждаются; навязывание пациенту своих философских, политических, религиозных взглядов; заключение с пациентом сделок имущественного характера, использование его труда в личных целях; вступление с пациентом в интимную связь; способствование самоубийству пациента; применение медицинских средств с целью наказания пациента. Характеризуя сущность любого кодекса профессиональной этики, необходимо отметить, что он представляет собой кодифицированный нормативный акт, принятый представителями определенной профессии, который в систематизированном виде содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие профессиональное поведение. Следует подчеркнуть, что этический кодекс - это не совокупность благих пожеланий представителей профессионального сообщества друг к другу, которые можно и не исполнять. В большинстве случаев кодексы содержат такие формально-определенные нравственные правила, при нарушении которых наступают неблагоприятные юридические последствия. По своей юридической сути этические кодексы являются нормативными, но не правовыми актами, поскольку принимаются органами профессиональных сообществ, а не государственными законотворческими органами. Это, разумеется, нисколько не принижает их социального значения. Более того, истории права известны случаи, когда нормы этических кодексов становились настолько актуальными, что заимствовались действующим законодательством. Таким образом, нравственный запрет становился правовым и подкреплялся суровой санкцией за его нарушение. К примеру, сформулированный еще основателем психоанализа З. Фрейдом в этических правилах проведения психоаналитических сеансов запрет на интимные отношения психоаналитика с пациенткой был криминализирован в Германии (§ 174c УК ФРГ) и некоторых других западноевропейских странах. Сфера действия кодекса этики во времени, в пространстве и по кругу лиц достаточно точно определяется в тексте акта. Так, Кодекс судейской этики (утвержденный VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.) устанавливает правила поведения, обязательные для каждого судьи РФ, независимо от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу. Кодекс врачебной этики действует на всей территории Российской Федерации и обязателен для всех врачей, входящих в Российскую медицинскую ассоциацию, ее региональные отделения, а также профессиональные объединения, признавшие этический кодекс врача официально. Врач, не входящий в профессиональные ассоциации и объединения, может руководствоваться этим Кодексом в своей профессиональной деятельности. В целом ряде случаев лицо, осуществляющее определенную профессиональную деятельность, обязывается соблюдать требования сразу нескольких кодексов. В частности, на журналиста, ведущего криминальную хронику в телепередаче, распространяется действие Кодекса профессиональной этики журналиста, Этического кодекса тележурналиста и Декларации гильдии судебных репортеров. По своей структуре этические кодексы достаточно разнородны. Некоторые из них представляют собой лишь краткий перечень моральных обязанностей. Однако в большинстве своем кодексы профессиональной этики являются хорошо структурированными актами. В них содержатся преамбула, разделы, тематически объединяющие, обязывающие и запрещающие нормы, а также предписания процедурного характера. Так, Кодекс профессиональной этики адвоката помимо преамбулы состоит из двух разделов. Первый раздел устанавливает принципы и нормы профессионального поведения адвоката. Второй раздел регламентирует процедурные основы дисциплинарного производства. Содержание норм этических кодексов предопределяется не только действующим национальным законодательством, нравственными принципами, господствующими в обществе и соответствующими профессиональными традициями, но и международно-правовыми актами <4>. Так, российский Кодекс профессиональной этики адвоката разработан с учетом норм Общего кодекса правил для адвокатов стран Европейского сообщества, а Кодекс этики аудиторов России подготовлен на основе рекомендаций Международной федерации бухгалтеров (IFAC). Этические кодексы журналистов базируются на Декларации принципов поведения журналиста, принятой Международной федерацией журналистов. -------------------------------- <4> См., например: Международный кодекс поведения государственных служащих (1996 г.) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2005. N 2. С. 148 - 152; Бангалорские принципы поведения судей (2002 г.) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2005. N 3. С. 153 - 155.
Исходя из содержательного анализа этических кодексов, можно сделать вывод о том, что в них преобладают запрещающие и обязывающие нормы. Так, этические кодексы журналистов запрещают: замалчивать общественно значимую информацию; предвосхищать в публикации судебное решение; освещать судебный процесс только с позиции обвинения или защиты; публиковать подробности самоубийства; сообщать признаки жертв и свидетелей преступлений, по которым они могут быть идентифицированы; публиковать фальсифицированные письма читателей и т. д. <5>. -------------------------------- <5> См. подр.: Профессиональная этика журналистов: В 2 т. М., 1999.
Кодекс врачебной этики содержит три группы обязанностей врача по отношению к обществу, пациенту и своим коллегам. Соответственно врачу запрещается: принимать поощрения от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов за назначение предлагаемых ими лекарств; заниматься саморекламой при общении с пациентом; публично ставить под сомнение профессиональную квалификацию другого врача. Кодекс судейской этики достаточно детально регламентирует обязанности судьи в различных ситуациях. Так, Кодекс формулирует: общие требования, предъявляемые к поведению судьи (соблюдать Конституцию РФ и действующее законодательство, а также общепринятые нормы морали, в любой ситуации сохранять личное достоинство); требования, предъявляемые к судье при осуществлении профессиональной деятельности (добросовестность, вежливость, тактичность, уважительное отношение к участникам процесса); требования, предъявляемые к судье вне сферы служебной деятельности (порядочность, честность, независимость). Сходные положения содержатся и в Кодексе этики аудиторов России (принятом Советом по аудиторской деятельности 28 августа 2003 г.). В частности, указывается, что в своей деятельности, аудитор обязан руководствоваться такими принципами, как: честность, независимость, объективность, компетентность, конфиденциальность. Примечательно, что содержание этих принципов в отдельных статьях Кодекса подробно раскрывается с учетом специфики аудиторской работы. Безусловным достоинством кодексов профессиональной этики является тот факт, что в них содержатся четкие ответы на наиболее часто встречающиеся в профессиональной деятельности сложные с нравственно-этической точки зрения вопросы ("Вправе ли врач осуществлять платное лечение другого врача?"; "Каким образом судья должен строить свои взаимоотношения со средствами массовой информации?"; "Какие поступки считаются бесчестными для аудитора?" "Может ли журналист быть информатором разведслужбы?" и т. п.). В то же время этические кодексы не являются исчерпывающими нормативными актами, содержащими предписания на все случаи жизни. В кодексах указывается, что в сложных или спорных вопросах, не урегулированных в законодательстве или кодексе профессиональной этики, лицо может обратиться за советом в соответствующий орган своего сообщества. К примеру, согласно ст. 4 Кодекса профессиональной этики адвоката, если адвокат не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в совет соответствующей адвокатской палаты субъекта РФ за разъяснением, в котором ему не может быть отказано. В большинстве кодексов профессиональной этики регламентируются вопросы дисциплинарной ответственности. Дисциплинарный проступок представляет собой нарушение норм этического кодекса, выразившееся в неисполнении специалистом возложенных на него обязанностей или в нарушении установленных запретов. Санкции за совершенные проступки могут быть самыми различными и варьироваться от замечания до исключения из профессионального сообщества. В западных государствах последствия нарушения норм этических кодексов более суровы, чем в России. Дело в том, что в зарубежных странах профессиональное сообщество выдает лицензии на занятие определенной деятельностью. Соответственно, лишение лицензии делает невозможным работу по специальности. Сходные последствия устанавливаются и в некоторых российских этических кодексах. Так, нарушение предписаний Кодекса судейской этики может повлечь досрочное прекращение полномочий судьи, а за неисполнение положений Кодекса профессиональной этики адвоката, помимо замечания и предупреждения, предусматривается прекращение статуса адвоката. В заключение отметим, что этический кодекс является важнейшим нормативным актом, регламентирующим профессиональную деятельность наравне с действующим законодательством. Его знание и соблюдение - это не только условие профессионального успеха и быстрого карьерного роста для каждого специалиста, но и настойчивое требование общества ко всем представителям социально-значимых профессий.
Название документа